Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...

методическая разработка и конспект урока литературы "Порохом пропахнувшие строки!

Методическая разработка и сценарий урока по литературе в 7 классе Тема: «Порохом пропахнувшие строки. Героизм в поэзия поэтов-фронтовиков» МБОУ СОШ№7 имени П.Д.Стерняевой Смирнова Марина Николаевна учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ№7 1-я квалификационная категория Геленджик с. Кабардинка Краснодарского края, ул. Советов 2 телефон 89183236334 Пояснительная записка Цель данного урока: Познакомить учащихся с творчеством поэтов-фронтовиков. Показать важность поэтического творчества в годы войны и в наше время. Задачи урока: Образовательные: Познакомить учащихся со стихотворным наследием Познакомить учащихся с судьбой некоторых поэтов и их произведений Выявить причины популярности поэзии в годы ВОВ Определить значение поэзии в годы войны Развивающие: Развивать навыки выразительного чтения текстов Развивать умение анализировать стихотворные тексты Развивать познавательные способности учащихся Способствовать развитию слуховой и зрительной памяти Воспитывающие: Прививать любовь к литературному творчеству русских поэтов. Методическая разработка может быть использована для проведения урока литературы, классного часа, урока мужества среди учащихся 7-9 классов. Ожидаемые результаты: Предметные: ученики познакомятся с биографией А.Т.Твардовского, Ю.Друниной, К.Симоновым, Лебедевым-Кумачом, художественными особенностями творчества поэтов-фронтовиков, ролью поэтического творчества в годы войны и для нынешнего поколения Метапредметные: Познавательные: ученикам научиться ориентироваться в справочной литературе, пользоваться изучающим видом чтения. отвечать на вопросы учителя, сравнивать и делать выводы ,находить нужную информацию в различных источниках, ресурсах Интернета .Осуществлять анализ и синтез. Устанавливать причинно-следственные связи. Строить рассуждения. Регулятивные: ученики научатся самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока ,овладевать способностями понимать учебные задачи урока, отвечать на вопросы учителя. Оценивать свои достижения на уроке. Коммуникативные: ученики научатся владеть умениями выразительно читать стихотворения, вести диалог, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями. Личностные: Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному, осознавать эстетическую ценность русской литературы, анализировать и характеризовать эмоциональное состояние и чувства окружающих, строить взаимоотношения с их учетом. Формирование восприятия текста, как произведения искусства. Тип урока – урок - проект В предварительной беседе с учащимися необходимо выяснить, с какими произведениями, посвященными Великой Отечественной войне, знакомы ребята. Объяснить, как будет проходить урок, что нужно подготовить к нему, порекомендовать учащимся литературу для домашнего чтения, предложить распределиться на группы, познакомиться с творчеством одного из поэтов, выучить наизусть полюбившееся стихотворение, подготовить материал для рассказа на уроке ответить на вопросы: «Чем волнуют стихи о Великой Отечественной войне? Какое стихотворение вызвало особый интерес и почему?». Учащиеся класса распределяются на несколько творческих групп и заранее готовятся к уроку. 1-я группа учащихся - изучает поэзию военного времени поэта Константина Симонова, готовит сообщение о нем, подбирает материалы для выпуска страницы боевого листка, готовит выразительное чтение стихотворений на выбор. 2-я группа учащихся знакомится с творчеством Александра Твардовского и делает сообщение о военной поэзии поэта и готовит выразительное чтение стихотворений на выбор, подбирает материалы для выпуска страницы боевого листка. 