Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
22.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...
19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...

Мастер-класс «Пирамида творчества» (Разновозрастное сотрудничество в рамках реализации системно-деятельностного подхода)

МБОУ «Исилькульский лицей» Исилькульского района Омской области

Авторы: Орищенко Лариса Юрьевна - учитель истории и обществознания, Часовитина Наталья Александровна - учитель математики

Мастер-класс «Пирамида творчества»

(Разновозрастное сотрудничество в рамках реализации системно-деятельностного подхода)

Пояснительная записка

Современное образование требует радикальных изменений, позволяющих учащимся адаптироваться к условиям быстро меняющегося мира, творчески реализовывать себя в личной и семейной жизни, в будущей профессиональной деятельности. Основной тенденцией изменения приоритетных целей школьного образования является постановка на первый план задач развития личности учащегося на основе его внутреннего потенциала и в соотношении с лучшими культурно-историческими и технологическими достижениями человечества. Сегодня, наиболее оправданным является такой подход к организации воспитательной работы, при котором совокупность воспитательных средств направлена на содружество, взаимосвязь младших и старших школьников. Сегодня уже мало просто воспитывать традиционные ценностные отношения, воспитанник должен сам на их основе формировать свою жизненную позицию, быть способным на разумный выбор, выработку самостоятельных идей и принятия определённых решений.

Участие разновозрастного коллектива в различных мероприятиях, способствует сплочению детского коллектива; учит детей терпимее относиться друг к другу, к промахам и недостаткам своих товарищей. У детей снижается уровень психического напряжения, повышается уровень социальной зрелости. Результатом усилий работы воспитателя является постоянное совершенствование в работе с детьми, рост и профессиональное мастерство.

Мы хотим поделиться  идеями работы с детьми, представив мастер-класс «Пирамида творчества»

Цель раскрытие творческого потенциала ребенка и создание возможностей для его творческого развития через совместную деятельность учащихся разных возрастов.

  1. Теоретическая часть, где представлены цели работы с детьми разного возраста, выделена проблема, актуальность, а также представлен педагогический опыт работы сотрудничества в творчестве.
  2. Практическая часть: групповая работа, где представлен разработанный комплекс приемов, методов и форм работы, способствующих проявлению и становлению индивидуальности, развитию творческих способностей, апробирован и используется нами при организации с учащимися разного возраста.

Представленный мастер-класс:«Пирамида творчества» можно проводить как на педсоветах, на методических объединениях, а также показанные приемы использовать при работе с детьми разного возраста.

Описанный опыт работы с детьми может быть полезен классным руководителям, заместителям директоров по УВ и всем педагогам общеобразовательных школ. Только работая вместе, мы сможем воспитать детей социально адаптированных к жизни.

Только из союза двоих, работающих вместе  и

при помощи друг друга, рождаются великие вещи.

                                    Антуан де Сент-Экзюпери

Уважаемые коллеги, всем здравствуйте! Наш мастер-класс нам  бы хотелось начать с одной сказки…

Жили в одной деревне три брата - Петр, Иван и Степан. Как-то раз попросил их отец беседку во дворе построить: просторную, красивую, чтоб было, где отдохнуть в жаркий полдень... На эту работу дал он сыновьям месяц.

Начали строить, раздели работу поровну, чувствуют, не поспеют к сроку. Пошли за советом к отцу. Выслушал их мудрый отец, погладил бороду, посмотрел смеющимися, любящими глазами на сынов и сказал: "Ведь каждый из вас в каком-то деле мастер, так? Каждый должен свои силы оценить и взять на себя по сердцу да таланту часть общего дела - не больше и не меньше! Вот если б вы не поровну работу делили, а по знаниям и умениям, да друг на друга свою долю не перекладывали, то и дело бы ваше быстрее пошло, и в радость вам было.

Выслушали братья отца, вышли, попросили прощения друг у друга и за работу взялись. Молча, без споров. Поняли они, что дело-то можно одно делать, но занятие в этом деле у каждого свое будет. Вот каждый за свое и принялся. А как кому помощь нужна - они свои дела оставляют и спешат друг другу на помощь. И так у них быстро строительство пошло, что успели они к назначенному сроку.

