« Логочитайка для первоклассников» Кошкина Светлана Сергеевна
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 3 Центрального района Волгограда»
Программа внеурочной деятельности. Логопедия « Логочитайка для первоклассников».
Составитель:
Кошкина Светлана Сергеевна
Должность:
Учитель-логопед
Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа разработана с учетом особенностей первой ступени общего образования, учитывает возрастные и психологические особенности младшего школьника на основе:
Инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000г №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;
Инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» / Под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой. М.,1996г.
Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой.
Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.
Целью занятий, проводимых по данной программе, является повышение уровня языкового развития, формирование коммуникативной компетенции младших школьников в основных видах речевой деятельности: произношении, говорении, чтении и письме, а также начальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства, о языке как основе национального самосознания, устранение недостатков устной речи и предупреждение нарушений письменной речи у обучающихся 1 классов
Данная программа предназначена для учащихся 1 классов, которые только приступили к изучению русского языка. Для реализации развивающих и воспитательных задач при обучении детей активно используется метод игры, который дает возможность формировать учебно-познавательную деятельность учащихся.
В программе реализуются следующие задачи:
- обеспечение правильного усвоения учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;
- создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;
- формирование речевых интересов и потребностей младших школьников;
- воспитание познавательного интереса к родному языку;
- решение проблемы интеллектуального развития младших школьников;
- способствование более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке;
- содействие развитию речи детей.
- развивать звуковую сторону речи, корригировать нарушения звукопроизношения;
- формировать полноценные представления о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого-звукового состава слова;
- закреплять звуко-буквенные связи;
- формировать готовность к восприятию определённых орфограмм, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова;
- развивать лексический запас и грамматический строй речи; в течение всего учебного года – работа по уточнению и расширению словаря;
- развивать и совершенствовать психологические предпосылки к обучению: внимание, способность к запоминанию, способность к переключению, самоконтроль, познавательную активность, произвольность общения и поведения;
- развивать коммуникативную готовность к обучению.
К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:
- Личностные результаты – общие представления о мире, осознание языка, как основного средства общения между людьми;
- Метапредметные результаты – развитие умения взаимодействовать с окружающими при выполнении разных ролей речевых потребностей и возможностей младшего школьника, развитие коммуникативных способностей, умение выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи, расширение общего лингвистического кругозора, развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младших школьников
- Предметные результаты – овладение начальными представлениями о нормах русского языка (фонетических, лексических), умение находить и сравнивать такие языковые единицы, как звук, буква, слово, предложение.
В коммуникативной сфере:
- Речевая компетенция – говорение (вести элементарный этикетный диалог в типичных ситуациях общения;
- Языковая компетенция – фонетическое произношение и различение на слух всех звуков русского языка, соблюдение правильного ударения в словах, фразах; применение основных правил графического изображения букв, слов, предложений; употребление в речи синонимов, антонимов, многозначных слов, расширение запаса активного словаря младшего школьника.
- Социокультурная осведомлённость – элементарные знания из истории русского языка, некоторых литературных персонажей детских произведений, стихов, песен.
В познавательной сфере:
- умение сравнивать языковые явления родного языка на уровне отдельных букв, звуков, слов, предложений;
- умение действовать по образцу при выполнении упражнений, использование знаково-символических средств;
- умение осуществлять самонаблюдение и самооценку доступных для младших школьников пределах.
В ценностно-ориентационной сфере:
- представление о русском языке, как средстве выражения мыслей, чувств, эмоций;
- приобщение к культурным ценностям через загадки, пословицы, сказки, литературные произведения;
- развитие чувства прекрасного;
- умение следовать плану в своём учебном труде
Адресат: обучающиеся 1 классов с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи 4 уровня, испытывающие стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточно сформированной речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.
Формы работы:
- Дидактические и настольные игры;
- Беседы, викторины;
- Прослушивание аудиосказок,
- Просмотр мультфильмов
- Коллективные творческие дела;
- Смотры-конкурсы, выставки;
- Соревнования;
В процессе обучения используются следующие педагогические технологии:
- личностно ориентированные,
- здоровьесберегающие,
- развивающие,
- информационно-коммуникационные.
