Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...

« Логочитайка для первоклассников» Кошкина Светлана Сергеевна

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 3 Центрального района Волгограда»

 

Программа внеурочной деятельности. Логопедия « Логочитайка  для первоклассников».

 

Составитель:

Кошкина Светлана Сергеевна

Должность:

Учитель-логопед

 

Пояснительная записка

Программа  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа разработана с учетом особенностей первой ступени общего образования,  учитывает возрастные и психологические особенности младшего школьника на основе:

Инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000г №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;

Инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» / Под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой. М.,1996г.

Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой.

Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.

Целью занятий, проводимых по данной программе, является  повышение уровня языкового развития, формирование коммуникативной компетенции младших школьников в основных видах речевой деятельности: произношении, говорении, чтении и письме, а также начальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства, о языке как основе национального самосознания, устранение недостатков устной речи  и предупреждение нарушений письменной речи у обучающихся 1 классов

Данная программа предназначена для учащихся 1 классов, которые только приступили к изучению русского языка. Для реализации развивающих и воспитательных задач при обучении детей активно используется метод игры, который дает возможность формировать учебно-познавательную деятельность учащихся.

В программе  реализуются следующие задачи:

  • обеспечение правильного усвоения учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;
  • создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;
  • формирование речевых интересов и потребностей младших школьников;
  • воспитание познавательного интереса к родному языку;
  • решение проблемы интеллектуального развития младших школьников;
  • способствование более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке;
  • содействие развитию речи детей.
  • развивать  звуковую сторону речи, корригировать нарушения звукопроизношения;
  • формировать полноценные представления о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого-звукового состава слова;
  • закреплять звуко-буквенные связи;
  • формировать готовность к восприятию определённых орфограмм, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова;
  • развивать лексический запас и грамматический строй речи; в течение всего учебного года – работа по уточнению и расширению словаря;
  • развивать и совершенствовать психологические предпосылки к обучению: внимание, способность к запоминанию, способность к переключению, самоконтроль, познавательную активность, произвольность общения и поведения;
  • развивать коммуникативную готовность к обучению.

      К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

  • Личностные результаты – общие представления о мире, осознание языка, как основного средства общения между людьми;
  • Метапредметные результаты – развитие умения взаимодействовать с окружающими при выполнении разных ролей речевых потребностей и возможностей младшего школьника, развитие коммуникативных способностей, умение выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи, расширение общего лингвистического кругозора, развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младших школьников
  • Предметные результаты – овладение начальными представлениями о нормах русского языка (фонетических, лексических), умение находить и сравнивать такие языковые единицы, как звук, буква, слово, предложение.

       В коммуникативной сфере:

  • Речевая компетенция – говорение (вести элементарный этикетный диалог в типичных ситуациях общения;
  • Языковая компетенция – фонетическое произношение и различение на слух всех звуков русского языка, соблюдение правильного ударения в словах, фразах; применение основных правил графического изображения букв, слов, предложений; употребление в речи синонимов, антонимов, многозначных  слов, расширение запаса активного словаря младшего школьника.
  • Социокультурная осведомлённость – элементарные знания из истории русского языка, некоторых литературных персонажей детских произведений, стихов, песен.

      В познавательной сфере:

  • умение сравнивать языковые явления родного языка на уровне отдельных букв, звуков, слов, предложений;
  • умение действовать по образцу при выполнении упражнений, использование знаково-символических средств;
  • умение осуществлять самонаблюдение и самооценку доступных для младших школьников пределах.

      В ценностно-ориентационной сфере:

  • представление о русском языке, как средстве выражения мыслей, чувств, эмоций;
  • приобщение к культурным ценностям через загадки, пословицы, сказки, литературные произведения;
  • развитие чувства прекрасного;
  • умение следовать плану в своём учебном труде

Адресат: обучающиеся 1 классов с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи 4 уровня, испытывающие стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточно сформированной речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.

Формы работы:

  • Дидактические и настольные  игры;
  • Беседы,  викторины;
  • Прослушивание аудиосказок,
  • Просмотр мультфильмов
  • Коллективные творческие дела;
  • Смотры-конкурсы, выставки;
  • Соревнования;

В процессе обучения  используются следующие педагогические технологии:

  • личностно ориентированные,
  • здоровьесберегающие,
  • развивающие,
  • информационно-коммуникационные.

