тел. 8-800-100-26-84  +7(3532)27-46-21        НАПИСАТЬ НАМ
ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЕЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Уважаемые коллеги и участники!
Приглашаем Вас подписаться на рассылку новых интересных мероприятий, проводимых Центром "ИДЕЯ" 
ПОДПИСАТЬСЯ

Новости

12.11.2018 г.
Всероссийский конкурс семейных проектов «Под парусом семьи...»
09.11.2018 г.
Всероссийский краеведческий конкурс «Всякому мила родная сторона!»
07.11.2018 г.
II Всероссийский конкурс творческих работ «Я живу в уголочке России…»
05.11.2018 г.
Всероссийский конкурс для воспитанников детских садов, посвящённый Дню матери «О маме немало...
02.11.2018 г.
Всероссийский конкурс детского рисунка «Мы с тобою целый мир на бумаге создадим!»
01.11.2018 г.
II Всероссийский конкурс, посвящённый Дню матери «Она подарила нам жизнь…»
01.11.2018 г.
III Всероссийский конкурс, посвящённый Дню матери для обучающихся начальных классов «Маме! Для мамы...

мастер – класс в школьном музее «Исторические источники вокруг нас»

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8»

г.Краснокамска

Автор: Бородина Наталья Александровна, учитель иностранных языков, руководитель школьного музея

мастер – класс в школьном музее «Исторические источники вокруг нас»

Цель мастер-класса  - формирование исследовательских интересов и навыков проектной деятельности юных краеведов в процессе  изучения   исторических источников, музейных предметов.

Задачи:

-дать понятие исторического источника как социокультурного явления;

-познакомить с методикой отбора исторического источника, музейного предмета

-отработать навыки изучения исторического источника, музейного предмета

В работе мастер -класса  использовались следующие материалы:

  • викторины;
  • подлинные исторические источники, музейные предметы
  • презентации
  •  

1.Организационный момент. Приветствие. Фильм « Страница школьной истории» (социально-культурный проект)

Презентация «Исторические источники»

Слайд №1  Вещи, что будут они после нас? Останется ли в них сила их, их душа, разбудят ли, согреют ли  они чьё сердце, расскажут ли они нашу повесть, наши страдания, нашу любовь, будет ли им в награду хоть одна слеза?                                               

 Вот эти слова Герцена отражают тему нашего занятия.

Вещи, что будут после нас?

Давайте  немного порассуждаем:

Как вы думаете, на чём строит свои выводы историческая наука?

( на изучении предметов, человеческих останков письменных источниках)

Итак: Основным фундаментом, на котором строит свои выводы историческая наука, является совокупность разнообразных исторических источников.

Слайд №2 Что такое исторический источник?

Под историческим источником понимаются все остатки прошлого, которые связаны с деятельностью людей и отражают историю человеческого общества.

Слайд 3  Авторы разных классификаций источников: немецкий историк 19 век И. Доризен, Л.Н. Пушкарев (по типам хранения), С.О. Шмидт

Итак, продукты и следы деятельности людей дошли до нас в виде исторических источников:

  • вещественных (остатков орудий труда, оружия, предметов быта, архитектурных сооружений) ;
  • лингвистические (языка);
  • этнографических (нравов, обычаев):
  • устных (фольклора);
  • письменных;
  • звуковых.

( проверь себя ! работаем со слайдом)

  •  

 Вывод: На основе совокупности всех исторических источников моделируется прошедшая эпоха.  В основе данной модели лежит диалог сознания исследователя с сознанием людей ушедшего времени. Этот диалог строится на основе понимания людей, живших прежде, через продукт человеческого сознания – исторический источник.

Какие виды исторических источников мы можем встретить в нашем музее?

Вещественные источники - материальные объекты, в которых овеществлена («опредмечена») деятельность людей и которые поэтому содержат информацию о хозяйственной деятельности, социальной организации, бытовом укладе, эстетических, религиозных и других представлениях, в том числе и об эмоционально-психическом складе и внутреннем мире человека.

  Изобразительные источники – все исторические источники, кодирующие информацию посредством зрительного образа. Изобразительные источники можно разделить на условно (или графически) изобразительные (карты, диаграммы), технически-изобразительные (кинофотодокументы), собственно (художественно) изобразительные (иконы, фрески картины, графика).      

  Письменные источники - тип исторических источников, в которых информация выражена творцом источника (субъектом) в словесной форме и зафиксирована им с помощью знаков письма. Наиболее распространенная классификация по типам и видам: летописи, акты, нормативные документы, художественная литература, документы личного происхождения (мемуары, дневники, переписка).

Устные источники – тип исторических источников в которых информация выражена творцом источника (субъектом) в устной форме и передается от одного человека другому. ( записи воспоминаний ветеранов)

Слайд №4 проверка выполнения задания

Вещественные источники

Изобразительные источники

Письменные источники

Устные источники

предметы быта

медали

ордена

монеты

атрибутика школы

 

 

 

 

фотографии, кинодокументы

рисунки

летописи, акты, нормативные документы, художественная литература, документы личного происхождения (мемуары, дневники, переписка)

воспоминания ветеранов

Отсюда вывод: исторический источник мы не можем рассматривать только как хранилище фактов. Он дает нам уникальную возможность понять индивидуальность своего творца, разобраться в обстоятельствах, которые определили его появление и место в общем контексте той культуры.

Слайд №5  С историческими источниками вы встречаетесь на разных предметах: на истории, литературе (письменные источники), географии и т.д.

 Но мы с вами находимся в школьном музее, поэтому нас интересуют исторические источники, которые встречаются здесь и они имеют своё особое название « музейные предметы»

Музейный предмет – исторический источник, так как является продуктом деятельности людей, содержит в себе факты, реальные явления общественной жизни в единстве непосредственного и опосредованного отражения.