Формы организации учебного процесса:
- фронтальная работа,
- групповая/ парная работа,
- индивидуальная работа
Методы обучения:
· в основе которых лежит способ организации занятия: словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция); наглядный (иллюстрации, наблюдение, показ педагогом, работа по образцу); практический;
· в основе которых лежит уровень деятельности детей: объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию); репродуктивный (дети воспроизводят знания и освоенные способы деятельности); частично-поисковый (участие детей в активном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом).
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ:
- игровые элементы,
- игры,
- дидактический и раздаточный материал,
- пословицы и поговорки,
- физкультминутки,
- рифмовки,
- считалки,
- ребусы, кроссворды, головоломки,
- грамматические сказки.
Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Программа является модульной и состоит из 4 модулей, общим объёмом 30 часов, из них теоретических 9часов и 21 практических, рассчитана на первый уровень результатов внеучебной деятельности. Занятия проводятся по 1 часу в неделю продолжительностью 35 минут.
Реализация программы рассчитана на организацию работы учащихся во внеурочное время.
Возраст детей, участвующих в данной программе от 6,8 –до 8 лет
В процессе изучения программы обучающиеся
должны знать:
- Понятие слово. Гласные буквы и звуки 1 ряда. Работа над техникой чтения
- Однозначные и многозначные слова. Гласные буквы и звуки 2 ряда. Работа над техникой чтения
- Предложение. Простое предложение с точкой, вопросительным и восклицательным знаком. Работа над техникой чтения
- Понятие о тексте. Тема текста. Чтение слоговых таблиц. Открытый слог.
- Волшебные слова. Слова – выражения просьбы, благодарности, извинения. Слова – выражения приветствия, прощания. Чтение слоговых таблиц. Закрытый слог.
должны уметь:
- Уметь выделить слова- «родственники» среди других слов.
- Определить лексическое значение слова по предметным картинкам, контексту.
- Редактировать простое предложение.
- Интонационно правильно читать (произносить предложение с точкой, вопросительным , восклицательным знаками )
- Пользоваться словами – выражениями приветствия, прощания, извинения , благодарности в собственной речевой практике с учётом конкретной ситуации общения.
Планируемые результаты
1-й класс
Личностные результаты:
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Содержание программы
« Логочитайка для первоклассников»
1 класс. – 30часов (1 час в неделю)
Речь. Техника и выразительность речи – 2 часа
Речь и её значение в жизни. Техника речи. Речь устная и письменная . Особенности устной речи: окраска голоса, громкости, темп.
Умение регулировать громкость речи, темп речи, пользоваться дыханием в процессе речи. Умение выразительно читать небольшой текст по образцу, данному учителем. Знание нескольких скороговорок.
Слово – 14 часов
Слово. Лексическое значение слова. Толковый словарь. Многозначные слова, слова-«родственники», слова-«друзья» (синонимы). Слова-«родственники» и слова, внешне сходные, но разные по значению (омонимы). Слова, противоположные по смыслу (антонимы).
Умение выделить слова-«родственники» среди других слов, подобрать к данному слову слова-«родственники», установить общность их значения на основе элементарного словообразовательного анализа. Установить общность написания слов-«родственников».
Умение определить лексическое значение слова (в том числе на основе словообразовательного анализа). Умение определить лексическое значение многозначного слова по предметным картинкам, контексту.
Умение выделить синонимы, антонимы в тексте, подобрать синонимы, антонимы к данному слову.
Умение отличить слова-«родственники» от синонимов, омонимов и слов с частичным графическим или звуковым»сходством.
Культура общения – 4 часа
Волшебные слова. Слова – выражения просьбы, благодарности, извинения. Слова – выражения приветствия, прощания
Умение пользоваться словами - выражениями приветствия, прощания, извинения, благодарности в собственной речевой практике с учётом конкретной ситуации общения.
Текст – 10 часов
Понятие о тексте. Тема текста. Умение отличать текст от отдельных предложений, не объединённых общей темой. Вычленение опорных слов в тексте. Озаглавливание. Основная мысль в тексте. Выделение частей текста, составление плана. Типы текста. Коллективное составление текстов по заданной теме, сюжетным картинкам, по плану, по опорным словам. Творческое дополнение готового текста. Восстановление деформированного текста.
