Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
24.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
22.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...
19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...

Методическая разработка «Экскурсионные объекты Республики Башкортостан. Чишминские мавзолеи» (в помощь молодым педагогам)

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский центр туризма, краеведения и экскурсий «Меридиан» городского округа город Уфа Республики Башкортостан

 

Методическая разработка «Экскурсионные объекты Республики Башкортостан. Чишминские мавзолеи» (в помощь молодым педагогам)

Автор: педагог дополнительного образования Гумерова А.И.

 

 

Цели:

  1. Помочь молодым педагогам методически правильно подготовиться к проведению экскурсии;

  2. Всесторонний анализ мавзолея;

  3. Сбор материалов о Хусейн-беке и Тура-хане.

Задача: последующая реализация изученного материала при подготовке и проведении экскурсий с воспитанниками Центра.

Список используемых источников:

1. Гарустович Г.Н. Распространение ислама в южноуральском регионе; проблемы духовной культуры тюркских народов СССР. – Уфа, 1991.

2. Гарустович Г.Н. Погребения в каменных мавзолеях Башкирского Приуралья.//Наследие веков. Охрана и изучение памятников археологии в Башкортостане. Выпуск 1: Сборник статей. – Уфа, 1995.

3. Гумилёв Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. – М., 1989.

4. Грани познания: Сборник научных трудов молодых учёных. – Уфа: «Восточный университет», 2000; статья Юсупова Р.М. и Нечвалоды А.И. «Семейный некрополь средневековья в Чишмах».

5. «Уфа» № 8, 2007.

6. «Уфимские ведомости» № 42 (95) 19 октября 2004 г.

Введение

 

История Башкортостана уходит вглубь веков. Здесь лежали караванные пути из Европы в Азию и Индию, пылали костры многих кочевых племён.

Одним из самых интересных и загадочных периодов в истории Башкирии были XIII-XIV века. Многие башкирские шежере начинаются с эпохи Чингисхана. И это не только дань традициям или  некий общепринятый стандарт. Дело обстоит иначе. Во многих районах Башкортостана местные жители убеждены в том, что Великий каган не только проходил со своим войском по их земле, но даже похоронен в ней, и что могила его в прошлом была известна многим старым людям, но со временем забыта. Существуют также предания, что башкиры спасли юного Темучина от врагов.

О Тамерлане, «железном» воине, покорившем сотни народов, знает любой образованный человек. Но мало кто знает, что он оставил незабываемый след не только в истории Башкирии, но и в истории поселка Чишмы, что в сорока километрах от Уфы.

Оказалось, что распространение мусульманской религии повсеместно сопровождалось строительством молитвенных зданий и мавзолеев над «могилами святых», являющихся в настоящее время образцами древнего башкирского архитектурного зодчества. Эти памятники искусства у башкир называются «кэшэнэ». На современной территории республики имеются три каменных мавзолея, построенных в XIII — XIV веках, два из которых расположены в Чишминском, а третий — в Кугарчинском районах.

В нашем случае речь пойдет о мавзолеях Хусейн-бека и Тура-хана.

 

Актуальность исследования:

 

 Изучение культовой архитектуры эпохи Золотой Орды  очень интересно, но связано с массой трудностей. Очень мало данных о них в литературе. Археологические исследования многих усыпальниц ещё только начинаются. Практически нет данных по погребальному обряду, да и хронология постройки чаще всего основывается на архитектурном анализе по аналогии с памятниками Средней Азии. Кэшэнэ Хусейн-бека и Тура-хана также относятся к интереснейшим, но малоизученным памятникам средневекового зодчества.

 

Местонахождение мавзолея Хусейн-бека.

 

Мавзолей Хусейн-бека: ж/д станция Чишмы― вдоль ж/д путей на восток до Нефтебазы ― Мусульманское кладбище ― Мавзолей Хусейн-бека.

В центре древнего кладбища Акзират, на восточной окраине станции Чишмы высится квадратное строение, увенчанное сферическим куполом. В легендах, записанных среди местного населения, постройка носит название «кэшэнэ» (мавзолей) Хусейн - бека.

У подножия террасы, занятой некрополем, находится озеро - старица реки Дёмы. Ещё в начале XX века на склоне бил родник, ныне заросший.

