Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям 1944 года «Этот сложный путь к Победе...»
26.03.2024 г.
Всероссийская викторина по истории Холокоста «Не забыть нам во всех поколениях...»
26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям Великой Отечественной войны «Четыре года шла война...
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс творческих работ из пуговиц «Пуговицы-кнопочки из маминой коробочки!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс фотоэкскурсий «Родного края облик многоликий!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Всемирному дню здоровья «Солнце, воздух и вода - наши...
26.03.2024 г.
III Всероссийский конкурс ремесленного творчества «Душа и руки создают шедевры!»

Методическая разработка

Муниципальное Бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» с. Взморье Долинского района Сахалинской области 694090,с. Взморье, ул. Пионерская,15 тел.8-42442-94-26-8 «Социально-значимая проектная деятельность как один из путей становления гражданской позиции молодежи» научно-методическая разработка по гражданско-патриотическому воспитанию молодежи Ошиток Инна Валерьяновна Зам директора по воспитательной работе МБОУ СОШ с. Взморье Долинского района Сахалинской области Высшая категория Адрес: с. Взморье, ул. Вокзальная 4-8 Тел:89621017610 с. Взморье 2015 г. Оглавление Введение.............................................................3 1. Социально-значимая проектная деятельность в образовании 1.1. Сущность и история становления метода проектов в образовании....5 1.2. Проектная деятельность – средство организации сотрудничества и Саморазвитие субъектов образования.........................11 2. Использование социально-значимой проектной деятельности в становление гражданской позиции молодежи 2.1. Организация воспитательной системы «Школа содружества»...........14 2.2. Содержание социально-значимой проектной деятельности, способствующей становлению гражданской позиции молодежи..............21 Заключение.............................................................................28 Список литературы...............................................................30 Приложения............................................................................32 Введение Данная тема представляет особую актуальность, так как среди приоритетных задач Российской Федерации: усиление воспитательного потенциала образовательного процесса, организация эффективного гражданского образования. Стратегические ориентиры воспитания сформулированы Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в проекте «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Реализация стратегии предполагает качественные изменения в отечественной системе воспитания, направленные на личностные результаты, умения и навыки, обеспечивающие социальное и гражданское становление личности, успешную самореализацию в жизни и обществе. В настоящий момент гражданское образование находится на этапе становления, который включает разработку его содержания, развитие демократических начал в жизни образовательных учреждений и компанию социальной практики обучающихся. Главной целью гражданского образования является воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, обладающего определенной суммой знаний и умений, имеющего сформированную систему демократических ценностей. Одной из наиболее значимых качеств современного человека является готовность участвовать в социальной жизни, что напрямую связано с формированием активной гражданской позиции подрастающего поколения. Одним из интенсивных способов социальной практики является социально-значимая проектная деятельность. В деятельности МБОУ СОШ с. Взморье Долинского района Сахалинской области социально-значимая проектная деятельность стала не просто одной из эффективных педагогических технологий, а основой работы учреждения. С 2005 года в школе создана воспитательная система «Школа содружества», задачей которой стало формирование социальной активности детей и подростков на основе использования проектных технологий. Активное применение социально-значимой проектной деятельности позволяет создать условия, способствующие формированию у обучающихся своей точки зрения по обсуждаемым проблемам, применению гражданских компетентностей в повседневной жизни. Цель: воспитание личности, имеющей активную гражданскую позицию, готовую к нравственному поведению и творческой деятельности посредством социально-значимой проектной деятельности. Задачи: - способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений; - создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика; - формировать нравственное самосознание, гражданскую позицию. - предоставление возможности для самореализации и развития организаторских качеств подростков посредством участия в проектировании и проведении социально-значимых дел. Объект исследования – воспитательный процесс в общеобразовательной школе. Предмет исследования – методика воспитательного процесса средствами проектной деятельности. В основу исследования положена гипотеза: мы предполагаем, что социально-значимая проектная деятельность будет способствовать становлению гражданской позиции молодежи, формировать любовь к родной земле; черты характера, которые помогут старшеклассникам стать чело¬веком и гражданином общества; воспитывать любовь и уважение к малой родине. Для достижения поставленной цели нами были использованы различные методы исследования: а) анализ; б) синтез; в) сравнение; г) описание. Исследование проводилось в период с 2005 по 2015 гг. включительно на базе МБОУ СОШ с. Взморье Долинского района Сахалинской области. Теоретическая значимость работы заключается в обобщении литературных источников по теме работы. Практическая значимость работы заключается в разработке социально-значимых проектов, которые способствуют формированию у подрастающего поколения высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, среди которых важное значение имеет становление гражданской позиции. 1. Социально-значимая проектная деятельность в образовании 1.1. Сущность и история становления метода проектов в образовании Исторически проектная деятельность человека складывалась стихийно. «Естественный отбор» действий и видов деятельности привел к выработке оптимального варианта действий, упорядоченное сочетание которых способствует созданию образа – идеи – объекта. Проектной деятельностью возможно овладевать целенаправленно, в процессе специально организованного обучения. В то же время обучение проектированию, проектное образование есть способ формирования проектного способа взаимодействия с миром, снимающего противоречия технологического этапа современного общественного развития в целом и образования, в частности. Реформирование содержания школьного образования открывает широкие горизонты для реализации выше названного подхода. Становление и развитие теории и практики проектной деятельности и проектного обучения школьников связаны с научными поисками отечественных и зарубежных исследователей. Теория и практика проектной деятельности и проектного обучения начала активно развиваться в конце XIX -начале XX веков. Метод проектов возник во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах США. Вначале его называли «методом проблем» или «методом целевого акта». Впервые употребил слово «проект» в 1908 году заведующий отделом воспитания сельхозшкол Д. Снезден. С помощью проектов предполагалось связать работу школ с потребностями сельскохозяйственного производства. Бюро воспитания узаконило термин «проект» в 1911 году. Продолжатель школы Д. Дьюи американский педагог У.Х. Килпатрик дал следующее определение метода проектов: «Это метод планирования целесообразной (устремленной) деятельности в связи с разрешением какого-либо учебно-школьного задания в реальной жизненной обстановке» . Как видно, сущность проекта здесь определяется исходя из унитарной задачи по выполнению какого-либо задания. Далее У.Х. Килпатрик понятие проекта связывает с «от всего сердца» производимой целесообразной деятельностью, то есть с «сердечным целевым актом». Одновременно У.Х. Килпатрик высказывал пожелание, чтобы за термином «проект» стояла серьезная научная концепция, и чтобы термин выражал эту концепцию. Американский ученый Э. Коллингс обобщил опыт США по методу проектов, раскрыл содержание проектов, выполняемых школьниками в различных разделах учебной программы. Русские ученые связывали методы обучения (в том числе и проектный метод) прежде всего с проблемой развития личности, подготовкой ее к жизни и труду. Так, известный русский педагог и психолог П.Ф. Каптерев в книге «Дидактические очерки» писал: «Знания, конечно, ценны, но еще ценнее уменье, искусство, способности. То человек знающий, то человек умный. Ум выше знаний, так как, владея умом, всегда можно приобрести знания, а, владея знаниями, не всегда приобретешь ум... Поэтому наиболее ценны такие учебные предметы, которые не столько обогащают ум сведениями, сколько дают разнообразный материал для всестороннего упражнения ума и, таким образом, сообщают ему гибкость, подвижность, так как оттачивают и шлифуют его... Знание само по себе, вне отношения к развитию ума, имеет в образовании очень мало значения: всего не узнаешь, всем наукам не обучишься. Важно, чтобы человек сам мог учиться, чему нужно, а не то, чтобы он в школе приобретал возможно больше знаний. Самое важное приобретение учащихся – уменье правильно мыслить и говорить, уменье учиться» . Значительный вклад в разработку проектного метода обучения внёс один из основоположников отечественной педагогической науки П.П. Блонский. Народную школу педагог видел, прежде всего, индустриальной, он сам говорил, что в век прогресса терпеть не мог технической неграмотности. Многие принципы, на которых разрабатывается сегодняшняя образовательная область «Технология» и непосредственно связанная с ней проектная деятельность, были заложены П.