Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

03.05.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Приключения воробышка Кеши) «Православные...
02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
28.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...

Литературная гостиная «Разговор о правильном питании»

 МБОУ «Основная общеобразовательная  школа №15»

 

 Разговор о правильном питании

(литературная гостиная)

 

 

Васильевой Нине Григорьевне,

Учителю русского языка и литературы.

Суриной Ларисе Владимировне,

Педагогу- библиотекарю.

 

 

 

Цели:

1) Развивать навыки правильного питания как составной части здорового образа жизни.

2) Развивать представления о правилах этикета, связанных  с питанием, осознания того, что навыки этикета являются неотъемлемой культу4ры личности

3) На основе изучения литературных источников помочь  школьникам понять необходимость изменения отношения общества к здоровому питанию.

4. Развивать  коммуникативные навыки  у подростков , умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы.

Ход занятия

1. Вступительное слово учителя

Здравствуйте, дорогие   ребята!

Сегодня  мы с вами  поговорим о здоровом образе жизни, а это прежде всего связано с рациональным питанием. В основе «культурного» питания  лежат  5 правил:  регулярность, адекватность,  разнообразие,  безопасность, удовольствие. Речь у нас пойдёт  речь о формуле  правильного  питания, об эстетике питания на основе литературных произведений.

 Я думаю, вы согласитесь, что в том, как и где  мы питаемся, таятся серьезные опасности для здоровья. "Мы не для того живем, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить" - так гласит высказывание древнего ученого Сократа. Оно выражает настоящую правду. Сколько человек может прожить без еды? Или без воды? Совсем немного. Питание - основная составляющая нашей жизни, и то, что вы будете кушать, с каким интервалом и как - будет отражать Вашу личность. Таким образом, мы понимаем, что разговор о правильном питании очень важен сегодня для всех нас.

2. Работа с пословицами и поговорками о питании.

А начинаем нашу сегодняшнюю встречу с пословиц и поговорок 

Не жуй, не глотай, только брови подымай.

Щи да каша – пища наша.

Чеснок семь недуг изводит.

Худ обед,  коли хлеба нет.

Какова еда и питьё -  таково и житьё.

 Есть правильно - лекарство не надобно.

Какая пословица вам больше всего понравилась и почему?

     А  сейчас поговорим об эстетике питания, культуре  поведения за столом.

Вы знаете, ребята, о здоровье нации и о культуре питания русского человека заботился еще Петр 1. В 1717 году по его велению были написаны «Показания к житейскому обхождению, или Юности честное зерцало».

 Некоторые правила мы с вами сейчас послушаем. Они повествуют об эстетике питания, культуре  поведения за столом.

  1. Рыгать, кашлять и подобные такие грубые действия в лице другого не чини, но всегда либо рукой закрой, или отворотя рот на сторону, или скатертью, или полотенцем прикрой, чтоб никого не коснуться, тем сгадить.
  2. Сиди прямо и не хватай первый в блюде, не жри, как свиния, и не дуй, чтоб везде брызгало, не сопи, будь воздержан и бегай пьянства.
  3. В блюде будь последний ,когда тебе предложат, то возьми часть из того, прочее отдай другому.
  4. Не утирай губ рукою, но полотенцем, не облизывай перстов и не грызи костей, но обрежь ножом.
  5. Около своей тарелки не делай забора из костей и протчего.

          Как вы думаете, а актуальны ли эти правила сегодня?

3. Работа с отрывками из литературных  произведений.

 Давайте мы обратимся к литературным источникам.

Прочитаем  отрывок из романа А.С.Пушкина « Евгений Онегин»

 XXXIV.

Но муж любил ее сердечно,

В ее затеи не входил,

Во всем ей веровал беспечно,

А сам в халате ел и пил;

Покойно жизнь его катилась;

Под вечер иногда сходилась

Соседей добрая семья,

Нецеремонные друзья,

И потужить и позлословить

И посмеяться кой о чем.

Проходит время; между тем

Прикажут Ольге чай готовить,

Там ужин, там и спать пора,

И гости едут со двора.

XXXV.

Они хранили в жизни мирной

Привычки милой старины;

У них на масленице жирной

Водились русские блины;

Два раза в год они говели;

Любили круглые качели,

Подблюдны песни, хоровод;

В день Троицын, когда народ

Зевая слушает молебен,

Умильно на пучок зари

Они роняли слезки три;

Им квас как воздух был потребен,

И за столом у них гостям

Носили блюда по чинам.

