Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...

Литературная гостиная: «Здравствуй, дедушка Крылов!»

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Севастополя

"Средняя общеобразовательная школа № 37"

 

   

 

Литературная гостиная: «Здравствуй, дедушка Крылов!»

(К 250-летию со дня рождения Ивана Крылова)

 

 

Воспитатель

Чернецкая Татьяна Юрьевна

 

 

13 февраля исполнилось 250 лет со дня рождения Ивана Андреевича Крылова.- русского писателя и баснописца. «Дедушкой Крыловым» называл его народ, выражая этим свое уважение и любовь к нему. Имя Ивана Крылова близко и дорого каждому русскому человеку. Много баснописцев появлялось в последующие времена, но всё же дедушка Крылов по-прежнему безраздельно царствует в мире басен.

 

Иван Андреевич Крылов родился 13 февраля 1769 года в Москве в семье небогатого армейского офицера. Отец научил читать и писать Ванюшу. Он привил Ване с детства любовь к книгам. Его отец сам очень любил книги, много денег тратил на их покупку, хотя их в семье не хватало.

Старый итальянец сеньор Луиджи, подрабатывающий на рынке, научил маленького Ивана игре на скрипке. Старичок был скрипачом, он не только учил мальчика игре на скрипке но и заодно итальянскому языку. Ванюша оказался очень музыкальным, на слух выучился играть пьесы. Любовь к скрипке осталась на всю жизнь. Во взрослой жизни Иван Крылов часто играл для себя и для друзей.

Также Иван Крылов выучил французский язык. На склоне лет Иван Андреевич решил прочитать в подлиннике поэмы Гомера, басни Эзопа. Для этого он пожелал выучить древнегреческий язык. Чтобы избежать насмешек, вызвал своего друга на спор, что никогда не поздно учиться. За два года поэт самостоятельно выучил язык.

В детстве у Ивана было очень много увлечений. Он любил бродить по рынку, играть с мальчиками на реке Волге, иной раз подраться; читать книги, сочинять по-детски стихи, посещать школьные спектакли, кататься с ледяной горы на салазках.

В 1774 году его отец вышел в отставку и получил должность в Тверской губернии. В Твери Иван воспитывался под надзором матери, простой женщины, «без всякого образования, но умной от природы». Когда мальчику исполнилось десять лет, отец умер, и семья осталась без всяких средств. В наследство от отца Ивану достался старый сундук, доверху наполненный книгами.

Жизнь сложилась так, что ему не пришлось даже учиться в школе. Но стремление к образованию у него было настолько сильным, что он самоучкой овладел языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком.

 После смерти отца семья оказалась в крайней нужде. Матушка вынуждена была добывать хлеб услугами в богатых домах, чтением псалтыря. С десяти лет мальчик вынужден был работать. У него хороший почерк, и его берут в канцелярию переписывать бумаги.

Нужда и служба рано познакомили Крылова с бедственным положением простого народа. Он видел, как чиновники берут взятки и невинный оказывается виновным, как расправляются с крестьянами в суде по малейшим жалобам помещиков.

Восемнадцатилетний Крылов пишет свои первые басни. Позднее появляются сатирические стихи и комедии. В своих произведениях Крылов описывает всё, что он видит. Невежественный, жестокий пьяница- помещик издевается над своими крепостными. Этому же учит и сына. Крылов ненавидит безнаказанность богатых и требует для всех равных прав.

Правительство предупреждает Крылова, что его ждёт суровое наказание, если он не прекратит писать.

Но И. А. Крылов не бросает литературной работы. Теперь он пишет только басни. В 1809 году вышла первая книга басен Крылова, в ней их было 23. Таким образом, состоялось второе рождение писателя: сатирик и драматург стал баснописцем.

Герои басен – животные, вещи, растения. Но под их видом изображаются всё те же люди: добрые и злые, умные и глупые, трудолюбивые и ленивые, имеющие власть и бесправные.

В баснях Крылов обвиняет помещиков, живущих за счёт крепостных крестьян, несправедливый суд, решающий все дела в пользу богатых.

Сами по себе вошли в нашу жизнь крыловские умные звери с их вполне человеческими мыслями, поступками, размышлениями и рассуждениями.

Когда кто-то спросил у писателя, почему он создаёт только басни, Крылов ответил: «Этот род понятен каждому: его читают и слуги, и дети».

Что же такое басня? Басня - это небольшой стихотворный рассказ, состоящий из 2 частей.

1 часть - основное повествование. Здесь в аллегорической (иносказательной) форме показана жизнь. Герои - животные и люди.

2 часть - мораль. Это поучительный вывод из основного повествования, который дается в начале или в конце басни.