П. Блонским в народной школе. Он писал: «В народной школе ребенок должен, прежде всего, не обучаться теоретическим знаниям, но учиться жить. Итак, школа должна быть местом жизни ребенка, должна создать рациональную организацию этой жизни» . П.П. Блонский подчеркивал, что при таком обучении в народной школе учитель – лишь сотрудник, помощник и руководитель ребенка в его ответственной работе. «Учитель – не учитель в обычном смысле слова, но лишь руководитель и спутник: он руководит исследованиями детей, он спутник их путешествий в человеческую жизнь» . А создать рациональную организацию школьной жизни ребенка без проектной деятельности невозможно. «Нравственно автономная личность, творец новой, лучшей, чем наша, человеческой жизни – вот кто должен быть создан народной школой. Но творца можно создать лишь посредством упражнения в творчестве». «В школе ребенок не только учится, но и упражняется в самостоятельных занятиях» . «Жить – это значить познавать действительность и преобразовывать ее. Методы познания и труда – два основных предмета в школе» . Большое внимание проектному методу обучения уделял один из создателей новой школы и педагогики в России С.Т. Шацкий. Он исходил из того, что школа должна готовить учащихся к жизни и разрешение детского вопроса не в том, чтобы все дети были грамотными, а в том, чтобы они умели жить . С.Т. Шацкий считал, что воспитание человека должно быть воспитанием его самостоятельности в процессе самостоятельной творческой деятельности. В организации детской жизни в каждый данный момент он видел смысл и цель педагогической деятельности. Развитие самостоятельности учащихся противопоставлялось господствующей в то время системе обучения, направленной на подготовку детей к сдаче экзамена по определенному предмету. Подготовка к жизни и развитие самостоятельности должны осуществляться в процессе выполнения учащимися конкретных дел, список которых необходимо иметь в школе. Каждую из тем школьной программы нужно соединить с выполнением практического дела, то есть проекта, имеющего жизненное значение, доступного учащимся и учитывающего их интересы. В систему проектной деятельности С.Т. Шацкий включал «приспособление» ребенка к материалу (выбор подходящего материала для той или иной цели) и к инструменту (умение пользоваться инструментами). Началом педагогической деятельности С.Т. Шацкого становится организация детского клуба («поселка») «Сетлемент» (1906), где практически было внедрено проектное обучение. По словам самого автора, «это дело носило, бесспорно, общественный характер, давало простор творчеству каждого ученика» . В колонии «Бодрая жизнь», созданной СТ. Шацким вместе с группой педагогов в 1911 году, дети сами выбрали себе дело по душе и могли попробовать свои силы во многих видах деятельности, а педагоги при этом выступали в роли советников и консультантов. Вся работа в колонии сводилась к нахождению такого содержания деятельности, таких условий для ее реализации, которые приведут к развитию заложенных в ребенке творческих сил. Организация проектной деятельности детей и подростков занимала значительное место в педагогической деятельности А.С Макаренко. Проектную деятельность воспитанников известный педагог связывал с производительным трудом, который, по его словам, должен быть одним из самых основных элементов в воспитательной работе. Развитие метода проекта в школах России связано с именами других отечественных педагогов, таких как E.F. Каганов, М.В. Крупенина, В.В. Игнатьев, В.Н. Шульгин, Л.K. Руднев, В.Н. Разлетов и др. Так Е.Г. Каганов определил проект как «всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью» , а также указал отличительные черты проектного метода (опора на детские интересы сегодняшнего дня, связь с различными сторонами хозяйственной жизни страны, самостоятельность и творчество учащихся, слияние теории и практики). В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Сама суть понятия «проект» заключается в его прагматической направленности на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность – индивидуальную, парную, групповую, которая выполняется в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми методами. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, задачи. Результаты выполненных проектов должны быть, «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то должно быть представлено конкретное ее решение, если практическая задача – итогом должен стать продукт, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. Таким образом, метод проектов является и личностно-ориентированным и деятельностным, и в конечном итоге ведет к естественному формированию компетентностей, например, информационно-коммуникационных, коммуникативных, учебно-познавательных. В переводе с латинского проект – буквально «брошенный вперед», а в словарях – это «план», замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание. В чем отличие проекта от планирования любого мероприятия? Некоторая непредсказуемость результата (никто не знает, что у нас получится), ставит человека в позицию исследователя, творца, активизирует его способности, а если это еще и коллективный проект, то стимулирует развитие коллективных отношений. А применительно к школе проект – это совместная учебно-познавательная творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель и согласованные способы деятельности, и направленная на достижение общего результата. Огромный «плюс» творческого проекта в том, что его конечный результат «осязаем». Это праздник по форме, по содержанию и по внутреннему состоянию души. Но чтобы это произошло, требуется длительный и кропотливый период подготовки . 1.2. Проектная деятельность – средство организации сотрудничества и саморазвития субъектов образования Проектную деятельность можно также рассмотреть как средство обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, как способ реализации личностно ориентированного похода к образованию. Более того, можно утверждать, что при определенных условиях существует зависимость между участием человека в проектной деятельности и саморазвитием ее участников (их самоопределением, самореализацией, развитием творческих способностей и т.д.). Проектирование, по мнению О.С. Газмана, – комплексная деятельность, обладающая, во-первых, признаками автодидактизма: участники проектирования как бы автоматически (без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов) осваивают новые понятия, новые представления о различных сферах жизни, о производственных, личных, социально-политических отношениях между людьми, новое понимание смысла изменений, которые требует жизнь . Во-вторых, участие в проектировании ставит людей (детей и взрослых) в позицию «хозяина жизни», когда человек не как исполнитель, а как творец, разрабатывает для себя и другие новые условия жизни. Согласно известной философской формуле, «изменяя обстоятельства, человек изменяет самого себя», т.е. без внешнего принуждения преобразовывает себя. Иными словами, проектирование выступает как принципиально иная субъективная (исполнительская) Фома участия человека в социальном самоуправлении. В-третьих, проектирование есть специфический индивидуально-творческий процесс, требующий от каждого оригинальных новых решений, и в то же время данный процесса – есть процесс коллективного творчества. За счет обретения навыков работы в режиме группового творчества (а здесь без навыков социального и интеллектуального воздействия не обойтись), интенсивно развиваются проектировочные способности, предполагающие, прежде всего, способность к рефлексии, целеобразованию, выбору адекватных решений, и, конечно, – умению выстраивать из частей целое. Таким образом, проектирование может стать средством социального и интеллектуального творческого саморазвития всех субъектов образования (и детей, и взрослых), а в более узком смысле – средством развития проектировочных способностей. Особый вопрос о роли самого ребенка в процессах социально-педагогического проектирования. Он может выступать как заказчик, непосредственный субъект проектной деятельности, как эксперт по отношению к ней. В проектной деятельности ребенок сталкивается с необходимостью проявлять свою «самость» как минимум в следующих ситуациях: 1) когда необходимо заявить свои собственные цели, свои представления о себе и об объекте проектирования, отстоять свою позицию в дискуссии с товарищами и взрослыми; 2) когда необходимо открыто и четко заявить о своих трудностях, проанализировать их причины, и, прежде всего, искать причины себе; 3) когда необходимо согласовать цели с другими, не отступать при этом от собственных идеалов и уметь находить общие точки выращивания нового, возникшего как новое качество (цель – средство) в общей работе; 4) когда необходима творческая самомобилизация. Умение поставить ребенка в позицию ответственности перед собой и другими и в то же время создать условия для раскрепощения творческих задатков – составляет основной предмет собственно педагогической деятельности в процессе проектирования. В многочисленных воспитательных системах прошлого и настоящего распространена идея о том, что человека можно (а зачастую и необходимо) целенаправленно сформировать, выпестовать в соответствии с определенным идеалом или хотением воспитателя. Объективно этот поиск есть выражение потребности социальной системы в личностном типе, обеспечивающем ее существование. Педагоги ориентируются не только на подготовку ученика, воспитанника к будущей жизни, но и обеспечивают уважение к личности ребенка, его достоинству, принимают его личностные цели, запросы, создают условия для его самоопределения, самореализации, самодвижения и развития. В рамках социально-значимой проектной деятельности педагоги создают условия, в которых происходит взаимодействие и активизация смыслопоисковой деятельности молодежи, проявляется их гражданская активность, идет приобретение опыта реализации прав гражданина в реальной ситуации. Основная задача педагогов – помочь ребятам приобрести опыт сопереживания, сочувствия, сострадания, и тогда можно будет говорить о нравственном здоровье гражданского общества. 