 

 Поедем. -

Поскакали други,

Явились; им расточены

Порой тяжелые услуги

Гостеприимной старины.

Обряд известный угощенья:

Несут на блюдечках варенья,

На столик ставят вощаной

Кувшин с брусничною водой

 

 А сейчас мы с вами посмотрим фрагмент из фильма «Мёртвые души» (Чичиков в гостях у Коробочки»

    Можно ли сказать, что  еда была достаточно разнообразной, калорийной?

(Дети говорят о том, что пища в основном была тяжёлой, после ужина сразу же ложились спать, а это не способствовало укреплению здоровья.)

   Каковы же принципы правильного рационального питания?

4 Слово учителя.» Принципы рационального питания» ( По ходу дети делают записи)

 Принципы рационального питания:

  1. Сколько потратил – столько и приобрел!

Энергетическая ценность рациона (его калорийность) должна покрывать энергозатраты организма на все виды деятельности и наоборот.

2. Питание должно быть разнообразным!

Суммарная калорийность суточного набора продуктов должна складываться из необходимых количеств белков, жиров и углеводов, которые определяют по формуле питания.

3. Не забудь про витамины и минералы!

Набор продуктов, обладающий требуемой калорийностью, должен включать необходимое количество витаминов и минералов в соответствии с суточной потребностью организма в этих веществах и их содержанием в продуктах питания.

     4.Ешь чаще и понемногу!

Питание за день должно быть дробным: 4-5 раз в день. Время очередного приема пищи и выбор продуктов для этого приема зависит от длительности задержки в желудке пищевых продуктов, поступивших с предыдущей едой. Желудок не должен быть ни пустым, ни полным.

5. Основная еда – днем!

Основное количество пищи суточного рациона ( до 65%) должно приходиться на дневные приемы пищи: 2-й завтрак и обед.

8. Не увлекайся сыроедением!

Большая часть пищевых продуктов требует кулинарной обработки, которая улучшает и ускоряет усвояемость пищи. Вместе с тем чрезмерная кулинарная обработка пищи (пережаривание, вываривание и т.п.) снижает пищевую ценность продуктов питания.

 

5. Инсценирование. Комедия Д.И.Фонвизина «Недоросль». Действие 1, явления 3, 4

6.    Беседа с  учащимися

- Итак, благодаря нашим артистам вы вспомнили эпизод из комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль», и теперь наступило время разговора. Почему не спалось Митрофанушке?

(Плохо себя чувствовал, потому что съел много, съел на ночь всухомятку)

-  Правильно. Молодцы! То есть количество и качество принимаемой пищи могут воздействовать на наш организм отрицательно. А что же съел, Митрофанушка? Что такое «солонина», «подовые»?

(Соленое мясо; пироги, испеченные  на поду, – нижней поверхности  печи)

 Скажите, а нарушил ли он принципы рационального питания.

( Учащиеся отвечают, что нарушил.) Прежде всего, это:

1) съел много жирной  пищи;

2) питался всухомятку;

3) съел все это на ночь.

Конечно, при таком  нарушении правил нашему герою не спалось, он пил квас и всю ночь ему снились, говоря сегодняшним языком, кошмары.

А сейчас давайте послушаем тех ребят, которые подобрали высказывания великих людей о питании.

"Мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить". Сократ 
"Только живая свежая пища может сделать человека способным воспринимать и понимать истину". Пифагор
"Наши пищевые вещества должны быть лечебным средством, а наши лечебные средства должны быть пищевыми веществами". Гиппократ
"Избыток пищи мешает тонкости ума". Сенека
"Чтобы продлить жизнь, сократи рацион". Бенжамин Франклин
 "В еде не будь до всякой пищи падок, 
Знай точно время, место и порядок". Авиценна
"Какова пища-таков и ум,
каков ум-таковы и мысли,
каковы мысли-таково и поведение,
каково поведение-такова и судьба". Шри Сатья Саи Баба
"Не ужинать-святой закон, кому всего дороже лёгкий сон". А. С. Пушкин
«Питайтесь правильно и будьте здоровы!» Брилья -Саварена Антельема

7. Домашнее задание

Ну, а теперь подошло время  домашнего задания. Исходя из того, о чем мы сегодня вели речь, попробуйте  составить  свою  формулу питания, рассказать о том, какую работу вы провели по данной теме. Домашнее задание можно выполнить   в виде презентаций, стенгазет, таблиц, сочинений, рисунков. Одним словом, проявите свое творчество.  Успехов и удачи. Спасибо  за активное участие.