 

Формы организации учебного процесса:

  • фронтальная работа,
  • групповая/ парная работа,
  • индивидуальная работа

Методы обучения:

·  в основе которых лежит способ организации занятия: словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция); наглядный (иллюстрации, наблюдение, показ педагогом, работа по образцу); практический;

·  в основе которых лежит уровень деятельности детей: объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию); репродуктивный (дети воспроизводят знания и освоенные способы деятельности); частично-поисковый (участие детей в активном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом).

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ:

  • игровые элементы,
  •  игры,
  • дидактический и раздаточный материал,
  •  пословицы и поговорки,
  •  физкультминутки,
  • рифмовки,
  •  считалки,
  • ребусы, кроссворды, головоломки,
  •  грамматические сказки.

 Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Программа рассчитана  на 1 год обучения.

Программа является модульной и  состоит из 4 модулей, общим объёмом 30 часов, из них теоретических 9часов и 21 практических, рассчитана на первый уровень результатов внеучебной деятельности. Занятия проводятся  по 1 часу в неделю продолжительностью 35 минут.

 Реализация программы  рассчитана на организацию работы учащихся во внеурочное время.

Возраст детей, участвующих в данной программе от  6,8 –до 8 лет

    В процессе изучения программы обучающиеся

      должны знать:

  1. Понятие слово. Гласные буквы и звуки 1 ряда. Работа над техникой чтения
  2. Однозначные и многозначные слова. Гласные буквы и звуки 2 ряда. Работа над техникой чтения
  3. Предложение. Простое предложение с точкой, вопросительным и восклицательным знаком. Работа над техникой чтения
  4. Понятие о тексте. Тема текста. Чтение слоговых таблиц. Открытый слог.
  5. Волшебные слова. Слова – выражения просьбы, благодарности, извинения. Слова – выражения приветствия, прощания. Чтение слоговых таблиц. Закрытый слог.

     должны уметь:

  1. Уметь выделить слова- «родственники» среди других слов.
  2. Определить лексическое значение слова по предметным картинкам, контексту.
  3. Редактировать простое предложение.
  4. Интонационно правильно читать (произносить предложение с точкой, вопросительным , восклицательным знаками )
  5. Пользоваться словами – выражениями приветствия, прощания, извинения , благодарности в собственной речевой практике с учётом конкретной ситуации общения.

Планируемые результаты

1-й класс

Личностные результаты:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • высказывать  своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя; 
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
  • учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Содержание программы

« Логочитайка  для первоклассников»

 1 класс. – 30часов (1 час в неделю)

Речь. Техника и выразительность речи – 2 часа

 Речь и её значение в жизни. Техника речи. Речь устная и письменная . Особенности устной речи: окраска голоса, громкости, темп.

Умение регулировать громкость речи, темп речи, пользоваться дыханием в процессе речи. Умение выразительно читать небольшой текст по образцу, данному учителем. Знание нескольких скороговорок.

Слово – 14 часов

Слово. Лексическое значение слова. Толковый словарь. Многозначные слова, слова-«родственники», слова-«друзья» (синонимы). Слова-«родственники» и слова, внешне сходные, но разные по значению (омонимы).  Слова, противоположные по смыслу (антонимы).

Умение выделить слова-«родственники» среди других слов, по­добрать к данному слову слова-«родственники», установить общ­ность их значения на основе элементарного словообразовательного анализа. Установить общность написания слов-«родственников».

Умение определить лексическое значение слова (в том числе на основе словообразовательного анализа). Умение определить лекси­ческое значение многозначного слова по предметным картинкам, контексту.

Умение выделить синонимы, антонимы в тексте, подобрать си­нонимы, антонимы к данному слову.

Умение отличить слова-«родственники» от синонимов, омони­мов и слов с частичным графическим или звуковым»сходством.

Культура общения – 4 часа

  Волшебные слова. Слова – выражения просьбы, благодарности, извинения. Слова – выражения приветствия, прощания

Умение пользоваться словами - выражениями приветствия, про­щания, извинения, благодарности в собственной речевой практике с учётом конкретной ситуации общения.