3-я группа учащихся изучает творчество Юлии Друниной, делает сообщение о военной поэзии поэта, подбирает материалы для выпуска страницы боевого листка и выразительного чтения стиха 4-я группа - изучает творчество В.Лебедев-_Кумача делает сообщение о военной поэзии поэта, подбирает материалы для выпуска страницы боевого листка и выразительного чтения стиха 5-я группа учащихся подбирает аудио записи песен о войне, фото военной хроники, делает фотомонтаж для слайд-показа к уроку по теме «Великая Отечественная война. Кадры хроники» Перечень литературы для обучающихся. Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне : в 12 т. «Венок славы». – Т. 1-5. – М., 1987. Друнина Ю.В. «Метель» - М., «Советский писатель», 1988г. Друнина Ю.В. «Мне в мире до всего есть дело» - М, «Книга», 1978г. Василий Лебедев-Кумач. Избранное. Стихотворения. Песни. М..1987 К.Симонов.Стихотворения и поэмы. Л., 1990. (Б-ка поэта. М. 1983 Константин Симонов в воспоминаниях современников. М., 1984; Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000. Сто суток войны. Смоленск, 1999; Современный словарь-справочник по литературе / Сост. Кормилова С.И. М. 1999. С. 184. Сурков В.А. «Краткая литературная энциклопедия» - 2 том, М., «Советская энциклопедия», 1964г. Свеча // Рассказы о войне. М., 2000. С.135-146; Твардовский А.Т. Избранные произведения : В 3-х т./ Сост. и подгот. текста Фрадкина С. Творчество Константина Симонова. М., 1968; Перечень литературы для педагогов Акаткин В.М. Александр Твардовский: Стих и проза. Воронеж. 1977. Абрамов А. Голос набата. Фронтовая хроника // Лирика и эпос Великой Отечественной войны. М. 1975. Беккер М. Творческий путь Лебедева-Кумача/ В книге М.Беккер. О поэтах. М.-1961 Вишневская И. Константин Симонов: Очерк творчества. М., 1966; Ваншенкин К. Жизнь на износ: О К.Симонове // Октябрь. 1984. №11; Данилова Л. Памяти писателя Константина Симонова // Рязанский следопыт. 1999. №8; К.Симонова «С тобой и без тебя» // Вопросы литературы. 1996. №4; Лазарев Л. Константин Симонов: Очерк жизни и творчества. М., 1985; Романова Р.М. Александр Твардовский: Страницы жизни и творчества. М. 1989 Поэзия: Сб./Под ред. Л. П. Кременцова. Л.: Просвещение, 1988. Симонов А. Если дорог тебе твой отец... // Литературная газета. 1995. №48; Твардовский А.Т. Собр. соч.: В 5-ти т. Т.1-5. М. 1966 1971. поэзии. М. 1956 Турков А. Последний бой Твардовского // Дружба народов. 1987. № 9. С.260-265. Турков А. «Я не ранен. Я убит.» / Из воспоминаний об А.Т.Твардвоском Знамя. 2000. № 1. С.161-174. Чернова И. «Я счастлив тем, что я оттуда.» // Литература / Прил. к газ. «Первое сентября». 1997. № 39. Чернова И. А. Лирический цикл А.Твардовского «Памяти матери»// Литература в школе. 2000. № 4. С. 55-61 Журнал-сборник сценариев для библиотек, 1 выпуск, 2000г. Шагалов А.Ф. «Уроки ответственности» - М., «Военное издательство», 1986г. Список используемых источников. 1. http://www.rupoem.ru/drunina/all.aspx 2. http://er3ed.qrz.ru/drunina.htm 3. http://www.testsoch.net/yuliya-drunina-poet-vojny-stixotvorenie-druninoj-zinka/ 4. http://www.biografguru.ru/about/drunina/?q=4810 Материально-техническое обеспечение: Средства обучения – портреты поэтов, презентация, аудиозаписи песен ВОВ, тематические стенды, оформление доски, раздаточный материал (фотографии, копии страниц газет военного времени, копии писем-треугольников, копии плакатов военных лет, фотокопии военных орденов и медалей), предметы военных лет: солдатская каска, гильзы от снаряда, планшет военного корреспондента, стилизованное знамя полка, алая гвоздика в вазе- гильзе, выставка книг, сборников стихов поэтов военного времени. Оборудование – компьютер, проектор, экран, акустическая система Конспект урока литературы 7 Б класс Тема: « Порохом пропахнувшие строки.» Героизм в стихотворениях поэтов-фронтовиков. Цель: учащимся определить значение