Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
22.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

Методическая разработка "3д ручка-волшебная палочка в ДОУ"

МАДОУ Голышмановский ЦРР-детский сад №4 «Ёлочка»
 
 
Методическая разработка "3д ручка-волшебная палочка в ДОУ"
 
 
Федюнина Вера Владимировна
воспитатель
 
 
Известно, что дошкольный возраст часто называют «золотым периодом творчества». Детская непосредственность, постоянные «открытия» себя и окружающего мира – все эти особенности дошкольников способствуют пробуждению и развитию ростков творчества.
           В нашу жизнь, практически каждый день, врываются новые современные гаджеты, одним из них и является – 3Д ручка, которая постепенно завоёвывает признательность у педагогов и любовь к творчеству у дошкольников.
           По мнению ученых Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина, «у  дошкольников в первую очередь должно формироваться наглядно-образное мышление, которое развивают с помощью специальных схем, моделей, образов. Особенно ярко навык использования образа проявляется в продуктивной деятельности – в рисовании, лепке.
В связи с этим, можно с уверенностью утверждать, что использование 3-Д  ручки в детском саду является удачным подспорьем в развитии гармоничной личности ребенка-дошкольника, его творческого самовыражения.
3Д-ручка - это совершенно новый вид творческой деятельности, который позволяет по-новому взглянуть на процесс рисования.
Актуальность использования 3Д ручки состоит в том, что дети шаг за шагом отрабатывают и постигают навыки создания  моделей.
Почему решила обратить внимание именно на эту тему? Как педагог-практик я заметила, что многие дети наслышаны, видели и даже совсем мАлая часть имеют 3-д ручку, однако пользоваться ею не умеют. После покупки многие люди, ожидавшие легкого и эффектного результата, часто испытывают разочарование, так как не способны создать ничего, кроме плоских раскрасок пластиком, и вскоре убирают «бесполезную» 3-Д ручку с глаз долой.
Для меня самой вопрос приобретения 3-Д ручки стал особенно актуальным, когда мои дети заказали 2 года назад в качестве подарка на Новый год именно 3 Д-ручки.
На тот момент вопросы: «Что же такое 3Д ручка? Будет ли она полезна и востребована или также заброшена детьми, как и многие купленные игрушки по их желанию?» - сейчас уже стали давно решаемы, и ответ на них очевиден.
Не понаслышке также знаю, что школьники, в том числе и моя дочь, с большим удовольствием и желанием посещают в школе кружок «3Д-ручка». Рисование ею на самом деле затягивает и детей и взрослых! За таким увлекательным делом мы часто проводим вечера дома.
Видя увлеченные глаза своих ребятишек, решила опрОбовать 3Д ручку в детском саду, посмотреть, как дошкольники отнесутся к такому виду деятельности.
Скорее всего это и дАло толчок моей работе по применению данного гаджета в детском саду, подтолкнуло к попытке создать дополнительную программу по обучению детей моделированию с помощью 3-д ручки. Идею разработки по развитию творческих способностей детей с использованием 3-Д ручки  я почерпнула на сайте ресурса «Инфоурок» у педагогов д/с № 17 «Алёнушка»г. Санкт-Петрбурга Ермолик О.В. и Балашовой Л.И.
Как дополнительную услугу в ДОУ, не применяю. Мы с ребятами всего лишь апробируем, учимся.
Мне было важно посмотреть и понять: заинтересуются дети таким видом техники рисования или нет и делать уже какие-то планы на будущее, а в результате связать с этой темой свой опыт по самообразованию.
Базой в данном направлении были мои выступления по этой тематике: с докладом на окружном онлайн-семинаре, проведение мастер-классов «3-Д ручка в ДОУ» на августовском педагогическом форуме, на итоговом семинаре «Наше время», проводимых на базе ДК «Юность» и Голышмановской СОШ № 2.Также мы были участниками мастер-класса по 3-Д моделированию «Новогодний сувенир», организаторами которого выступил Молодёжный Центр.
 
Были определены цель и задачи работы, которые представлены на экране.
На начальном этапе работы проведено анкетирование, цель которого: определить осведомленность детей и родителей о 3-Д ручке, ее востребованность. В анкетировании принимало участие 20 детей и 20 родителей, чьи дети регулярно посещали сад.
Вопросы анкеты, которые были предложены респондентам, также представлены и выведены на слайд.
В результате был сделан вывод:большинство родителей (18 из 20 опрошенных) имеют представление «Что такое 3-Д ручка?», но многие не знают ее принцип работы. Среди детей лишь мАлая часть опрошенных (7 из 20), слышали, что такое 3-д ручка, но также, как и взрослые, не понимают, как ею пользоваться.Судя по ответам, всех респондентов современный гаджет  3-Д ручка заинтересовал: желание ею поработать изъявили практически все родители и бОльшая часть детей.
          18 родителей изъявили желание посещать объединения, где обучали бы рисованию такой ручкой. 3-Д ручка интересна и для детей (16-ти из 20), которые с удовольствием использовали бы её в детском саду, на кружке и дома, и для родителей, которые видят в ней значительную роль в развитии мелкой моторики и пространственного воображения.  3-Д ручка востребована.
           Родители понимают важность развития творческого самовыражения ребенка с помощью нетрадиционной техники рисования 3Д-ручкой, но недостаточно осведомлены по данному направлению. Приоритет в формировании творческой самостоятельности у дошкольников отдают педагогам детского сада.
           Инновационность опыта состоит в обучении детей умению использовать 3-Д ручку на основе интеграции всех образовательных областей.
Умение ею работать даёт возможность детям воплощать в жизнь свои конструкторские замыслы и идеи, развивать пространственное мышление, творческие представления и способности.
           Наши игровые занятия построены на чередовании различных видов деятельности (рассматривание, слушание, познавательные беседы, выполнение творческих заданий).
 
