Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...

Методическая разработка «День самоуправления-революция!»

Государственное общеобразовательное учреждение Республики Коми

«Физико-математический лицей-интернат»

Методическая разработка

«День самоуправления - революция!»

Автор: Колегова А.В., педагог-организатор

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

День самоуправления является традиционным мероприятием лицея-интерната, которое проводится ежегодно в октябре и, как правило, совмещается с Днем учителя. Мероприятие проводится в течение всего учебного дня. День самоуправления - общелицейское мероприятие, в котором задействованы все учащиеся (в нашем случае 7-11 классы).

День самоуправления реализуется после проведения организационно-деятельностной игры «Выборы», в ходе которой из числа 11-классников избирается «общественный директор ФМЛИ» на День самоуправления.

Предлагаем ознакомиться более подробно с игрой, которая состоялась в октябре 2017 года. Тема мероприятия была навеяна 100-летием Революции в России 1917 года.

Цель мероприятия: создание условий для развития ученического самоуправления в лицее-интернате.

Задачи:

  • формировать интерес старшеклассников к управленческой деятельности, способствовать реализации лидерского потенциала учащихся;
  • способствовать реализации инициатив учащихся;
  • приобщить учащихся к традициям лицея-интерната;
  • познакомить учащихся со страницами истории России через тематическую направленность Дня самоуправления «Революция».

Ожидаемые результаты:

  • Учащиеся 11 классов проводят уроки в 7-10 классах вместо учителей, организуют мероприятия для учителей (кафе, уроки);
  • Группа учащихся 11 классов (избранный общественный директор и его администрация) выполняют функции руководителей учреждения: контролируют проведение уроков в соответствии с расписанием, следят за порядком;
  • Новые учащиеся знакомятся с традициями проведения Дня самоуправления в лицее-интернате (программа «Адаптация учащихся КРФМЛИ, поступивших в новом учебном году»);
  • Учащиеся знакомятся с революционными страницами истории России.

Таким образом, планируется достижение результатов трех уровней:

  • Приобретение учащимися социально значимых знаний о нормах и традициях поведения в учреждении;
  • Развитие у учащихся отношения к своей роли в обществе;
  • Приобретение учащимися социально значимого опыта практической деятельности в составе различных социокультурных групп.

В основе мероприятия лежит технология коллективного творческого дела, которая предусматривает следующие моменты:

  • Задачи дела должны быть понятны и приняты всеми его участниками;
  • Все должно быть продумано так, чтобы дело обращалось к уму и чувствам участников и вызывало потребность активно действовать;
  • Личная ориентированность: учет вклада каждого участника дела согласно его возможностям.

Мы постарались учесть вышесказанное при подготовке и реализации нашего КТД.

СОДЕРЖАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

ЭТАП 1: предварительный

На заседании досугового комитета из предложений, которые предварительно обсуждались в классах, была отобрана идея Дня самоуправления.

Было решено, что тема «революция» хорошо ложится именно на День самоуправления, который подразумевает кардинальные изменения в ходе образовательного процесса. «Революционная» тема должна быть подана как «мирная революция», в ходе которой к власти пришли старшеклассники, несущие существенные изменения в обыденную жизнь лицеистов. Мы старались избегать трактовки понятия «революция» как события, связанного с кровью и насилием.

ЭТАП 2: подготовительный

Общий сценарий Дня был обсуждён на заседании Лицейской Думы. Ребята продумали, как тематическая линия сценария может прослеживаться в оформлении помещений лицея, в особенностях проведения мероприятий Дня (встреча в фойе перед началом уроков, линейка, концерт ко Дню учителя).

Кроме того, были распределены обязанности между оформительским, досуговым и информационным комитетами.

Наряду с этим, под руководством учителей, а также педагога-организатора, 11-классники в течение нескольких недель готовились к проведению своих уроков в качестве учителей. Педагог-организатор составил расписание. Также старшеклассники продумали концепцию традиционного кафе для учителей.

Для оформления лицея-интерната учащиеся подготовили:

  • стенд«Герои революции» с портретами самых известных революционеров;
  • выставку революционных плакатов;
  • поэтический стенд «Слово, навеянное революцией…» с о стихами известных поэтов,
  • афоризмы известных людей о революции;
  • флажкис революционными лозунгами «Самоуправлению - ударный фронт!», «Вся власть - народу лицея!», «Физмат и химбил, соединяйтесь!», «Поход – лицеистам!» и т.д.

Кстати, некоторые тексты в оформительских материалах были набраны специальным винтажным шрифтом времен революции.

ЭТАП 3: проведение

В проведении Дня самоуправления были задействованы:

  • педагог-организатор;
  • учителя (в роли учащихся 11 «у»);
  • учащиеся 11 классов (в роли учителей-предметников, организаторов мероприятий дня, а также общественной администрации лицея-интерната);
  • остальные учащиеся.

В атмосферу революционного Дня самоуправления учащиеся и педагоги окунались с момента входа в фойе лицея-интерната. Звучали революционные песни, в фойе и рекреациях были вывешены транспаранты с революционными лозунгами«Вся власть - учащимся!», «Мир. Труд. Октябрь!», «Мир - лицею, уроки -учителям, перемены - детям!», «Мира, пиццы и самоуправления!», «Все для блага лицеиста, все во имя лицеиста!». Молодой человек в кожанке раздавал учителям листовки - программы Дня самоуправления (Приложение 1). На обратной стороне листовок был размещен текст газеты «Искра».

