Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

03.05.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Приключения воробышка Кеши) «Православные...
02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
28.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
26.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
24.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...

«Малые формы фольклора в группе раннего возраста»

Мастер - класс для воспитателей

«Малые формы фольклора в группе раннего возраста».

 МБДОУ детский сад №12 «Сказка»

Мурманская обл., п. Никель.

Воспитатель: Цветкова Валентина Петровна

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросу развития речевой деятельности воспитанников посредством использования малых фольклорных форм.

На протяжении нескольких лет я в своей работе использую малые формы фольклора и сегодня приглашаю принять участие в моем мастер-классе наших педагогов.

Давайте вспомним, что же такое фольклор? (ответы педагогов)

Слово «фольклор» пришло к нам из английского языка, еще в 19 веке. Сегодня это слово распространенно повсюду, так как означает «народная мудрость», устное народное творчество.

Давайте дадим вместе определение «устное народное творчество».

(ответы педагогов)

Правильно: из уст в уста, народ, труд.

Малые формы фольклора всегда неразрывно связана с опытом народной педагогики, широко применяются в работе с детьми с целью развития их речи.

Родители в наше время процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек, а произведения народного творчества не используют вообще в общении с ребенком.

Кто прибывал - знает, что нелегко придумать игру с малышом, которому и нет двух лет. Вот здесь и придут на помощь игры с пальчиками! Это тренирует и массирует, поможет в развитии речи и ума.

Давайте познакомимся с пальчиковой игрой «Кошечки»:

(руки перед грудью, слегка согнуты в локтях)

Правая рука:

Вот кулак, а вот ладошка(сжимаем кисть в кулачок, а затем разжимаем)

На ладошку села кошка. (ходим пальчиками левой руки по ладошке правой руки)

И пошла, пошла, пошла (гладим кончики пальцев правой рукой левой)

До мизинчика дошла. (растираем мизинчик правой рукой)

Левая рука:

Вот раскрытая ладошка (сжимаем кисть в кулачок, разжимаем)

- Ой, смотри другая кошка! (гладим раскрытую ладошку)

Быстро, быстро, побежала, (гладим кончики пальцев)

До мизинца добежала. (растираем мизинчик)

(обе руки сжать в кулачок, активно сжимать и разжимать)

А теперь поймаем кошку,

Хлопнем мы с тобой в ладошки. (хлопки в ладошки)

Ну как понравилась игра? (ответы педагогов)

Отдохнули?! У нас с вами ее игра. Где ы можете проявить свои способности.

«А у нашей внучки

Маленькие ручки.

А на ручках пальчики:

Девочки и мальчики.

Дружно пальчики живут,

Их по имени зовут:

Пальчик-Зина,

Пальчик - Нина,
Миша, Гриша, Николай.

Пальчик-Саша,

Пальчик-Маша

Вова, Лева, Ермолай.»

(педагоги делают соответствующие движения по тексту).

Спасибо, уважаемые коллеги.

Потешки помогают в повседневной жизни в нашем садике: подготовка ко сну, во время одевания на прогулку и при умывании, в игровой деятельности. Фольклорные произведения сопровождаются действиями, или наоборот, действия сопровождаются чтением, обыгрыванием их.

Давайте разделимся на две команды. Одна команда будет вспоминать потешки в режимных моментах, а другая команда будет участвовать в викторине.

Уважаемые коллеги, перед вами лежат карточки с заданиями: нужно вспомнить потешки в режимных моментах.(педагоги выполняют задание)

Для второй команды проведем небольшую викторину. Внимательно слушаем и отвечаем.

Вопрос №1: Перечислите какие малые формы фольклора используют в детском саду? Перечислите.

Вопрос №2: Как называют короткие рифмованные стихи, где дети определяют ведущего? (считалки)

Вопрос №3: Как называют песни, которыми убаюкивают малышей? (колыбельные)

Вопрос №4: Какие сказки, помогают воспитывать нравственные ценности? (педагоги перечисляют различные варианты)

Вопрос №5: Как называется выражение» Ябеда-беда, козья борода»

(дразнилки)

Вопрос №6: Назовите жанр фольклора, в котором по содержащему в вопросе образу надо найти правильный ответ? (загадка)

Молодцы, справились с заданием.

Первая команда в свободной форме рассказывает варианты используемых потешек в режимных моментах.

Хочу сказать Вам большое спасибо, за участие в этом конкурсе.

Малыши очень любят хороводные игры. Они помогают поддержать доброжелательные отношения между детьми, действовать дружно и слажено, учат координировать и соотносить свои движения с движениями других.

Давайте, вспомним и поиграем в хороводную игру, которая очень нравиться детям «Качели»:

Мы на карусели сели, (встали в хоровод),

Завертелись карусели,

Завертелись карусели. (взявшись за руки пошли по кругу)

Пересели на качели. (остановка вкругу)

Вниз летели, вверх летели,

Вниз летели, вверх летели.   (присели, встали)

А теперь с тобой вдвоем мы на лодочке плывём. (взяться за руки разогнаться)

Ветер по морю гуляет,

Нашу лодочку качает.

К берегу пристала лодка. (остановились)

Мы на берег прыгнем ловко (прыжки вперед)

И поскачем по лужайке

Будто зайки, будто зайки! (скачут как зайки)

В завершении своего мастер класса хотелось сделать небольшой вывод. С помою малых форм фольклора мы легко устанавливаем с каждым ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание малыша, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него свое воспитательное воздействие.

Знакомство с детским фольклором развивает у детей речь. Они раньше начинают говорить, подпевать слоги, слова, произносить за взрослым стихотворный текст игр, игр-плясок, пальчиковых игр.

При любом действии с детьми самое главное- это доброжелательное общение с ними. От воспитателя требуется не только дать каждом ребёнку какие-либо знания, умения, навыки, но и обеспечить чувство комфортности, психологической защищённости, доверия.

Наш мастер-класс подошел к концу. Мне хочется поблагодарить Вас за внимание и работу.

Список используемой литературы:

1. Г. П. Федорова «На златом крыльце сидели ...» Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста. СПБ «Детство-Пресс» 2000 г.

2.  Составители: Т. И. Бахметьева, Г. п. Соколова «Детские частушки, шутки, прибаутки» Ярославль 2000 г.

3.  Л.П. Савина «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».

4. «От рождения до школы». Основная общеобразовательная программадошкольногообразования».Н.Е.Веракса,Т.С.Комарова,М.А.Васильева. - М: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2016 г.

5.  Галанова Т.В. «Развивающие игры с малышами до тех лет» - Я.; «Академия развития», 2002г.

6. ЕлисееваЛ.Н.«Хрестоматиядлямаленьких»-Москва;изд.«Просвещение», 1987г.