Литературная гостиная «Разговор о правильном питании»
МБОУ «Основная общеобразовательная школа №15»
Разговор о правильном питании
(литературная гостиная)
Васильевой Нине Григорьевне,
Учителю русского языка и литературы.
Суриной Ларисе Владимировне,
Педагогу- библиотекарю.
Цели:
1) Развивать навыки правильного питания как составной части здорового образа жизни.
2) Развивать представления о правилах этикета, связанных с питанием, осознания того, что навыки этикета являются неотъемлемой культу4ры личности
3) На основе изучения литературных источников помочь школьникам понять необходимость изменения отношения общества к здоровому питанию.
4. Развивать коммуникативные навыки у подростков , умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы.
Ход занятия
1. Вступительное слово учителя
Здравствуйте, дорогие ребята!
Сегодня мы с вами поговорим о здоровом образе жизни, а это прежде всего связано с рациональным питанием. В основе «культурного» питания лежат 5 правил: регулярность, адекватность, разнообразие, безопасность, удовольствие. Речь у нас пойдёт речь о формуле правильного питания, об эстетике питания на основе литературных произведений.
Я думаю, вы согласитесь, что в том, как и где мы питаемся, таятся серьезные опасности для здоровья. "Мы не для того живем, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить" - так гласит высказывание древнего ученого Сократа. Оно выражает настоящую правду. Сколько человек может прожить без еды? Или без воды? Совсем немного. Питание - основная составляющая нашей жизни, и то, что вы будете кушать, с каким интервалом и как - будет отражать Вашу личность. Таким образом, мы понимаем, что разговор о правильном питании очень важен сегодня для всех нас.
2. Работа с пословицами и поговорками о питании.
А начинаем нашу сегодняшнюю встречу с пословиц и поговорок
Не жуй, не глотай, только брови подымай.
Щи да каша – пища наша.
Чеснок семь недуг изводит.
Худ обед, коли хлеба нет.
Какова еда и питьё - таково и житьё.
Есть правильно - лекарство не надобно.
Какая пословица вам больше всего понравилась и почему?
А сейчас поговорим об эстетике питания, культуре поведения за столом.
Вы знаете, ребята, о здоровье нации и о культуре питания русского человека заботился еще Петр 1. В 1717 году по его велению были написаны «Показания к житейскому обхождению, или Юности честное зерцало».
Некоторые правила мы с вами сейчас послушаем. Они повествуют об эстетике питания, культуре поведения за столом.
- Рыгать, кашлять и подобные такие грубые действия в лице другого не чини, но всегда либо рукой закрой, или отворотя рот на сторону, или скатертью, или полотенцем прикрой, чтоб никого не коснуться, тем сгадить.
- Сиди прямо и не хватай первый в блюде, не жри, как свиния, и не дуй, чтоб везде брызгало, не сопи, будь воздержан и бегай пьянства.
- В блюде будь последний ,когда тебе предложат, то возьми часть из того, прочее отдай другому.
- Не утирай губ рукою, но полотенцем, не облизывай перстов и не грызи костей, но обрежь ножом.
- Около своей тарелки не делай забора из костей и протчего.
Как вы думаете, а актуальны ли эти правила сегодня?
3. Работа с отрывками из литературных произведений.
Давайте мы обратимся к литературным источникам.
Прочитаем отрывок из романа А.С.Пушкина « Евгений Онегин»
XXXIV.
Но муж любил ее сердечно,
В ее затеи не входил,
Во всем ей веровал беспечно,
А сам в халате ел и пил;
Покойно жизнь его катилась;
Под вечер иногда сходилась
Соседей добрая семья,
Нецеремонные друзья,
И потужить и позлословить
И посмеяться кой о чем.
Проходит время; между тем
Прикажут Ольге чай готовить,
Там ужин, там и спать пора,
И гости едут со двора.
XXXV.
Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины;
У них на масленице жирной
Водились русские блины;
Два раза в год они говели;
Любили круглые качели,
Подблюдны песни, хоровод;
В день Троицын, когда народ
Зевая слушает молебен,
Умильно на пучок зари
Они роняли слезки три;
Им квас как воздух был потребен,
И за столом у них гостям
Носили блюда по чинам.
Поедем. -
Поскакали други,
Явились; им расточены
Порой тяжелые услуги
Гостеприимной старины.
Обряд известный угощенья:
Несут на блюдечках варенья,
На столик ставят вощаной
Кувшин с брусничною водой
А сейчас мы с вами посмотрим фрагмент из фильма «Мёртвые души» (Чичиков в гостях у Коробочки»
Можно ли сказать, что еда была достаточно разнообразной, калорийной?
(Дети говорят о том, что пища в основном была тяжёлой, после ужина сразу же ложились спать, а это не способствовало укреплению здоровья.)
Каковы же принципы правильного рационального питания?
4 Слово учителя.» Принципы рационального питания» ( По ходу дети делают записи)
Принципы рационального питания:
- Сколько потратил – столько и приобрел!
Энергетическая ценность рациона (его калорийность) должна покрывать энергозатраты организма на все виды деятельности и наоборот.
2. Питание должно быть разнообразным!
Суммарная калорийность суточного набора продуктов должна складываться из необходимых количеств белков, жиров и углеводов, которые определяют по формуле питания.
3. Не забудь про витамины и минералы!
Набор продуктов, обладающий требуемой калорийностью, должен включать необходимое количество витаминов и минералов в соответствии с суточной потребностью организма в этих веществах и их содержанием в продуктах питания.
4.Ешь чаще и понемногу!
Питание за день должно быть дробным: 4-5 раз в день. Время очередного приема пищи и выбор продуктов для этого приема зависит от длительности задержки в желудке пищевых продуктов, поступивших с предыдущей едой. Желудок не должен быть ни пустым, ни полным.
5. Основная еда – днем!
Основное количество пищи суточного рациона ( до 65%) должно приходиться на дневные приемы пищи: 2-й завтрак и обед.
8. Не увлекайся сыроедением!
Большая часть пищевых продуктов требует кулинарной обработки, которая улучшает и ускоряет усвояемость пищи. Вместе с тем чрезмерная кулинарная обработка пищи (пережаривание, вываривание и т.п.) снижает пищевую ценность продуктов питания.
5. Инсценирование. Комедия Д.И.Фонвизина «Недоросль». Действие 1, явления 3, 4
6. Беседа с учащимися
- Итак, благодаря нашим артистам вы вспомнили эпизод из комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль», и теперь наступило время разговора. Почему не спалось Митрофанушке?
(Плохо себя чувствовал, потому что съел много, съел на ночь всухомятку)
- Правильно. Молодцы! То есть количество и качество принимаемой пищи могут воздействовать на наш организм отрицательно. А что же съел, Митрофанушка? Что такое «солонина», «подовые»?
(Соленое мясо; пироги, испеченные на поду, – нижней поверхности печи)
Скажите, а нарушил ли он принципы рационального питания.
( Учащиеся отвечают, что нарушил.) Прежде всего, это:
1) съел много жирной пищи;
2) питался всухомятку;
3) съел все это на ночь.
Конечно, при таком нарушении правил нашему герою не спалось, он пил квас и всю ночь ему снились, говоря сегодняшним языком, кошмары.
А сейчас давайте послушаем тех ребят, которые подобрали высказывания великих людей о питании.
"Мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить". Сократ |
7. Домашнее задание
Ну, а теперь подошло время домашнего задания. Исходя из того, о чем мы сегодня вели речь, попробуйте составить свою формулу питания, рассказать о том, какую работу вы провели по данной теме. Домашнее задание можно выполнить в виде презентаций, стенгазет, таблиц, сочинений, рисунков. Одним словом, проявите свое творчество. Успехов и удачи. Спасибо за активное участие.