тел. 8-800-100-26-84  +7(3532)27-46-21        НАПИСАТЬ НАМ
ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЕЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Уважаемые коллеги и участники!
Приглашаем Вас подписаться на рассылку новых интересных мероприятий, проводимых Центром "ИДЕЯ" 
ПОДПИСАТЬСЯ

Новости

20.11.2017 г.
Уважаемые коллеги. Для составления олимпиадных заданий требуется учитель татарского языка. Все...
31.10.2017 г.
 Всероссийский конкурс «Моя семья - это семь Я!»
23.10.2017 г.
Всероссийская историческая викторина для обучающихся 5-11 классов, посвящённая 100-летию революции...
23.10.2017 г.
 Всероссийская интеллектуальная викторина для воспитанников ДОУ, посвящённая Дню матери (Из...
23.10.2017 г.
Всероссийский конкурс-выставка фотографии «В объективе фантазии»
23.10.2017 г.
 III Всероссийский конкурс «Шуми, родной зелёный уголок»
23.10.2017 г.
 Всероссийская интеллектуально - историческая викторина, посвящённая истории ВМФ «Потаённые...

Мастер-класс «Письма с фронта»

Мастер-класс

1. Бородина Наталья Александровна

2.МБОУ «СОШ№8»

3.учитель иностранных языков, руководитель школьного музея

4.высшая категория

5. тема: «Фронтовые треугольники»

«Фронтовые треугольники»

Содержание:

1. Беседа  «Что вы знаете о письмах с фронта?»

2.Презентация «Письма с фронта»

3.Активная форма деятельности по презентации  «Письма с фронта»

4.Активная форма   «Фронтовой треугольник»

5.Заключение Рефлексия

Оборудование:

1. Копии писем

2. Презентация «Письма с фронта»

3. заготовки листов тетрадных для писем.(15-20 шт)

В будущее мы входим,
Оглядываясь на прошлое.

П. Валерии

Цель: познакомить с активной формой деятельности школьного музея по формированию гражданско-патриотических качеств личности и воспитанию патриотизма.

Вступление:

1. Беседа

– Писали ли письма на фронте?

– Что вы знаете о письмах с фронта?

– Сохранились ли в Вашей семье письма с фронта?

– Чьи это письма? Кто из вас их читал?

– Что необычного в солдатском письме?

– Почему оно короткое?

– В нашем школьном музее есть солдатские письма с фронта, но им уже много лет  и каждый раз их брать и читать мы уже не можем.

Поэтому сегодня я предлагаю познакомиться с копиями писем, которые сделали участники клуба «Параллели» и написать свои письма – поздравления ветеранам.

2.   Презентация «Фронтовые треугольники»

Слайд №1 С каждым годом на Земле все меньше и меньше людей, готовых поделиться с нами своими воспоминаниями. Официальные источники способны в любой момент представить нам картину войны. Но эта картина никогда не будет полной, ведь сухие строки хроники не способны передать нам мысли, чувства, волнения и переживания людей, которые испытали на себе чудовищное время войны. Однако, они переданы в их письмах.

Слайд №2 Вчитаемся в строчки фронтового письма. Как много чувств и переживаний несут они, ведь, написаны они солдатами Великой Отечественной, многим из которых не было суждено вернуться домой.

Здравствуй Симочка и сынок Вовочка! Симочка я сейчас нахожусь близко от фронта. На днях мы должны идти на линию фронта в наступление. Симочка я тебя прошу, если меня убьют, ты не забывай моих родных, сестер и также прошу тебя, воспитай моего сына, которого я все пять лет так любил его и тебя. Целую вас с сыном много раз. Передай привет матери и отцу всем нашим до свидания  5\I-42  Ваня

Слайд №3 Немаркированные иллюстрированные односторонние почтовые карточки предназначались в основном для отправлений из действующей армии в тыл. На лицевой стороне написано: «Почтовая карточка» или «Воинское». После слов «Обратный адрес» следовали надпись «Полевая почта» и линии для указания обратного адреса.