Учебно-тематический план программы
« Логочитайка для первоклассников»
№ п/п |
Дата план |
Дата факт. |
Тема |
Теория |
Практ. |
|
|||||
Речь. Техника и выразительность речи – 2 часа |
|||||||||||
1 |
18.09 |
|
Речь и ее значение в жизни человека. Техника речи. Речь устная и письменная. Особенности устной речи. Гласные звуки буквы.Слоговые таблицы.Сказка « Репка» |
1 |
|
|
|||||
2 |
25.09 |
|
Тише, громче. Осень.Регулирование громкость речи, темп речи. Гласные 1 ряда. Слоговые таблицы для чтения .Сказка» Колобок» |
|
1 |
|
|||||
3 |
2.10 |
|
Слово. Лексическое значение слова. Звери осенью. Гласные 2 ряда. Слоговые таблицы для чтения.Сказка «Три медведя» |
1 |
|
|
|||||
4 |
16.10 |
|
Озорные буквы.Согласные. Слоговые таблицы для чтения. Осенний урожай.Открытый слог.Сказка « Бобовое зёрнышко» |
|
1 |
|
|||||
5 |
23.10 |
|
Слова играют в прятки.Согласные звонкие и глухие . Птицы осенью. Гласные 1 ряда. Слоговые таблицы для чтения.Закрытый слог.Сказка « Заяц и ёж» |
|
1 |
|
|||||
6 |
30.10 |
|
Слово и его значение.Согласные твёрдые и мягкие. .Перелётные птицы. Гласные 1 ряда. Слоговые таблицы для чтения. Горки. Сказка « Теремок» |
1 |
|
|
|||||
7 |
6.11 |
|
Прямое и переносное значение слова . Слоговые таблицы для чтения.Тест.Соревнование. Сказка « Красная шапочка» |
|
1 |
|
|||||
8 |
13.11 |
|
Парные согласные . Слоговые таблицы.Приметы поздней осени.Тестовые задания .Сказка « Василиса Прекрасная» |
|
1 |
|
|||||
9 |
27.11 |
|
Многозначные слова Слоговые таблицы.Тестовые задания. Сказка « Дымовёнок Кузя» |
|
1 |
|
|||||
10 |
4.12 |
|
Синонимы – слова-друзья. Омонимы. Антонимы. Зима. Таблицы простых слов.Тестовые задания. Сказка « Мойдодыр» |
1 |
|
|
|||||
11 |
11.12 |
|
Тематические группы слов.Зимние забавы. Чтение таблиц , слоговые горки.Сказка « Краденное солнце» |
|
1 |
|
|||||
12 |
18.12 |
|
Наш цветной мир .Зимние виды спорта.Чтение таблиц , слоговые горки. Сказка « Бременские музыканты».Сказка « Щелкунчик» |
|
1 |
|
|||||
13 |
25.12 |
|
Что на что похоже. Птицы зимой.Чтение таблиц , слоговые горки. Новогодний сюрприз. Викторина. Сказка « Новогодние приключения» |
|
1 |
|
|||||
14 |
15.01 |
|
Новогодние загадки. Зимующие птицы. Чтение таблиц , слоговые горки. «Сказка « Морозко» |
|
1 |
|
|||||
15 |
22.01 |
|
Голоса природы. Чтение таблиц , слоговые горки. |
|
1 |
|
|||||
16 |
29.01 |
|
Зимние загадки Чтение таблиц , слов,предложений .Тест.. |
|
1 |
|
|||||
17 |
5.02 |
|
Культура речи. Вежливые слова. Чтение таблиц , слов,предложений .Тест. Город –герой Волгоград. |
1 |
|
|
|||||
18 |
12.02 |
|
Пословицы. Чтение предложений ,малых текстов. Тест. |
|
1 |
|
|||||
19 |
19.02 |
|
Учимся рассуждать. Чтение таблиц , слов,предложений .Тест. Росссийская Армия. |
1 |
|
|
|||||
20 |
4.03 |
|
Кроссворды,ребусы. Чтение таблиц , слов,предложений .Весна пришла. Последовательный рассказ.Тестовые задания на печатных основах. |
|
1 |
|
|||||
21 |
11.03 |
|
Текст. Весенние приметы.Чтение предложений,малых текстов .Ответы на вопросы.Тестовые задания на печатных основах. |
1 |
|
|
|||||
22 |
18.03 |
|
Заглавие текста.Звери весной.Работа над осмысленным чтением. Тестовые задания на печатных основах. |
|
1 |
|
|||||
23 |
25.03 |
|
Тема текста. Пересказ прочитаного и услышанного.Работа над осмысленным чтением. Тестовые задания на печатных основах.Сказка « 12 месяцев» |
|
1 |
|
|||||
24 |
1.04 |
|
Последовательный пересказ. Птицы весной. Работа над осмысленным чтением. Тестовые задания на печатных основах. |
|
1 |
|
|||||