поэтического жанра в годы Великой Отечественной войны. Задачи: Образовательные: Познакомить учащихся со стихотворным наследием Познакомить учащихся с судьбой некоторых поэтов и их произведений Выявить причины популярности поэзии в годы ВОВ Определить значение поэзии в годы войны Развивающие: Развивать навыки выразительного чтения текстов Развивать умение анализировать стихотворные тексты Развивать познавательные способности учащихся Способствовать развитию слуховой и зрительной памяти Воспитывающие: Прививать любовь к литературному творчеству русских поэтов Формировать поэтический вкус учащихся Материалы к уроку: Презентация «Война. Хроника кадров», записи песен о войне, сборники стихотворений, фото военных лет, биографический материал о поэтах, подборка стихов. Оформление доски: тема урока: «Порохом пропахнувшие строки . Эпиграф: Фронтовые поэты, С напором свинцового шквала Ваши жизни судьба, Ваши жизни война рифмовала. И едва затихало сраженье – Атаке не вечно же длиться. Как оно оживало На ваших горящих страницах. Этапы урока Содержание Планируемые результаты 1.Вступительное слово учителя. Аналитическая беседа с учащимися: «Что мы знаем о войне» Формулировка темы урока, проблемы Учитель: В этом году наша страна будет отмечать 70- летие самого главного праздника-Дня Победы. Почему он самый главный праздник? Ученики: Потому что советские солдаты отстояли независимость нашей Родины в борьбе против фашистских захватчиков. Учитель: Ежегодно страна отмечает этот великий праздник со слезами на глазах. Включается слайд-показ «Великая Отечественная война.Фтографии военной хроники»» Учитель: Нет такой семьи, которую бы черным крылом не затронула война. Знаете ли вы о военной судьбе ваших прадедов? Дети рассказывают о своих родственниках. Учитель: Время течет неумолимо, все меньше ветеранов остается. Сегодня вы еще можете встретиться с фронтовиками и услышать их рассказы. Но ваши дети и правнуки уже не увидят героев самой страшной войны. Как смогут они узнать об этом страшном и в то же время прекрасном времени? Дети: Можно будет увидеть и прочитать материалы, документы в музеях, посмотреть киноленты, военную хронику, можно прочитать книги-воспоминания, художественные произведения. Учитель: Сегодня тема нашего урока нашего урока….. На доске строки: Я порохом пропахнувшие строки. Из – под обстрела вынес на руках Учитель:Как вы думаете, кто лучше мог рассказать о войне? Конечно, писатели и поэты-участники сражений. Тот, кто сам участвовал в бою, выбирался из окружения, видел смерть своих товарищей, кто сам совершал подвиги. Сегодня тема нашего урока - героизм в творчестве поэтов-фронтовиков. Учитель. В годы Великой Отечественной войны поэзия переживала особый подъем. Именно в стихах выразилась сила патриотического воодушевления. Именно стихи способны были быстро реагировать на постоянно меняющиеся события военных дней. Стихи кричали с плакатов, их можно было увидеть на спичечных коробках, они мелькали на броне танка, бросались дождем листовок из самолетного люка, занимали радиоэфир и газеты. И все это для того, чтобы воодушевить людей, поддержать их, поднять на борьбу. Роль поэзии была огромна! Вот почему стихи имели такую власть над теми, кто их читал. Военные корреспонденты собирали материал о сражениях, боевых операциях, о каждодневном подвиге простых солдат, писали статьи, выпускали номера газеты, боевые листки в военных условиях, под обстрелом, под бомбежками. Сегодня вам предстоит выбрать материал и выпустить боевой листок о творчестве поэта. А затем представить творчество этого поэта, прочитать стихотворение и рассказать историю его создания, а также его значение в военные годы. Дети работают над выпуском страницы.Звучит запись песни на слова К.Симонова «Песенка фронтовых корреспондентов» в исполнении Л.