Посмотрел отец на беседку - красивую, ладную, на высоких столбах, искусно резьбой украшенную и сказал: "Молодцы! Работа добрая, глаз радует... Благодарю вас, сыновья! Каждый из вас тут свое мастерство проявил, силы и умение приложил. А теперь пришло время вам секрет открыть. Беседка - вещь полезная, но не потому я вас просил ее построить. Мне не беседка нужна была, а то, чтобы вы одно дело вместе делать научились! Не забывайте своего опыта и моих советов! Тогда все, за что сообща возьметесь, будет легко и ладно у вас получаться. Цените друг в друге таланты, помогайте друг другу, радуйтесь победам друг друга, делайте свое дело с любовью и полной отдачей, и ждет вас удача во всех ваших делах".

Так сказал сыновьям мудрый отец, указав путь к Эволюции через Сотрудничество.

Работая вместе мы с вами не только сможем построить беседку, и но целое государство. Дело сложное, и этому нужно учиться и учиться вместе.

Как сделать процесс обучения и воспитания увлекательным? Как раскрыть творческие способности каждого ученика и пробудить его инициативу? Как сделать так, чтобы всем было комфортно в школе?  Сегодня, пожалуй, не найдётся учителя, которого не волновали бы эти вопросы. 

Мы хотим поделить идеями работы с детьми, представив мастер-класс «Пирамида творчества», целью которого является раскрытие творческого потенциала ребенка и создание возможностей для его творческого развития через совместную деятельность учащихся разных возрастов.

Почему пирамида?

Мы не только классные руководители, но и учителя предметники: для математиков – это геометрические пирамиды, для обществоведов и историков – Египетские пирамиды, пирамида потребностей Маслоу. А общепринятом смысле, Пирамида – это символ человеческого духовного восхождения, связанная единством людей.

История разновозрастного обучения берет свое начало в Древнем Китае и Древнем Вавилоне, когда один и тот же учитель обучал группы, состоящие из детей разных возрастов. Первые упоминания об организации разновозрастной взаимодействия учащихся при обучении поступают к нам еще из древнего мира. «Кто учит, тот учится, - этой мудростью руководствовались еще древние греки»

Работая с разновозрастным отрядом в лагере дневного пребывания при лицее, мы заметили, что дети разных возрастов достаточно успешно сотрудничают  с другими детьми. По сведениям школьного психолога было выявлено, что большинство детей наших  классов имеют высокий уровень развития творческих способностей.

Вопрос организации разновозрастного образования в рамках внедрения федеральных государственных образовательных стандартов становится как нельзя актуальным. В основной образовательной программе «особое место в развитии коммуникативных и кооперативных компетенций школьников принадлежит такой форме организации обучения, как разновозрастное сотрудничество. Чтобы научиться учить себя, т.е. овладеть деятельностью учения, школьнику нужно поработать в позиции учителя по отношению к другому (пробую учить других) или к самому себе (учу себя сам)»

Нужно приучить детей заботиться о младших, уважать старших и находить выход из любой сложившейся ситуации. Одним из таких решений является взаимодействие старших и младших классов. Ребята находятся в школе очень много времени, но старшеклассник помогает первокласснику?! Общаются ли дети, например, седьмого и девятого классов?! Любой человек с легкостью ответит на этот вопрос – нет! Потому что дети общаются в пределах своего класса или параллели, предпочитая впускать в свой круг лишь тех, кто похож на него. Конечно, школа воспитывает моральные и нравственные ценности у учеников, но так ли часто они применяют их в пределах школы к ребятам младше их на год или два?! Вот именно в этот момент классные руководители должны помочь ученикам совершенно разных возрастных групп соединиться в одно целое на время подготовки концерта, спектакля, танца или в любом другом виде творчества. Нужно научить детей сопереживать другим, независимо от их возраста, оказывать помощь и всяческую поддержку в реализации креативных и интересных идей. Ребята младшего возраста не должны бояться обращаться за помощью, а старшеклассники должны способствовать активной, веселой и очень дружественной атмосфере при подготовке, обсуждении или реализации очередного проекта.

