Методическая разработка интеллектуально-развивающей игры «Целебное лукошко»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества «Приокский»
Методическая разработка
интеллектуально-развивающей игры
«Целебное лукошко»
Авторы:
педагог дополнительного образования Сорокина Людмила Викторовна,
педагог-организатор Богомолова Людмила Валентиновна
Рязань, 2022
Аннотация
Интеллектуально-развивающая игра «Целебное лукошко» разработана педагогами МБУДО «ЦДТ «Приокский» Сорокиной Л.В. и Богомоловой Л.В. Игра представляет собой набор карточек трех типов: с изображениями лекарственных растений, с названиями этих растений, с описанием области применения растений. Данная игра может быть использована учителями школ, классными руководителями, воспитателями групп продленного дня, руководителями школьных оздоровительных лагерей, педагогами дополнительного образования с детьми 1-3 классов по тема: "Лекарственные растения", "Растения родного края", "Оказание первой помощи ".
Введение
Интеллектуально-развивающая игра «Целебное лукошко» разработана педагогами МБУДО «ЦДТ «Приокский» для проведения занятий по темам «Природа - источник здоровья», «Экология в быту народа» в рамках общеобразовательных общеразвивающих программ «Истоки. Природа. Человек. Культура» (автор – Сорокина Л.В.) и "Ремесло-основа жизни"(автор-Богомолова Л.В.), которые включают изучение общих сведений о природе, растениях, животных, получение экологических знаний, знаний о традициях, культуре народа.
Выбор игры как формы подведения итогов по изучению темы определяется возрастом учащихся (1-3 класс). Опыт работы показывает позитивное отношение детей на проведение занятий-игр. Порядок работы может быть индивидуальным или групповым
Цель: закрепить навыки определения растений по внешнему виду,
Задачи:
- расширять знания детей о растениях рязанского края,
- воспитывать и развивать экологическую грамотность учащихся,
- формировать потребность в получении знаний по этнографии и краеведению.
- развивать внимание, быстроту реакции, логическое мышление, коммуникативные качества.
Оборудование: набор карточек с изображениями растений, сгруппированных по 6 на каждой карточке, карточки с названиями растений, с описанием области применения в народной медицине. Можно напечатать 2-3 комплекта, в зависимости от количества игроков.
Правила игры:
Уровень 1. Каждый участник получает по одной карточке с изображениями лекарственных растений. На столе стопкой картинкой вниз лежат карточки с вариантами изображений растений. Одна карточка из стопки выкладывается картинкой вверх. участники игры должны найти и подобрать карточку к своей карточке (хотя бы одно изображение растения должно совпадать). Кто первый найдет совпадение, называет его и забирает карточку себе. Побеждает тот, кто наберет больше карточек.
Уровень 2. На столе разложены карточки с названиями растений текстом вверх. Каждый игрок получает по одной карточке с изображениями растений и в порядке очереди хода подбирает карточки с названиями к своим изображениям на карточке. Побеждает тот, кто наберет больше карточек.
Уровень 3. Карточки с названиями и изображениями растений лежат на столе стопкой картинкой вниз, игроки получают по три карточки с изображениями. На стол выкладывается карточка с названием растения. Первый игрок кладет на центр стола карточку с изображением растения, соответствующего названию, следующие игроки кладут свои карточки сверху этой карточки с изображением , если у них таких изображений нет, то берут карточку из стопки на столе, и так далее. Побеждает тот, у кого останется меньше карточек.
Примечание: важно соблюдать очередность игры.
Знания, которыми должны обладать учащиеся для участия в игре
- Иметь представления о разнообразии растений, произрастающих в Рязанской области..
- Знать особенности внешнего вида растений, разделенииих на группы по жизненным формам.
- Обладать начальными навыками экологической культуры.
- Иметь начальные знания о применении лекарственных растений.
Использованная литература
- В. Ф. Корсун, Е. В. Корсун, М. А. Малышко, Н. А. Огренич. Фитотерапия для детей. Травы жизни. ЛитРес, - М., 2021, электронная книга
- Крюкова Т. Лесная аптека. Сказочная энциклопедия лекарственных растений - М., Изд. Аквилегия, 2018
- Дмитриева Т.Н., Пескова И.М., Куксина Н.В. Растения России. Лучший определитель.,- Аванта, АСТ, 2021
- Загадки русского народа. – М., 1996
- Красная книга Рязанской области: официальное научное издание. Отв. ред. В.П. Иванчев, М.В. Казакова. – Изд. 2-е, переработанное и дополненное. – Рязань, НП «Голос губернии«, 2011.
- Лаврентьева Л.С., Смирнов Ю.И. Культура русского народа. – СПб., 2005
Электронные образовательные ресурсы.
- .rzn-ecolog.ru
- .m.vk.com
- .rbcu.ru
- https://ecoclass.me/lk/lessons/
- www. metodkabinet.eu
- www.ped-kopilka.ru