Утесова и современных певцов. Предметные: познакомятся с биографией А.Т.Твардовского, Ю.Друниной, К.Симоновым, Лебедевым-Кумачом, художественными особенностями творчества поэтов-фронтовиков, ролью поэтического творчества в годы войны и для нынешнего поколения Метапредметные: Познавательные: ориентироваться в справочной литературе, пользоваться изучающим видом чтения. отвечать на вопросы учителя, сравнивать и делать выводы ,находить нужную информацию в различных источниках, ресурсах Интернета .Осуществлять анализ и синтез. Устанавливать причинно-следственные связи. Строить рассуждения. Регулятивные: Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока ,овладевать способностями понимать учебные задачи урока, отвечать на вопросы учителя. Оценивать свои достижения на уроке. Коммуникативные: владеть умениями выразительно читать стихотворения, вести диалог, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувст и мыслей. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями. Личностные: Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному, осознавать эстетическую ценность русской литературы, анализировать и характеризовать эмоциональное состояние и чувства окружающих, строить взаимоотношения с их учетом. Личностные результаты Формирование восприятия текста, как произведения искусства. . II.Представление групповых проектов Выпуск боевого листка и представление работы. Сообщение учащихся по группам о творчестве поэтов- фронтовиков, аргументируя основной мотив творчества1-2 стихами. Выразительное чтение стихов. Стихи о погибших поэтах Минута молчания III.Итог урока Рефлексия Составление букета-памяти поэтам-фронтовикам с аргументацией Выставление оценок 1Y.домашнее задание: Написать сочинение-размышление о роли поэта на войне Ребята разделены на 4 группы. Они выпускают боевой листок о творчестве и биографии поэта, представляют его, читают выразительно стихи или отрывки из стихов своего поэта 1- готовит представление о К.Симонове 2- о А.Твардовском 3- о В.Лебедеве-Кумаче 4- о Ю.Друниной Ученики задают интересующие вопросы группе ребят, выпустившей страницу листка и представившей творчество поэта. Учитель: Ребята, поэты и писатели, военные корреспонденты плечом к плечу сражались на фронтах войны, порой сами совершали подвиги, погибали. Из 1280 членов Союза писателей в начале войны ушли на фронт 900 чел., не вернулись с фронта-470. Ученица: В.Екимцев «Поэт» Где-то под лучистым обелиском, От Москвы за тридевять земель, Спит гвардеец Всеволод Багрицкий, Завернувшись в серую шинель. Где-то под березою прохладной, Что мерцает в лунном далеке, Спит гвардеец Николай Отрада С записною книжкою в руке. И под шорох ветерка морского, Что зарей июльскою согрет, Спит без пробужденья Павел Коган Вот почти уж семь десятков лет. И в руке поэта и солдата Так вот и осталась на века Самая последняя граната Самая последняя строка. Спят поэты — вечные мальчишки! Им бы завтра на рассвете встать, Чтобы к запоздавшим первым книжкам Предисловья кровью написать! Учитель: Давайте почтим минутой молчания погибших поэтов. Учитель: Поэзия в годы войны – оперативный, доходящий до самого сердца читателя род литературы, глубоко патриотичный эмоциональный, личный. Учитель:Давайте составим букет памяти поэтам-фронтовикам. Вам предстоит выбрать один цветок и рассказать, что он символизирует. Красный-цвет пролитой крови поэтов Желтый-цвет вечной славы подвига Черный – цвет скорби и памяти о солдатах Розовый- цвет надежды и вечной жизни. Учащиеся составляют букет из разноцветных тюльпанов и аргументируют свой выбор. Учитель: получают «5» те ребята, которые готовили материал к уроку. Кто выступал. III. Итог урока. приложения к уроку Юлия Друнина родилась 10 мая 1924 года в Москве. С детства она любила читать. В 11 лет начала писать стихи. Когда началась война, в