Акзират (баш. «белое, святое кладбище») в XIX, XX вв. посещали многочисленные мусульманские паломники, совершавшие в «божественном» ручье омовения.

 

Архитектура мавзолея

 

Мавзолей возведён из крупных тёсаных обломков известняка. Он возвышается над современной поверхностью земли более чем на пять метров.

Вход в мавзолей расположен с южной стороны, а в центре трёх других стен пробиты окна, имеющие полукруглые завершения.

Время не пощадило этот памятник. Возведенное в XIV веке здание кэшэнэ уже к XVIII-XIX вв. было превращено временем в руины. От старинной постройки сохранилось в неизменном виде только основание.   

И вот 23 января 1845 года в Москву уходит рапорт исправника Уфимского уезда Управления Оренбургской губернии о том, что у деревень Чишмы и Термы разрушаются мусульманские святыни, ставшие архитектурными памятниками и представляющие большую историческую ценность. Впоследствии начальнику 3-го мещерякского кантона было дано указание о восстановлении и сохранении этих мусульманских святынь.

Прибывший в Чишмы архитектор Вельяминов-Зернов сделал обмеры разрушающегося мавзолея, потерявшего к тому времени уже свой купол.

По его описанию мавзолей имеет в основании форму квадрата размером 8x8 м. Толщина стен — около 1,5 м. Высота стен, зафиксированная исследователем, составляла 4 м. Купольное прикрытие и потолок в то время уже не существовали.

С южной стороны в здание вела дверь высотой 2 м и шириной около 1 м. С наружной стороны дверной проём был ограничен двумя продолговатыми и низкими платформами, которые оканчивались откосами.

В северной, восточной и западной стенах было проделано по одному сводчатому окну высотой около 1 м и шириной 0,7 м.

Часть внутреннего пространства в центре здания была отгорожена стеной, в то время развалившейся.

Мавзолей имеет каноническую для мусульманской архитектуры трёхчленную структуру. Основание — куб, или четверик, состоящий из метровых, толстых стен высотой около 4-х метров. Второй уровень - невысокий восьмигранный барабан, переходящий на высоте 2 м в шатровый купол. Вероятно, внутри купол был сферическим. Переход осуществлялся при помощи тромпов (особым образом срезанные углы стен) — приём широко известный на мусульманском Востоке. Внутренним тромпам соответствовали, по-видимому, наружные треугольные откосы. Общая высота стен здания была, скорее всего, больше 7 метров.

В 1911 году уфимским муфтием Ходжи Мухаммедьяром Мухаммед Шериф Султановым было принято решение о восстановлении  почитаемой мусульманами святыни.

По записям Вельяминова кэшэнэ было восстановлено, а купол в соответствии с восточными традициями возвели сферическим. К сожалению, при перестройке средневекового архитектурного сооружения строители не стремились к точному воспроизведению первозданных форм мавзолея. Верхняя часть мавзолея  была восстановлена со значительным отклонением от первоначального вида.

По форме и технике строительства мавзолей Хусейн-бека напоминает мавзолеи Золотой Орды в Среднем Поволжье XIV века и, скорее всего, был построен мастерами - выходцами оттуда.

 

Хусейн-бек

 

Кому же поставлен этот памятник?

Традиционно распространение ислама на обширной территории Южного Приуралья, заселенного кыпчакоязычными племенами башкир, связывается с именем хана Золотой орды Узбеком (1312-1340 гг.). В 1312 году молодой царевич Узбек узурпировав власть в орде, придал исламу, как сейчас бы мы выразились, «статус государственной религии». Ислам стал обязательным для всех подданных подвластной кагану Узбеку кочевой империи.

Предположительно, Хусейн-бек был посланником этого золотоордынского хана для пропаганды ислама в пределах Волжской Булгарии, вошедшей в начале XIV века состав Улуса Джучи.