Иван Крылов прослужил в Петербурге в Публичной библиотеке около тридцати лет, и затем в марте 1841 года, на 72-м году жизни  вышел в отставку. Он поселился в тихой квартире на Васильевском острове.

Иван Крылов любил гулять по воскресеньям в Летнем саду, эта привычка появилась у него с момента приезда в Петербург и осталась на всю жизнь. Именно здесь в 1855 году был открыт первый памятник И. А. Крылову.

В молодости  Крылов был дерзкий бунтарь, задевавший стрелами сатиры саму императрицу. В зрелом возрасте он как бы замыкается в непроницаемую броню, прослыв среди окружающих чудаком и ленивцем. Он мог по целым дням сидеть у окна своей комнаты с излюбленной им трубкой или сигарой или лежать на диване, подолгу раздумывая о течении жизни. О его рассеянности и лени передавались многочисленные слухи и рассказы.

Такая слава ленивца и чудака помогала Крылову укрыться и от назойливого любопытства друзей, и от подозрительности правительства, предоставляя ему свободу для осуществления его творческих замыслов.

Так он вынужден был притаиться, спрятать свои подлинные мысли и чувства под покровом чудака и ленивца, «полуоткрыто» говоря горькую правду об окружающем в своих баснях.

Личность Ивана Андреевича Крылова была настолько яркой, неординарной, загадочной, что о нем сочиняли анекдоты, рассказывали легенды. Многие истории дошли до нас, потому что многократно повторялись и были широко известны в литературных кругах.

Вот некоторые из них.

Иван Андреевич Крылов слушал оперу, а его соседом оказался какой-то меломан, забывший, что в театре он не один (притопывал в такт музыке, подпевал певцам, одним словом, мешал слушать).

Безобразие! - сказал довольно громко Крылов.

Это относится ко мне? - оживился сосед.

Ну как вы могли такое подумать! - ответил ему Крылов. - Это относится к тому господину на сцене, который мешает мне слушать вас.

Один раз на прогулке Иван Андреевич встретил молодежь, и один из этой компании решил подшутить над телосложением писателя (он его, скорее всего, не знал) и сказал: «Смотрите, какая туча идет!», а Крылов посмотрел на небо и добавил саркастично: «Да, и вправду, дождик собирается. То-то лягушки расквакались».

Однажды на обеде у царицы Крылов сел за стол и, не здороваясь, начал есть. Жуковский удивленно закричал:

Прекрати, пусть царица тебя хотя бы попотчует!

А вдруг не попотчует? - испугался Крылов.

О рассеянности Крылова ходили легенды. Так, однажды, собираясь на прием к императрице, Иван Андреевич надел новый мундир. Его друг Алексей Николаевич Оленин, придирчиво осмотрев друга, сказал: «Так я и думал! А пуговицы-то!» Оказалось, пуговицы (в те времена продавались завернутыми в кусочки тонкой бумаги) так и были пришиты неразвернутыми, то есть вместе с бумажками.

Над диваном в доме Крылова висела «на честном слове» огромная картина. Друзья просили его вбить еще пару гвоздей, чтобы она не упала и не разбила ему голову. На это он отвечал, что все рассчитал: картина будет падать по касательной и его не заденет.

Давая оценку личности Ивана Андреевича Крылова, Константин Батюшков сказал: «Этот человек - загадка, и великая». А Александр Сергеевич Пушкин очень тонко заметил в Крылове «веселое лукавство ума». В этом мы уже убедились и еще не раз убедимся.

Гоголь писал о Крылове, что «Всюду у него Русь и пахнет Русью» и что басни его – «Книга мудрости самого народа».

Иван Андреевич Крылов прожил 75 лет. Он написал более 200 басен. Они вышли в свет в 9 частях и переиздавались очень большими по тем временам тиражами.

А теперь пришло время показать, как вы знаете басни И. А. Крылова.

I. Закончить цитату из басни Крылова. Как она называется?

(за правильное название басни – дополнительный балл)

1. Сыр выпал –

        /с ним была плутовка такова/

       «Ворона и Лисица».

2. У сильного –

        / всегда бессильный виноват/

        «Волк и Ягненок».

3. Когда в товарищах согласья нет –

         /на лад их дело не пойдет

        «Лебедь, Рак и Щука».

4. Ты все пела? Это дело –

         /Так поди же попляши/

         «Стрекоза и Муравей».

5. Ай, Моська! Знать она сильна –

         /Что лает на слона/

         «Слон и Моська».

6. А вы, друзья, как ни садитесь –

         /Все в музыканты не годитесь/

         «Квартет»

II. Вспомнить пропущенное слово в названии басни:

  1. «Лягушка и … ( Вол )».
  2. «Волк на … ( псарне )».
  3. «Кот и … ( повар )».
  4. «Стрекоза и … ( Муравей )».
  5. «Щука и …( Кот )».
  6. «Осёл и … ( Соловей )».
  7. «Волк и … ( Ягнёнок )».
  8. «Зеркало и … ( Обезьяна )».