2. Использование социально-значимой проектной деятельности в становлении гражданской позиции школьников 2.1. Организация воспитательной системы «Школа содружества» Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Взморье является муниципальным бюджетным образовательным учреждением Долинского района Сахалинской области. В школе обучается 74 ребенка. Создано 10 классов комплектов, на базе школы функционирует детский сад на 25 мест. Анализ социального положения показал, что в школе обучаются дети из самых разных по социальному статусу семей. Так 36% детей из малообеспеченных семей, 5% – из многодетных семей, 26% из неполных семей, 24% – из неблагополучных семей, есть дети, которые воспитывают опекуны и приемные семьи. Школа имеет свои традиции: - общепоселковый праздник «День рождения школы»; - военно-спортивная игра «Зарница»; - традиция водружения знамени Победы 9 мая на г. Муловского; - операция «Забота»; - традиционные сюрпризы к празднику «День учителя», «Женский день 8 марта»; - радиоконцерты «От всей души» (к праздникам и дням рождениям членов школьного коллектива); - вечер встречи выпускников; - Конкурс «Ученик года»; -Движение «Отличная оценка»; -День самоуправления. В школе сложился высококвалифицированный педагогический коллектив, который отличается творческой способностью к воспитанию и реализации новых программ развития, стабильностью (70% педагогов – выпускники этой же школы). Школа – наш добрый и теплый дом. А атмосферу добра и теплоты создают наши учителя. Между учениками и педагогами сложилось взаимопонимание и доверительные отношения. Поселок наш небольшой, и, по мнению родителей наших учеников, учителей школы отличает заботливость, гуманность, творчество, взаимопонимание. В 2005 г. была смоделирована воспитательная система «Школа содружества». Теоретической основой созданной нами воспитательной системы является «Педагогика общей заботы» Игоря Петровича Иванова. На начальном этапе моделирования воспитательной системы школы, педагогический коллектив поставил перед собой следующие задачи: 1. Обозначить ценностные ориентиры в воспитании. 2. Раскрыть содержание воспитания. 3. Определить роль педагога в воспитании. 4. Создать модель воспитанника школы. На этом этапе педагоги на семинаре классных руководителей знакомились с теорией и практикой воспитательной системы. Проектировали образ выпускника школы, который должен соответствовать типу учебного заведения и создаваемой в нем воспитательной системы. Нами была выбрана модель «Человек социальный» – т.е. спо¬собный к решению социальных проблем, самореализации, социальной адаптивнос¬ти, работоспособности и целеустремленности. Поставлена цель – объединить усилия педагогического коллектива, учащихся, родителей, сельской администрации, жителей села на создании благоприятных ус¬ловий развития ребенка и его самореализацию через воспитание у учителей, уча¬щихся, родителей, общественности понятия о школе не только, как об образователь¬ном учреждении, а как о содружестве единомышленников, объединенных целью возрождения своей «малой Родины», через возрождение себя, семьи, духовной культуры. Средства осуществления цели воспитательной системы школы представлены в приложении 1. При моделировании воспитательной системы коллектив школы обратился к основным идеям о возможностях и условиях реализации воспитательной функции образования (Р.У. Богданова, Е.И. Козакова), к положениям теории воспитательной системы ОУ (Л.И. Новикова, В.А. Караковский, Е.Н. Барашников, И.А. Колесникова, И.П. Иванов). Базовыми принципами воспитательной системы стали: Целесообразность: соответствие целей и действий, направленных на ее реализацию. Личностный подход: воспитание, становление и развитие личности. Совместная деятельность: в процессе совместной деятельности ее участники получают возможность лучше узнать друг друга, сблизиться, приобретают опыт общения в коллективе. Творческая деятельность: творчество, как одна из форм самовыражения личности. Событийность: наличие ярких запоминающихся событий, творцами и участника¬ми, которых являются члены содружества. Системообразующей деятельностью нашей воспитательной системы является – общественно-полезная, социально-значимая деятельность. Из всего этого складывается образ школы, который состоит из образа выпускни¬ка школы, образа жизнедеятельности школы и отношений между участниками учебно-воспитательного процесса. Содержание воспитательного процесса включает в себя: - создание условий для успешного самоутверждения каждого воспитанника в формах общественно-политической деятельности; - реализация потребности в самореализации, (школьная республика); - реализация потребности в творческой деятельности (технология КОД); - создание единого воспитательного коллектива и единого воспитательного пространства. Критериями и показателями эффективности воспитательной системы «Школа содружества» явились: 1. Благоприятный психологический климат школьного коллектива. 2. Характер взаимоотношений учитель – ученик. 3. Возможность каждому ребенку самовыражаться, самопроявляться, самоутверждаться, самореализовываться. 4. Социальная адаптация и активная деятельность в местном обществе. Управление системой воспитания осуществляется через различные формы воспитательной работы. Главная роль отводится здесь заместителю директора школы по воспитательной работе, т.к. он является главным методистом по проблемам воспитания детей, поэтому его уровень знаний, методических способностей должен постоянно развиваться и совершенствоваться. Поэтому, я, как заместитель директора по воспитательной работе постоянно пополняю свои знания и повышаю свой профессионально-педагогический уровень. Мною были пройдены курсы повышения квалификации на базе СОИППКК по темам: 1. «Управление развитием педагогических систем в условиях модернизации». 2. «Воспитание в условиях модернизации». Занимаясь проектной деятельностью, я успешно прошла семинар-тренинг по теме «Основы проектной деятельности», обучалась на дистанционном курсе «НКО в современных условиях», организованном Сахалинской Региональной общественной организацией по поддержке общественных инициатив «Открытый мир», успешно прошла семинар-тренинг «Школа консультантов НКО». Повышение профессионального мастерства помогает мне в работе с педагогическим коллективом по решению волнующей всех педагогической проблемы. Управление воспитательной системой происходит через взаимодействие с окружающим социумом – это организации и предприятия поселка, поселковая библиотека, совет ветеранов, поселковая администрация. Это и взаимодействие с ученическим коллективом (парламент школьной республики) через проведение учебы актива, анализа проведения КТД, планирование и организацию внутришкольной жизни. Это взаимодействие с администрацией школы (директор, социальный педагог, заместитель директора по УВР) – исследование степени удовлетворенности учащегося и родителей школой, исследование воспитательного потенциала микрорайона, вовлечение родителей в социальную педагогическую деятельность. В основу воспитательной системы легло создание обновленной формы ученического самоуправления – школьной республики СТО(У). В ней мы учим детей демократическим отношениям, развиваем организаторские способности, воспитываем такие качества, как самостоятельность, предприимчивость, ответственность, учим умению отстаивать свои права, права коллектива, умению выработать свою гражданскую позицию в жизни. Вот уже, который год школьная республика живет и работает, школа стала единым хорошо организованным коллективом с органами управления, каждый член которого живет интересами школы, имеет возможность участвовать в управлении школой, защищать ее честь. Девиз школьной республики «Все творчески, иначе зачем?» Республика работает по технологии КОД (коллективно-организаторской деятельности) – это совместная деятельность детей и взрослых, это коллективистский дух, партнерские равноправные отношения, творчество и забота Стало доброй традицией готовить КТД – сюрприз для учителей в канун Дня Учителя, 8 марта. К празднику Дню Учителя ребята готовили передачу «От всей души», где собрали задушевный материал о педагогах, приготовили цветы и музыкальные номера каждому учителю. В содружестве с учениками педагоги школы участвуют во всех делах республики. Это интересные КВНы, новогодние праздники (причем каждое КТД не похоже одно на другое), Дни самоуправления, праздник «Проводы Зимы», военно-спортивная игра «Зарница» и др. В школе организован и работает поисковый клуб «Мои земляки». Ребятами ведется летопись «Мои земляки», каждый класс – штат закреплен за ветераном ВОВ и ветеранами трудового фронта. Введенная в школьный парламент палата «Забота» оказывает «скорую помощь» ветеранам, престарелым, проводит благотворительные акции. В начале учебного года совместно с соцзащитой администрации поселка составляются картотеки нуждающихся престарелых, ветеранов ВОВ, учащихся оказавшихся в жизненно трудной ситуации. В октябре месяце – это поздравление и концертная программа ко Дню пожилого человека. В ноябре – декабре акция милосердия к рождеству «Добру – дорогу», в январе – феврале – операция забота «Мой двор», апрель – май акция милосердия «Школа ветеранам войны». Стало доброй традицией готовить фронтовые посылки ветеранам ко Дню Победы. Ежегодно в рамках программы «Сыны Отечества» в школе организуются встречи с бывшими выпускниками, отслужившими в рядах Российской Армии, ветеранами войны и трудового фронта. К празднику 23 февраля учащиеся готовят поздравительные открытки и письма выпускникам школы, в данный момент проходящих службу в Армии. В своих письмах ребята рассказывают о школе, об интересных мероприятиях. Наша республика растит патриотов – будущих защитников России. Как результат героико-патриотического воспитания, эффективного процесса педагогики содружества, является желание ребят служить в Вооруженных Силах России. Получение школой благодарственных писем от командиров воинских частей подтверждает это. Так постепенно воспитательная система охватывает все больше и больше участников школьной жизни, включая в себя весь учебно-воспитательный процесс. 