Мастер-класc: «ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ СМЫСЛОВОМУ ЧТЕНИЮ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 105» Купинского района Новосибирской области
Мастер-класc:
«ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ СМЫСЛОВОМУ ЧТЕНИЮ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
Семыкина Ирина Павловна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
-
Ориентировочно – мотивационный этап.
- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Благодарю вас, что нашли время, силы и желание прийти сюда, не сомневаюсь, что наша работа будет продуктивной и, надеюсь, полезной.
- Я попрошу выйти тех, у кого на спинке стула наклеены красные кружочки, зеленые и синие
- Я вас поздравляю, вы будете моими помощниками, т.е. фокус группами мастер – класса.
Слайд 2. - И первое задание выбрать из предложенных пословиц одну, которая актуальна для вашей группы и будет служить девизом.
Труд всё побеждает.
Всякое дело концом хорошо.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Больше дела, меньше слов.
Кто привык трудиться, тому без дела не сидится.
Терпенье и труд все перетрут.
В труде рождаются герои.
Всякое уменье трудом дается.
Любовь к труду - у людей на виду.
- Почитайте, ваши девизы.
- Уважаемые коллеги, давайте начнём наш мастер-класс с приёма «Поздоровайся локтями»
(Цель – Встреча друг с другом, приветствие, знакомство
Прошу вас встать в круг. Затем надо рассчитаться на первый-второй-третий и сделать следующее:
Каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны;
Каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;
Каждый «номер третий» нагибается вперед, кладет ладони на колени и выставляет локти в стороны.
На выполнение задания вам дается только минута. За это время вы должны поздороваться с как можно большим числом коллег, просто назвав свое имя, и коснувшись друг друга локтями.
Настроение, я думаю, у вас улучшилось.
Слайд 3. - Прочитайте слова Льва Дмитриевича Кудрявцева и сформулируйте тему мастер-класса.
«Результат обучения оценивается не количеством сообщённой информации, а качеством усвоения и развития способностей к обучению и самообразованию».
- Какова тема нашего мастер-класса?
- Тема «Формирование смыслового чтения в начальной школе»
Роль чтения.
- Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) начального и основного общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами».
- Ученые установили, что на успеваемость ученика влияет около 200 факторов. Фактор №1 – это навык чтения, который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все вместе взятые остальные факторы.
- Без чтения – нет учения. Перед учителем стоит задача эффективного использования приемов смыслового чтения на уроке.
2. Выяснение целей, ожиданий и опасений слушателей мастер-класса
Слайд 4. -Для выяснения образовательных целей, ожиданий и опасений можно использовать Метод «Фруктовый сад»
- Уважаемые коллеги, предлагаю вам на яблоках записать свои ожидания от мастер-класса, а на лимонах – опасения.
- Зачитайте вслух свои ответы. (По желанию).
Слайд 5. 3. Постановка задач мастер-класса
- Определите задачи. Сегодня в конце мастер-класса Вы сможете:
-
Объяснить…, что такое смысловое чтение;
-
Видеть… возможности применения активных методов и приёмов по формированию смыслового чтения на своих уроках.
3. Актуализация приём «Верю, не верю»
- Верите ли вы, что смысловое чтение является важнейшим компонентом читательской компетентности?
- Верите ли вы, что с помощью приемов технологии критического мышления можно сформировать навыки смыслового чтения? (это один из способов реализации стратегий смыслового чтения) (Цель технологии развития критического мышления состоит в развитии мыслительных навыков, которые необходимы детям в дальнейшей жизни.
- Сегодня на мастер-классе мне бы хотели остановиться только на некоторых методических приемах, которые работают наиболее успешно, формируют УУД, развивают мышление, учат эффективно работать с информацией на уроках математики.
Слайд 6. - Итак, определимся с понятием «смысловое чтение». Для этого применим метод «Инфо-угадай-ка».
- Работаем в группах. Возьмите листы бумаги, на которых записано название этого метода. Тема «Смысловое чтение». Листок разделён на сектора.
Сектор 1 – «Понятие».
