Методическая разработка ко Дню библиотек Дружининской Н.Б.
Заседание клуба семейного чтения для обучающихся 4-6 классов и их родителей
Тема: «История нашего края» (к юбилею Тарногского муниципального района Вологодской области).
Цели:
а) обобщить и систематизировать представления детей об истории и культуре родного края, вологодском фольклоре; в ходе игры - соревнования закрепить знания обучающихся о родном крае и проверить самостоятельное прочтение книги местного краеведа А.А.Угрюмова «Кокшеньга»;
б) развивать мышление, память, внимание, речь обучающихся, расширять их кругозор;
в) воспитывать любовь к родному краю, интерес к его истории и культуре, формировать бережное отношение к народным традициям, потребность в постоянном чтении книг; способствовать формированию коллектива.
Ведущие – библиотекарь и классные руководители.
Место проведения - библиотека. Периодичность проведения – 1 раз в 2 месяца.
Оформление: выставка книг, стенд «Тарногскому району - 80 лет», карта Вологодской области и схема Тарногского района, изображение герба и флага Тарногского муниципального района. Из вышитых полотенец «выстроены» трои ворота под номерами 1,2,3; подготовлен портрет А.А. Угрюмова и запись песни на слова местной поэтессы В.Т. Поповой «Пусть не старится Тарнога наша».
В качестве домашнего задания к данному заседанию КСЧ детям вместе с родителями предлагалось познакомиться с книгой А.А. Угрюмова «Кокшеньга», изобразить родной край (в виде рисунков, аппликаций и т.д.).
Ход мероприятия.
1. Объявление темы заседания.
В народе говорят: Родная сторона всегда мила. Объясните эту пословицу.
- Что значат для вас родная сторона, родной край? (Проверяются поделки детей.)
- Какой юбилей отмечает наш Тарногский район в этом году? (80 лет Тарногскому
муниципальному району)
- Назовите центр Тарногского района. (Село Тарногский Городок).
- Знаете ли вы его возраст?
Тема сегодняшнего заседания - «История нашего края». На «машине времени» мысленно перенесемся в прошлое, попытаемся с помощью книг окунуться в самобытность нашей малой родины: ее природу, историю, культуру, традиции, фольклор, особенности речи и некоторых названий. В ходе игры выявим лучшего знатока нашего края. Итак, назад, в прошлое!
2. Историческая справка о Тарногском муниципальном районе.
Тарногский муниципальный район расположен на северо-востоке Вологодской области (см. карту). Он имеет площадь 5,2 тыс. кв.км. Его центр - Тарногский Городок - старинное русское село, находится в 340 км от Вологды.
История этого села и окрестных территорий уходит корнями в седую старину и тесно связана с судьбами важских земель, входивших в состав Заволочья. В давние времена эта земля называлась Кокшеньгой- по названию чистой и рыбной реки (Кокшеньга, в переводе с марийского,- «сухая река», т.е маловодная). Здесь в древности жили охотничьи племена чуди заволочской. В ХIII веке сюда, в дремучие северные леса, хлынул поток беженцев из разоренной ордами Батыя Ростово- Суздальской Руси. Столетием позже Кокшеньгу начали осваивать выходцы из Новгорода Великого.
Новгородцы в этих местах строили деревянные крепости, которые были опорными пунктами Новгорода в его междоусобной войне с Москвой. Самым южным и самым крупным из них был «городок» (что означает «крепость») в междуречье рек Кокшеньга и Тарнога (Тарнога – в переводе «травяная река»). В разное время его называли то Кокшеньгским, то Тарногским Городком. Сейчас в просторечии Тарногский район и его райцентр зовут Тарногой. Это новое название и в официальной речи почти вытеснило слово Кокшеньга.
Первое упоминание о Тарногском Городке есть в «Устюгском летописном своде» от 1453 года, когда наш край был втянут в феодальную войну. Этот год и принято считать годом основания Городка.
- Посчитайте, сколько лет Тарногскому Городку. Дорогие родители, помогите вашим детям! (562 года)
Первоначально Городок имел военное значение, но со временем утратил его. К концу XVII века крепость обветшала, стены Городка сгнили, башни обвалились. Он превратился в обыкновенный церковный погост, но сохранил в своём названии слово «городок». Два века жизнь в нём оживлялась лишь в дни ежегодных крещенских ярмарок.