восемнадцатилетнем возрасте Юлия Друнина записалась в добровольную санитарную дружину, работала санитаркой Окончила курсы медсестёр. В конце лета 1941 года, с приближением немцев к Москве, была направлена на строительство оборонительных сооружений под Можайском. Там, во время одного из авианалётов, она потерялась, и была подобрана группой пехотинцев, которым очень нужна была санитарка. Вместе с ними Юлия Друнина попала в окружение и 13 суток пробиралась к своим по тылам противника. Именно в этом пехотном батальоне — вернее, в той группе, что осталась от батальона, попавшего в окружение, — Юля встретила свою первую любовь. В стихах и в воспоминаниях она называла его Комбат — с большой буквы, но нигде не упоминала его имени, хотя память о нём пронесла через всю Великую Отечественную войну и сохранила навсегда. Уже в самом конце труднейшего пути, при переходе линии фронта, когда в группе оставалось всего 9 бойцов, командир батальона подорвался на противопехотной мине. Вместе с ним погибли ещё двое бойцов, а Друнину сильно оглушило. Оказавшись снова в Москве осенью 1941 года, Юлия Друнина вскоре вместе со школой, в которой директором был её отец, была эвакуирована в Сибирь. После смерти отца в начале 1942 года Юлия уехала в Хабаровск, где стала курсантом Школы младших авиационных специалистов По прибытии на фронт Юлия Друнина получила назначение в 667-й стрелковый полк 218-й стрелковой дивизии медсестрой. В этом же полку воевала санинструктор Зинаида Самсонова (погибла 27 января 1944 года, посмертно удостоена звания Героя Советского Союза), которой Друнина посвятила одно из самых проникновенных своих стихотворений «Зинка». В 1943 году Друнина была тяжело ранена — осколок снаряда вошёл в шею слева и застрял всего в паре миллиметров от сонной артерии. Не подозревая о серьёзности ранения, она просто замотала шею бинтами и продолжала работать — спасать других. Скрывала, пока не стало совсем плохо. Очнулась уже в госпитале и там узнала, что была на волосок от смерти. В госпитале, в 1943 году, она написала своё первое стихотворение о войне, которое вошло во все антологии военной поэзии: Я только раз видала рукопашный, Раз наяву. И тысячу — во сне. Кто говорит, что на войне не страшно, Тот ничего не знает о войне. После излечения Друнина была признана инвалидом и комиссована. Но затем Друнина попала в 1038-й самоходный артиллерийский полк 3-го Прибалтийского фронта. Воевала в Псковской области, затем в Прибалтике. В одном из боёв была контужена и 21 ноября 1944 года признана негодной к несению военной службы. Закончила войну в звании старшины медицинской службы. За боевые отличия была награждена орденом Красной звезды и медалью «За отвагу». Пережитое ею на войне стало главной темой творчества: До сих пор не совсем понимаю, Как же я, и худа, и мала, Сквозь пожары к победному Маю В кирзачах стопудовых дошла. И откуда взялось столько силы Даже в самых слабейших из нас?.. Что гадать! — Был и есть у России Вечной прочности вечный запас. Комиссовавшись, декабре 1944 года Юлия Друнина снова возвращается в Москву учится в Литературный институт. В начале 1945 года в журнале «Знамя» была напечатана подборка стихов Юлии Друниной, в 1948 году — стихи «В солдатской шинели». В 1948 году вышла первая книга стихов Юлии Друниной «В солдатской шинели». В 1967 году Друнина побывала в Германии, в Западном Берлине. Во время поездки по ФРГ её спросили: «Как Вы сумели сохранить нежность и женственность после участия в такой жестокой войне?» Она ответила: «Для нас весь смысл войны с фашизмом именно в защите этой женственности, спокойного материнства, благополучия детей, мира для нового человека». Констатин Симонов- Лауреат Государственной премии СССР (1942, 1943, 1946, 1947, 1949, 1950), Ленинской премии (1974). Герой Социалистического Труда (1974). Константин Симонов родился 28 ноября 1915 года в Петрограде. Константин Симонов его псевдоним, настоящее имя Кирилл. В1938 году закончил литературный институт имени Горького. В 1939 году был отправлен в качестве военного корреспондента в Халкин – Гол. В течение года учился на курсах военных корреспондентов при Военно-политической академии. С началом ВОВ был призван в армию, работал в газете « Боевое знамя», но большинство его произведений печатались в «Красной звезде». В 1942 году получил звание старшего батальонного комиссара , в 1943 стал подполковником , а после войны ему было присвоено звание полковника. как военный корреспондент побывал на всех фронтах , прошел по землям Румынии , Болгарии , Польши , Югославии и Германии , был свидетелем последних боев за Берлин. Он одним из первых обратился к теме русского человека на войне. Как военный корреспондент, побывал на всех фронтах, прошел по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боев за Берлин. После войны появились его сборники очерков: "Письма из Чехословакии", "Славянская дружба", "Югославская корреспондента».После войны в течение трех лет Симонов пробыл в многочисленных зарубежных командировках (Япония, США, Китай).С 1958 по 1960 жил в Ташкенте как корреспондент "Правды" по республикам Средней Азии.Первый роман "Товарищи по оружию" увидел свет в 1952, затем первая книга трилогии "Живые и мертвые" — "Живые и мертвые" (1959). В 1961 Театр "Современник" поставил пьесу Симонова "Четвертый". В 1963 появилась вторая книга трилогии — роман "Солдатами не рождаются". (В 19/0— 3-я книга "Последнее лето".) По сценариям Симонова были поставлены фильмы: "Парень из нашего города" (1942), "Жди меня" (1943), "Дни и ночи" (1943), "Бессмертный гарнизон" (1956), "Нормандия-Неман" (1960, совместно с Ш.Спаакоми, Э.Триоле), "Живые и мертвые" (1964).В послевоенные годы общественная деятельность Симонова складывалась таким образом: с 1946 по 1950 и с 1954 по 1958 он был главным редактором журнала "Новый мир"; с 1954 по 1958 он был главным редактором журнала "Новый мир"; с 1950 по 1953 — главным редактором "Литературной газеты"; с 1946 по 1959 и с 1967 по 1979 — секретарем Союза писателей СССР.Умер К.Симонов в 1979 в Москве. Мы выбрали стихотворение «Жди меня». Солдаты вырезали их из газет, переписывали вручную и отправляли в письмах. Эти письма-треугольники так ждали не только на фронте, но и в тылу. Именно его бойцы хранили в карманах своих гимнастерок» Ведь это очень важно – знать, что тебя кто-то ждет. Это стихотворение Константин Симонов написал в 1941 году, оно посвящено любимой женщине Валентине Серовой. Жанр стихотворения – послание, лирический герой обращается к любимой: «жди, ты». Основная мысль заключена в первой строчке: «Жди меня и я вернусь» - задушевная мысль о том, как важно ожидание для солдата, эта строчка звучит как рефрен, призыв. Это лирический монолог-послание Военный путь А.Т.Твардовского начался с осени 1939 года, когда он в качестве военного корреспондента участвовал в походе Красной Армии в Западную Белоруссию, а затем в финской компании (1939–1940).Когда началась Великая Отечественная война, Твардовский был снова в строю. Поэт вспоминал, что «в 1941 году под Киевом... едва вышел из окружения. Редакция газеты Юго-Западного фронта, в которой он работал, размещалась в Киеве. Армейские части уже отошли за Днепр, а редакция все еще работала... Твардовский спасся чудом: его взял к себе в машину полковой комиссар, и они едва выскочили из смыкавшегося кольца немецкого окружения». Весной 1942 года он вторично попал в окружение - на этот раз под Каневом, из которого, вышел опять-таки «чудом». В середине 1942 года Твардовский был перемещен с Юга - Западного фронта на Западный фронт, и теперь до самого конца войны его родным домом стала редакция фронтовой газеты «Красноармейская правда». За годы войны А.