Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
22.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

Методическая  работа по теме: «Из опыта работы «Наставник - наставляемый»»

МБОУ «СОШ № 40» г. Ижевска

 

Методическая  работа

по теме: «Из опыта работы «Наставник - наставляемый»»

 

Крупина Светлана Ивановна

учитель начальных классов,

Чеботарева Анна Денисовна

учитель начальных классов,

Безносова Людмила Николаевна

школьный психолог

 

 

Оглавление
1.
Введение
3
2.
Шаги сопровождения молодого специалиста   в  2023-2024 учебном году
3
3.
Содержание деятельности
4
4.
Выводы и заключение
7
5.
Список использованной литературы
8
 
 
Введение
Наставничество в школе - важный инструмент поддержки молодых  начинающих педагогов, помощи им в адаптации,  способствующее бережному вхождению в педагогическую  профессию.  Передать опыт педагогической деятельности, практические приемы работы с детьми на уроке – непростая,  но очень важная задача. Опыт  организации такой работы решили  представить в нашей публикации. Наставничество построено по традиционной модели. [6] Для данной модели важным является включение в себя определенного взаимодействия со стороны специалистов и сотрудников, обладающих достаточным опытом. Формирование навыков отбора наставнического корпуса включает в себя такие показатели как опыт, личностные характеристики и профессиональные навыки.
Шаги сопровождения молодого специалиста   в  2023-2024 учебном году
Весной 2023 года была организована преддипломная практика студентки Ижевского педагогического колледжа Чеботаревой Анны Денисовны в 4 «Б» классе МБОУ «СОШ № 40» , классный руководитель  Крупина Светлана Ивановна.
За время прохождения практики студентка ознакомилась с работой учителя-наставника. Вместе с наставником были рассмотрены учебные программы, локальный акт школы по ведению тетрадей и орфографический режим. На уроках наставника практикантка увидела важные приемы, которые можно использовать в своей педагогической деятельности.
1 сентября Анна Денисовна стала учителем и классным руководителем 1 «В» класса МБОУ «СОШ № 40».  Появились определенные трудности, тревога и высокая степень ответственности.  Психологическую поддержку в период адаптации оказывал школьный психолог в форме индивидуальных консультаций.
 Педагог-наставник и молодой учитель составили план на 2023-2024 учебный год по организации работы с учениками и родителями первого года обучения, а также мероприятия по повышению квалификации молодого специалиста.   Удобным для решения вопросов обучения учеников, координации стало также и то, что и у наставника ученики первого года обучения-1 «А»  класс.  В плане были определены  следующие важные аспекты.
  1. Взаимопосещение уроков.
  2. Обмен наглядным материалом к урокам русского языка, чтения и математики.
  3. Совместная подготовка родительских собраний.
  4. Решение возникающих проблем.
  5. Знакомство с орфографическим режимом тетрадей с первого  по четвертый  класс.
  6.  Психологическая диагностика актуального развития первоклассников,  особенности адаптации  и  дезадаптации первоклассников. Организация  психологической и логопедической профилактической работы с детьми с   дезадаптацией: социальной, учебной и др.  Выступление психолога  на родительском собрании.
  7. Изучение практик коллег из публикаций в журналах, на сайтах, посещение уроков коллег, посещение вебинаров «Школы молодого педагога».   
  8. Публикация  результатов первого года  работы  в журналах Педагогический вестник Глазовского педагогического института и РИНЦ.
 
Содержание деятельности
Наставник Крупина С.И. посетилаурок математики и урок чтения в 1 «В» классе.Уроки выстроены методически правильно, все этапы урока выдержаны. Темп работы учеников средний. Обстановка доброжелательная, ученики выполняют требования учителя. Рекомендации: при подготовке к уроку необходимо обратить внимание учеников на порядок на парте, наличие необходимых вещей. Приглашать учеников к доске для письма. Для устного счёта использовать разрезные цифры, а не показывать ответ на пальчиках, чтобы каждый считал самостоятельно. В устный счёт включать простые случаи примероввторого десятка и круглые числа.
Анна Денисовна посетила интегрированный урок русского языка и чтения. Наставником была показана работа по методике письма букв, слогов, слов и предложений и письмоучеников на доске.
Уделяется особое внимание работе с тетрадями и оцениванию письменных работ. Просмотр записей в тетрадях. Оформление чертежей и рисунков на уроках математики. Обсуждалась эффективность разных видов оценивания письменных работ: оценивание пошкале, с помощью смайликов, оценивание по критериям (наклон, высота, расстояние, аккуратность, ширина), словесное оценивание.Как происходит формирование самооценки ученика. Похвала, приемы, поддерживающие учебную мотивацию первоклассников. Психолог:о формировании позиции ответственного ученика, успешной адаптации назанятиях психолога «В школу с радостью». [4, 10] Занятия с логопедом  по развитию навыков  чтения.
                 За  первых  три учебных месяца была выявлена проблема в 1 «В».
Проблема: «Медленно растет темп чтения у троих учеников»
Всего в классе 24 учащихся, из них 10 мальчиков, 14 девочек.  
Характеристика класса по критериям усвоения учебного материала, уровни:
ФИ
Аккуратность в прописях
Правильное соединение букв
Правильное очертание букв
 
   Понимание смысла задач
Устный счет
Б. А.
высокий
высокий
высокий
средний
средний
Б. Е.
средний
средний
средний
высокий
высокий
В. В.
высокий
средний
средний
 
 
низкий
низкий
В. Г.
средний
средний
средний
средний
средний
Г. Д.
средний
средний
высокий
высокий
средний
 
