тел. 8-800-100-26-84  +7(3532)27-46-21        НАПИСАТЬ НАМ
ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЕЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Уважаемые коллеги и участники!
Приглашаем Вас подписаться на рассылку новых интересных мероприятий, проводимых Центром "ИДЕЯ" 
ПОДПИСАТЬСЯ

Новости

27.06.2018 г.
Всероссийский конкурс «#Летниеденёчки»
06.06.2018 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина-игра, посвящённая летнему отдыху детей (Из цикла...
31.05.2018 г.
II Всероссийский конкурс детских работ из фантиков для воспитанников ДОУ «Волшебство сладкоежки!»
24.05.2018 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый творчеству А.С. Пушкина «Пока в России Пушкин длится, метелям не...
21.05.2018 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню России «Припадаю, Россия, к твоей красоте...»​
10.05.2018 г.
Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
07.05.2018 г.
Всероссийский фестиваль, посвящённый Дню Победы «И мы в рядах Бессмертного полка...»

Мастер-класс «Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальных классах»

Мастер-класс

«Использование технологии развития критического мышления на уроках

в начальных классах»

Цель: ретрансляция преподавательского опыта освоения и применения технологииразвития критического мышления через чтение и письмо.

Задачи:

  • Создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов.
  • Распространение педагогического опыта и привлечение интереса к новым образовательным технологиям.
  • Создание атмосферы открытости, доброжелательности, сотворчества вобщении.

Методические цели:

  1. Обзорное знакомство с технологией развития критического мышления.
  2. Приобретение практического опыта использования некоторых приемов ТРКМ.

Материалы, оборудование: дерево,

 

Ход занятия

1. Организационный момент.

Новые стандарты, инновации,

Технологии, проблемные ситуации,

Методы, формы, приёмы…

Что в современном уроке применить мы готовы?

- Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать всех вас. 

Тема нашей встречи «Использование технологии развитиякритического мышления на уроках в начальных классах»

- Надеюсь, что вы мне поможете в проведении мастер-класса, за что заранее вам благодарна. Прошу вас поработать творчески, проявить свою активность.

  1. Планирование работы и прогнозирование результативности занятия. Прием «ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ»

- Мы все учителя - практики. Каждый из нас при подготовке к уроку планируетсвою работу. Предлагаю и нам составить план нашей совместной работы на сегодня. Сделаем мы это с помощью такого приема, как «Дерево предсказаний». Этот прием предполагает предвидение хода событий и прогнозирование конечного результата.

- Что, на ваш взгляд, даст наша встреча? С какой целью мы собрались. И что мы получим в итоге?

(Узнать, что такое критическое мышление, понять, что нового несет в себе ТРКМ, этапы урока, приемы…)

Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Если есть стремление что-то понять, в чём-то разобраться, то здесь тоже речь идёт о мышлении.

 Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Как вовлечь учеников в образовательный процесс? Как научить учиться?

 Эти вопросы ежедневно задает себе каждый учитель.

Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления.

Данная технология разработана американскими педагогами Джинни Стил, Кертис Мередит, Чарльзом Темплом и Скоттом Уолтером.

Цель её состоит в развитии мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни. Известно, что при обучении усваивается 10% прочитанного, 20% услышанного, 30% увиденного и 90% того, что он сделал сам.

В основе технологии развития критического мышления лежит базовая модель, состоящая из трёх фаз: стадия вызова, стадия осмысления и рефлексия.    

  1. «Мозговой штурм» Прием «КОРЗИНА ИДЕЙ»

- Уважаемые коллеги, какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите словосочетание КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ?

- Я предлагаю называть ваши предположения через прием «Корзина идей».

- Он используется на уроке, когда идет активизация имеющихся у учащихся знаний. Задается прямой вопрос о том, что известно по теме. Каждый учащийся вспоминает и записывает все, что знает. (Мы на уроках делаем это устно)

(На доске - рисунок корзины, к которому прикрепляются карточки со словами-ассоциациями, например, творческое мышление, нестандартное мышление, любознательность, умение самостоятельно думать, новая точка зрения…)

  • Мы собрали корзину идей, связанных с понятием «критическое мышление».
  • Коллеги, мы отработали 2 приема («Дерево предсказаний», «Корзина идей»), которые применяются на этапе вызова.
  • Этот этап направлен на вызов имеющихся знаний и создание положительной мотивации и активности в работе.