III. «Сумка с потерянными и найденными вещами».

Определить, кому принадлежат вещи, Дополнительный балл команде, которая назовёт басню.

        Кость («Волк и Журавль»)

        Ноты («Квартет»)

        Зеркало («Зеркало и Обезьяна»)

        Очки («Мартышка и очки»)

        Шкатулка («Ларчик»)

        Сыр («Ворона и Лисица»)

IV. Назовите басни И.А.Крылова

- о Лисе («Ворона и Лисица», «Лисица и Виноград», «Волк и Лисица»,

        «Лиса», «Лисица и Осёл»);

 - о Волке («Волк и Ягнёнок», «Волк на псарне», «Волки и Овцы», «Волк и

        Кот»;

 - об Обезьяне («Зеркало и Обезьяна», «Мартышка и очки», «Квартет»;

        - о людях («Кот и Повар», «Демьянова уха», «Ларчик»)

V. Узнайте басню по иллюстрации (на слайдах презентации)

VI. «Волшебная шкатулка»

Приходилось ли вам слышать слова из басни в обычной речи людей?

Как называются такие слова? /Крылатые/.

Вашему вниманию предлагается «волшебная шкатулка». В ней лежат карточки с «крылатыми» словами из басен Крылова.

Задача игры: достать карточку, прочитать крылатую фразу и объяснить смысл выражения.

1. «А Васька слушает да ест» «Кот и Повар»

Заключает в себе мораль, назначенную совсем не для детей. Здесь в смешном виде представлен повар, который хочет подействовать убеждениями на блудливого Кота, стянувшего курченка...

Употребляется в значении: один говорит, а другой не обращает на него никакого внимания.

2. «А ларчик просто открывался» «Ларчик».

Поговорка, рекомендующая не искать сложных решений там, где дело решается просто.

3. «У сильно всегда бессильный виноват» «Волк и Ягненок»

Употребляется при незаслуженных обвинениях старшими младших по возрасту или должности.

4. «Рыльце в пуху» «Лисица и Сурок».

Лисица жалуется Сурку на несправедливость: на нее якобы наклеветали, что она брала взятки и потому выслана из курятника. Она уверяет его, что никаких взяток не брала, а честно сторожила доверенных ей кур: Мне взятки брать? да разве я взбешуся! Ну, видывал ли ты, я на тебя сошлюся, Чтоб этому была причастна я греху? Подумай, вспомни хорошенько.- Нет, Кумушка, я видывал частенько, Что рыльце у тебя в пуху.

Употребляется в значении: быть причастным к чему-либо преступному, или к каким-то не красивым, сомнительным поступкам.

5. «Избави, Бог, и нас от этаких судей» «Осел и Соловей»

Мораль басни "Осел и Соловей" заключается в том, что невежественные люди нередко судят о вещах, в которых ничего не понимают; самоуверенные невежды смело критикуют и дают советы там, где их мнение мало интересно и нужно. В этой басне Крылов высмеивает такие человеческие недостатки, как глупость, ограниченность, высокомерие, раздутое самомнение, самоуверенность.

Так говорят, когда человек берется судить о том, чего сам не понимает.

6. «Беда, коль пироги начнет печи сапожник,

А сапоги тачать пирожник» «Щука и Кот»

В басне говорится о Щуке, которая вдруг захотела, подобно Коту, ловить мышей. Охота кончилась тем, что сама осталась еле жива и «и крысы хвост у ней отъели»

Мораль: каждый должен заниматься своим делом.  И тем, что он действительно умеет.

7. «Не плюй в колодезь – пригодится

Воды напиться» «Лев и Мышь»

Мораль басни "Лев и Мышь" заключается в том, что богатые, влиятельные лица нередко отвергают дружбу хороших, но бедных людей, так как не видят в ней пользы для себя; однако в жизни бывают ситуации, когда именно этот друг, а никто другой, может помочь в трудную минуту. 

 8. «Орлам случается и ниже кур спускаться;

Но курам никогда до облак не подняться!» «Орел и куры»

Куры рассуждали между собой, дескать орел летает, как и мы, чем он лучше нас, если перелетает с овина на овин. На что орел ответил, что он может опуститься на их уровень полета, но вот им, курам, никогда не подняться до облаков. Действительно, каждому свое. Если учитывать, что Крылов в своих баснях иносказательно говорит о характерах людей, мы можем увидеть такую аналогию: некоторые люди слишком высокого мнения о себе, но на самом деле полет их мысли невысок.

9. «За что же, не боясь греха,

Кукушка хвалит Петуха?