- Подумайте в группе и попробуйте назвать ключевые моменты к этому разделу. (Ответы педагогов)
Смысловое чтение – это вид чтения, которое направлено на понимание читающим смыслового содержания текста.
Секторы 2 и 3. – «Цели и задачи»
- Попробуйте сформулировать цели и задачи формирования смыслового чтения.
Цель смыслового чтения – максимально точное и полное понимание содержания текста, всех деталей и практического осмысления извлеченной информации.
Задачи: Научить современных школьников вдумчиво читать, извлекать из прочитанного нужную информацию, соотносить ее с имеющимися знаниями, интерпретировать и оценивать .
Сектор 4 – «Учебные предметы».
-На каких учебных предметах можно формировать смысловое чтение? (Ответы педагогов)
Сектор 5 – «Приёмы смыслового чтения» вы будете заполнять по ходу мастер-класса.
Хочется отметить, что навык смыслового чтения не зря относится к метапредметным результатам обучения и входит в состав универсальных учебных действий. Он может и должен формироваться при обучении всем школьным предметам, в частности математики.
Слайд 7.
Предлагаю продолжить работу в группах. Выполните задание 1. Карточка 1
Поспорьте с Незнайкой, который рассказал о себе следующее: «Я хорошо знаю математику! Я выучил таблицу умножения, умею складывать, вычитать и делить. Я знаю, что самое большое двузначное число 100 можно разделит без остатка на 2, 3, 4 и 5. Я умею проверять, правильно ли я выполнил действия, и находить ошибки. Например, чтобы проверить, действительно ли 4:2=2, нужно к частному 2 прибавить делитель 2, 2+2=4 – мы получили делимое. Значит, деление выполнено верно. Если требуется двузначное число умножить на однозначное, то я могу сделать это легко, заменив произведение суммой одинаковых слагаемых. Например, 28·3=28+28+28=83 (84). А ты знаешь математику так же хорошо, как и я?
(Ответы групп)
Задание может быть предложено в 3 классе на уроке повторения и закрепления знаний, НО после того, как…..? изучены таблица умножения, приём нахождения частного методом подбора и проверка деления умножением. Достаточно большой текст задания затрудняет его восприятие на слух. Поэтому для организации эффективной работы над заданием необходимо сделать так, чтобы текст был у учеников перед глазами. Они должны найти все ошибки, допущенные Незнайкой. Некоторые из этих ошибок лежат на поверхности, например, 100 – это не двузначное число, а трёхзначное число.
Другие ошибки требуют внимательного прочтения текста, вдумчивого и критичного отношения к его содержанию, тщательной проверки имеющейся в тексте информации. Например, необходимо проверить, действительно ли 100 делится на все перечисленные однозначные числа без остатка. Выполняя деление методом подбора, школьники установят, что 100 не делится на 3 без остатка. 33·3=99, 99100.
Другие ошибки требуют ещё более тщательного анализа текста, так как они скрыты под правильными рассуждениями. Так в случае проверки результата деления 4 на 2 Незнайка выполнил сложение 2+2, результат которого действительно равен 4. Однако проверять деление путём прибавления к частному делителя нельзя.
При вычислении произведения 28·3 Незнайка абсолютно правильно заменил его суммой трёх одинаковых слагаемых 28, однако посчитано значение этой суммы неверно.
Работа с таким текстом формирует умение соотносить информацию, содержащуюся в нём, со своими знаниями и оценивать её, анализируя и сопоставляя с имеющимися знаниями. Кроме того, это задание способствует формированию навыков выполнения проверки и контроля, развитию внимания, воспитанию тщательности в выполнении работы. Содержание задания позволяет повторить определение умножения, закрепить навык вычисления произведения с помощью замены его суммой одинаковых слагаемых, проверить сформированность навыка выполнения внетабличного деления способом подбора.
Слайд 8.
Выполните следующее задание. Работаем индивидуально с карточкой 2.