 Об этом человеке, много труда положившем над распространением ислама в Башкирии, среди демских башкир существует легенда. По переходе ногайского народа в мусульманство, хотя он и господствовал над башкирами, но исправить нравы башкир был не в состоянии. Исламскую веру башкиры понимали и знали плохо. Эта весть дошла до Бухары и Туркестана. Туркестанский хан того времени, святой Хаджи Ахмет Ясави, отправил к башкирам своего ученика Хусейн-бека, который своим благочестивым образом жизни завоевал симпатию башкир. Когда он достиг определённых успехов на миссионерском поприще, он предпринимает путешествие в Мекку на поклонение праху основателя ислама - Мухаммеду. Из Мекки он вернулся с ореолом почёта и титулом «хаджи». Теперь он - Хаджи-Хусейн-Бек, всеми признанное духовное лицо, становится имамом, духовным главой мусульман Башкирии.

Скончался он 7 дня Мухаряма месяца 744 года (1339 г.). Любимого просветителя похоронили на ханском кладбище Акзират.

После смерти он был признан «святым». Вести о святости и чудесах гробницы Хусейн-бека проникли далеко в мусульманский мир. Место погребения Хусейн-бека привлекало на поклонение богомольцев из разных стран. Легенда говорит, что вера в святость Хусейн-бека еще более окрепла после того, как над его могилой однажды ночью увидели сияющий свет.

Через нынешние Чишмы в конце XIV века проходил Тамерлан, продвигавшийся со своей ордой на Москву. В 1393-1394 гг. Тамерлан остановился у озера Акзират и прожил в Башкирии около полугода. Башкирский хан, чтобы не вступить в конфликт с грозным завоевателем, оказал «железному хромцу» щедрое гостеприимство. Великий полководец и жестокий тиран, остался доволен приёмом, оказанным ему башкирским ханом, и против своего обыкновения, не стал устраивать массовую резню.  А, узнав, что здесь покоится прах известного проповедника, пришёл поклониться могиле святого. Придя на кладбище, Тамерлан крайне удивился отсутствию надгробного сооружения над могилой Хаджи Хусейн-бека - мавзолея, как это было принято на Востоке. Тамерлан дал команду немедленно привезти из Туркестана специальные камни для строительства кэшэнэ - мавзолея. Легенда гласит, что камень для надгробия привезли из Бухары на двенадцати волах.

Так, по приказу Тамерлана в 1394 году на кладбище Акзират появилось ставшее сегодня местом паломничества мусульман кэшэнэ Хаджи Хусейн-бека.
На этом же месте Тамерлан, по преданию, похоронил шестерых своих князей. Их могилы и положили начало кладбищу Акзират. 

 

Современные исследования мавзолея

 

В 1985 г. внутри мавзолея Г.H. Гарустовичем выявлено 9 погребений. В трёх могильных ямах были погребены взрослые: сам Хусейн-бек, одна взрослая женщина и один мужчина. Все остальные погребения детские. В одном из них находился подросток.

Расположение погребений внутри кэшэнэ позволяет говорить о том, что костяки лежат в два ряда, но для взрослых людей был отведен весь центр мавзолея, а во втором ряду покоились маленькие дети.

Захоронения детей не отмечались на поверхности какими-­либо надмогильными сооружениями (во всяком случае, не сохранилось следов таких сооружений, если они и были). Над могилами взрослых сохранились надгробия различных  видов.

В центре усыпальницы напротив входа был похоронен сам Хусейн-бек. Вокруг его мо­гилы имелась овальной формы оградка из каменных плиток, положенных без раствора. В процессе раскопок здесь выявлено скопление необработанных известняковых камней, вытянутое по периметру могилы.  В XIX в. оградка еще хорошо была заметна, и до нас дошло ее описание, оставленное В. Юматовым.

Оградка имела овальную форму, была возведена из камней без раствора. Имела длину 3,15 м, ширину 2,8 м, высоту около 0,6 м.

В головах погребения Хусейн-бека, за пределами каменной оградки была установлена вертикальная плита из песчаника с высеченной на ней эпитафией. Для устойчивости плиты, на глубине 0,6 м от современной поверхности была сделана своеоб­разная подушка из каменных  плиток, на которой и было поставлено надгробие, развернутое  лицевой частью к востоку.

На одной стороне надмогильной плиты высечена арабская эпитафия. К сожалению, некоторые строчки нельзя разобрать (это невозможно было сделать уже в XIX веке).

Историческая память башкирского народа донесла до нашего времени только имя человека, возвестившего слово ислама на территории центральной Башкирии. Никаких письменных источников, повествующих о личности Хусейн-бека, деталях его биографии, его миссионерской деятельности среди башкир, до современных историков не дошло.  Надпись на могильном камне позволяет установить лишь дату смерти Хусейн-бека — 1339 год /7 дня Мухаряма месяца 744 года.