За то, что хвалит он Кукушку» «Кукушка и Петух»

В басне Крылова Кукушка и Петух, две птицы наперебой расхваливают пение друг дружки. Петух сравнивает пение Кукушки с соловьем, а та в свою очередь считает пение Петуха лучшим, чем у райской птички. Только простой Воробей говорит им начистоту, что они могут хоть охрипнуть от своих хвалебных речей, но при этом останутся каждый с тем голосом, который у них есть.

Крылов на их примере очень юмористично показал, что, сколько бы люди ни хвалили один другого без особой на то причины, это не изменит отношение других к их работе.

10. «Запели молодые: кто в лес, кто по дрова»   «Музыканты»

 Сюжет простой – сосед желает похвастать своим хором перед другим соседом. Музыканты лишь показали свою бездарность, но сосед, как оказалось, ценил их не за мастерство, а за то, что «в рот хмельного не берут». Из сюжета автор выводит лаконичную мораль о том, как важно «разуметь» свое дело.

VII. Конкурс «Чьи это слова?» Угадай персонаж.

1. Ничуть меня-то не тревожит;

В нём проку мало вижу я;

Хоть век его не будь, ничуть не пожалею,

Лишь были б жёлуди: ведь я от них жирею.

(Свинья, «Свинья под дубом»)

2. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

И уши ваших понежней,-

Им отвечает…

(Соловей, «Квартет»)

3. Друзья! К чему весь этот шум?

Я, ваш старинный сват и кум,

Пришёл мириться к вам…

(Волк, «Волк на псарне»)

4. Когда светлейший Волк позволит,

Осмелюсь я донесть, что ниже пол ручью

От светлости его шагов я на сто пью…

 (Ягнёнок, «Волк и Ягнёнок»)

5. Кот-Васька плут! Кот-Васька-вор!

И Ваську-де, не только что в поварню,

Пускать не надо и на двор,

Как волка жадного в овчарню:

Он порча, он чума, он язва здешних мест!

(Повар, «Кот и Повар»)

6. Не оставь меня, кум милый!

Дай ты мне собраться с силой

И до вешних только дней

Прокорми и обогрей!

(Стрекоза к Муравью, «Стрекоза и Муравей»)

7. Вот то-то мне и духу придаёт,

Что я, совсем без драки,

Могу попасть в большие забияки.

(Моська, «Слон и Моська»)

8. Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица,-

Ведь ты б у нас была царь-птица!

(Лисица, «Ворона и Лисица»)

9. «И, полно, куманёк!

Вот невидаль: мышей!

Мы лавливали и ершей!»

(К Коту. «Щука и Кот»)

10. «Послушай-ка, дружище!

Ты, сказывают, петь великий мастерище!

Хотел бы очень я сам посудить,

Твоё услышав пенье,

Велико ль подлинно твоё уменье?»

(К Соловью. «Осёл и Соловей»)

11.   «Стой, братцы, стой! – кричит Мартышка.

- Погодите! Как музыке идти?

Ведь вы не так сидите…»

(К Ослу, Козлу, косолапому Мишке. «Квартет»)

12.   Кто сказал такие слова:

«Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка,

Что за глазки»

(Лисица «Ворона и Лисица»)

13.  «Все про очки мне лишь налгали;

А проку на волос нет в них»

(Мартышка «Мартышка и очки»)

Конкурс «Знатоки»

 Продолжи строки из басни.

  1. Ты всё пела, это дело….. (Так пойди же попляши)
  2. Когда в товарищах согласья нет…(на лад их дело не пойдёт)
  3. Уж сколько раз твердили миру,….( что лесть гнусна, вредна,..)
  4. Ай, Моська, знать она сильна….(что лает на слона)
  5. За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха…(за то, что хвалит он Кукушку)
  6. А ларчик ...(просто открывался)
  7. Чтоб музыкантом быть,...(так надобно уменье)
  8. У сильного всегда (бессильный виноват).

«Вспомни название басни»

Я буду читать  известные строчки, надо назвать, из каких басен они взяты

1. «А я скажу: по мне уж лучше пей, да дело разумей». («Музыканты»)

2. «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». («Волк и Ягнёнок»)

3. «Ты сер, а я, приятель, сед, и волчью вашу я давно натуру знаю…»

(«Волк на псарне»)

4. «Ты всё пела? Это дело: так поди же, попляши!»

(«Стрекоза и Муравей»)

5. «Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на Слона!»

(«Слон и Моська»)

6. «А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь».

(«Квартет»)

7. «Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок».

(«Ворона и лисица»)

Надеюсь, вы открыли для себя еще одну неизведанную страничку о Крылове, и его произведения останутся для вас умной и нужной книгой. Сегодня мы с вами убедились, что Крылов по-прежнему безраздельно царствует в мире басен.