Прочитай внимательно текст про Александрийский маяк. Сформулируйте к нему вопросы, на которые вы можешь ответить, используя имеющиеся в тексте числовые данные. Ответь на эти вопросы.
Александрийский маяк
Александрийский маяк является одним из семи чудес света. Его построили всего за 5 лет. Строительство было закончено в 283 г. до нашей эры. Маяк явил собой невероятное торжество технической мысли, поэтому всего 4 года спустя после завершения строительства он был причислен к чудесам света.
Маяк был построен на маленьком острове Фарос в Средиземном море около берегов египетского города Александрии. Общая высота маяка равна высоте небоскрёба из 46 этажей, если высота каждого этажа 3 м. Основание маяка имело мощный фундамент из гранита в форме квадрата со стороной 180 м.
Маяк состоял из трёх мраморных башен. Нижняя башня представляла собой параллелепипед с квадратной основой. Сторона этого квадрата 30 м. Высота нижней башни составляла половину от общей высоты маяка. Плоская крыша нижней башни служила основанием средней части – 40-метровой башни. Верхняя часть маяка была сооружена в форме колоннады. 8 колонн несли купол, увенчанный 8-метровой фигурой Посейдона.
Маяк имел не только архитектурную, но и практическую ценность. Он обеспечивал безопасность мореплавания в прибрежных водах. В 365 г. античный исполин был разрушен сильнейшим в истории Египта землетрясением, когда часть города ушла под воду и в одночасье погибло 50 тысяч жителей Александрии. Но даже в сильно разрушенном виде высота маяка составляла около 30 м, являясь хорошим ориентиром на равнинном александрийском берегу. В таком виде маяк простоял до 14 века, когда после очередного землетрясения он был разобран на камни.
Год начала строительства маяка?
|
283 – 5 = 278 г.
|
Год, в который маяк причислили к чудесам света?
|
283 + 4 = 287 г.
|
Общая высота маяка?
|
46 • 3 = 138 м
|
Площадь фундамента маяка?
|
180 • 180 = 32400м2
|
Площадь основания нижней башни?
|
30 • 30 = 900м2
|
Высота нижней башни?
|
138 : 2 = 69м
|
Высота колоннады с куполом?
|
69 – 40 = 29м
|
Количество лет, которые прослужил маяк до того, как был разрушен землетрясением?
|
283г. до н.э. + 365г. н.э. = 648 лет
|
Количество веков, которые маяк простоял в разрушенном виде, продолжая помогать мореплавателям?
|
14век – 365г. (4век) = 10 веков
|
Приём составления вопросов к тексту является одним из основных при формировании навыка смыслового чтения.
Данное задание для 3классников может быть предложено на этапе отработки навыка выполнения арифметических действий с числами в концентре 1000. Задание способствует выработке умения находить нужную информацию в тексте и формулировать к нему вопросы. Оно не содержит готовых вопросов, и это требует от учеников самостоятельной постановки учебной задачи. Задание также способствует воспитанию любознательности, формированию познавательного интереса, расширению кругозора.
Другим таким приёмом является приём составления сводных таблиц, позволяющий обобщить и систематизировать учебную информацию. С этой целью мы предлагаем выполнить задание 3, работая в группах.
Прочитайте текст. Представьте содержащуюся в нём информацию в табличной форме. Ответьте на вопросы и выполните задания, данные после текста.
Слайд 9-10.
Звери-великаны
Зверь – это не только тигр, но и безобидный хомячок, не только волк, но и коза. Все они относятся к классу млекопитающих. Всего известно четыре тысячи биологических видов млекопитающих. Животные этого класса весьма разнообразны по своему внешнему виду, повадкам, образу жизни. К классу млекопитающих относится крупнейшее из всех ныне живущих животных – синий кит. Его длина – 33 м, а масса – до 150 т. Пасть у синего кита огромна. Кажется, что он может кого угодно проглотить. На самом же деле это безобидное животное. Синие киты питаются крошечными рачками планктона. Синий кит в 30 раз тяжелее самого крупного животного суши – африканского слона, в 50 раз тяжелее другого сухопутного великана – африканского носорога. Рост африканского слона достигает 4 м. Носороги рядом со слоном кажутся низкорослыми: их рост около 2 м. Эти огромные животные питаются травой и листьями.