          Обучение детей по использованию 3-Д ручки состоит из 7 этапов организации педагогического процесса, который построен от простого к сложному:
Первый этап: вызываю интерес к 3-Д ручке, как к с современному гаджету, через презентации, знакомлю с историей появления такой ручки, её строением, назначением.
Итак, 3D ручка - малогабаритный вариант 3D принтера: мы не печатаем, а рисуем модели на базе пластика, который расплавляется в ручке. То есть для рисования вместо чернил в ручку заправляется пластиковая нить, есть самые различные расцветки.
В верхней части корпуса располагается отверстие, в которое вставляется филамЕнт. Пластиковая нить, затягиваемая внутрь корпуса ручки, расплавляется внутри неё и выдавливается с острия ручки (из сопла) в виде тонкой нити, которая затвердевает на воздухе сразу после выхода из сопла.
            Первая такая ручка для создания объёмных форм возникла еще в феврале 2013 года. Создатели — Питер Дилворс и Максвелл Боуг. Данное новое открытие рекомендовано для детей и взрослых.
Предлагала детям сравнить 3-Д Ручку с обычной ручкой, устройством для выжигания (визуально), увидеть ее преимущество.
Обязательно на этом этапе провожус детьми инструктаж по соблюдению техники безопасности при работе с данным гаджетом, знакомлю их с памяткой  «Правила безопасного пользования 3-Д ручкой», Словарем терминов по тематике моделирования, поместив их в папку-передвижку.  В словаре у дошкольников появляются термины: филомент (цвет нити), моделирование, 3Д принтер.
Интерес в глазах детей был очевиден! Мы продолжали!
Второй этап: работа с 3-Д ручкой,учились правильно держать 3-Д ручку, заправлять и извлекать пластик, увеличивать и уменьшать скорость его подачи.
Дети испытывали затруднение в овладении ручкой, потому что, во-первых, сама ручка широка в диаметре, и детскими пальчиками по началу достаточно сложно ее удержать, еще и нажимая при этом на кнопку подачи пластика.
     Для этого нам на помощь приходили резинки-помогаторы, названия которым придумали вместе с ребятами. Примотав резинкой три пальца к ручке, совершать движения ею было проще. Поняв принцип работы, резинки-помогаторы со временем стали детям не нужны.
Поэтому изначально мы с ребятами работали вместе, я помогала держать и направлять ручку, чтобы ребенок привык, понял принцип и не боялся.
 Во-вторых, пластик поступает на разной скорости и необходимо выбрать самую медленную подачу. Параллельно на этом этапе повторяли и закрепляли цвета, индикатор в режиме ожидания и нагрева – горит красным; в режиме готовности- загорается зеленым цветом. Отрабатывали повторение цифр  при выборе скорости подачи пластика.
И так, постепенно кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, что облегчИт в дальнейшем освоение ребенком навыков письма.
 