Многим ребятам не удалось проявить себя в качестве лидера и активиста в классе, что со временем сокращает его желание быть нужным, и он начинает плыть по течению или попадает в «дурную компанию». Возможно, деятельность, направленная на  объединение разновозрастных классов поможет ребятам реализовать себя в более полной мере, найдя себе занятие по интересам или человека, друга, который сможет его в этом поддержать и помочь. Таким образом, ребенку не нужно будет искать место, где его примут и поймут, так как часто такие поиски приводят на неправильный путь, а иногда и на «кривую дорожку». И здесь выявляется главная задача нас, как  классных руководителей, найти нишу творчества для каждого ребенка, принять его потерянным, помочь отыскать себя, что укрепит его самооценку и придаст уверенности.

Почти у каждого человека есть чему научиться у других людей и научиться жить в коллективе. А чем меньше будет  таких непростых ситуаций, тем проще будет исполнить любое коллективное дело. Например, на базе лицея работает школьная телестудия, которая позволяет реализовать творческий потенциал любого ребенка. Большая часть детей, работающая в телестудии, это учащиеся наших  классов. Приветствуются креативные идеи и интересные проекты.

И здесь непременно присутствует работа в коллективе. Любое обсуждение проекта требует особого внимания и часто больших уступок со стороны многих участников, работающих в этой системе. Организована телестудия таким образом, что за одним столом могут собраться – учитель, первоклассник, студент, профессиональный оператор, старшеклассник. И все это способствует слаженности работы в коллективе, а также реализации креативных идей. Здесь все участники учатся друг у друга общаться, делиться хорошим настроением, уступать, трудиться. Возможно, ребята из разных классов, посмотрев  на очередную работу, задумаются о том, чтобы тоже участвовать в такой деятельности и делать общее большое дело, а может просто начнут стремиться к самореализации и самовоспитанию.

Видя позитивные результаты своей работы, дети с удовольствием занимаются творческой деятельность, посещая телестудию, находя новые аспекты применения своим знаниям и умениям. В результате совместной деятельности мы надеемся получить учащихся с четкой жизненной позицией, умеющих вступать в партнерские отношения с представителями разных слоев общества и возрастных групп, а также мы очень надеемся, что  школьная телестудия существенно расширит поле творческой деятельности учеников и объединит их усилия по приобретению знаний.

Работая по вопросу содружества младших и старших школьников, мы разрабатываем сценарии, анкеты, опросники, игры, репортажи и занимаемся подготовкой и проведением тематических мероприятий.  Были организованы и проведены общешкольные мероприятия нашими учащимися:

  • линейка, посвященная началу учебного года «Ждут ребята с жадным нетерпеньем праздничное утро сентября!»;
  • праздничный концерт « Любимой маме посвящаю»;
  • новогоднее представление «Новый год к нам мчится»;
  • вечер встречи выпускников «Через годы, через расстояния» и др.

В содружестве друг с другом учащиеся старших и младших классов принимают активное   участие во всех видах деятельности. Например, который год мы практикуем проведение классных часов, когда ребята старшего возраста проводят беседы, викторины, игры с детьми младше их. 

Работая по индивидуальным воспитательным программам в каждом классе, мы выделили общие точки соприкосновения. Это грани нашей пирамиды.

1-ая грань - основание  проведения совместных дел старших и младших учащихся в школе, социуме;

2-ая грань - создание клубов, объединений по интересам, разновозрастных содружеств;

3-ая грань - проведение разновозрастных уроков, творческих занятий по выбору;

4-ая грань - организация деятельности временных и постоянных научно-исследовательских лабораторий, разновозрастных органов школьного самоуправления.

Уважаемые коллеги, организуя разновозрастное  сотрудничество, мы должны помнить о самой главной идее, учить работать вместе!

Коллеги, как вы считаете, а умеете ли Вы сотрудничать?