2.2. Содержание социально-значимой проектной деятельности, способствующей становлению гражданской позиции молодежи В 2005 году я, как заместитель директора по воспитательной работе, успешно прошла семинар-тренинг по теме «Основы проектной деятельности», проводимый Сахалинской региональной общественной организацией по поддержке общественных инициатив «Открытый мир». В 2012 году обучалась на семинаре-тренинге «Школа социального проектирования». Было решено опробовать новый подход в работе со школьным парламентом и методическим объединением классных руководителей по проектной деятельности. Я решила использовать творческий потенциал школьников и учителей, привлечь к работе с подростками различные учреждения и организации поселка, заинтересованных жителей. Школьная команда ежегодно участвует в районном конкурсе-акции «Я – Гражданин России», имеет опыт работы по проектной деятельности. Цели каждого проекта были полностью реализованы. Последние проекты направлены на повышение гражданской активности молодежи, пропаганду здорового образа жизни, социальной активности и ответственности. Название проектов говорят сами за себя 1. «Помощь ребенку-инвалиду в приобретении инвалидной коляски». 2. «Наша школа – школа здоровья, школа развития». 3. «Создание культурно-оздоровительного центра для разновозрастного населения поселка Взморье». Для реализации последних проектов нам были необходимы финансовые средства. Нужно было обучить актив написанию заявки на грант. Президент Российской Федерации В. Путин неоднократно подчеркивал в своих выступлениях, что работники бюджетной сферы, в том числе и образования, должны настойчивее заниматься поисками внебюджетного финансирования, в частности, грантами. И мы решили участвовать в конкурсе проектов, объявленных компанией «Сахалинская энергия» в рамках программы «Гражданские инициативы на Дальнем Востоке». Первым проектом стала культурно-оздоровительная деятельность, в которой принимали участие школьники, педагоги и жители села. В настоящее время сельская школа является единственным культурным центром, и поэтому в прямой зависимости от ее деятельности находится решение многих вопросов в поселке. Отсутствие нравственного и физического здоровья, низкий уровень культуры населения поселка. Эта проблема нас волнует. Поэтому коллектив учеников и учителей взялся за решение данной проблемы. Мы заинтересованы в улучшении окружающей жизни, в улучшении демографической ситуации, в повышении культурного и нравственного физического уровня развития молодежи и взрослого населения в поселке. Проблема такого уровня культуры населения, проблема свободного времени определяет круг людей, которых она касается. 1. Это молодежь в (возрасте 18 – 25 лет) поселка, которой негде провести свой досуг, свое свободное время. 2. Это дошкольники (дети в возрасте от 1 года до 6 лет), которым отсутствием детского сада не дает в полной мере получать полноценное развитие. 3. Это категория взрослого населения кому за 30, которые после работы не имеют возможности посещать клубы по интересам, спортивные секции, вечера отдыха. 4. Это категория людей старшего возраста от 45 до 65 лет, у которых нет возможности проявлять свои таланты, создать клубы по интересам, выступить с художественной самостоятельностью, подготовить концерт к праздникам, поздравить ветеранов, как это было в старые добрые времена, когда работал поселковый клуб. Поэтому целью нашего проекта являлось – повышение культурного, нравственного, физического уровня детей, молодежи, взрослого населения поселка посредством создания культурно-оздоровительного центра на базе нашей школы. Огромная работа по осуществлению проекта была проведена ученическим и педагогическим коллективом: 1. Проводилось социологическое исследование разных категорий населения с целью создания базы данных. 2. Собрана информация о том, как решалась эта проблема в районе, в области, в стране. 3. К осуществлению проекта привлечены родители, спонсоры, общественность, медики – создан координационный совет. 4. Создана программа работ центра, график посещений тренажерного зала. 5. Создана необходимая материально-техническая база, закуплен спортивный инвентарь, тренажеры, музыкальный центр, цветоустановка. 6. Привлечены к работе центра молодежь поселка, бывшие выпускники школы. Реализуя данный проект, подростки получили возможность позитивного социального опыта, саморазвитие и самореализации, были созданы условия для реализации их интересов через коллективную деятельность. Педагогический коллектив, решая воспитательные задачи, смог направить энергию молодых на реализацию социально значимых дел, обеспечить социальную адаптацию учащихся к жизни и активной деятельности в местном сообществе. Использование «Педагогики общей заботы» в школе дало возможность наилучшим образом воспитать в детях: нравственные качества и заботливое отношение к окружающем людям и миру, как одно из них. Эта педагогика создает условия для творческого (креативного) развития, как воспитанников, так и воспитателей, позволяет вовлекать в школьную орбиту родителей, общественность. Мы стали замечать, что дети легче откликаются на просьбы о помощи самых разных людей и организаций, с энтузиазмом участвуют в операциях «Забота». С созданием культурно-оздоровительного центра на базе школы педагогический коллектив разрабатывает программу «Здоровье», целью которой является: создание реальных санитарно-гигиенических условий, пропаганда здорового образа жизни, приобщение к спорту здоровому жизни. Через систему спортивных кружков, работы тренажерного зала, внеклассных мероприятий идет приобщение к ЗОЖ. Все это способствует созданию в школе атмосферы, основанной на доброжелательности, внимании друг к другу, уюте и комфортности, то есть благоприятной развивающей среды. Попробовав свои силы в реализации первого проекта, педагоги и учащиеся, продолжая работать по программе «Здоровье», готовят следующий проект – заявку на грант «Место встречи изменить нельзя». Название проекта говорит само за себя, воспитательное пространство в школе расширяется, что является одним из условий функционирования воспитательной системы школы. Наш проект «Место встречи изменить нельзя» выступает как проект устойчивого развития, ведь целью его является создание места постоянного общения и оздоровления ветеранов Великой Отечественной войны и трудового фронта, инвалидов 1-й и 2-й групп, школьников и учителей (Приложение 2). Проблема, которая волнует наш школьный коллектив – это слабое развитие сферы медицинского и культурного обслуживания населения поселка, людей молодого и пожилого возраста. Население в поселке составляет 810 человек. Из них: взрослого 616, детского – 194 человека. На такое количество население работает один фельдшерско-акушерский пункт. Физиокабинет отсутствует. По данным участкового врача в поселке проживают только 40% здоровых детей, 70% часто болеющих, 40% страдающих хроническими заболеваниями. По данным вопросам, связанным со здоровьем, пожилые люди, инвалиды и школьники вынуждены выезжать в районный центр за 60 км. Поэтому, школьный коллектив в содружестве учеников и учителей заинтересован в создание фитокомнаты, комнаты психологической разгрузки, места постоянного общения и оздоровления социально-уязвимых слоев населения. Основная деятельность по проекту для самостоятельного творческого объединения учеников и учителей была очень бурной. 1. Это и проведение социологического исследования среди благополучателей проекта. 2. Создание координационного совета. 3. Привлечение добровольцев из числа ветеранов и людей старшего поколения. 4. Привлечение спонсоров, администрация поселка, предприятий через ходатайство. 5. Приобретение семян, выращивание рассады лекарственных трав для фитосборов. 6. Выпуск рекламных буклетов о фитокомнатах и их распространение. 7. Установление связи с медучреждением поселка. 8. Создание материально-технической базы, обустройство фитокомнаты. Наш проект был одобрен Институтом Устойчивых Сообществ г. Хабаровска и успешно профинансирован. На грантовые средства обустроена фитокомната, закуплены фитопрепараты, мягкая мебель, тонометр для измерения давления, семена лекарственных трав, наборы эфирных масел для аромалампы. Презентация фитокомнаты состоялась 1 июля 2005 года. Наши ветераны ВОВ и трудового фронта, инвалиды 1 и 2 групп, очень обрадовались. Еще бы, у них теперь есть возможность встречаться, общаться и при этом поправлять свое здоровье, а для детского объединения – это приобретение социального опыта, возможность получения необходимых знаний и навыков, обеспечивающих успешность их организаторской деятельности, включение детского объединения в социально-полезную деятельность на территории села. В канун юбилея Победы школь¬ным парламентом было решено сде¬лать еще один подарок ветеранам и жителям села: подготовить проект «Чтобы помнили...» (Создание Кни¬ги памяти о наших земляках)». Он посвящен тем ветеранам, кто про¬живает или проживал в селе Взмо¬рье. Сейчас в селе живут один вете¬ран Великой Отечественной войны, шесть ветеранов трудового фрон¬та, две вдовы ветеранов войны. И пока еще ветераны-земляки не по-кинули нас, необходимо собрать и сохранить их свидетельства о том, как они жили, сражались, работа¬ли, во что верили и на что надеялись. Творческая группа, подготовившая проект, поставила цель: Создание Книги памяти о героическом про¬шлом наших земляков в годы Вели¬кой Отечественной войны и в мир¬ное время, привлечение молодого поколения школьников к познанию великого подвига советского наро¬да в самой кровопролитной войне XX столетия путем сбора информа¬ции о боевом пути, наградах, под-вигах, послевоенной жизни своих деду¬шек и бабушек, односельчан. Творческая группа учащихся 8 – 11 классов провела в апре¬ле сбор и архивирование документаль¬ных свидетельств, которыми владеют ве¬тераны и их родственники (фотографии, письма, документы, справки, удостовере¬ния на медали), воспоминаний, рассказов ветеранов и их родственников. Эти документы и воспоминания не только помо¬гут следующим поколениям понимать, какими были те, кто жил с ними в одном селе, но и делать правильные выводы об истории XX века. К этому периоду исто¬рии люди будут возвращаться всегда. Проект «Создание Книги памяти о на¬ших земляках» профинансирован Компа¬нией «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд.» («Сахалин Энерджи») в рам¬ках программы «Малые гранты – большие дела». 