Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Эффективность взаимодействия учреждений Балтийского муниципального района различной ведомственной принадлежности как средство обеспечения доступности дополнительного образования»

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

"Дом детского творчества" г. Балтийска

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Эффективность взаимодействия учреждений Балтийского муниципального района различной ведомственной принадлежности как средство обеспечения доступности дополнительного образования»

 

методист

Крикушенко Е. Г.

 

«Собраться вместе – это начало,

оставаться вместе – это прогресс,

работать вместе – это успех».

 

Генри Форд

 

Эффективность взаимодействия учреждений Балтийского муниципального района различной ведомственной принадлежности как средство обеспечения доступности дополнительного образования

 

Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека.

Современная система дополнительного образования детей предоставляет возможность обучающимся заниматься художественным и декоративно-прикладным творчеством, эколого-биологической деятельностью, спортом, в соответствии со своими желаниями и интересами.

Произошли важные изменения в программно-методическом обеспечении дополнительного образования детей: педагоги дополнительного образования разрабатывают  программы, создавая условия для развития творческой активности детей, реализуя при этом собственный профессиональный и личностный потенциал.

При организации дополнительного образования детей  МАУДО  ДДТ  г. Балтийска опирается на следующие приоритетные принципы:

1.  Свободный выбор ребенком сфер деятельности;

2.  Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка;

3.  Возможность свободного определения и самоопределения ребенка;

4.  Единство обучения, воспитания, развития.

Перечисленные позиции составляют концептуальную основу дополнительного образования детей, которая соответствует главным принципам гуманистской педагогики: признание уникальности и самооценки человека, его праве на интересы, способность видеть личность, достойную уважения. Дополнительное образование детей ставит перед собой цель: воспитание всесторонне развитой личности. Развитие дополнительного образования детей в ДДТ предполагает решение следующих задач:

·  Изучение интересов и потребностей обучающихся в дополнительном образовании детей;

·  Определение содержания дополнительного образования детей, его форм и методов работы учащимися с учетом их возраста, особенностей социокультурного окружения;

·  Расширения видов творческой деятельности в системе дополнительного образования детей для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей  детей обучающихся в объединении;

·  Создание условий для привлечения к занятиям в ДДТ большего числа обучающихся среднего и старшего возраста;

Педагогический коллектив учреждения в рамках договорного пространства сотрудничает общеобразовательными школами города по реализации программ разной направленности, по приоритетным направлениям воспитательной деятельности.

Цели дополнительного образования направлены на реализацию внеурочных индивидуальных интересов и образовательных потребностей каждого школьника и предоставление возможностей выстраивания им собственной, индивидуальной образовательной траектории, индивидуального образовательного модуля, реализация таких возможностей увеличивается при объединенных образовательных ресурсах школы и учреждений дополнительного образования. Внедрение новых ФГОС ориентировано на интеграцию общего и дополнительного образования, так как приводит к качественно новому результату.  

Под  внеурочной деятельностью  в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной  программы. Кроме того, внеурочная деятельность позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач: обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе, оптимизировать учебную нагрузку обучающихся, улучшить условия для развития ребенка, учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Реализация внеурочной деятельности на основе модели дополнительного образования непосредственно предусмотрена в ФГОС, в котором сказано, что образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, может использовать возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.

Формы взаимодействия ДДТ с общеобразовательными школами.

  1. Организация деятельности объединений дополнительного образования на базе школ.
  2. Проведение семинаров, мастер-классов для педагогов общеобразовательных школ и воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
  3. Консультации по вопросам организации дополнительного образования.

      4. Организация и проведение тематических мероприятий с привлечением учащихся школ и  детских садов.

№ п/п

Наименование организации         

Формы взаимодействия

  1.  

Управление  образования  БМР

Участие и оказание помощи в проведении мероприятий по линии УО, организация и проведение  муниципальных конкурсов, семинаров, мастер-классов, конференций.

  1.  

 КМЦ,  Библиотека

Участие и оказание помощи в проведении мероприятий. Участие коллективов ДДТ в мероприятиях

проводимых в учреждениях культуры, совместные мероприятия.  Участие в массовых городских мероприятиях

  1.  

Редакция газеты «Вестник Балтийска»

Освещение жизнедеятельности МАУДО ДДТ на страницах газеты, рассказы о педагогах, об итогах участия воспитанников в выставках и конкурсах

  1.  

Отдел социальной защиты населения

Концерты, чаепития для пожилых людей, ветеранов войны и труда. Проведение новогодней ёлки для детей, стоящих на учете в УСЗН. Организация и проведение летней оздоровительной кампании.

  1.  

Литературно – музыкальный клуб «Остров вдохновения»

Участие в презентациях сборников клуба, в конкурсах, проводимых клубом.

  1.  

Инспектор по делам несовершеннолетних

Совместные тренинги, участие в профилактической работе с детьми  и подростками.