Уважаемые участники мастер-класса предлагаем вам работу в группах, вы предварительно получили грань пирамиды определенного цвета. Предлагаем вам познакомиться с материалом кейсов по названию граней пирамиды. Подчеркните в каждом абзаце ключевые слова или словосочетания,  из которых в последствие составьте сжатый пересказ данного кейса.

1-ая грань «Кейс  совместные дела»   (Приложение №1)

2-ая грань « Клуб по интересам»         (Приложение №2)                                                    

3-ая грань «Разновозрастной урок»     (Приложение №3)                                               

4-ая грань «Проектно-исследовательская деятельность»               

                                                                   (Приложение №4)

Мы предлагаем  вашему вниманию  уважаемые коллег свои разработки, раскрывающие идею каждой грани.

1-ая грань Разработка общешкольного мероприятия ко Дню 8 марта.                                                                                         

                                                                  (Приложение №5)

2-ая грань    Разработка сценария съемки новостной  программы, посвященной      началу учебного года «Ждут ребята с жадным нетерпеньем праздничное утро сентября!» (клуб по интересам   «От кабельного телевидения к школьному»)          (Приложение №6)                                        

3-ая грань Разработка интегрированного  урока разновозрастного сотрудничества.                                                                                                                                    

                                                                                         (Приложение №7)

4-ая грань Проект  «Учитель – мастер, чародей, творец и просто верный друг детей» (создание фильма, посвященного учителям России).                                       

                                                                                          (Приложение №8)

Находясь в группе, вы также как и дети представляете категории людей разного возраста, но это не мешает вам сотрудничать и вырабатывать совместные решения. А что способствует тому, чтобы разновозрастное сотрудничество приносило результат?

Перед вами элементы, которые помогают успешной деятельности разновозрастного сотрудничества:

-вовлечь в учебную деятельность всех детей, не навешивая на них ярлыки «плохой» и «хороший»;

- показать красоту и широту предмета, не изменяя рамок школьной программы; 

-заложить понимание целостной картины устройства мира на основе межпредметных связей;

-научить находить компромиссные решения, общаясь с разными людьми, объединенными одной целью;

-реализовать возможность раскрыть способностей учащихся.

Расположите их по степени значимости  на грань пирамиды (шаблон грани пирамиды на столах у групп).

                              В одном мгновении видеть вечность,
                              Огромный мир - в зерне песка,
                              В единой горсти – бесконечность,
                              И небо - в чашечке цветка.

Рефлексия

Как известно, пирамида обладает удивительной энергетической силой, разместив там наши желания по работе с детьми, они обязательно сбудутся, причем намного быстрее.

Предлагаем вам на стикерах написать ваши желания.

В заключение хочется привести слова  А.С. Макаренко:

«Ни один воспитатель не имеет права действовать в одиночку, на свой собственный страх и риск и на свою собственную ответственность. Должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребёнку, там не может быть никакого воспитательного процесса. Поэтому лучше иметь пять слабых воспитателей, объединённых в коллектив, воодушевлённых одной мыслью, одним принципом, одним стилем, и работающих едино, чем десять хороших воспитателей, которые работают все в одиночку, как кто хочет».

                        Методические рекомендации

Данные методические разработки могут быть использованы классными руководителями, заместителями директоров по УВР и всеми теми, кто работает над проблемой разновозрастного сотрудничества. В основе мастер-класса лежит системно-деятельностный  подход обучения, в результате применения которых происходит  раскрытие творческого потенциала ребенка.

Нами использованы элементы кейс-технологии, методы смыслового чтения, приемы развития критического мышления,  навыки общения в группе и коллективе и умение сотрудничать. Думаем, учителям понравится наша идея и наработки. Такие виды работы мы используем постоянно. Такой прием как пирамида творчества является нашей личной находкой и этот прием использования граней можно применять как на уроках так и в неурочное время.

Организуя сотрудничество мы должны помнить о самой главной идее обучения - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе!

Уважаемые коллеги, если вас заинтересовала тема нашего мастер-класса, то приглашаем к общению. Для нас будет очень ценно ваше мнение.

ПРИЛОЖЕНИЯ К РАБОТЕ