Перед началом уроков состоялась общая линейка в актовом зале, на которой избранный общественный директор, на импровизированном броневике, зачитал свой приказ-манифест (Приложение 2). Отсутствие директора ФМЛИ (по веским причинам) было объяснено «новой властью» в игровой форме («Власть сменилась. Директору необходимо время на осознание перемен. Он в безопасном месте. Ему ничто не угрожает»).

Далее учащиеся разошлись по классам, где 11-классники в качестве учителей провели уроки согласно расписанию (Приложение 3). У педагогов, сформированных в 11 «у» класс, также были свои занятия. 

Для педагогов, отмечающих в этот день еще и День учителя, старшеклассники открыли кафе «Революция». У входа в кафе стоял «комиссар» в кепке и с красным шарфом на шее, запрашивающий пароль для пропуска внутрь помещения. Вновь звучали революционные песни. Кафе было оформлено преимущественно в красных «революционных» тонах. Меню также напоминало о днях революции: Томатный сок подавался как напиток «Красный октябрь», педагоги угощались тортом «Буржуйская дольче вита», пирогом «Семена революции», печеньем «От Ильича» и т.д.

На переменах в одной из рекреаций лицея-интерната учащиеся, одетые в шинель, с буденовкой на голове, зачитывали вслух стихи о революции таких авторов, как В.Маяковский («Мы идем революционной лавой…») С.Есенин («Воспоминание», «Ода революции»), В.Брюсов(«К русской революции»), А.Блок («Двенадцать») и др. К подготовке выступлений ребят был привлечен учитель-филолог.

Мероприятия Дня самоуправления завершились праздничным концертом в честь Дня учителя, по завершении которого старшеклассники вернули власть в руки педагогов, объяснив это тем, что попытка революционного переворота была интересной, но желающим перевернуть мир еще многому надо учиться и желательно под чутким руководством любимых учителей.

Этап 4: подведение итогов

Итоги мероприятия были подведены на заседании Лицейской Думы. Ребята озвучили мнения своих одноклассников, указали на недочеты, сделали рекомендации относительно подготовки следующих Дней самоуправления. Мероприятие однозначно было оценено как удачное. Все участники дела были довольны: каждый внес посильный вклад и отработал на совесть. Праздник удался и принес удовольствие и радость как учащимся, так и педагогам.

Резюме

Заявленная цель мероприятия была достигнута: условия для реализации права учащихся на самоуправление были созданы. Ребята в полной мере реализовали принцип «4С» КТД: сами распланировали дело, сами организовали, сами провели, сами проанализировали.    

Поставленные перед педагогом-организатором задачи также были выполнены:

  • Старшеклассники провели уроки во всех классах, в т.ч. в учительском классе, испытали себя в роли учителей, общественных руководителей, реализовали свои организаторские замыслы;
  • Новых учащихся познакомили с одной из любимейших традиций лицея-интерната;
  • Учащиеся и педагоги вспомнили об одном из самых значительных событий истории нашей страны - Революции 1917 года.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Иванов И. П.  Коллективные творческие дела как средство коммунистического воспитания младших школьников. - Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1983.
  2. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. - М.: Педагогика, 1989.
  3. Дяченко Е.В., Медведева О.Г., Роготова Н.С.  Программа «Адаптация обучающихся КРФМЛИ, поступивших в новом учебном году», 2012.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Извѣстiя революцiонного дня

08.00    Всеобщее собрание в актовой зале

08.20    Мирные собрания граждан:

  1. с товарищами Роговым, Мишуринским и Морошкиным на в  205 каб.
  2. «Медийка» с товарищами Сазоновым и Мишуринским в 312 каб.
  3. «Мемология» с товарищами Залевским и Каралюте в 306 каб.
  4. Кл.час с товарищами Афанасьевой и Габовой в 301 каб.
  5. ОБЖ с товарищами Межовой и Сухановой в 311 каб.

Вѣ 11.40ч.  милости просим вѣкафетерiю  «Революцiя» (а/з).

Тайный пароль: Из искры таки возгорелось пламя!

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Манифестъ

партiи ФМЛИ ко всѣмъгражданамь лицея!

Товарищи! Граждане лицеисты! Лицей в руках старшеклассников! Это стоило нам бессонных ночей, громадных усилий. Наше правительство вдохнет наконец радость в жизнь простого лицейского народа, мы сможем провести настоящую революцию!

Временное революционное правительство берет на себя создание временных законов, защищающих вольности народа, временную конфискацию кабинетных земель, введение 7-часового рабочего дня.

Почта и телеграф, пардон, кабинет директора, а также учительская находятся в полном распоряжении партии. Безопасность и спокойствие в лицее обеспечивает временный комиссариат в лице:

Генеральный секретарь -

Секретарь -

Ответственный за жилищные услуги на 4 этаже -

Ответственный за жилищные услуги на 5 этаже -

Глава отдела нравов -

Председатель колхоза -

Ответственный за ключ границы -

Ответственный за научно-техническую революцию -

Глава отдела СМИ и связи с общественностью -

Зачинщик всех мероприятий -

Итак, сейчас необходимо немедленно начать новую работу лицея. В ближайшее время комиссариат надеется удовлетворить все нужды населения лицея.

Граждане лицеисты, учителя, девушки и юноши! Нас ждут непокорённые вершины знаний и свободы творчества!

Да здравствует октябрьская революция, товарищи! Вперёд, в светлое лицейское будущее!

Подписано 05 октября 2017 года.

Товарищи      __________________________
                                    (подписи)

Примечание: после оглашения манифеста, его текст был вывешен на одном из стендов лицея-интерната на всеобщее обозрение

ПРИЛОЖЕНИЕ 3