Вопросы и задания:
-
Исполином среди млекопитающих является бурый медведь. Его масса достигает 750 кг. Во сколько раз носорог тяжелее бурого медведя? На сколько синий кит тяжелее бурого медведя?
-
Одним из самых маленьких млекопитающих на земле является карликовый хомячок, который живёт в Мексике. Он весит примерно 6 г. Во сколько раз карликовый хомячок легче синего кита и носорога? Сколько хомячков уравновесят на весах бурого медведя? На сколько граммов хомячок легче слона?
-
Самыми маленькими обезьянами являются карликовые игрунки, обитающие в лесах Амазонки. Они весят не более 100 г. Сравни массу такой обезьянки с массой каждого из встретившихся в тексте животных.
Название животного
|
Масса животного
|
Рост животного
|
Питание
|
Синий кит
|
До 150т
|
33м
|
Рачки планктона
|
Африканский слон
|
150:30=5т
|
4м
|
Трава и листья
|
Африканский носорог
|
150:50=3т
|
2м
|
|
Бурый медведь
|
750кг
3000:750 = в 4 раза
150.000-750 = на 149.250кг
|
|
|
Карликовый хомячок
|
6г
150.000.000г : 6г = в 25.000.000 раз
3.000.000г : 6г = в 500.000 раз
750.000г : 6 = 125.000 хомячков
5.000.000г – 6г = на 4.999.994г
|
|
|
Карликовый игрунок (маленькая обезьянка)
|
100г
|
|
|
Это задание может быть использовано в 4 классе при изучении арифметических действий с натуральными числами. Его выполнение способствует формированию умения выделять главное из имеющейся информации, представлять информацию в табличной форме, определять необходимое количество строк и столбцов таблицы.
В данном случае для выполнения заданий, предложенных после текста, достаточно, чтобы таблица имела 2 столбца: название животного и массу животного.
Однако для того, чтобы полно отразить информацию, имеющуюся в тексте, нужно добавить ещё 2 столбца – рост животного и чем оно питается. Количество строк в таблице будет равно количеству упомянутых в тексте животных плюс ещё одна строка, в которой будут помещены названия столбцов.
Можно предложить в качестве домашнего задания самостоятельно найти сведения о других животных и дополнить составленную в классе таблицу. Это будет способствовать формированию потребности в поиске информации, умения определять возможный источник нужной информации. Все эти качества являются необходимыми составляющими общей культуры современного человека. С помощью такого задания может быть также проверено умение учащихся применять математические знания на практике.
Работа с текстом вносит существенный вклад в развитие познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий, поэтому навык чтения по праву считается фундаментом всего последующего образования и его формированию необходимо уделять должное внимание при обучении всем учебным дисциплинам в начальной школе, и не в последнюю очередь при обучении математике.
- Давайте посмотрим подтвердились ли ваши ожидания и опасения.
Слайд 12. Предлагаю составить « Синквейн» Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы:
-На первой строчке записывается одно слово - существительное. (лиса)
-На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна (хитрая, рыжая).
-На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна (обманула, съела, перехитрила)
-На четвертой строчке размещается целая фраза. Это может быть крылатое выражение, чувство, цитата или составленная учеником предложение в контексте темы (Хитрая лиса всех обманула)
-Последняя строчка - это слово-синоним, своё отношение к данной теме, чувство или сравнение (плутовка)
Чтение
Смысловое, осознанное, вдумчивое
Развивает, обогащает, информирует
Смысловое чтение - неотъемлемый компонент читательской грамотности.
Знание
Дени Дидро – французский писатель, говорил: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать». В.А.Сухомлинский говорил: «Чтение – это окошко, через которое дети познают мир и самих себя. Плохое чтение - как замазанное грязью окошко, через которое ничего не видно». Так пусть наши дети смотрят в мир только через чистое окно, читают и мыслят.