Другую сторону камня занимает надпись в стихах на языке тюрки. Приблизительный перевод этого стихотворного текста означает: «Всяк родившийся умирает, еще родятся, и они умрут. Смерть скоро ко всем приходит, мы видим, что никто на этом свете не останется жить». Данная стихотворная формула считается обычной для среднеазиатского суфизма.

Надмогильные сооружения в виде каменных оградок явление обычное для XIV в., когда они приходят на смену курганным насыпям, исчезающим по мере утверждения ислама (по шариату запрещалось возводить курганные насыпи над могилами).

Слева от мужчины, в один ряд с ним располагались два захоронения и над обоими были сделаны гипсовые надгробия.

 Наиболее примечателен намогильник женщины, ближний к Хусейн-беку. Надгробие горизонтальное, располагалось по периметру могилы, оно было цельнолитое алебастровое длиной 2,6 м, шириной 1 м, высотой 0,46 м.  Надгробие ступенчатое трехъярусное. Нижняя часть – прямоугольная «плита» высотой 14 см. Выше располагалась меньшая «плита», шириной 0,6 м и высотой 12-13 м. Венчало сооружение возвышение с закругленным верхом 0,3 м и высотой 18-20 см.

Погребение женщины, отмеченное столь сложным, оригинальным надгробием, свидетельствует, вероятно, о ее высоком социальном статусе.

Схожие намогильники (мастаба) обычны в средневековых мусульманских некро­полях, хотя точные аналогии данного намогильника неизвестны.

Могила мужчины на поверхности была отмечена простой прямоугольной гипсовой плитой, но форма его не восстанавливается. Правда, могильник, скорее всего, не был ступенчатым, т.к. слой алебастровой крошки и мелких обломков был довольно тонким. Скорее всего, надгробие было оформлено в виде прямоугольной горизонтальной плиты.

Зато здесь было расчищено деревянное гробовище оригинальной формы. Прямоугольный ящик был сколочен железными коваными гвоздя­ми и имел крышку в форме призмы. Гробовище украшено железными пластинчатыми оковками, завершение которых имело вид трилистника.

Использование гвоздей для сколачивания гробов явление широко распространённое на территории Волжской Булгарии, несколько реже, но всё же встречается на территории Золотой Орды и на  городских некрополях.

Использование фигурных железных оковок гробовища явление, распространенное в погребениях XII-ХIV вв., хотя чаще употребляются простые железные полосы-скобы.

Остатки деревянных гробов в погребениях мавзолея позволяют воссоздать их первоначальную форму. Гробовища изготовлялись в виде прямоугольного ящика, который в погребениях №№ 1, 2, 6, 7 слегка сужался в ногах. Продольные стенки изготовлялись из досок поставленных на ребро, а поперечные стенки - из досок, поставленных стоймя. Днища и крышки сделаны из продольных широких досок.

Неизвестно, почему этих людей похоронили с миссионером. Наверняка их погребли здесь позже. Во всяком случае, мавзолей похож на семейно-родовую усыпальницу. Возможно, они состояли в родственной связи с Хусейн - беком. Но об этом могут сказать только генетики.

 

Надмогильная плита

 

Внутри мавзолея, в переднем углу, стоит надгробный камень с арабской надписью. Учёные в разное время пытались перевести надпись на русский язык. Приведем несколько переводов:

1. «Да будет широко милосердие Аллаха покойному Хаджи Хусейн-беку, сыну Азмирбека, из потомков Тораса, из Туркестана. О, Боже, не лишай своей милости Хусейна, сына Азмирбека. Скончался в 10 день месяца Мухарряма 744г. 76 лет».

2. «Да будет широко милосердие Бога, покойному Хаджи Хусейну-беку, сыну Гумера Бека, из рода Тарсов, из земли Туркестана. Господи, не оставь его своей милостью! Хусейн Бек, сын Гумер Бека, умер в 744 году хиджры, имеет от роду 76 лет. Здесь погребен первый проповедник ислама в Башкирии, прибыл по приглашению Барач-Хана».