25 |
8.04 |
|
Рассказ-описание. Весенние цветы. Работа над осмысленным чтением. Тестовые задания на печатных основах. Сказка « Веснянка» |
|
1 |
|
|||||
26 |
22.04 |
|
Опорные слова.Рассказ –описание « Весенние птицы». Работа над осмысленным чтением. Тестовые задания на печатных основах |
|
1 |
|
|||||
27 |
29.04 |
|
Мы строим текст.Рассказ-рассуждение. Человек весной . Работа над осмысленным чтением. Тестовые задания на печатных основах |
1 |
|
|
|||||
28 |
6.05 |
|
План текста. Работа над осмысленным чтением. Тестовые задания на печатных основах. |
1 |
|
|
|||||
29 |
13.05 |
|
План текста. Тестовая работа. Работа над осмысленным чтением. Тестовые задания на печатных основах |
|
1 |
|
|||||
30 |
20.05 |
|
Викторина « Логочитайка» .Тестовая работа. Работа над осмысленным чтением. Тестовые задания на печатных основах |
|
1 |
|
|||||
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
9 |
21 |
|
||||
Учебно-методическое, информационное и материально-техническое
обеспечение программы
- Логопедическая работа в школе: пособие для учителей-логопедов, воспитателей и родителей/ О. А. Ишимова, О.А. Бондарчук. – М.: Просвещение, 2012. – 176 с.: (Работаем по новым стандартам)
- Бачина О.В., Вилочева М.П. Школьный логопункт: организация и содержание работы. М.,2009.
- Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. М.,2006.
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. М.,2001.
- Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. М.,1991.
- Инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации №2 от 14.02.2000 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».
- Инструктивно-методическое письмо «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе». Под ред. А.В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой. М.,1996
- Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества: 1 класс. – М.: ВАКО, 2008.
- Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР/Практическое пособие для логопедов. Воронеж,2003г.
- Кондратов В. Н. Грамматические игры и загадки. - Кострома: 200
- Козырева Л.М. Комплект логопедических тетрадей. Ярославль, 2006.
- Кукушин В.С. Логопедия в школе: практический опыт. М.- Ростов – на - Дону, 2004г.
- Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет: Практикум для психологов и логопедов. М.,1999.
- Мазанова Е.В. Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы. М., 2009.
- Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. М.,2006
- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учеб. пособие. М.,1995.
- Ястребова А.В., Бессонова Т.Б. Обучаем читать и писать без ошибок. М., 2007
Интернет-ресурсы
- Продукция компании Кирилла и Мефодия: http://nachalka.info/
- Познавательный портал: http://clow.ru/
- Сайт "Лукошко сказок": http://www.lukoshko.net
- Детские электронные книги и презентации: http://viki.rdf.ru/
- Игры для Тигры. Логопедическая коррекционная программа.
- Методическая разработка Якимчук Т. А.
Школа тётушки Совы. Звонкие - глухие согласные «Д»-«Т».
- Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"http://festival.1september.ru/
- Психологический центр "Адалин"http://adalin.mospsy.ru/
- Портал "Логопеды.ru"http://logopedy.ru/portal/
- Логопункт.ruhttp://www.logopunkt.ru/
- Логопед.руhttp://www.logoped.ru/index.htm/
- Логопедhttp://logopediya.com/
- Логозаврия: сайт детских компьютерных игрhttp://logozavr.ru/
- Логобургhttp://logoburg.com/
- Журнал "Логопед"http://www.logoped-sfera.ru/
- Дефектология для Васhttp://defectus.ru