Г. Я.
средний
средний
высокий
низкий
средний
И. М.
средний
средний
высокий
высокий
средний
К. У.
низкий
низкий
низкий
низкий
низкий
К. Я.
низкий
низкий
низкий
высокий
высокий
К. А.
средний
высокий
высокий
средний
средний
Л. В.
высокий
высокий
высокий
низкий
низкий
М. Е.
средний
средний
средний
средний
низкий
М. Т.
средний
средний
средний
высокий
высокий
М. Т.
средний
средний
низкий
средний
средний
М. А.
средний
средний
средний
низкий
низкий
П. К.
средний
средний
средний
низкий
низкий
С. Д.
высокий
высокий
высокий
высокий
высокий
С. А.
высокий
высокий
средний
высокий
высокий
С. Л.
низкий
низкий
низкий
средний
средний
Т. М.
низкий
низкий
низкий
низкий
низкий
Ш. Л.
средний
средний
низкий
высокий
средний
Ш. Л.
средний
средний
средний
высокий
высокий
Ш. В.
средний
средний
средний
низкий
низкий
Ш. Д.
низкий
низкий
низкий
средний
средний
Итог
Высокий – 21%
Средний – 58 %
Низкий - 21 %
Высокий – 21%
Средний – 58 %
Низкий - 21 %
Высокий – 29%
Средний – 42 %
Низкий - 29 %
Высокий – 38%
Средний – 29 %
Низкий – 33 %
Высокий – 25%
Средний – 42%
Низкий - 33 %
 
Таким образом,  из представленных данных видно, что аккуратность записей в прописях сформирована  у 5 обучающихся, что составляет 21 %. Правильное соединение букв сформировано у 5 обучающихся,  что составляет 21%.  Правильное очертание букв сформировано у 7 обучающихся, что составляет 29%.  Понимают смысл задач 9 человек, что составляет 38%. У 6 человек хорошо сформирован устный счет, что составляет 25%.
На данный период остаётся проблемой постановка руки, развитие графических навыков, ученики испытывают трудности письма принятия  графического образа письменной буквы. Частично это связано с тем, что изучение письменных букв ещё не завершилось в полном объеме.
На 1 сентября - три  ученика не умеют читать:
< >Л. В. - группа риска по интеллекту, высокая тревожность (ходит к логопеду)
 
< >Ш. Д. - группа риска по дисциплине, нет концентрации внимания (отказ ребенка занятий слогопедом)
 
< >Т. М. - группа риска по интеллекту и самодисциплине, нет концентрации внимания (не включается в процесс, переводит учебный процесс в баловство).Б. Е.М. Т.М. Т.К. Я.Посадить Т. М. и Л. Л. на первую парту, чтобы были постоянно в поле зрения учителя. Давать для чтения вслух  слоги и простые слова.Посадить с хорошо читающим, внимательным и доброжелательным соседом. Дать  инструкцию, как помогать на уроке своему соседу. Чтение в цепочке, слежение и чтение вслух, выразительноПоощрять среди учеников доброжелательность, внимание к соседу, навыки учебного взаимодействия. Давать для прочтения  простые слова и слоги, должны читать  несколько раз.На уроках чтения все читают текст, а им предложить прочитать слова и слоги, индивидуально.Организовать беседу с родителями (приобрести интересную книгу для малышей, где много картинок, посещать читальный зал Республиканской библиотеки, в которой много книг-раскладушек с крупным шрифтом, картинками.)Выдать родителям печатное пособие для обучения чтению. Выдавать  ученикам индивидуальное задание по чтению. По возможности организовать индивидуальные занятия.Организовать беседу Т. М.  с психологом. Делать записи результатов и выявленных проблем по чтению.Организация жужжащего чтения в классе перед уроками и во время чтенияПодвести итоги 1 триместра.Ознакомить родителей с локальным актом школы и орфографическим режимом. Родителям – требования программы обучения, что ребенок должен уметь к концу первого класса.Объяснить, что будет организована индивидуальная работа с  детьми.Психолог – советы для адаптации и формированию позиции ученикаВыводы и заключение
 
Таким образом, молодой специалист получила помощь и поддержку со стороны наставника, психолога, логопеда и директора. Необходимо продолжить эту работу в течение учебного года.
Возрождение системы наставничества в современной образовательной организации необходимо как важнейшее условие самосовершенствования и профессиональной поддержки молодого специалиста в области образования. Внедрение в педагогическую деятельность эффективных форм взаимодействия с молодым педагогом способствует становлению современного специалиста как субъекта профессиональной деятельности, способного достичь вершин мастерства, личностной и профессиональной зрелости, реализовать свой творческий  потенциал. [1]
Несомненно, наставничество в школе позволит молодым специалистам  пройти успешно адаптацию и реализовать свой профессиональный потенциал в самой интересной, гуманной профессии – Учитель!
 
Список литературы
< >Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего  образования (утв. приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. Приказов  от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357)Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. - СПб.: Союз,    2009.Давыдов В.В. Младший школьник как субъект учебной деятельности / Давыдов В.В., Слабодчиков В.И., Цукерман Г.А. // Вопросы психологии. – 2014. – № 4.Дубровина И.В. Психологическое благополучие школьников.  –М: Изд-во «Юрайт», 2017, 140 с.Немов Р. Психология. В 3-х кн. - М.: Владос, 2003.Поздеева С.И. Наставничество как деятельностное сопровождение молодого специалиста: модели и типы наставничества // Научно-педагогическое обозрение. 2017. № 2 (16). С. 87-91.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010.Сухомлинский В.А. Учитель – методист – наставник. / В.А. Сухомлинский. Москва: Просвещение, 1988,  289 с.Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. / В.А. Сухомлинский. Москва: Педагогика, 1983,  318 с. Ясюкова Л.А. Изд-во: Речь, 2003.