Текст – 10 часов

Понятие о тексте. Тема текста. Умение отличать текст от отдель­ных предложений, не объединённых общей темой. Вычленение опор­ных слов в тексте. Озаглавливание. Основная мысль в тексте. Выделение частей текста, составление плана. Типы текста. Коллектив­ное составление текстов по заданной теме, сюжетным картинкам, по плану, по опорным словам. Творческое дополнение готового тек­ста. Восстановление деформированного текста.

Учебно-тематический план программы

« Логочитайка  для первоклассников»

№ п/п

Дата план

Дата факт.

Тема

Теория

Практ.

 

Речь. Техника и выразительность речи – 2 часа

1

18.09

 

Речь и ее значение в жизни человека. Техника речи. Речь устная и письменная. Особенности устной речи. Гласные звуки  буквы.Слоговые таблицы.Сказка « Репка»

1

 

 

2

25.09

 

Тише, громче. Осень.Регулирование  громкость речи, темп речи. Гласные 1 ряда. Слоговые таблицы для чтения .Сказка» Колобок»

 

1

 

3

2.10

 

Слово. Лексическое значение слова.  Звери осенью. Гласные 2 ряда. Слоговые таблицы для чтения.Сказка «Три медведя»

1

 

 

4

16.10

 

 Озорные буквы.Согласные.  Слоговые таблицы для чтения. Осенний урожай.Открытый слог.Сказка « Бобовое зёрнышко»

 

1

 

5

23.10

 

Слова играют в прятки.Согласные звонкие и глухие .  Птицы осенью. Гласные 1 ряда. Слоговые таблицы для чтения.Закрытый слог.Сказка « Заяц и ёж»

 

1

 

6

30.10

 

Слово и его значение.Согласные твёрдые и мягкие. .Перелётные птицы. Гласные 1 ряда. Слоговые таблицы для чтения. Горки. Сказка « Теремок»

1

 

 

7

6.11

 

Прямое и переносное значение слова .  Слоговые таблицы для чтения.Тест.Соревнование. Сказка « Красная шапочка»

 

1

 

8

13.11

 

Парные согласные . Слоговые таблицы.Приметы поздней осени.Тестовые задания .Сказка « Василиса Прекрасная»

 

1

 

9

27.11

 

Многозначные слова Слоговые таблицы.Тестовые задания. Сказка « Дымовёнок Кузя»

 

1

 

10

4.12

 

Синонимы – слова-друзья. Омонимы. Антонимы. Зима. Таблицы простых слов.Тестовые задания. Сказка « Мойдодыр»

1

 

 

11

11.12

 

Тематические группы слов.Зимние забавы. Чтение таблиц , слоговые горки.Сказка « Краденное солнце»

 

1

 

12

18.12

 

Наш цветной мир .Зимние виды спорта.Чтение таблиц , слоговые горки. Сказка « Бременские музыканты».Сказка « Щелкунчик»

 

1

 

13

25.12

 

Что на что похоже. Птицы зимой.Чтение таблиц , слоговые горки. Новогодний сюрприз. Викторина. Сказка « Новогодние приключения»

 

1

 

14

15.01

 

Новогодние загадки. Зимующие птицы. Чтение таблиц , слоговые горки. «Сказка « Морозко»

 

1

 

15

22.01

 

Голоса природы. Чтение таблиц , слоговые горки.

 

1

 

16

29.01

 

Зимние загадки Чтение таблиц , слов,предложений .Тест..

 

1

 

17

5.02

 

Культура речи. Вежливые слова. Чтение таблиц , слов,предложений .Тест. Город –герой Волгоград.

1

 

 

18

12.02

 

Пословицы. Чтение предложений ,малых текстов. Тест.

 

1

 

19

19.02

 

Учимся рассуждать. Чтение таблиц , слов,предложений .Тест. Росссийская Армия.

1

 

 

20

4.03

 

Кроссворды,ребусы. Чтение таблиц , слов,предложений .Весна пришла. Последовательный рассказ.Тестовые задания на печатных основах.