3. «Поистине на свою ответственность, Хаджи Хусейн-бек, сын Гумер-бека из рода Тарсас из земли Туркестан… Господи, Боже мой, не остави его своей милостью! Хусаин-бек, сын Гумер-бека помер в седьмой день месяца Мухаррема после Магомета, в 744 году, имея от роду 76 лет».

4. «По справедливому приговору (Аллаха) хаджи туркестанец Хусаин-бек из людей Тарсас упокоился. О Аллах, смилуйся над ним и обогати его, и окажи ему почет своим прощением и отпущением его грехов. В девятый день благословенного месяца Аллаха в год 744-й. Помолись о ниспослании милосердия (Аллаха) на этого верующего, прочти над ним (суру Священного Корана) «аль-Фатиха».

 

Антропологические исследования Хусейн-бека

 

Сомнений в подлинности скелета Хусейн-бека у учёных не возникает. В мавзолее действительно захоронен мусульманский миссионер. Над ним лежала плита с посвятительной надписью. Кроме того, до 1985 г. в мавзолее не проводилось каких-либо археологических работ, и погребения не вскрывались.

Кости скелета хранятся в археологической лаборатории БГПУ  (материал был извлечён в мае 1999 г. в результате повторного вскрытия погребений с целью проведения молекулярно-генетического анализа останков).

Возможно ли по черепу восстановить черты лица? Научный метод, позволяющий это сделать, был разработан советским ученым М.М. Герасимовым. Он предложил метод, благодаря которому мы можем видеть лица, скрытые завесой времени.

Череп Хусейн-бека хорошо сохранился, что позволило восстановить облик мусульманского миссионера. Сначала череп был сфотографирован на сложном оборудовании с выдержкой всех необходимых условий, затем по фотографии был сделан обвод черепа.

В целом череп Хусейн-бека, возраст которого определяется в пределах 25 — 30 лет, представляет гармоничное сочетание мозговой и лицевой частей. Его даже можно назвать выразительным.

Хусейн-бек имел уплощённое на уровне орбит лицо, прямой, выпуклый лоб со слаборазвитым надбровьем и уплощённым переносьем. Орбиты высокие, округлой формы без заметной асимметрии надглазничного края. По отношению к плоскости лица глазное яблоко слегка выступает. Брови дугообразные, среднеширокие. Нос высокий и относительно широкий. Высота носа большая – 58 мм. Верхняя губа слегка выступает. Изящная, средних размеров нижняя челюсть. Подбородок чётко оформлен. Уши среднеоттопыренные.

Остатков волос в погребении не сохранилось. Поэтому воспроизвести достоверно причёску миссионера невозможно. Но поскольку согласно правилам шариата мусульмане обязаны были брить голову, можно предположить, что Хусейн-бек также брил голову.

На графической реконструкции Хусейн-бек изображён с недлинными усами, подстриженными над губой, и небольшой, «мусульманской» бородкой.

Обращает на себя внимание среднеазиатский тип лица, или, как говорят ученые, «тип среднеазиатского междуречья». Сравнительный анализ черепа Хусейн-бека с представителями среднеазиатских рас (казахи, таджиков, киргизов, узбеков) показал, что самой близкой явилась узбекская краниологическая серия. Наиболее далёкими от анализируемого черепа явились «кочевники» Башкирии.

Насколько достоверна реконструкция? Каждое лицо индивидуально. Неповторим и череп. Индивидуальное своеобразие черепа обеспечивает портретное воспроизведение лица.

Конечно же, портрет приблизителен и во многом индивидуален. Но сходство достигается при наличии общего совпадения признаков лица и черепа. Для получения сходства идеальная точность не является необходимой.

Рост средний, в пределах 160 сантиметров. Никаких следов патологии или заболеваний, вызывающих изменение костной системы, обнаружено не было. Скелет обычного нормального человека среднего роста, без видимых старческих изменений. Это первый восстановленный портрет исторического лица в Башкортостане.

Очевидно, что мавзолей не является памятником только Хусейн-беку. В мавзолее обнаружено ещё 8 захоронений. Получается, что мавзолеи служили семейными усыпальницами. Очень жаль, что не проводилось генетического анализа, и не была установлена степень родства похороненных. Являются ли они родственниками? Кем они приходятся Хусейн-беку? Пока нет ответов на эти вопросы.