Третий этап: непосредственно рисование простых округлых предметов, создание контурных рисунков, где дети учились замыкать линии в кольцо (мяч, воздушный шарик, колечко). В этом нам помогали контуры различных геометрических фигур.На этом этапе мы создали с ними коллективную работу «Воздушные шарики».
В основном дети  быстро приобрели первоначальные навыки, и мы перешли к плоскостному рисованию, используя шаблоны. Об этом -  четвертый этап.
Четвертый этап: плоскостное рисование, использование шаблонов.
 Шаблоны для рисования были подобраны в соответствии с тематическими неделями и праздниками.
Например, были изготовлены:
- «Флаги» - ко Дню народного единства
- «Сердечко» ко Дню Матери и т.д…
Детям, которые достаточно хорошо справлялись с такими работами, предлагала шаблоны на выбор, а также созданную поделку закрасить в одном направлении.
Здесь закрепляли навыки работы с 3-Д ручкой и ориентировку на доске, плоскости, листе.В зависимости от вида рисунка, параллельно с детьми закрепляли темы.  Например, транспорт, насекомые, украшения и др.
По ходу применяли дидактические игры: «Чего не стало?» или «Что изменилось?», «Соедини фигуры» и т.д. (пластик легко можно убрать/добавить со строения рисунка).Все используемые мною шаблоны, идеи для поделок собраны и систематизированы в картотеки с применением 3-Д ручки. Они размещены на сайте, в свободном доступе для родителей и коллег.
Пятый этап: Идет развитие практических навыков работы с  3-Д ручкой. Дети учились видеть– развитие зрительно-пространственной ориентации на плоскости, активизируется логическое мышление. На этом этапе мы часто использовали метод «паутинки» приемом «закрашивания», штрихования. Данный метод приемлем для детей, так как он прост: от нижней стороны изготавливаемой поделки ведут к верхней стороне, а затем обратно так, чтобы между линиями был виден просвет, при необходимости меняли цветовую гамму.
Этот приём рисования помогает выглядеть изделию воздушно и эстетично. Упражнения с 3-Д ручкой всегда создавали благоприятный эмоциональный фон. Значимость своего дела ребята почувствовали, когда к нам обратилась  воспитатель с просьбой помочь оказать ей помощь  в изготовлении ограждения-забора к макету нашего детского сада для  участия в  конкурсе «Педагог года-2022».
Эта трудоемкая и в то же время увлекательная работа вызывала лишь  положительные эмоции у ребят. Видя шаблоны, фотографии и четко представляя реальную картину детского сада, в который они приходят каждый день, и в котором вместе проживаем день за днем, ребята с огромным желанием справились с задачей, тем самым воспитывая и развивая интерес к качеству выполняемых работ.
На шестом этапе доносила до ребят, что 3-Д ручка - это инструмент, который разрешает рисовать не только в плоскости на бумаге, но и даже в пространстве! Свои изделия мы использовали в оформлении предметно-пространственной развивающей среды.
Это самый сложный этап для ребят, многое не получалось. Предлагала детям работать здесь в парах: один работал с ручкой, выполняя движения ею, другой осуществлял помощь в поддержке нити и выполнении ею загибов по замыслу поделки.
Так, с помощью 3-Д ручки можно и рисовать, и экспериментировать в создании поделок. Ручной художественный труд является средством развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума, творческих сил.
Не так давно была актуальна подготовка к Новому году. И на последних игровых занятиях мы с ребятами активно вели работу в этом направлении: изготавливливали снежинки, елочки, елочные игрушки, снеговиков и многое другое. Большую радость дети испытывают, когда видят результат. Таким своим результатом-продуктом, окончательными поделками-снежинками украсили свои шкафчики, оформили выставку работ «Новогодний вернисаж» в приемной. Все это  развивает пространственное воображение, инженерное мышление, что поможет определить  дальнейшие интересы ребенка. Не исключено, что кто-то из детей выберет профессию дизайнера или инженера.
 
И последний 7 этап-организация познавательных встреч. Яркими запоминающимися мероприятиями стали организованные встречи с обучающимися 6 «В» класса Голышмановской школы № 2, посещающих кружок «3-Д моделирование», которые продемонстрировали приемы работы с 3-Д ручкой для дошкольников, и проведенный семейный мастер-класс по использованию 3-Д ручки в ДОУ на тему «Новогодний сюрприз».
Работа по внедрению в образовательный процесс 3-Д ручки у детей дошк. возраста  происходит во взаимодействии с педагогами, родителями и соц.партнерами.
Результативность работы можно проследить по участиям  в конкурсах различных уровней.
Нам с ребятами есть к чему стремиться, совершенствовать и отрабатывать навыки в применении 3-Д  ручки и дальше. Тем более желание у ребят есть!
Такие выводы дают нам сделать результаты анкетирования на контрольном этапе.
Можем с уверенностью сказать, что3Д-ручка, также как и у школьников,  вызывает эмоциональный отклик и у дошколят. Рисование ею приходится детям по душе. Они делятся своими впечатлениями со сверстниками, друзьями, взрослыми, с большой гордостью демонстрируя свою работу. Даже самый неуверенный в себе ребенок непременно добьется успеха, пусть и маленького, но очень важного для него. Эта крошечная победа укрепит веру ребенка в себя, в свои силы. Он станет более уверенным не только в ситуациях на занятиях в группе, но и в жизни в целом. 
         Из беседы с родителями выяснили, что некоторые дети обратились с просьбой купить 3Д ручку, а кто-то достал заброшенный инструмент из шкафа и пробует дома, под присмотром уже родителей, придумывает и моделирует свои поделки: делают различные украшения, кулоны, колечки, а потом дарят их бабушкам. Это не может не радовать!
   На наш взгляд, 3-Д ручка - полезный для развития ребёнка гаджет. Она развивает  у детей художественно-творческие, конструктивные способности, способствует развитию наглядно-образного мышления. Также способствует  воспитанию умений работать в сотрудничестве с воспитателем и другими детьми при создании коллективных композиций, позволяет вовлекать ребенка в интересную и увлекательную деятельность, что способствует усидчивости и дальнейшему отличному обучению в школе.
К тому же 3Д-ручка - это современный, не избитый, очень оригинальный и полезный подарок, который доставит истинную радость ребёнку и заинтересует даже взрослых! Всё это делает 3-Д ручку не только сезонной новинкой, а настоящей находкой. Спасибо за внимание!