9 мая на празднике юби¬лея Победы ребята показали часть своей работы по проекту. Для реализации проекта привлечены учащиеся школы, ветераны Великой Отечественной войны и трудового фрон¬та, родственники умерших ветеранов. Закуплены технические средства по гранту: фотоальбомы для оформления Книги памяти в бумажном варианте. А также фотоаппарат со встроенной ви¬деокамерой для фото, аудио- и видеоза¬писей воспоминаний ветеранов, родствен¬ников умерших ветеранов (Книга памяти в электронном варианте), домашний кино¬театр для проведения встреч с ветерана¬ми, концертов, для прослушивания аудио-записей воспоминаний ветеранов на уро¬ках Мужества, микрофоны и телевизор для просмотра фотоматериала и проведе¬ния встреч, концертов с родственниками и ветеранами войны и трудового фронта. Совместно с учащимися над осуществ¬лением проекта работают педагоги шко¬лы, родственники и вдовы ветеранов вой¬ны, ветераны трудового фронта. Надеем¬ся, что все они останутся довольными, ведь их жизненный путь будет отражен в Книге памяти и останется примером по-томкам, а у школьников собранный бога¬тый материал вызовет чувство гордости за свою малую родину, осознание себя наследниками Великой Победы. Работа по проекту была завершена в июне презентацией Книги памяти. Великую роль играет социальное проектирование в воспитательной работе. В рамках созданной детской организации, в школе, проводилась различная проектная деятельность социальной направленности. Одним из таких проектов под названием “ящик гласности” был создан для того, чтобы разрешить вопросы, связанные с интересами и потребностями учащихся в рамках школьного самоуправления. Для реализации проекта потребовалось минимум усилий и затрат. В школьной рекреации был установлен почтовый ящик. Учащимся предлагалось опустить в этот “ящик гласности” свои предложения, пожелания, связанные с дальнейшим развитием воспитательного процесса в школе, а так же можно задать любые вопросы, в письменном виде, президенту школьной республики, руководителям кабинета министров или организаторам. Все содержимое ящика доставалось в конце недели и зачитывалось в присутствии совета старшеклассников. В зависимости от их решения письма, с ответами на вопросы, могли быть опубликованы или в школьной газете, либо отсылаться индивидуально получателю. Сегодня, создавая реальные условия для их проявления, современные педагоги активно включаются, совместно с учениками, в социально-значимую проектную деятельность. Умение пользоваться методом проектов, групповым обучением – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. А внедрение проектной технологии в систему деятельности школы - показатель высокого уровня образовательного учреждения. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется «осязаемыми», то есть если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая-то конкретный результат, готовый к внедрению. Социальное проектирование - одна из форм, которая может быть применена при разработке системы воспитательной работы. Тематика проектов в этом случае очень часто предлагается самими учащимися, которые, естественно ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие. Коллективом учителей было принято решение создать банк проектов, а значит создать школьную проектную лабораторию. Школьная проектная лаборатория – прекрасная возможность для реализации детских идей. Школьная проектная лаборатория в нашей школе это один из вариантов внедрения проектной технологии в систему работы школы. Целями деятельности Школьной проектной лаборатории явились: 1.Создание условий для социализации, адаптации, самовыражения обучающихся и педагогов в образовательном пространстве школы. 2.Воспитание у обучающихся активной гражданской позиции, потребности участия в решении актуальных вопросов социума. Именно лаборатория помогла выйти на новый качественный уровень, обобщить опыт проектной деятельности для того, чтобы сделать воспитательный и образовательный процесс более продуктивным. Результатом работы школьной проектной лаборатории стали: 1. Создание Банка проектов урочной и внеурочной деятельности (электронный вариант) 2. Ребята научились распределять правильно время; - анализировать собственные действия; - презентовать результаты своего труда; - доделывать все до конца; - достигать поставленной цели; - рассматривать тему с разных точек зрения. - ребята научились работать в команде. График развития личностных качеств показывает, что выполнение социальных проектов способствует формированию качеств гражданина. (презентация) Работа над проектом в команде и его реализация позволило поставить ребенка в позицию, позволяющую на практике реализовывать знания, выбирать ценности и линию поведения, совершать правовые и нравственные поступки. Эти технологии формируют в детях понимание того, что от его действий зависит не только его собственная жизнь и благополучие, но и жизнь, и благополучие других людей. Я считаю, что проектная технология - один из успешных способов социализации и адаптации подрастающего поколения к условиям современной общественной жизни, реальная помощь в нахождении своего места в структуре общества. Заключение Изменения, происходящие в современной России, такие как, демократизация общества, построение правового государства, признание основных прав и свобод человека, расширение возможностей для развития духовных и материальных потребностей личности, актуализируют проблему готовности человека к выбору и самостоятельному ответственному действию в политической, экономической и культурной жизни. Указанные выше тенденции развития России требуют переосмысления целей и результатов образования и воспитания. В качестве главного результата образования и воспитания должна рассматриваться готовность и способность молодых людей, заканчивающих школу, нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества, в котором они живут. Воспитание – процесс многоплановый, но сегодня гражданское воспитание составляет одно из важнейших направлений государственной политики в образовании. Вопросам гражданского образования и воспитания в настоящее время уделяется большое внимание в «Программе развития воспитания в системе образования России» и, особенно, в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации». В них заложена очень важная мысль о том, что укрепление демократического правового государства и развитие гражданского общества во многом зависят от воспитания молодого поколения в духе гражданственности, способного к социализации в условиях гражданского общества. Гражданско-патриотическое воспитание в школе с. Взморья осуществляется на основе организации социально-значимой проектной деятельности. Нами созданы грантовые проекты – проект «Создание культурно-оздоровительного центра для разновозрастного населения поселка Взморье», проект «Место встречи изменить нельзя», проект «Чтобы помнили...», проект «Книга Памяти», антинаркотический проект «Здоровым быть - здорово!», проект «Создание волонтерского движения» и другие, которые включают молодежь села в социально-значимую проектную деятельность на территории своей малой родины. Анализ первого опыта использования метода проектов в воспитательной работе позволил сделать следующие выводы: - во-первых, нацеленность на конечный результат, помогает наилучшим образом организовать деятельность старшеклассников для его достижения; - во-вторых, комплексность задач, решаемых во время выполнения проекта, позволяет включить каждого учащегося в посильное для него дело, с учетом возраста и индивидуальных особенностей. Социальные проекты помогли научить детей самостоятельно разрешить самые разные жизненные ситуации. Проекты гражданско-патриотической направленности актуализируют проблему познания и осознания учащимися своей Малой Родины, активизируют работу отрядов социального шефства, ориентируют подрастающее поколение на ценности отечественной культуры, прививают детям чувство гордости за свою страну. Проекты спортивно-оздоровительного направления развивают инфраструктуру здорового отдыха, блокируют рост детского травматизма, содействуют здоровому образу жизни подростков, формируют культуру здоровья, потребности в занятиях физической культуры и спорта. Проекты познавательного направления модернизируют образовательный процесс школы, способствуют достижению качественных результатов в обучении, формируют ответственность ребенка перед обществом, государством, родителями, самим собой. Трудовое воспитание через проектную деятельность формирует адекватное представление об общественно-полезном труде, способствует осознанию общественной и личной значимости труда. Работа над проектами оказалась настолько интересной и полезной, что возникло желание и дальше использовать этот метод в работе. При планировании воспитательной работы на 2014 – 2015 учебный год совместно с ребятами мы определились, что в текущем году будем работать над реализацией следующих проектов «Обелиск», «Протяни руку помощи». «Где родился, там и сгодился», « В бой идет молодежь», «Союз беспокойных сердец» и т.д. Педагогический смысл реализованных и реализуемых проектов заключается в следующем: Это, во-первых, воспитание эмоционально-ценностных отношений к событиям, явлениям социальной жизни, к истории и культурным традициям, становление гражданской позиции, формирование социально желательных мотивов, чувств и потребностей, таких, например, как чувство патриотизма, потребность в труде, понимание значимости семьи в жизни человека, отношение к здоровью как к одной из главных жизненных ценностей и т.