Не найден ответ и на вопрос кем же был Хусейн-бек. Тайну его биографии не раскрывает ни один из источников. Ничего не дали и поиски в Интернете. 

Учёные продолжают спорить о тексте могильного камня.

Остался открытым вопрос, почему учёные, проводившие антропологические исследования, ставят возраст 25-30 лет, а, судя по расшифровке намогильного камня, Хусейн-беку было более 70. Сколько же на самом деле лет было проповеднику? Если 25-30, то что послужило причиной смерти?

Не известна точная дата строительства мавзолея. Эпитафия на плите в честь Хусейн-бека указывает только дату его смерти - 1339 год. Ещё до революции многие авторы относили мавзолеи к памятникам XIV века, основываясь на переводе даты эпитафии. Правда, годы назывались различные: 1342 г., 1326 г. В то же время, существуют иные переводы той же даты: 1047, 1052, 1066 годы, т.е. XI век. К этому времени относит строительство усыпальниц Б.Г. Калимуллин. Абсолютное большинство современных исследователей относят мавзолеи к постройкам золотоордынского периода, т.е. XIV век. По обряду захоронений исследователи также датируют мавзолей XIV веком. Подобный обряд в ХV веке сменяется мусульманским, в котором не использовались гробовища, но зато преобладают захоронения в подбоях - ляхедах. Ранее конца XIII века мавзолеи не могли возводиться на башкирской земле, поскольку на это время приходится процесс перехода от языческих захоронений с вещами к раннемусульманским. В могилах ХIII века фиксируются следы этого пере­ходного процесса, в виде множества языческих пережитков. Но в мавзолеях их уже нет.

Ничего не известно о строителях кэшэнэ. Кто они? Откуда прибыли. Откуда взялась легенда о 12 волах, на которых был доставлен камень для строительства. Учёные утверждают, что купол мавзолея сложен из вулканического туфа, добытого в каменоломнях вблизи Болгарского городища на территории Татарии. Когда и кем он был привезён? Когда строился мавзолей, или во время его реконструкции?

Очень мало известно о реконструкции мавзолея в 1911 г.

За пределами работы остался вопрос о наличии на территории России схожих мавзолеев.

Недалеко от мавзолея Хусейн-бека находятся мавзолей Тура - хана и малый кэшэнэ, которые также таят еще много тайн и загадок.

На территории того же района, неподалеку от Чишмов, сохранился другой памятник мусульманской культуры – кэшэнэ Тура - хана. Тура - хан – по преданиям потомок Чингис-хана, кочевал в районе Тобольска в XIV в., затем, из-за распрей с родственниками, откочевал с 8000 кибиток в пределы башкирских земель на р. Слак. Здесь же находятся развалины его резиденции. В преданиях о Тура - хане упоминается, что развалины рядом с остатками его “дворца” – это недостроенная мечеть, ее строительство началось, якобы, в честь жены хана Сахиб - Земал, похороненной здесь же. Рядом с развалинами Тура - хана действительно есть захоронение – большой могильный камень с надписью, гласящей, что здесь похоронена Сахиб - Земал, жена Тура - хана. Возможно, что в ее честь действительно строили мечеть.

 

Заключение:

 

Предлагаемый материал предназначен для проведения экскурсий с учащимися 5-9 классов общеобразовательных учебных заведений, воспитанников учреждений дополнительного образования. Желательным является наличие базовых знаний истории и культуры РБ, истории ислама в Башкортостане у руководителя экскурсии. Также обращаем внимание, что данные мавзолеи не единственные на территории Башкортостана. Аналогичный памятник – портально-купольный мавзолей Бэндэбикэ - находится около с.Максютово Кугарчинского района Башкортостана. Исследован в 1968-69 археологической экспедицией под руководством Н.А.Мажитова. Основу сооружения составляет прямоугольник 8,7х7 м (толщина стен 1,10 м). Для кладки использовались кирпичи двух цветов. На фоне серых кирпичей красными выложен елочный орнаментальный узор. Верхние части стен и купол обвалились, но найденные детали тромпов указывают, что стены переходили в восьмигранник. Купол, вероятно, был сводчатым. Квадратная гур - хана мавзолея перекрыта полусферическим внутренним куполом, а над ним – восьмигранным пирамидальным куполом.