Возрождение Тарногского Городка началось в 90-е годы XIX века, когда в него было переведено из деревни Игумновская правление Шевденицкой волости. С 1929 года Тарногский Городок - официальный центр Кокшеньгского района Северного края, с 1931 года - в составе Нюксенского района, с 1935- центр Тарногского района Вологодской области.
За годы Великой Отечественной войны было отправлено на фронт 7088 тарножан, из них 3515 человек не вернулись с полей сражений. Их имена занесены в Книгу Памяти. Трое участников войны (П.И. Ивановский, П.Е. Шевелев, Г.Н. Преображенский) стали Героями Советского Союза.
Теперь Тарногский Городок - это населённый пункт почти с шеститысячным населением. В нём более 30 улиц и переулков. Большинство частных домов украшено деревянным резным узором. Славится Тарногский край умельцами и мастерами резьбы по дереву, плетению из ивового прута, ткачеству и др. С 2006 года Тарнога стала «столицей меда Вологодского края».
Тарножане гордятся своими замечательными земляками: краеведом
А.А. Угрюмовым, академиком Молчановским В.Ф., дипломатическим работником Иевлевым Н.В. (он - выпускник Верхнекокшеньгской школы) и др. Звания «Почетный гражданин Тарногского Городка» удостоены заслуженный учитель школы РСФСР А.А. Угрюмов, народный художник РФ Д.Т. Тутунджан, автор книги «Тарнога- Кокшеньга в ХХ веке» М.П. Зыков, врач-хирург В.В. Нефёдов и др.(см. выставку книг).
Тарнога- место историческое. На территории района находится уникальное дохристианское Тиуновское святилище ХV века с рисунками - символами и надписями, нанесенными на камень. Ничего подобного этому святилищу ученые еще не встречали.
Прекрасна и тарногская природа, которая обязывает людей быть чище, лучше, сохранять старинную народную культуру. Эта самобытная культура видна в деревянном зодчестве и старинных церквях. Она живет в деревенском семейном укладе, в темных иконах северного письма, в старинной русской одежде, что хранится еще в бабушкиных сундуках, в тарногском удивительно музыкальном наречии, в песнях, сказках, частушках. Наша задача - сохранить и приумножить наследие, доставшееся нам от наших предков.
Для выявления капитанов команд вернемся на время в наши дни.
3. Викторина «Знаешь ли ты свой край?» (В случае затруднения родители помогают детям. За правильные ответы - жетоны.)
- С какими областями граничит Вологодская область?
- Назовите районы нашей области.
- Перечислите населенные пункты Тарногского района.
- Почему наш населенный пункт называется Озёрки?
- Назовите деревни, расположенные на территории наших Озёрок.
- В состав какого сельского поселения они входят?
- Как называют жителей Озёрок? Кокшеньги?
- Назовите реки, протекающие по территории Озёрок .
- Какие старинные обычаи и праздники нашего края вы знаете?
(По результатам викторины и представленных поделок выявляются 5 победителей, которые становятся капитанами команд. Все присутствующие делятся на 5 команд, равных по силам.)
В нашем крае бытовало много пословиц, поговорок, примет, загадок, каждая из которых несла в себе частицу народной мудрости, опыт вековых наблюдений за природой и жизнью людей. Загадки были одним из любимых развлечений наших предков. Попробуем и мы, вновь вернувшись в прошлое, поиграть в эту игру.
4. Конкурс загадок.
(Команды по жребию выбирают тему, получают загадки на листочках и разгадывают их. Кто быстрее и правильнее справится с заданием?)