Похожие музейные предметы объединяются в коллекции. Какие у нас есть коллекции: альбомов летопись школы, коллекция классных альбомов учителей: Большаковой А.И., Маслова А.В.  коллекция  фотографии итории города и КБФГ

И коллекция исторических источников из архива Анастасии Харлампиевны Худяковой, с которой мы будем сегодня знакомиться исследовать и  анализировать.

Презентация «Вехи истории»

 (выступают участники клуба «Параллели»)

В данной презентации используются материалы, фотографии из архива Анастасии Харлампиевны Худяковой.

 Сегодня  я вам предлагаю познакомиться с архивом первого руководителя школьного музея и определить, какие исторические источники мы будем рассматривать как музейные предметы и вводить в экспозицию.

                          Презентация «Атрибуция предмета»

Слайд №6

Почему, именно, исследовать и анализировать? Так как существует алгоритм изучения  музейного предмета,  который лежит в основе изучения любого исторического источника, и от нас с вами зависит  станет ли он в последствии музейным предметом:

определение предмета (название) + его описание (атрибуция) + интерпретация (с привлечением дополнительной информации, архивных документов, консультаций специалистов) + монографическое исследование = воссоздание на данной основе исторического факта, явления, события.

Немаловажен вопрос: Все ли предметы окружающего мира становятся историческими источниками, а потом музейными предметами? В принципе, все, что создано человеком, может быть историческим источником,  но далеко не все становятся ими.  Ответ дает человек.

 Определяющим выбор является общественное признание, основанное на устойчивом интересе, на понимании того, что именно эти предметы формируют культуру, несут в себе научный, духовный, просветительный потенциал.

Как устанавливается подлинность предмета?  Подлинность предмета может быть установлена со слов владельцев, очевидцев, участников событий, дарителей, а также специальными  методы

Задание

В среде источников мы выделяем памятники, раритеты, реликвии, предметы музейного значения. И названия даем разные в разное время: курьезные вещи, святыни, красота, древности, достопамятности…

Задание: Распределите правильно музейные термины

Правильные ответы:

1. макет – объёмное воспроизведение внешнего объекта, выполненное в определенном масштабе

2. копия – предмет, создаваемый с целью имитации или замены оригинала.

3. подлинник – оригинальный предмет

4.раритет – предмет ценность, которого в его редкости

5. реликвия – особо чтимый мемориальный предмет

6. экспонат – первичный структурный элемент музейной экспозиции

Слайд №7 подведение итогов (ответы)

Атрибуция музейного предмета

 (Пакет документов для практической работы: письменные источники, изобразительный источник, полевые документы).

Атрибутировать - значит определить:

  1. Название предмета.
  2. Материал, из которого изготовлен предмет. Это на начальной стадии. Далее – глубокое погружение в вопрос: какая порода дерева, какой сплав металлов, состав волокон бумаги… Ответы на них и есть исторический пласт.
  3. Способ изготовления. Установив способ изготовления – ручной или механический, можно выяснить многое и о времени, и о технологии, и  о развитии общества.
  4. Размеры предмета.
  5. Время изготовления (датировка). Предмет не может быть создан раньше события, с ним связанного. Внимание к предмету в целом и к его деталям.
  6. Место (среду) бытования. Место бытования – это часть социальной или природной среды, в рамках которой предмет взаимодействует с человеком и другими предметами до включения его в музейное, архивное или библиотечное собрание. Среда бытования многое может рассказать о времени, месте, использовании, о самом владельце или изготовителе предмета.
  7. Авторская принадлежность.
  8. Сохранность. Она многое может поведать о жизненных перипетиях предмета.

Свойства музейного предмета в интерпретации Д.А. Михайловой

Свойства музейного предмета в интерпретации Д. А. Михайловой

Задание: работа с понятиями

Правильные ответы:

1. Аттрактивность – способность музейного предмета привлекать внимание посетителя, связанная прежде всего с художественной, мемориальной и исторической ценностью. Аттрактивность связана с внешними особенностями – формой, размером, цветом.

2. Экспрессивность – способность к эмоциональному воздействию на посетителя.

3. Репрезентативность – способность музейного предмета достоверно представлять эпоху, круг определенных предметов или явлений.

4. Информативность – способность музейного предмета нести какую-либо информацию.

5. Ассоциативность – способность музейного предмета вызывать ассоциации. Чувство сопричастности.

6. Уникальность.

После описания предмета переходим к его изучению с позиции интерпретации, т.е. истолкованию.

Необходимо определить место (среду) бытования. Место бытования – это часть социальной или природной среды, в рамках которой предмет взаимодействует с человеком и другими предметами до включения его в музейное, архивное собрание. Среда бытования многое может рассказать о времени, месте, использовании, о самом владельце или изготовителе предмета.

 атрибуция + интерпретация = монографическое исследование

( научно-исследовательская работа, постер, презентация, соцально-культурный проект)

Какие вопросы мы рассмотрели с вами на занятии?

Какой вывод вы можете сделать о понятиях исторический источник, музейный предмет?

Вот такой подход к изучению исторического источника позволит реконструировать историю прошлого не как набор дат, имен, фактов, предметов, документов, а как результат сознательной деятельности людей. Воспроизведенная на данной основе модель эпохи будет одухотворена мыслями, идеями, чувствами, верованиями ее творцов и создателей.

Заключение. Рефлексия

Думайте, чувствуйте, любите, фантазируйте, анализируйте, исследуйте, философствуйте – живите!!!

 Чемодан, мясорубка, корзина

всё, что пригодится в дальнейшем

информацию переработаю.

всё выброшу

+ ( 17 человек)

 

+ ( 15 человек)