Вход располагался с юга и был оформлен мощным порталом, равным по ширине фасаду. В погребальную камеру ведет узкий дверной проем. Над порталом имелся сводчатый потолок. Пол гур - ханы и входа был устлан саманными кирпичами. Под кирпичным полом и кирпичным же надгробием было обнаружено одно захоронение в кирпичном склепе с деревянным перекрытием. Могила на высоте 40 см от пола прикрыта известняковыми плитами. Вдоль стен была сооружена кирпичная кладка из 10 рядов, выступавшая на поверхность земли и обмазанная снаружи белой глиной. Внутри склепа обнаружен костяк женщины. С данным мавзолеем связана башкирская легенда, согласно которой в нем погребена знатная женщина Бэндэбикэ, призывавшая своего мужа Ерэнсэ - сэсэна жить в дружбе и мире с казахами. Костяк женщины был ориентирован головой на запад, погребальный инвентарь отсутствовал, как предписывается мусульманским погребальным обрядом.

 

Рекомендации педагогам:

 

Особое внимание при проведении экскурсии следует уделить следующим моментам:

1. Выезд за пределы города: специфика местности, возможности доставки участников мероприятия.

2. Предварительное знакомство участников экскурсии с основами мусульманской религии.

3. Желательно использование фото и видео материалов, иных наглядных пособий.

4. Инструктаж по ТБ.

В инструктаж по ТБ  необходимо включить:

- ознакомление (под роспись каждого участника) с правилами поведения и неукоснительное соблюдение техники безопасности во время проведения экскурсии.

- организация проезда к месту проведения мероприятия и обратно (автобус, личный транспорт, пригородный поезд); правила поведения в зависимости от вида транспорта, в случае необходимости покупка билетов.

 

Приложение

Мавзолей Хусейн - бека

 

Погребение № 1. Располагалось в центре мавзолея напротив входа, поперечные стенки находились напро­тив восточного и западного оконных проемов. Могильная яма прямоугольной формы, длиной 2,38 м, шириной 0,75 м, глубиной 1,18 м от уровня современной поверхности, ориентирована по линии В-З. Стенки отвесные, прямые, дно ровное.

На дне могильной ямы, вплотную к длинной (северной) стенке стоял деревянный гроб из струганных досок с дном и крышкой, длиной 2,17 м, шириной 0,55-0,6 м, высотой около 25 см. В гробовище лежал костяк, в положении вытянуто на спине, головой на запад, лицом к югу. Тело было слегка склонено на правый бок. Правая рука вытянута вдоль тела, левая рука согнута в локте и положена в области живота. Ноги слегка согнуты в коленных суставах и склонены на правый бок (к югу). Вещей нет.

 

Погребение № 2. Располагалось севернее погребения № 1, параллельно ему. Могильная яма имела прямоугольную форму, длиной 2,97 м, шириной 1,25 м, глубиной 1,2 м от уровня современной поверхности, ориентирована по линии В-З. Стенки отвесные, дно ровное.

На дне могильной ямы помещалось дощатое гробовище, длиной 2,5 м, шириной 0,63-0,71 м, высотой около 0,3 м, с дном и крышкой.

В нем расчищен костяк, лежащий вытянуто на спине, головой на запад, лицом  к югу. Корпус слегка развёрнут направо. Ноги вытянуты. Правая рука вытянута, резко откинута в сторону от тела, левая рука согнута в локте и положена в области живота. Вещей нет.

 

Погребение № 3. Располагалось напротив входа к югу от погребения № 1, параллельно ему. Контуры могильной ямы не прослежены. Захоронение выявлено на глубине 0,8 м от современной поверхности, по следам древесного тлена от прямоугольного гробовища. Гроб дощатый, длиной 0,75 м, шириной 0,25 м, высотой    0,2 м, ориентирован по линии В-З.

Костяк ребенка лежал вытянуто на спине, головой запад. Руки и ноги вытянуты. Вещей нет.

 

Погребение № 4. Располагалось к юго-востоку от погребения № 1, возле юго-восточного угла мавзолея. Могильная яма прямоугольная, длиной 1,21 м, шириной 0,5 м, глубиной 1,28 м, ориентирована по линии В-З. Стенки ямы прямые, отвесные, дно ровное.