д. Во-вторых, проекты – это опыт разнообразной деятельности, в том числе и опыт работы с информацией, в процессе которой формируются необходимые умения и навыки. Это и умения работать с информацией, и умения планировать, распределять работу во времени, и оформительские навыки, навыки сотрудничества, самопрезентации и многие другие. А самое главное, социальные проекты могут научить детей самостоятельно разрешить самые разные жизненные ситуации, способствовать гражданскому становлению молодежи. Список литературы 1. Байбородова Л.В. и др. Изучение эффективности воспитательной системы школы. – Псков, 1994. – 224 с. 2. Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2003. – С. 12 – 14. 3. Блонский П.П. Народное образование в России. – М.: Просвещение, 1986. – 218 с. 4. Газман О.С. Учебные проекты: методология поиска // Учитель. – 2000. – № 1. – С. 19 – 20. 5. Данилюк Я.А., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009. – 24 с. 6. Емельянова М.А. Методические рекомендации по созданию и совершенствования воспитательных систем. – М.: Вента-Граф, 2006. – 164 с. 7. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М.: Педагогика, 1989. – 208 с. 8. Ильин Г.Н. Проективное образование и становление личности // Высшее образование в России. – 2001. – № 4. – С. 34 – 35. 9. Каганов Е.Г. Методы проектирования в образовательной школе. – М.: Знание, 2001. – С. 44. 10. Караковский В.А. Воспитание? Воспитание… Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем. – М.: Педагогика, 1996. – 246 с. 11. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении / Сост. С.Г. Щербакова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007. – 96 с. 12. Приходько Н.И. Педагогические основы ученического самоуправления. – М.: Айрис-Пресс, 1999. – 198 с. 13. Развитие самоуправления в детских коллективах: Учебно-методическое пособие – М.: Владос, 2002. – 168 с. 14. Савотина Н.А. Гражданское воспитание: традиции и современные требования // Педагогика. – 2002. – № 4. – С. 23 – 24. 15. Салихова Р., Ахметжанова Г. Воспитание гражданина // Воспитание школьника. – 2003. – № 1. – С. 3 – 4. 16. Тарасова И.П. Метод проектов в образовательном учреждении // Приложение к журналу «Профессиональное образование». – 2004. – № 12. – 110 с. 17. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / Под ред. В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, Е.И. Соколовой. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 228 с. 18. Шацкий С.Т. Воспитание в «Бодрой жизни». – М.: Просвещение, 1991. – 234 с. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Средства осуществления цели воспитательной системы «Школа содружества» ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ПРОЕКТ: «МЕСТО ВСТРЕЧИ ИЗМЕНИТЬ НЕЛЬЗЯ» Проект № GIG-2R-13 «Фитобар-клуб интересных встреч» взят для тиражирования. НАШ проект решает проблему развития сферы медицинского и культурного обслуживания населения поселка, людей молодого и пожилого возраста. Инициативная группа заинтересована в создании места общения и оздоровления ветеранов ВОВ, трудового фронта, инвалидов 1 и 2 групп, школьников, педагогов. В рамках проекта предполагается информировать население о начале проекта, выделить помещение под фитокомнату, расширить пришкольный учебно-опытный участок, для выращивания лекарственных трав для фитокомнаты. Задачи проекта: 1. Будет создан координационный совет из числа ветеранов ВОВ, администрации поселка, педагогов, медработника. 2. Привлечены добровольцы для работы по проекту школьники, учителя, люди старшего поколения. 3. Будет создана материально-техническая база, установлена мебель и фитопрепа¬раты, в результате спонсорской помощи. 4. Среди благополучателей будет распространен рекламный буклет о фитокомнате. 5. Установлена связь с медучреждением поселка с профилактической целью. 6. Состоится презентация фитокомнаты. Основной результат проекта: создание места для общения и оздоровления по¬жилых людей, ветеранов ВОВ, инвалидов 1 и 2 групп, школьников, педагогов. В дальнейшем предполагается организовать на базе фитокомнаты клуб любителей русской народной песни для ветеранов ВОВ и трудового фронта, инвалидов. Исполнителями проекта являются – инициативная группа, состоящая из педагогов школы, учащихся, руководителей предприятий поселка, добровольцев из числа ветеранов и инвалидов. Партнерами проекта являются организации и учреждения поселка: 1. Администрация поселкового округа. 2. Дневной стационар Ф.А.Б. 3. Железнодорожная станция п. Взморье. 4. ОАО «Сахбиоресурсы». 5. ЭЧСЗ. 6. Строительно-монтажный трест. Район реализации проекта – Сахалинская область, Долинский район, поселок Взморье. Продолжительность проекта – 5 месяцев (апрель – август) Дата начала проекта: 1.04.05. Дата окончания проекта: 1.09.05. Запрашиваемые средства гранта: 1000 $ Взнос заявителя: - собственный вклад – 100 $ - средства из других источников – 133 $ Общие расходы по намеченному проекту: 1233 $ ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА Участвуя в конкурсе тиражирование проектов по поддержке инициатив на местах, муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа поселка Взморье берется тиражировать проект «Фитобар – клуб интересных встреч». Тиражирование данного проекта совпадает с целью школы – организовать Фитокомнату на базе культурно-оздоровительного центра. В 2004 году школа получила у компании «Сахалинская энергия» грант по проекту «Создание культурно-оздоровительного центра для подростков и молодежи поселка». В результате работы центра охвачено большее количество молодежи занятиями физической культурой, спортом, досугом. Ежедневно работают спортивный и тренажерный залы. Наш проект «МЕСТО ВСТРЕЧИ ИЗМЕНИТЬ НЕЛЬЗЯ» будет выступать как проект устойчивого развития. ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: создание места постоянного общения и оздоровления для ветеранов ВОВ и трудового фронта, инвалидов 1 и 2 групп, школьников и учителей. ПРОБЛЕМА, которая нас волнует: слабое развитие сферы медицинского и культурного обслуживания населения поселка, людей молодого и пожилого возраста. Население в поселке составляет 810 человек. Из них: взрослого 616, детского 194 человека. На такое количество населения работает один фельдшерско-акушерский пункт, физио-кабинет отсутствует. По данным участкового врача в поселке проживают только 40% здоровых детей, 70% часто болеющих,40% страдающих хроническими заболеваниями. По многим вопросам, связанным со здоровьем, пожилые люди, ветераны, инвалиды, школьники вынуждены выезжать в районный центр за 60 км. В настоящее время наша поселковая школа является единственным культурно-оздоровительным центром поселка и поэтому в прямой зависимости от ее деятельности находятся решения многих вопросов в поселке. ПОЧЕМУ ШКОЛА БЕРЕТСЯ ЗА РЕШЕНИЕ ДАННОЙ ПРОБЛЕМЫ? Школа заинтересована в создании места общения и оздоровления для пожилых людей ветеранов ВОВ в канун юбилея Победы, инвалидов, школьников, учителей и привлечение учащихся в процесс оказания социальных услуг незащищенным группам населения. Фитокомната будет функционировать на базе культурно- оздоровительного центра. КРУГ ЛЮДЕЙ, КОТОРЫХ КАСАЕТСЯ ДАННАЯ ПРОБЛЕМА? Во-первых, будет создано место для общения и оздоровления для пожилых людей, ветеранов ВОВ и трудового фронта, инвалидов 1 и 2 групп. Во-вторых, школьники будут укреплять свою иммунную систему, путем вдыхания эфирных масел лекарственных трав и употребления витаминного чая. В-третьих – это педагоги школы, которые будут укреплять нервную систему и иммунную систему с помощью фитопрепарата и употребления витаминного чая. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА: Создание места постоянного общения и оздоровления для пожилых людей, ветеранов, инвалидов, школьников и педагогов. Благополучателями данного проекта будут пожилые люди, ветераны ВОВ, инвалиды 1 – 2 групп, школьники и учителя. Всего 150 человек. МБОУ «Средняя общеобразовательная школа» с.Взморье СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ Создания волонтерского движения «Друзья милосердия». Мы живем в удаленном от больших городов селе Взморье, нам не всегда доступны такие возможности как посещение театров, музеев, концертных площадок, детских развлекательных комнат, кружков по танцам, фигурного катания и многого другого, даже поход в кинотеатр для нас осуществляется редко. Создается впечатление, что мы оторваны от большой современной жизни, где мелькает череда событий, где у молодежи есть огромные возможности реализоваться как общественной личности. Но мы здесь и сейчас! И у нас есть наш маленький уголок – наше село, у нас есть наша школа, вокруг нас живут люди, мы – часть большой жизни, мы хотим учиться в современной школе, жить в современном селе и мы хотим, чтобы наша жизнь была достойной и интересной! Молодые люди всегда стремятся к объединению, собираются в группы по интересам, потому что вместе весело, потому что, когда мы вместе – это сила. Тогда почему бы нам не объединиться вокруг какой-нибудь идеи и пойти в ногу со всем мировым сообществом? И мы нашли движение к которому можно присоединиться, несмотря на нашу географическую удаленность, и в котором можно проявить свою потребность к самореализации. Это – волонтерское движение. Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием. Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. В любой, даже экономически сильной, стране всегда будет оставаться некоторое количество людей, которым нужна особенная помощь, забота со стороны государства, общества. В развитых странах поддержка таким слоям населения идет в немалой степени через волонтерские усилия множества организаций. На наш взгляд в настоящее время добровольческое движение в России находится в крайне неудовлетворительном состоянии. Для молодежной организации гражданского типа видится естественным и верным развивать социальную деятельность, через которую мы будем напрямую помогать тем, кому это необходимо, а также станем пропагандировать и развивать добровольческое движение как естественную и важную часть развитого гражданского общества. Концепция волонтерства такова: волонтерство способствует улучшению качества жизни, а так же развитию солидарности между людьми, толерантного отношения друг к другу. Это соответствует нашим поискам, поэтому мы решили организовать в нашей школе волонтерское движение. Мы первые волонтеры отряда, нам необходимо начать все с нуля и пропустить идею волонтерства через себя. Главное, что мы решили – это не просто развлечение и способ покрасоваться. Главное здесь – активная жизненная позиция, ответственность и высокая цель - желание изменить этот мир к лучшему, помочь ближнему и обрести душевную красоту. Цель проекта: Создание волонтерского движения « Друзья милосердия» Задачи проекта: 1.Привлечь молодежь к социально полезной деятельности. 2.Привить ребятам понимание причастности ко всему, что происходит вокруг. 3.Внести вклад в физическое и нравственное развитие и поддержку общества, сделать жизнь окружающих, нуждающихся в социальной и психологической помощи светлее и ярче. 4.Знакомство с деятельностью волонтерских организаций в мире и России. Что мы планируем делать: - посещать детский сад, помогать престарелым, лицам с ограниченными возможностями, вести прямую добровольческую деятельность - организовывать круглые столы, конференции по социальной тематике, принимать участие в таких мероприятиях - организовывать акции, на которых будем отстаивать интересы социально незащищенных слоев населения - инициировать участие граждан в благотворительной деятельности, от сбора средств нуждающимся до личного участия в качестве добровольцев. Начало работы по проекту: 1. Организовали инициативную группу. 2. Провели анкетирование среди ребят нашей школы с целью узнать: готовы ли они добровольно и безвозмездно помогать жителям нашего поселка, участвовать в благотворительных акциях, вступить в волонтерское движение. 3. Придумали название и эмблему нашего отряда. 4. Разработали листовку с информацией о волонтерах для ребят. 5. Определили цели и задачи нашего движения. 6. Разработали права и обязанности волонтеров. 7. Разработали положение нашего движения. 8. Составили план работы. План работы : № Название мероприятия (акции, проекта) Краткое описание содержания Сроки проведения 1 Акция «Милосердие» Благотворительная акция «Мастера» Оказание помощи участникам ВОВ, труженикам тыла Изготовление кормушек для птиц. сентябрь 2 Акция «Милосердие» Благотворительный концерт Оказание помощи ветеранам ВОВ, труженикам тыла Концерт, посвященный Дню пожилого человека Октябрь (1 октября- день пожилого человека) 3 Благотворительный концерт Благотворительная акция «Мастера» Благотворительная акция «Братья наши меньшие» Концерт, посвященный Дню народного единства; Изготовление игрушек для детского сада; Акция посвящена сбору средств, ветоши, тары для приюта бездомных животных; ноябрь 4 Экологическая акция Помощь в уборке снега д\ саду . Оказание помощи участникам ВОВ, труженикам тыла на дому. декабрь 5 Экологическая акция Акция «Друзья милосердия» Помощь в уборке снега д/саду. Совету ветеранов в уборке снега. Сбор игрушек и посещение малоимущих детей на дому. январь 6 Экологическая акция Концерт «23 февраля» Помощь в уборке снега д/саду . Совету ветеранов в уборке снега. Участие в концерте, посвященный дню защитника Отечества февраль 7 Акция «Милосердия» Акция «Подари детям книгу» Оказание помощи участникам ВОВ, труженикам тыла на дому. Сбор детской литературы. Март 8 Беседа «Учимся строить отношения» Умение доброжелательно общаться с обществом, Разрешение конфликтов. апрель 9 Концерт «9 мая» Акция «Друзья милосердия» Концерт для жителей села Взморье, посвященный Дню Победы Проект «Братья наши меньшие», направленный на оказание помощи приюту для бездомных животных май 10 Концерт «Детский смех» Концерт в детском саду, посвященный Дню защиты детей июнь 11 Поздравление с профессиональными праздниками Создание открыток с поздравлении В течение года Актуальность нашего проекта: В условиях современного общества всё чаще встречаются люди, готовые совершенно бескорыстно потратить несколько часов в неделю на доброе дело. Таких людей называют – волонтёры. Волонтер – не профессия, не хобби, не общественная нагрузка. Это образ мышления, удивительная по нынешней поре способность – находить время и силы для совершенно чужих людей. Мы помогаем не столько материально, сколько душевно и психологически – исключительно из желания поддержать стариков – малоимущих детей. Старые люди нуждаются в близких не меньше маленьких детей. Самое главное – это наше участие в их жизни. Это заинтересованный и неспешный разговор об их самочувствии, настроении, судьбе. Это выполнение их мелких просьб. Уже после нескольких посещений Вас будут с радостью ждать, будут скучать по Вас, будут помнить Ваши имена и мелкие детали ваших предыдущих разговоров. Смета проекта: В смету проекта включили фотоальбом, фотоаппарат для фотографирования наших героев, ноутбук для создания отчетов по акциям, сервиз чайный и потер для дружеских встреч со старожилами села. Ожидаемые результаты: Работа в волонтерском отряде поможет ребятам поменяться внутренне, и даже внешне. Взгляд из равнодушного превратится в горящий и заинтересованный. Сам подросток обретет самоуважение, станет уверенным и привлекательным для окружающих. В дальнейшей жизни им проще будет общаться, взаимодействовать и включаться в любую деятельность, они будут уметь оказывать положительное влияние на людей, легко занимать лидерские позиции, проявлять в то же время толерантность и уважение к окружающим. Результаты проекта: В результате создания отряда проведена следующая волонтерская работа: 1. Оказание помощи ветеранам ВОВ (встречи с ветеранами, проведение концертов); 2. Благотворительная акция «Мастера» проходила в октябре 2013 года, в результате которой были построены на участке детского сада игрушки из природного материала, где теперь охотно играют дети; 3. В зимний период проходили рейды по уборке снега на территории детского сада и во дворах ветеранов ВОВ; 4. В период с 22 декабря 2013 года по 13 января 2014 года проходила акция «Друзья милосердия». Благотворительную акцию «Друзья милосердия!» организовала детское волонтерское движение социальной направленности «Друзья милосердия» средней общеобразовательной школы села Взморье. Вся работа строилась по трем этапам в период с 22 декабря – 13 января. Девиз данной акции - «Принимать подарки всегда приятно, особенно, если они подарены от всей души и с любовью!» I этап. На первом этапе нами была собрана информация о малоимущих детях, которые нуждаются в заботе со стороны окружающих. Количество таких детей составило 5 семей. II этап. На втором этапе мы начали сбор игрушек для малообеспеченных детей. Организаторы акции уверены - во многих семьях, где дети уже выросли, остались игрушки. В домах, где дети не имеют достатка будут рады куклам и машинкам, настольным играм и книжкам, главное - они должны быть безопасными и отвечать санитарным требованиям. К ним школьники приложили открытки с пожеланиями для детей и их родителей. Пункт сбора игрушек ребята открыли в кабинете педагога-организатора Ивановой Екатерины Александровны, мы принимали игрушки с 9.00 до 15.00. Нами были собраны: 1. Мягкие игрушки -27 штук; 2. Развивающие игры – 4 штуки; 3. Конструктор 2 штуки; 4. 16 DVD дисков с мультфильмами; Кроме того дети своими руками создали открытки и подарили их детям и родителям. III этап На третьем этапе мы собрались и отправились знакомиться с детьми, которые нуждались в помощи. Родители и дети доброжелательно нас встречали в своих домах, дети рассказали, что у нас проходит акция, подарили детям игрушки, согласно возрасту. в конечном итоге остались довольны и дети и волонтеры. БЛАГОДАРИМ всех сотрудников за участие в акции! СПАСИБО всем, кто проявил внимание, заботу и подарил игрушки малоимущим детям. Огромное спасибо всем участникам благотворительной акции за огромную радость, доставленную детям. Великолепные мягкие игрушки, забавные, яркие, очаровательные. 5. Наш отряд был создан в сентябре 2013 года, волонтеры вовлечены в работу, у них всегда есть какое-то занятие, они в ответе, за что-то, мы объединили ребят нашей школы и видим улучшение жизни нашего села в целом, что и составляет цель нашего волонтерского движения «Друзья милосердия». ПРОЕКТ « Быть здоровым-здорово!» Описание проекта. Название проекта « Быть здоровым-здорово!» 1. Краткая аннотация Проект «Быть здоровым-здорово!» предоставит уникальную возможность заострить внимание на теме популяризации ЗОЖ среди молодежи и побудить молодых людей, молодежные общественные организации, деловые круги и гражданское общество совместными усилиями поставить вопросы здоровья во главу молодежной политики района. В ходе проекта будут проведены мероприятия, направленные на пропаганду ЗОЖ, физической культуры и на профилактику асоциальных явлений в молодежной среде (наркомания, табакокурение, пивной алкоголизм, распространение ВИЧ/СПИДа). 2. Описание проблемы, решению/снижению остроты которой посвящен проект. Актуальность проекта. Сегодня такие понятия, как «здоровый образ жизни» и «здоровье» не популярны среди молодых людей. Порой они просто не думают о том, что с их здоровьем могут возникнуть какие-либо проблемы. В современных условиях состояние физического и духовно-нравственного здоровья молодежи стало одной из острейших проблем. Каждое последующее поколение обладает худшим потенциалом здоровья, чем предыдущее. Поэтому на сегодняшний день к одному из приоритетных направлений государственной политики отнесено здоровье населения в целом и особенно подрастающего поколения. Актуальность проекта: 1.Рост числа подростков и молодежи на селе злоупотребляющие алкоголем, табакокурением, пивным алкоголизмом, ведущие малоподвижный образ жизни. 2. Отсутствие профилактических мероприятий, недоступность информации в полном объеме по данной проблеме, в связи с удаленным расположением села от центра. 3.