Мастер-класс «Формирование конструктивных умений и навыков - основа детского научно-технического творчества»
МБДОУ детского сада комбинированного вида №16 «Антошка»
Мастер-класс по ЛЕГО-конструированию
на тему:
«Формирование конструктивных умений и навыков - основа детского научно-технического творчества»
Подготовила воспитатель:
Александрова Р.В.
Дата проведения:
17.04.2018г
Лобня 2018
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по ЛЕГО-конструированию.
Задачи: обучение участников мастер-класса навыкам применения ЛЕГО–конструктора; воссоздание перед участниками мастер-класса технологий работы с детьми дошкольного возраста в области ЛЕГО-конструирования; формирование у участников мастер-класса мотивации на использование в образовательной деятельности ЛЕГО-конструктора.
Оборудование и материалы: конструктор ЛЕГО, проектор, картинки с изображением моделей ЛЕГО, карточки с цифрами.
Планируемый результат:
· информирование педагогического сообщества о системе работы по лего- конструированию для детей дошкольного возраста;
· сформированность представлений педагогов о возможности работы с ЛЕГО- конструктором.
Мастер-класс для педагогов включает в себя 4 части:
· теоретическую
· организационную
· практическую
· заключительную.
Ход мастер-класса.
- Теоретическая часть.
-Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня на нашем мастер-классе мы окунемся в мир ЛЕГО. Я хотела бы поделиться своим опытом работы по организации детской деятельности с применением конструктора ЛЕГО. Введение ФГОС ДО предполагает разработку новых образовательных моделей, в основу которых должны входить образовательные технологии, соответствующие принципам:
- развивающего обучения;
- единства воспитательных, развивающих и образовательных целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
- интеграции образовательных областей;
- решение программных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей;
- учета ведущего вида деятельности дошкольника – игры.
Важнейшей отличительной особенностью ФГОС ДО является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребенка. Такой подход можно реализовать в образовательной среде ЛЕГО, так как ЛЕГО позволяет ребенку думать, фантазировать, и действовать, не боясь ошибиться. ЛЕГО позволяет детям учиться, играя, играя обучаться в игре.
ЛЕГО-конструирование – это современное средство обучения детей. Я в своей практике, использую конструктор ЛЕГО в разных видах деятельности: на занятиях, на зарядке, в свободной деятельности и еще являюсь руководителем кружка ««Юный конструктор». Главное, ЛЕГО должно быть интересно самому воспитателю, тогда и с детьми легко и увлекательно работать.
Структура занятий по ЛЕГО-конструированию следующая:
Первая часть занятия упражнения на развитие логического мышления (длительность до 10 минут) Цель первой части: развитие элементов логического мышления.
Вторая часть – собственно конструирование. Цель второй части: развитие способностей к наглядному моделированию
Третья часть – обыгрывание построек, выставка работ.
- Практическая часть
Я хочу показать игры - упражнения, которые я использую в первой части занятия. Предлагаю объединиться в 4 группы (карточки по цветам Ж,К, З,С). Я думаю, вы знаете, что детали конструктора имеют определенное название, «имя», и из занятия в занятие учите детей их правильно называть. Основные детали – кирпичики и пластины, названия даются по количеству «кнопочек» - 2*2, 2*4,2*8
1. Игра «Легомемори». Посмотрите на постройку из деталей ЛЕГО в течение минуты. Обратите внимание на цвет и чередование деталей. Отвернитесь или закройте глаза (убирает одну деталь или меняет несколько деталей местами). А теперь угадайте, что изменилось. Такое упражнение можно повторить с детьми 3-4 раза. Главное – не забывать их хвалить за правильные ответы.
2. Игра «Легоматематика». Воспитатель раздает детям числовые карточки и кирпичики LEGO. Перед вами числовой ряд от 1 до 10. С помощью лего-кирпичиков необходимо выстроить числовой ряд .
Я вам продемонстрировала лишь несколько вариантов игр с ЛЕГО. Наверняка, вы можете придумать много своих игр и использовать их в разных видах деятельности
В основной части занятия дети возводят постройки. Конструирование бывает разное, в зависимости от возраста ребенка, поэтому наши группы будут разных возрастов.
Конструирование по образцу методом налаживания (младшая группа)
Педагогам демонстрируется заранее сконструированная педагогом модель. Их задача – сконструировать точно такую же модель, выдержав цвета, размер и т. д.
Конструирование по условию(средняя группа)
Педагогам раздаются одинаковые картинки. Как видно на картинке слева, животное не из ЛЕГО, это совершенно другой конструктор. Предлагается сконструировать максимально похожую модель. Ставятся конкретные условия: повторить все формы.
Конструирование по схеме(старшая группа)
Формируются новые понятия: что такое план, схема, что такое проекция (вид спереди, вид сверху). Задание: угадай по двум проекциям, какой предмет изображён. Конструируем животное по заданной схеме в разных проекциях.
Конструирование по заданной теме( подготовительная группа)
Озвучивается тема сегодняшнего занятия, животные. При конструировании ничем не ограничены – они могут фантазировать и сконструировать любых животных, каких захотят.
В конце мы подведём итоги – ребята расскажут о своей модели.
Рефлексия.
-Трудно или легко вам было работать?
- В чём возникли трудности?
-Что даёт детям данный опыт работы? (Развивает социально-коммуникативные навыки и умение составлять творческий рассказ).
Заключение.
Спасибо за внимание! Желаю вам удачи!