 

На основе сетевого  взаимодействия  с учебными заведениями города, разработан  план  мероприятий МАУДО ДДТ для обучающихся в образовательных учреждениях БМР,  для  педагогов.

В МАУДО ДДТ г. Балтийска  обучается 1583 ребенка. По общеобразовательным программам сетевое взаимодействие охватывает – 61,3 % от общей численности контингента.

Интеграция общего и дополнительного образования  делится на два направления:  обучение на базе образовательного учреждения – сетевого партнера (ученики в сопровождении ответственного лица направляются в ДДТ).   По этой схеме работают 2 начальных класса лицея №1  и объединение «Калейдоскоп»,   и обучение на базе образовательной организации  (педагог, реализующий образовательную программу, направляется в образовательное учреждение – участника сетевого взаимодействия).

В таблице представлены образовательные организации, количество программ и направленности, охват учащихся дополнительным образованием на базе общеобразовательных организаций БМР.

 

№ п/п

Образовательное учреждение

Количество программ

Охват учащихся

Направленность

1

МБОУ лицей №1

1

32

художественная

2

МБОУ СОШ №4

10

353

Социально-педагогическая;

Туристстко-краеведческая; техническая;

Художественная;

Эколого-биологическая

3

МБОУ СОШ №5

6

189

Техническая;

Туристско-краеведческая;

Художественная

4

МБОУ СОШ №6

6

198

Художественная;

Техническая;

Социально-педагогическая

5

МБОУ гимназия №7

5

130

Эколого-биологическая;

Техническая

6

МБОУ СОШ №8

2

69

Естественнонаучная;

Техническая

 

В настоящее время  МАУДО ДДТ г. Балтийска со всеми общеобразовательными учреждениями заключены договора о сотрудничестве,  в которых оговариваются формы сотрудничества школы и учреждения дополнительного образования.  В рамках  интеграции общего и дополнительного образования осуществляется работа по   программам: «Союз с природой», «Твое здоровье в твоих руках», «Информационные технологии», «Робототехника», «Моя Земля. Моя Россия. Мой Балтийск», «Конструктивное общение – путь к успеху». Остальные педагоги работают на базе общеобразовательных организаций, помогая реализовывать программу внеурочной деятельности.  Это такие программы как «Русские умельцы», «Балтийские подмастерья», «Гармония искусства, творчества и фантазии», «Основы вокально – эстетического развития», «Школа раннего развития» (занятия с детьми из групп предшкольной подготовки).

Возможности образовательной организации, совместная воспитательная работа педагога дополнительного образования, классного руководителя, социального педагога могут помочь,  учитывая социальные условия детей, которые учатся в школе, и их семей, решить задачу: "вытащить ребенка с улицы", предоставить возможности каждому ребенку проявить себя, пережить ситуацию успеха, реализовать свои интересы и способности в разных сферах деятельности.

Изучение, анализ и учет ценностных ориентаций школьников, их способностей позволяет более целенаправленно спланировать систему воспитательной работы. В целом система дополнительного образования ориентирована на социализацию личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.

Цель всей этой совместной работы - развитие мотивации детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации к жизни в динамичном обществе, приобщение к здоровому образу жизни. Своеобразием воспитательной системы школы и системы дополнительного образования является: индивидуализация подхода к каждому из учащихся при использовании всех возможностей включения учащегося в общественную, трудовую, внеурочную и прочие виды деятельности в составе групп в процессе проектной и исследовательской деятельности. Поскольку образовательная деятельность в системе дополнительного образования предполагает не только обучение детей определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств,  о ее результатах необходимо судить по 2-м группам показателей: учебным (фиксирующим приобретенные ребенком предметные и общеучебные знания, умения, навыки). Образовательная организация совместно с учреждением дополнительного образования должна на основе изучения запросов детей и родителей определиться с предпрофильной подготовкой, с ведением в школе объединений, которые гораздо больше пригодятся выпускникам школы, ориентированным и  не ориентированным на получение высшего образования.

Любое творчество - это новые знания, новые навыки, общение, общее развитие, полезная занятость, практический опыт, друзья по интересу поддержка взрослого, уверенность, которая перенесется и в сферу основного образования, потому что коллектив, где ребенок успешен, и место действия совпадают - это школа.

Занятия в объединениях дополнительного образования не только развивают память, внимание, мышление, но и творческие способности детей, формируется творческая личность, помогают адаптироваться в различных жизненных ситуациях.

В течение года вопросы контроля интеграции основного и дополнительного образования должны быть вынесены на обсуждение родительской общественности и педагогического коллектива.