На почтовых карточках изображались произведения живописи и графики, стихи, лозунги, песни, фотозарисовки, календари и т. д. В верхней части открытки почти всегда помещался текст: «Смерть немецким оккупантам!» или «Смерть немецким захватчикам!»

Слайд №4 Самодельные треугольники. Их складывали из любой оказавшейся под руками бумаги, вплоть до газетной. Но могли они быть сложены и из специальной почтовой бумаги. На такой бумаге помещались патриотический рисунок.

Как Вы думаете , почему эти письма складывались  именно в треугольники?

Что необычного было в солдатском письме? ( короткое)

Такое это письмо, короткое и яркое, как «молния». Для близких эта «весточка» была дороже всего, ведь она означала, что дорогой человек жив.

Слайд №5   В своем  письме матери она писала: «Милая, мама! Вчера у нас в части был большой  праздник. Нашему корпусу вручили Гвардейское знамя. Мамочка, мне выдали новые сапоги. Мой 36-й размер. Представляешь, как я довольна. Сейчас 3 часа ночи. Сижу на дежурстве и пишу тебе. Читаю в свободное время Маяковского. Да, чуть не забыла, мамочка, пришли мне ноты: вальсы Штрауса «Весенние голоса», «На голубом Дунае», украинские и русские песни. Это нужно для нашего оркестра».

Слайд №6 Письма писали на листочках из обычной тетрадки, чаще всего карандашом, потому что ни чернил, ни ручки в окопах не было. Были раньше такие карандаши, называли их химические, очень похожие на простые карандаши, но если кончик грифеля химического карандаша намочить, то он начинал писать, как чернила.

Не было в окопах ни стола, ни стула, ни настольной лампы. Приходилось солдатам писать письма на коленках, на пеньке, под свет лучины или луны.

 

Слайд № 7 Еще в августе 1941 года в газете «Правда» в «передовице» было написано о том, что очень важно, чтобы письма находили своего адресата на фронте. И далее: «Каждое письмо, посылка…. вливают силы в бойцов, вдохновляют на новые подвиги». Не секрет, что немцы уничтожали узлы связи, разрушали телефонные линии. В стране была создана система военно-полевой почты под началом Центрального управления полевой связи.

Только в первый военный год Государственный комитет обороны принял несколько решений, которые касались продвижения корреспонденции между фронтом и тылом. В частности, было запрещено использовать почтовый транспорт для хозяйственных работ. Почтовые вагоны «цепляли» ко всем поездам, даже к военным эшелонам.

 Слайд № 8  Во время Великой Отечественной войны ежемесячно только в действующую Красную Армию доставалось 70 миллионов писем.

Слайд №9 Основная переписка в годы войны шла между родными на фронте и родными в тылу. Конвертов не хватало.

С фронта приходили письма – треугольники. Отправляли их бесплатно. Треугольник – это обычный лист из тетради, который сначала загибали справа, потом слева направо. Оставшуюся полоску бумаги вставляли внутрь треугольника. Уже давно переписка близких людей той поры перестали быть личным делом. Это уже история.

Слайд №10 Получить такой “треугольничек” было большим счастьем. А вот писем в конвертах люди с фронта получать боялись. Кто знает, почему?

Одно из фронтовых писем начинается строчками стихотворения:

 Я променяла б все библиотеки,

Все в мире томики, томищи и тома

За пару только слов о милом человеке,

За треугольник маленький письма.

3. Активная форма деятельности по презентации  «Письма с фронта»:

Предлагаются копии писем  познакомиться и кратко тпрочитать для других.

сохранить эти старые пожелтевшие листки, ребята старшеклассники могут их переписать, а могут и написать свои письма.

Спустя четверть века после войны в глухом лесу под Вязьмой был найден вросший в землю танк БТ с хорошо заметным тактическим номером 12. Люки были задраены, в борту зияла пробоина. Когда машину вскрыли, на месте механика-водителя обнаружили останки младшего лейтенанта-танкиста. У него был наган с одним патроном и планшет, а в планшете — карта, фотография любимой девушки и неотправленные письма.

 25 октября 1941 г.