Возрастание потребности в информации профилактического характера, как среди обучающихся школы, так и среди молодежи до 28 лет. 3. Основные целевые группы, на которые направлен проект. Молодые люди в возрасте от 14 до 28 лет. 4. Основная цель проекта. Вовлечение молодых людей в возрасте от 14 до 28 лет в реализацию проекта через участие в мероприятиях, направленных на профилактику асоциальных явлений в молодежной среде с целью сохранения их здоровья. 5. Задачи проекта: Проведение интерактивных мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни и профилактику асоциальных явлений; - вовлечение молодых людей в активную деятельность (проведение акций, тренингов по принципу «равный - равному»); - донесение до молодежи достоверной информации о последствиях асоциального поведения (табакокурения, употребления алкоголя и наркотиков, безответственного полового поведения); - информирование молодежи о реализуемых проектах и конкретных мероприятиях; - объединение усилий общественных организаций и государственных структур, СМИ по пропаганде здорового образа жизни; - распространение опыта работы в муниципальных образованиях района. 6. Методы реализации проекта: Реализация проекта рассчитана на четыре этапа: Первый этап - реализация молодежных инициатив, направленных на профилактику наркомании: 1. Проведение мероприятий антинаркотической направленности, приуроченных к Всемирному дню борьбы против наркобизнеса и наркотической зависимости (1 марта) и Дню борьбы с наркоманией (26 июня). 2. Разработка и проведение тренингов по профилактике антинаркотической зависимости - не менее пяти, по принципу «равный - равному» (тренинг «Умей сказать «нет»; ток-шоу «Скажи наркотикам «НЕТ»; уличный опрос «Узнай больше»; издание и распространение раздаточных буклетов. 3. Взаимодействие при проведении мероприятий с наркологом Долинского района. Второй этап - реализация молодежных инициатив, направленных на профилактику алкоголизма: 1. Проведение совместных массовых мероприятий для молодежи антиалкогольной направленности (акция «Здоровым быть модно» в селе и районе; акция «Мы за здоровое поколение», проведение флешмоба по здоровому образу жизни; 2. Взаимодействие при проведении мероприятий с наркологом Долинского района и молодежным парламентом. Третий этап - реализация молодежных инициатив, направленных на профилактику табакокурения: 1. Проведение массовых мероприятий для молодежи антиалкогольной направленности акция «Белый цветок жизни», организация фотовыставки «Твое здоровье в твоих руках»: демонстрация фотовыставки на предприятиях села ; организация интерактивных встреч против табакокурения; проведение флешмоба «Я против курения», посвященной Всемирному дню отказа от курения; 31 мая - «Откажись от курения - сделай правильный выбор» молодежная дискотека. 2. Взаимодействие при проведении мероприятий с «Центром психологической помощи» г. Южно_-Сахалинска, с ученическим самоуправлением в школах, волонтерскими отрядами школ. Четвертый этап - проведение мероприятий, направленных на профилактику ВИЧ/СПИДа: 1. Проект «Танцуй ради жизни», включающий в себя: - проведение тренингов по принципу «равный - равному» по программе «Жизненные навыки»; - «Действуй ради жизни» (реализация конкретных молодежных инициатив , предложенных парламентом школы. «Лента солидарности», организация тематической дискотеки на День молодежи). 7. Календарный план реализации проекта № Мероприятие сроки Количественные показатели 1 Тренинг по профилактике ПАВ « Равный – равному» проводят волонтеры школы, учителя. 19 Ноября 2014г Охват 32 человека 2 Уличный опрос «Узнай больше» 29 ноября 2014г. Охват 35 человек 3 Издание и распространение раздаточных буклетов по профилактике ПАВ в школе и среди молодежи села. 1 декабря 2014г Охват 30 человек 4 Беседа нарколога Долинского района с обучающимися школы и родителями. 2 декабря 2014 г. 26 человек 5 Акция «Красная ленточка» 1 декабря День борьбы со Спидом. 55 человек 6 Акция «Мы за здоровое поколение» Методические рекомендации для родителей о правильном взаимодействии с детьми при обнаружении признаков употребления ПАВ. 17 января 2015 г. 47 человек 7 Флеш-моб « Я выбираю спорт как альтернативу вредным привычкам» 29 ноября 2014г. 30 января 2015г. 17 апреля 2015г. 45 человек 49 человек 43 человека 8 Просмотр фильма «Территория безопасности», «Технология спаивания» родители, обучающиеся, молодежь села. 5 февраля 2015 г. 57 человек. 9 Фотовыставка «Твое здоровье в твоих руках» в школе, библиотеке села. 19 февраля 2-16 г. 60 человек 10 Флешбом « Я против курения» 31 мая День борьбы с курением 55 человек 11 Молодежная дискотека «Откажись от курения - сделай правильный выбор» 15 марта 2015 г. 45 человек 12 Дискотека « Танцуй ради жизни» 1 июня 2015г. 53 человека 13 Тренинговые мероприятия « Все, что тебя касается» 1 июня 2015 г. 37 человек 14 Заседание круглого стола «Действуй ради жизни»- реализация конкретных молодежных инициатив , предложенных парламентом школы на следующий учебный год. 5 июня 12 человек. 15. Молодежная дискотека на день молодежи «Быть здоровым-здорово»! 21 июня 2015 г. 56 человек 8. Ожидаемые результаты (количественные показатели; качественные показатели). Изменения в мировозрении подростков, повышение уровня знаний о наркотической угрозе среди подростков и молодежи села, разработаны буклеты и брошюры, создана информационная страничка на сайте школы «Здоровым быть – здорово!», опубликованы статьи о реализации проекта в СМИ, сформирован электронный методический материал по профилактике ПАВ и распространен в школах района. 9 Методы оценки Создание позитивного имиджа и моды на здоровый образ жизни. 10 Опыт работы Школа имеет опыт работы в осуществлении грантовых проектов. Опыт в организации волонтерского движения и проведения тренингов волонтерами среди равных, проведение антинаркотических мероприятий. Школа имеет опыт работы при взаимодействии с организациями : « Центр психолого-педагогической поддержки детей» г. Южно-Сахалинск, Поликлиника г. Долинска, РДК г. Долинска, Компания «Сахалин-Энерджи», Библиотека с. Взморье, библиотека г. Долинска. 11 Резюме основных исполнителей Основные исполнители проекта: Волонтерский отряд « Друзья милосердия» имеет опыт работы и багаж волонтера по профилактике ПАВ, Кан Алина учащаяся 8 класса, представитель от школы обучалась в ЦВВР г. Южно-Сахалинска на курсах волонтера. Руководитель проекта Ошиток И.В. обучалась на семинаре по использованию тренинговых профилактических упражнений по программе «Равный-равному», «Все, что тебя касается». Психолог школы Губина А.И. имеет опыт индивидуальной работы с обучающимися по данной проблеме. Тренер школы по боксу Панов С.В. имеет опыт работы по проведению спортивных соревнований, руководит спортивным клубом «Олимп», имеет отличные результаты по подготовке тренировке обучающихся боксу. 12 Партнерство ГБУ « Центр психолого-педагогической поддержки детей» г. Южно-Сахалинск, Поликлиника г. Долинска, РДК г. Долинска, Компания «Сахалин-Энерджи», Библиотека с. Взморье. 13 Дальнейшая реализация проекта Продолжение распространения волонтерами профилактической информации обеспечено возможностями и закупленным оборудованием, которые могут использоваться для этих целей. Ожидается активизация обсуждения проблем по профилактике ПАВ и последствий в СМИ, школах, молодежных объединениях и встречах. Предполагается, что изменение общего отношения населения села к проблеме наркомании, алкоголизма, табакокурения приведет к оптимизации контроля над поведением подростков и молодежи села. 14 Мультипликативность Возникновение широкого интереса среди активных подростков; создание добровольных групп подростков и молодежи, активизация и мобилизация подростков и молодежи по противодействию распространения наркотиков, употребления алкоголя на длительный срок. Активизация роли местных властей. Приобретенное оборудование по проекту будет активно использоваться школой по дальнейшей профилактике ПАВ. 15 Возможные риски Большое количество неблагополучных семей на селе, имеющие хронические заболевания алкоголизмом - как плохой пример для подростков и молодежи. Отсутствие жизненных интересов, перспектив у неработающей молодежи села, удаленность села от города, недостаток культурно-просветительских мероприятий на селе. Детализированная схема расходов. Статьи сметы Запрашиваемые средства Вклад заявителя Оборудование: Профессиональная музыкальная установка. 30.000. рублей Ноутбук 15.000. рублей Проектор 7.000. рублей Лазерный цветной принтер 5.000. рублей Канцтовары (бумага, ручки, фломастеры, плакаты, цветные мелки) 12.000. рублей Фотоаппарат 30.000.рублей Видеокамера 7.000. рублей Материал атласная лента 1.000 рублей. Спортивный тренажер ( беговая дорожка) 15.000.рублей. Спортивный инвентарь (боксерские перчатки, форма) 7.000.рублей. Транспортные расходы: 2.000. рублей. Чайный сервиз, Потер. 2.000. рублей. Итого: 129 .000 рублей 4.000 рублей Пояснение к смете: Вклад заявителя: чайный сервиз, потер-2.000 рублей. Транспортные расходы:- 2.000 рублей. Общая сумма затрат 133.000.рублей. Заявка на участие в конкурсе социальных антинаркотических проектов. Наименование проекта: Антинаркотический проект «Здоровым быть-здорово!» Руководитель проекта: Ф.И.О. руководителя проекта Ошиток Инна Валерьяновна Адрес проживания с индексом Сахалинская область, Долинский район, ул. Вокзальная 4,кв 8. Городской с (кодом) и мобильный телефон 82444294-300. Моб:89621016710 Адрес электронной почты inna6520@yandex.ru Адрес персонального сайта sakh-vzmore.ucoz.ru Адреса социальных сетей География проекта: Профилактические мероприятия проводятся с обучающимися школы и молодежью села Взморье , молодежью села Тихая, Макаровского района ,с обучающимися школ Долинского района (Стародубское, Советское) Сроки реализации проекта: Продолжительность проекта: 8 месяцев Начало проекта: Ноябрь 2014год Окончание проекта: июнь 2015 год. Финансирование: Запрашиваемая сумма ( в рублях) 129.000. рублей Имеющаяся сумма ( в рублях) 4.000. рублей Полная стоимость проекта ( в рублях) 133.000. рублей. Руководитель проекта: Ошиток И.В. Дата: 14.11.2014 г.