 

1

 

21

11.03

 

Текст. Весенние приметы.Чтение предложений,малых текстов .Ответы на вопросы.Тестовые задания на печатных основах.

1

 

 

22

18.03

 

Заглавие текста.Звери весной.Работа над осмысленным чтением. Тестовые задания на печатных основах.

 

1

 

23

25.03

 

Тема текста. Пересказ прочитаного и услышанного.Работа над осмысленным чтением. Тестовые задания на печатных основах.Сказка « 12 месяцев»

 

1

 

24

1.04

 

Последовательный пересказ. Птицы весной. Работа над осмысленным чтением. Тестовые задания на печатных основах.

 

1

 

25

8.04

 

Рассказ-описание. Весенние цветы. Работа над осмысленным чтением. Тестовые задания на печатных основах. Сказка « Веснянка»

 

1

 

26

22.04

 

Опорные слова.Рассказ –описание « Весенние птицы». Работа над осмысленным чтением. Тестовые задания на печатных основах

 

1

 

27

29.04

 

Мы строим текст.Рассказ-рассуждение. Человек весной . Работа над осмысленным чтением. Тестовые задания на печатных основах

1

 

 

28

6.05

 

План текста. Работа над осмысленным чтением. Тестовые задания на печатных основах.

1

 

 

29

13.05

 

План текста. Тестовая работа. Работа над осмысленным чтением. Тестовые задания на печатных основах

 

1

 

30

20.05

 

Викторина « Логочитайка»

.Тестовая работа. Работа над осмысленным чтением. Тестовые задания на печатных основах

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

21

 

                       

Учебно-методическое, информационное и материально-техническое

 обеспечение программы

  1. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей-логопедов, воспитателей и родителей/ О. А. Ишимова, О.А. Бондарчук. – М.: Просвещение, 2012. – 176 с.: (Работаем по новым стандартам)
  2. Бачина О.В., Вилочева М.П. Школьный логопункт: организация и содержание работы. М.,2009.
  3. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. М.,2006.
  4. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. М.,2001.
  5. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. М.,1991.
  6. Инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации №2 от 14.02.2000 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».
  7. Инструктивно-методическое письмо «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе». Под ред. А.В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой. М.,1996
  8. Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества: 1 класс. – М.: ВАКО, 2008.
  9. Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР/Практическое пособие для логопедов. Воронеж,2003г.
  1. Кондратов В. Н. Грамматические игры и загадки. - Кострома: 200
  2. Козырева Л.М. Комплект логопедических тетрадей. Ярославль, 2006.
  3. Кукушин В.С. Логопедия в школе: практический опыт. М.- Ростов – на - Дону, 2004г.
  4. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей  от 6  до 9 лет: Практикум для психологов и логопедов. М.,1999.
  5. Мазанова Е.В. Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы. М., 2009.
  6. Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии.  Конспекты занятий для логопедов. М.,2006
  7. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учеб. пособие. М.,1995.
  8. Ястребова А.В., Бессонова Т.Б. Обучаем читать и писать без ошибок. М., 2007

Интернет-ресурсы

  1. Продукция компании Кирилла и Мефодия: http://nachalka.info/
  2. Познавательный портал: http://clow.ru/
  3. Сайт "Лукошко сказок": http://www.lukoshko.net
  4. Детские электронные книги и презентации: http://viki.rdf.ru/
  5. Игры для Тигры. Логопедическая коррекционная программа.
  6. Методическая разработка Якимчук Т. А. 

Школа тётушки Совы. Звонкие - глухие согласные «Д»-«Т».

  1. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"http://festival.1september.ru/
  2. Психологический центр "Адалин"http://adalin.mospsy.ru/
  3. Портал "Логопеды.ru"http://logopedy.ru/portal/
  4. Логопункт.ruhttp://www.logopunkt.ru/
  5. Логопед.руhttp://www.logoped.ru/index.htm/
  6. Логопедhttp://logopediya.com/
  7. Логозаврия: сайт детских компьютерных игрhttp://logozavr.ru/
  8. Логобургhttp://logoburg.com/
  9. Журнал "Логопед"http://www.logoped-sfera.ru/
  10. Дефектология для Васhttp://defectus.ru

Смотреть работу полностью