На дне могильной ямы стоял дощатый гроб длиной 1,1 м, шириной 0,42 м, высотой около 0,3 м. Над гробом располагался деревянный настил - перекрытие, изготовленное из продольных досок. На перекрытии лежал зуб лошади.  И здесь же были найдены ребра ребенка, по-видимому, занесенные сюда грызунами.

Костяк младенца практически  уничтожен грызунами. Остатки черепа располагались рядом с СЗ углом гробовища, что свидетельствует о западной ориентировке головы покойного.

Погребение № 5. Располагалось рядом с СВ углом мавзолея. Могильная яма имела прямоугольную форму, длиной 1,2 м, шириной 0,46 м, глубиной 0,9 м от современной поверхности, ориентирована по линии В-З. Стенки ямы прямые, отвесные, дно ровное.

На дне ямы установлен гроб с дном и крышкой, длиной 1,1 м, шириной 0,42 м и высотой около 20 см.

Костяк ребенка сильно потревожен грызунами, был ориентирован на запад. Вещей нет.

 

 Погребение № 6. Располагалось возле ЮЗ угла мавзолея, параллельно погребениям № 1-3. Могильная яма имела прямоугольную форму длиной 1,8 м, шириной 0,6 м, глубиной 0,9 м от уровня современной поверхности, ориентирована по линии В-З. Стенки ямы прямые, отвесные, дно ровное.

На дне могильной ямы стоял дощатый прямоугольный гроб, длиной 1,7 м, шириной  0,4-0,45 м, высотой 0,22 м.

В гробовище лежал костяк подростка, вытянуто на спине, головой на запад, лицом вверх. Ноги вытянуты. Кости рук сдвинуты грызунами. Вещей нет.

 

Погребение № 7. Располагалось вдоль северной стенки мавзолея, параллельно погребениям №№ 1-3, 6.

Могильная  яма имела прямоугольную форму длиной 2,15 м, шириной 0,7 м, глубиной 1,1 м  от уровня современной поверхности,  ориентирована по линии В-З. Стенки ямы прямые, отвесные, дно ровное.

На дне могильной ямы фиксировались остатки дощатого гробовища, длиной 2,01 м, шириной 0,42-0,5 м, высотой около 25 см. Стенки гроба скреплены коваными шляпками. А также особыми фигурными скобами, изготовленными из железных полос. Скобы крепились небольшими ­железными коваными гвоздиками.

Гроб открывался с левой стороны, о чем свидетельствует находка в центре длинной южной стенки гроба кованых железных петель-зажимов и стерженька с загнутым концом, служившим задвижкой.

Костяк лежал вытянуто на спине, ориентирован головой на запад лицом к югу. Ноги вытянуты. Корпус слегка развернут в сторону правого бока. Правая рука полусогнута в локте и несколько отведена в сторону от тела, левая рука согнута в локте и положена на живот. Вещей нет.

 

Погребение № 8. Располагалось рядом с восточной стенкой мавзолея, напротив окна, как бы «в ногах» костяка погребения № 1 и в ряд с погребениями №№ 4, 5, 9. Могильная яма имела прямоугольную форму, длиной 1 м, шириной 0,5 м, глубиной 0,8 м от современной поверхности, ориентирована по линии В-З. Стенки ямы прямые, отвесные, дно ровное.

На дне могилы выявлен дощатый гроб, длиной 1 м, шириной 0,43 м, высотой около20 см. Костяк ребёнка положен вытянуто на спине, ориентирован головой на запад, лицом развернут на юг. Тело погребённого слегка повёрнуто на правый бок.  Ноги согнуты в коленях и положены на право (к югу). Кости рук сдвинуты грызунами. Вещей нет.

Погребение № 9. Располагалось возле восточной стенки мавзолея, параллельно погребениям №№ 5 и 8, «в ногах» костяка погребения № 2. Могильная яма не прослежена, на глубине 0,9 м от современной поверхности найдены остатки костяка младенца, который когда-то был ориентирован головой на запад. Вся верхняя часть скелета разрушена грабительским вкопом. Сохранились лишь тазовые кости и ноги, зафиксированные в вытянутом положении. Вещей нет.