 

МАУДО ДДТ г. Балтийска осуществляет образовательную и культурно-просветительскую деятельность в тесном контакте со всеми учреждениями культуры  и спорта города Балтийска, общественными организациями: (МУК КМЦ, МУК ЦБС, «Остров вдохновения», Центр социальной помощи семье и детям «Юнона», Управление социальной защиты населения).  Учащиеся  и педагоги с большим желанием принимают участие во всех культурных мероприятиях  г. Балтийска  (городские праздники «Масленица», «День города», «День Флота», «Библиосумерки» 9 Мая,  День славянской Письменности,  спортивные соревнования «Веселые старты Деда Мороза» на стадионе, совместно с МУ «Спортивный комплекс»),  участвуют в конкурсах, проводимых МБУДО «ДШИ им. Баха»,  МУК ЦБС,  совместно с педагогами ДШИ, КМЦ  работают  в жюри муниципальных конкурсов. 

Активная позиция  Дома творчества в социокультурном пространстве позволила занять достойное место в жизни муниципалитета.

Следующая форма работы  – координация и методическое сопровождение преподавателей  МАУДО ДДТ и образовательных  учреждений БМР в целях профессионального ориентирования и подготовки детей к конкурсам и непосредственно участие учащихся  в различных конкурсах, фестивалях, исследовательской деятельности:  (конкурс исследовательских работ по ЗОЖ, муниципальный фестиваль творчества «Детство без границ», туристический слет школьных команд),  участие одаренных детей в разных формах совместной творческой,  проектной и исследовательской деятельности  и за ее пределами (при представлении учащегося на конкурсе обязательно обозначаем объединение,  в котором занимается ребенок и школу),  участие объединений ДДТ в Днях погружения в науку в общеобразовательных учреждениях (МБОУ СОШ №5, МБОУ СОШ №6, МБОУ гимназия №7),  это  и участие  объединений технической направленности в открытых конкурсах по робототехнике и экологические проекты, когда ребята представляют сборную команду школы и  МАУДО ДДТ:  такие команды готовят к соревнованиям педагоги: Выдолоб Т.Н., - МБОУ СОШ №6; Петрушенко О.В. – МБОУ СОШ №4, МБОУ СОШ №5; Борисова В.Н. – МБОУ гимназия №7.

Результат: неоднократно сборные команды становились победителями конкурсов.

Взаимодействие с учреждениями осуществляется и в совместной методической деятельности (организация мастер-классов,  муниципальных семинаров очной и заочной формы, тренингов  для педагогов, конкурсов педагогического мастерства,  организация взаимодействия и распространения передового опыта на основе Internet – технологий: проведение интернет-конкурсов), позволяющих распространять педагогический опыт, мероприятия, проводимые  на базе ДДТ г. Балтийска в 2016-2017 уч. году:

  • Августовская педагогическая конференция (выступление заместителей директоров образовательных организаций, представление опыта работы);
  • Семинар для учителей начальной школы, учителей технологии, воспитателей ДОУ (проведение мастер-классов педагогами образовательных организаций в рамках семинара);
  • Заочный семинар  в рубрике «Моя инициатива в воспитании»;
  • Семинары – тренинги для педагогов, проводимые педагогом – психологом МАУДО ДДТ г. Балтийска;
  • Конкурс по разработке практических заданий к олимпиаде по робототехнике;
  • Муниципальный конкурс  методических разработок «Мастерская профессионала» (жюри конкурса состоит из педагогов образовательных организаций БМР);
  • Организация  и проведение  различных культурно-массовых мероприятий;
  • Фестиваль творчества педагогов  БМР.

 Таким образом, можно сделать вывод о том, что сетевое взаимодействие в дополнительном образовании является:

  • необходимым условием для дальнейшего развития школы,
  • позволяет повысить образовательный потенциал, ведущий к новому качеству школьной образовательной практики,
  • позволяет преодолеть закрытость учреждений, осуществлять сотрудничество на правах партнёрства, выстраивать прочные и эффективные связи не только между учреждениями, но и между профессиональными командами и педагогами, работающими над общими проблемами.

 

Методист МАУДО ДДТ г. Балтийска                                         Е.Г. Крикушенко

 

Список литературы

 

1.  Алексахина Н.В., Бойцова Е.Г., Чичев Е. М. Организация образовательного процесса средствами сетевых технологий // Управление качеством образования. –2014. –№ 3. –с. 58-67

2.   Багина С. Сетевое взаимодействие как путь развития // Управление школой (ПС). –2007. –№ 23  –с. 15-17

3.  Буйлова Л.Н., Павлов А.В. Сетевой ресурсный центр как инновационная форма взаимодействия образовательных учреждений // Внешкольник. – 2014. – № 1. – с. 14-20

4. Давыдова Н.Н. Сетевое взаимодействие школ, ориентированных на инновационное развитие // Народное образование. –2012. –№1. –с.88-94

5. Концепция развития дополнительного образования детей до 2020 года [Электронный ресурс] URL: http://government.ru/

6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (29.12.12 №273-ФЗ) [Электронный ресурс] URL: http://zakon-ob obrazovanii.ru/

7. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс] URL: http://standart.edu.ru/

8. Приказ Министерства образования РФ №1008 от 29.08.2013 г.