Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

03.05.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Приключения воробышка Кеши) «Православные...
02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
28.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
26.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
24.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...

Мастер-класс «Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование» с презентацией

 Муниципальное бюджетное дошкольное образование «Детский сад общеразвивающего вида №26»

 

Мастер – класс на тему: «Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование» с презентацией

Методический материал: Мастер-класс

 

Фадеева Ольга Викторовна

МБДОУ «ДСОВ №26», воспитатель

 

Пояснительная записка

Цель мастер-класса:

- дать участникам мастер-класса практические знания об опытно-экспериментальной деятельности детей раннего возраста и возможности применения ее на практике;

- создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса в данной области с целью развития их творческого потенциала;

- распространение педагогического опыта.

Практическая значимость: данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие.

Материально-техническое обеспечение:

оборудование для показа презентации: экран, ноутбук, проектор.

материал и оборудование для опытов:

·        тарелка, молоко, пищевой краситель, моющее средство, ватная палочка.

·        цветы из белой и желтой бумаги с длинными  лепестками, карандаш, тазик с водой.

·        ванночка с водой, мелкие тяжелые и легкие предметы, камешки.

·        воздушные шарики, лимон или  апельсин.

·        2 тарелочки, монеты желтые и красные из бумаги.

Ход мероприятия:

Уважаемые коллеги! Мы очень рады нашей встрече. Общеизвестно, педагоги как пчелки, которые трудятся не покладая рук, стремясь собрать как можно больше полезного, интересного и необходимого для своей работы. Вот и сегодня мы собрались с вами, чтобы поделиться опытом, и мы надеемся, что каждый из вас унесет с собой что-то новое, необходимое и значимое.

Тема мастер-класса: «Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование»

(слайд 2) Впечатления раннего детства остаются с ребенком на всю жизнь. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Китайская пословица гласит: «Расскажи -  и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать -  и я пойму». Уважаемые, коллеги, давайте для начала вспомним какую роль, играет экспериментирование в развитии раннего возраста? (слайд 3). Ранний возраст – период активного познания окружающего мира и исследовательской деятельности ребёнка с предметным миром.

В этот период познавательная активность детей – это исследовательская деятельность с различными предметами.

Ребёнок исследует различные свойства предметов: форму, величину, проводит простые причинно – следственные связи между ними, изучает характер движений и соотношений предметов. Эти действия психологи называются орудийными или предметными, поскольку предполагают воздействие одним предметом на другой для достижения определённого результата. Смысл действий открывает для ребёнка взрослый.

Сегодня мы покажем некоторые виды экспериментирования с разными материалами, а так же как при помощи совместной деятельности найти ответы на многие детские вопросы.

(слайд 4) Один очень важный совет:  не торопись давать малышу готовые ответы, пусть он сам  подумает о причинах того или иного явления.  Конечно, не  каждый ребенок сможет ответить на вопрос, дайте ему время. Не спешите, задавайте наводящие вопросы, подводите его к тому чтобы

 «открытие» сделал сам.

(слайд 5) Методика организации экспериментирования: в группе раннего возраста нет как таковой самостоятельной экспериментальной детской деятельности. Почти вся работа проводится совместно с воспитателем: воспитатель знакомит детей с различными свойствами вещей – твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость… Играет с детьми с песком, снегом, водой, бумагой, ветром. Наблюдают за липкостью, таянием снега, льда, замерзанием воды, появлением ростков и др. Вместе с воспитателем пробуют делать элементарные выводы. Воспитатель сочетает показ с активными действиями ребенка (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т.д.), сравнивает сходные предметы по внешнему виду, использует опыт практической деятельности, игровой опыт.

(слайд 6) Оборудование для экспериментирования являются:

Ø Все необходимое для экспериментирования с песком, водой и воздухом: емкости разного размера, лейки, камешки, песок, вода, лодочки, кораблики, лопатки, совочки, ведерки;

Ø Предметы из разных материалов (деревянные катушки, палочки, резиновые мячики, игрушки, пластмассовые пуговицы, металлические предметы и т.д.)

Ø Пластмассовые стаканчики разной формы, величины, степени прозрачности, плавающие игрушки;

Ø Для экспериментирования с ветром – воздушные шарики, вертушки, султанчики, ленточки, флажки;

Ø  Мелкие предметы для группировки по разным           признакам, цветные геометрические фигуры, шнуровка, логико-математические игры, веревочки.

Важно помнить, что при организации опытно-экспериментальной деятельности детей раннего возраста учитывают возрастные особенности детей, поэтому: (слайд 7)

1.     Все предполагаемые мероприятия должны быть эмоционально окрашены и вызвать у детей положительные эмоции и желание действовать.

2.     Для малышей актуален принцип повтора, поэтому ко многим опытам и экспериментам постоянно возвращаются.

А сейчас мы вам покажем некоторые опыты, которые вы можете проделать вместе с детьми.

(слайд 8) Опыт№1

Оборудование: тарелка, молоко, пищевой краситель, моющее средство, ватная палочка.

Налейте молоко в тарелку.  Добавьте  в   него по  не сколько капель пищевого красителя разных цветов. Старайтесь делать это аккуратно, чтобы не двигать саму тарелку. А теперь мы заставим молоко двигаться с помощью обычного средства. Возьмите ватную палочку, окуните её в средство и прикоснитесь ей в цветные капельки. Молоко начинает двигаться, а цвета перемешиваются.

(слайд 9) Опыт№2

Оборудование: цветы из белой и желтой бумаги с длинными  лепестками, карандаш, тазик с водой.

Перед вами цветы бумажные с длинными лепестками. Возьмем  карандаш и закрутим лепестки к серединке. А теперь опустим их на воду. Через минутку мы увидим, как кувшинка  раскрывается. Давайте объясним, почему это происходит? (бумага намокает и становится тяжелее)

(слайд 10) Опыт№3

Оборудование: ванночка с водой, мелкие тяжелые и легкие предметы, камешки.

Возьмите несколько небольших лёгких предметов, которые могут держаться на воде (например, пёрышко, мячик, бумажный кораблик, тонкую щепочку) и несколько тяжёлых предметов, которые будут лежать на дне (например, камешек, ключик, монетку). Наполните ванну или тазик водой. Дайте ребёнку один из предметов и попросите опустить в воду. Таким образом можно определить какой предмет по весу: легкий или тяжелый).

(слайд 11) Опыт№4

Оборудование: воздушные шарики, лимон или  апельсин.

Возьмем,  надуем воздушные шары. Затем возьмите  кусочек цедры  лимона или  апельсина  и выдавим  капельку сока прямо на шарик.  Шарик лопнул. Почему это произошло?

Наша работа на этом сегодня закончена. Сейчас мы предлагаем с помощью разного цвета кружков (монет) выразить свое впечатление о мероприятии на тарелочках.

Зеленая  - полученная информация полезна для меня.

Красная – полученная информация не полезна, ничего нового не узнала.

Хочется завершить наше мероприятие словами Климента Аркадиевича Тимирязива: «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне, в сравнение с теми, кто такой школы не прошел».

Спасибо за внимание!

 

ПРЕЗЕНТАЦИЯ