(Вывешивается на доску табличка «1этап – ВЫЗОВ»)

- На данном этапе можно применить и такие приемы, как Верные, неверные высказывания, Кластер, Таблица Знаю Хочу знать Узнал новое,«Аквариум»,«Ключевые слова», «Интервью», «Весы» и другие.

  1. Определение понятия «Критическое мышление» Прием «ИНСЕРТ»

- Следующий этап работы - это «осмысление».

На втором этапе урока – стадии осмысления содержания – деятельность учителя направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому». Ученик на стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа).

  • На этом этапе вам предлагается текст. Он поможет более точно определить понятие «критическое мышление».
  • Читать мы будем, используя прием «Чтение с пометками» и условные обозначения:

+ материал знаком

V это ново для меня

  • думал иначе

? требуется дополнительное разъяснение (На работу отводится 2 минуты)

В  литературе встречается много определений. Обобщив разные, можно вывести несколько составляющих критического мышления:

Во-первых, критическое мышление есть мышление самостоятельное. На занятии каждый формулирует  свои  идеи, оценки, убеждения независимо от остальных.  Никто не может  думать критически за нас. Мы  делаем это  исключительно для  самих  себя.

Во-вторых, информация является отправным, а не конечным пунктом  критического мышления.  Знание  создаёт мотивировку, без которой  человек не  может мыслить критически. В  своей  познавательной  деятельности ученики и  учителя подвергают каждый  новый  факт критическому  обдумыванию. Именно  благодаря критическому  мышлению традиционный  процесс познания  обретает  индивидуальность и становится осмысленным, непрерывным и  продуктивным. Таким образом, критическое мышление - мышление обобщенное.

В-третьих, критическое  мышление  начинается с постановки  вопроса и  уяснения  проблем, которые нужно решить. Любопытство есть неотъемлемое  свойство  живого. Подлинный,  познавательный процесс на  любом  этапе урока характеризуется стремлением познающего решать проблемы и  отвечать на  вопросы,  возникающие из  его  собственных   интересов и  потребностей.  Критическое мышление, это мышление проблемное и оценочное.

В-четвёртых, критическое мышление стремится  к  убедительной  аргументации. Критически  мыслящий  человек  находит собственное решение  проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами.

В-пятых, критическое мышление есть мышление социальное.  Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею  делятся с другими. Когда мы спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и углубляем  свою собственную  позиции.  

- Проверим, что получилось.

- Что обозначили, как известное?

- Что выделили неизвестным?

- Изучив и проанализировав материал, можно сделать вывод, что критическое мышление включает в себя 5 составляющих:

Критическое мышление:

Мышление самостоятельное.

Мышление обобщенное.

Мышление проблемное и оценочное.

Мышление аргументированное.

Мышление социальное.

  • Этот прием называется «Инсерт». Он способствует более внимательному, осознанному чтению. У учащихся формируется умение классифицировать поступающую информацию и выделять новое.
  • А еще на этапе осмысления можно применять приемы «ЗНАЮ – ХОЧУ УЗНАТЬ, УЗНАЛ», «ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ», «СВОДНАЯ ТАБЛИЦА» и др.
  1. Приемы на этапе рефлексии. Прием «КЛАСТЕР»

- Следующий этап работы - этап рефлексии.

(Вывешивается карточка «3 этап – РЕФЛЕКСИЯ»)

  • Систематизацию полученных знаний о ТРКМ проведем с помощью приема «Кластер».

Кластер - это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.

рефлексия                                                                    вызов

КЛАСТЕР

осмысление содержания

На этапе рефлексии используются также такие приемы, как «Шесть шляп», «Ромашка вопросов», «Синквейн», «Диаманта», «Толстые и тонкие вопросы», «Письмо другу (маме…)», «Эссе», «Общее – уникальное», «Денотантный граф» и другие.

8. Обобщение

  • Давайте подведем итог нашей работы.
  • Обратимся вновь к нашему дереву предсказаний. Сбылись ли они? Я предлагаю каждому высказаться о сегодняшнем занятии и о технологии развития критического мышления.

Спасибо за работу!