1 группа - загадки о неживой природе:
1) Полна печь пирогов, в середине – каравай. (Звезды и месяц)
2) Выше лесу, тоньше волосу. (Ветер)
3) Никого не родила, а все матушкой зовут. (Земля)
4)Шуба новая, а на подоле дыра. (Прорубь на реке)
5) Не море, не земля, корабли плавают, и ходить нельзя. (Болото)
2 группа – загадки о животных:
1) Бежит Наташка в семидесяти рубашках, ветер дунет – и тело голо. (Курица)
2) Кто над нами вверх ногами? (Муха на потолке)
3) Идет в баню черен, а выходит красен. (Рак)
4) Из куста шипуля, за ногу тяпуля. (Змея)
5) Мала, а никому не мила. (Мышь)
3 группа – загадки человеке:
1) Стоит хата – кругом мохната, придет беда – и потечет вода. (Глаза)
2) Полное корыто лебедей намыто. ( Зубы)
3) Доска лежит на болоте: не сохнет, не гниет, и ржавчина не берет. ( Язык)
4) Вам дано, а люди пользуются. ( Имя)
5) Пять братьев годами равные, ростом разные. ( Пальцы)
4 группа – загадки о предметах домашнего обихода:
1) Был я копан, был я топтан, был я на пожаре, был я на кружале, сто голов кормил; выбросили из окна – и собакам не надобно. ( Горшок)
2) Сверху дыра и снизу дыра, а в середине огонь да вода. ( Самовар)
3) По избе пляшет, а в угол спать ходит. ( Веник)
4) Часто-высоко вскочило в осоку. ( Гребень)
5) Четыре братца под одной кровлей стоят. ( Стол)
5 группа - загадки о крестьянском труде:
1) Чем больше я верчусь, тем больше я толстею. ( Веретено)
2) Маленький, горбатенький, все поле обскакал, все суслоны сосчитал. ( Серп).
3) Травы поем - зубы вытуплю, песку хвачу - опять наточу. ( Коса)
4) Штучка - одноручка, носок стальной, а хвост льняной. ( Игла с ниткой)
5) Без рук, без ног на гору ползет. ( Тесто в квашне)
(По результатам конкурса определяются 3лидирующих команды, которые продолжат соревнование.)
5. Конкурс для капитанов «Золотые ворота».
- Чье имя звучало сегодня во время мероприятия уже не раз?
- Что вы знаете о нем? Какие книги написал А.А. Угрюмов?
Книга краеведа А. Угрюмова «Кокшеньга» приглашает любознательных читателей отравиться в «мир» слов, которыми пользовались наши предки. Проверим, насколько внимательно вы читали эту книгу.
(Участникам нужно дать объяснение словам, т.е. встать в те ворота (№1,2 или 3), которые соответствуют правильному ответу. Кто даст больше верных ответов? Правильные ответы отмечены ниже «+».)
Азям – 1. Мужская одежда. +
2.Турецкий воин.
3. Прозвище деревенского парня.
Нагили – 1.Грабли.
2. Гвозди. +
3. Вилы.
Сиченик – 1. Специальный нож.
2. Плохой человек.
3. Пирог. +
Складники – 1. Складные инструменты.
2. Работники склада.
3. Небольшая артель. +
Житьи люли – 1.Люди богатые.
2. Люди бедные.+
3. Люди живые.
Кружечный двор – 1. Двор, окруженный забором.
2. Кабак. +
3. Помещение для скота.
Красик – 1. Красавец.
2. Сарафан. +
3. Крашеное яйцо.
Трясенец -1. Болезнь.
2. Мука (смесь овсяной и ячневой). +
3. Решето.
Шушун – 1. Одежда. +
2. Обувь.
3. Домашняя утварь.
Тягло – 1. Земельный надел. +
2.Конная упряжь.
3. Тяжелая доля.
Ердан – 1. Непроходимый лес.
2. Оружие.
3. Прорубь. +
Пистики – 1. Маленькие дети.
2. Молодые ростки хвоща. +
3. Застежки на одежде.
(При подведении итогов остается капитан победившей команды. Приглашается вся команда для награждения. Ее участникам предлагается сыграть в суперигру.)
6. «Поле чудес» (суперигра).
Задание: как в старину называли кушанье, которое ели в Кокшеньге во время поста? (Нужда).
7. Подведение итога мероприятия.
Вот и подходит к концу наше путешествие во времени. Итак, наш родной край богат и прекрасен. Но он будет еще краше и богаче, если мы позаботимся об этом. Помните это, ребята! Дома советуем читать другие книги о малой родине.
(Звучит фонограмма песни о Тарноге на слова местной поэтессы В.Т. Поповой.
Награждаются лучшие знатоки родного края: команда и победитель.
Проводится чаепитие.)