"Здравствуй, моя Варя!

 Нет, не встретимся мы с тобой.

 Вчера мы в полдень громили еще одну гитлеровскую колонну. Фашистский снаряд пробил боковую броню и разорвался внутри. Пока уводил я машину в лес, Василий умер. Рана моя жестока.

 Похоронил я Василия Орлова в березовой роще. В ней было светло. Василий умер, не успев сказать мне ни единого слова, ничего не передал своей красивой Зое и беловолосой Машеньке, похожей на одуванчик в пуху.

 Вот так из трех танкистов остался один.

 В сутемени въехал я в лес. Ночь прошла в муках, потеряно много крови. Сейчас почему-то боль, прожигающая всю грудь, улеглась и на душе тихо. Очень обидно, что мы не всё сделали. Но мы сделали всё, что смогли. Наши товарищи погонят врага, который не должен ходить по нашим полям и лесам. Никогда я не прожил бы жизнь так, если бы не ты, Варя. Ты помогала мне всегда: на Халхин-Голе и здесь. Наверное, все-таки, кто любит, тот добрее к людям. Спасибо тебе, родная! Человек стареет, а небо вечно молодое, как твои глаза, в которые только смотреть да любоваться. Они никогда не постареют, не поблекнут.

 Пройдет время, люди залечат раны, люди построят новые города, вырастят новые сады. Наступит другая жизнь, другие песни будут петь. Но никогда не забывайте песню про нас, про трех танкистов.

 У тебя будут расти красивые дети, ты еще будешь любить.

 А я счастлив, что ухожу от вас с великой любовью к тебе.

 Твой Иван Колосов"

 Танк с экипажем в составе командира младшего лейтенанта Ивана Сидоровича Колосова, башнёра Василия Орлова и мехвода Павла Рудова получил повреждение в начале октября 1941 года на подступах к Вязьме. Командир был контужен, механик-водитель погиб. Колосов и Орлов слили горючее и сняли боеприпасы с других подбитых танков, отремонтировали свою машину и увели её в лес.

 Определив, что находятся в окружении, танкисты решили пробиваться к своим с боями. 12 октября выскочивший из засады одинокий танк разгромил немецкую колонну. Танкисты соблюдали осторожность и старались действовать наверняка. Однако 24 октября, когда они напали на очередную колонну, немцы успели развернуть пушки. Остальное Иван Колосов рассказал в своём прощальном письме.

4. Активная форма деятельности   « Фронтовой треугольник».

А сейчас я вам предлагаю сложить свои фронтовые треугольники и написать в них пожелания благодарности и здоровья ветеранам.

 

И сейчас я бы хотела рассказать историю в письмах  Журавлёвой Нины Васильевны, которая родилась в 1917 году в г. Кунгуре. В 1942 году закончила Пермский медицинский институт и была направлена в действующую армию.

Такие письма никого не оставляют равнодушными и помогают лучше понять то время и те невзгоды,  которые были вынуждены переносить люди.

 

Заключение

Итак: письма с фронта играли важную роль в жизни людей. Письма писали, потому что людям было необходимо общаться на расстоянии. Четыре долгих года шла война! И письма вселяли надежду, что надо верить в победу, что до встречи осталось совсем немного. Во многих семьях есть солдатские письма, которые хранят долгие годы и перечитывают их много раз. Это письма от родных и близких, которых, уже нет рядом.

Такое же большое значение имели письма родных на фронт. Они поднимали боевой дух солдат.

                                                    

Когда ж девчушка “треугольничек” вручала,

 Вся улица и пела, и плясала!

 И, получив привет с передовой,

 Заплачет мать: “Сыночек мой! Живой!”

Рефлексия

Думайте, чувствуйте, любите, фантазируйте, анализируйте, исследуйте, философствуйте – живите!!!

«Плюс-минус-интересно». Это упражнение выполняем устно или письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс»- записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной. В графу «И» - «интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю

2. Чемодан, мясорубка, корзина

СМОТРЕТЬ РАБОТУ ПОЛНОСТЬЮ