Т.Твардовский создал многочисленные стихи, объединенные во “Фронтовую хронику”, очерки, корреспонденции Мы выбрали стихотворение «Я убит подо Ржевом».автор считал, что мы обязаны хранить память о тех, кто отдал жизнь ради победы, хотел, чтобы мы все чувствовали вечное обязательство перед павшими. Стихотворение написано от лица погибшего бойца. (Читается стих). Еще мы выбрали отрывок из поэмы «Василий Теркин»Над поэмой «Василий Терки» А.Твардовский работал в течении всей Великой Отечественной войны. Первые главы,напечанные в 1942 году. сразу полюбились бойцам, солдаты цитировали строчки из поэмы. Им был дорог такой простой, веселый солдат-балагур, так похожий на многих из них. Начиная с 1942 года, Твардовский всю войну работал над поэмой. Она сначала издавалась отдельными главами. Поэму «Василий Теркин» читали наши прадеды, дедушки, папы, читаем и мы. Василий Иванович Лебедев-Кумач родился в 1898 году в семье сапожника в Москве. Его настоящая фамилия Лебедев, но знаменитым он стал под псевдонимом Лебедев-Кумач. Рано начал писать стихи - с 13-ти лет. Рано начал писать стихи - с 13-ти лет. В 1916 году было напечатано его первое стихотворение. В 1919-21 годах Лебедев-Кумач работал печати в военном отделе "Агит-РОСТА" - писал рассказы, статьи, фельетоны, частушки для фронтовых газет, лозунги для агитпоездов. Одновременно учился на историко-филологическом факультете МГУ. С 1922 года сотрудничал в "Рабочей газете", "Крестянской газете", "Гудке", в журнале "Красноармеец", позднее в журнале "Крокодил", в котором проработал 12 лет. С 1929 года Лебедев-Кумач принимал участие в создании театральных обозрений для "Синей блузы", написал тексты песен к кинокомедиям "Веселые ребята", "Волга-Волга", "Цирк", "Дети капитана Гранта" . Песни, написанные на стихи Лебедева-Кумача, продолжают жить среди нас: они звучат по радио, их поют новые исполнители, с ними знакомо уже не одно поколение людей нашей страны . Когда пришла война, все встали на борьбу с врагом. Все ковали победу. И в эту победу внес свой вклад Лебедев-Кумач, внес не только песней, но и непосредственным участием в военных действиях в рядах военно-морского флота. Лебедев-Кумач пришел с фронта, награжденный тремя орденами, а также медалями. Он умер в 1949 году, но его поэзия любима. Во время Великой Отечественной войны Лебедев-Кумач служил в военно-морском флоте политработником. Был сотрудником газеты «Красный флот»Войну закончил в звании капитана первого ранга. В годы войны Лебедев-Кумач написал много песен и стихов, которые воодушевляли солдат на борьбу с врагом. Мы выбрали стихотворение «Священная война». Уже через несколько дней после начала войны поэт пишет стихотворение «Священная война». ". 24 июня 1941 года оно было опубликовано в "Красной звезде" и "Известиях", а вскоре автор текста был объявлен фашистами врагом рейха.). За песню "Священная война" в 1941 году Лебедев-Кумач получил Сталинскую (Государственную) премию, которую отдал в фонд фронта. Она воплотила в себе всю гамму чувств, которые бушевали в сердце любого человека нашей Родины в первые дни войны. Здесь и праведный гнев, и боль за страну, и тревога за судьбы близких и родных людей, и ненависть к фашистским захватчикам, и готовность отдать жизнь в борьбе против них. Под эту песню шли добровольцы на призывные пункты, под нее уходили на фронт, с ней трудились оставшиеся в тылу женщины и дети. "Вставай, страна огромная!" – призывал он(читает стих) Поэт был награжден: орден Трудового Красного Знамени (1937) — «за выдающуюся деятельность» орден Красной Звезды (1940) — «за образцовое выполнение приказов командования в борьбе с белофиннами» орден «Знак Почёта» (1938) — «за выдающиеся заслуги в области художественной литературы»[2]. медаль «За оборону Москвы»