Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям 1944 года «Этот сложный путь к Победе...»
26.03.2024 г.
Всероссийская викторина по истории Холокоста «Не забыть нам во всех поколениях...»
26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям Великой Отечественной войны «Четыре года шла война...
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс творческих работ из пуговиц «Пуговицы-кнопочки из маминой коробочки!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс фотоэкскурсий «Родного края облик многоликий!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Всемирному дню здоровья «Солнце, воздух и вода - наши...
26.03.2024 г.
III Всероссийский конкурс ремесленного творчества «Душа и руки создают шедевры!»

Лепилки, крутилки, каталки…: Опыт организации занятий лепки из солёного теста в МБДОУ «Детский сад № 144» г. Чебоксары

Я леплю-леплю-леплю, ловко пальчики учу, Чтобы хорошо читать, чтобы хорошо писать, Рисовать и, конечно, создавать Разные игрушки! Вот с такой весёлой песенки начались в 2014 году в детском саду №144 г. Чебоксары первые занятия лепки из солёного теста с детьми средней группы. Поводом для таких занятий стал поиск различных методов для тренировки мелкой моторики моих воспитанников. Вопрос развития мелкой моторики рук детей стоит довольно остро. Об этом много говорят теоретики и практики дошкольной педагогики и психологии. Развитие тонких движений кистей и пальцев рук человека – необходимая составляющая многих действий человека: предметных, орудийных, трудовых. Стимуляция мелкой моторики способствует активизации всех отделов головного мозга. Для дошкольников мелкая моторика имеет определяющее значение: 1) в связи с развитием познавательных способностей; 2) в связи с развитием речи; 3) с развитием собственных движений рук для осуществления предметных и орудийных действий, в том числе письма. Большинство детей имеет нарушение или недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Движения рук бывают неловкими, несогласованными, не выделяется ведущая рука. Развитию мелкой моторики способствуют различные упражнения для кистей и пальцев рук. Когда они вплетены в канву занимательных и увлекательных игр и занятий, тем более с творческой составляющей, процесс идёт гораздо быстрее, эффективнее, приобретает полифункциональность. Одной из самых популярных и эффективных техник развития мелкой моторики признана лепка. Современный рынок предлагает множество самых различных пластических материалов: глина, пластилин, полимерная глина, воск, специальное тесто и пр. Тесто для лепки домашнего приготовления – из соли, муки и холодной воды – масса, напоминающая пластилин, но более мягкая и податливая, не липнет к рукам и не пачкает одежду, не имеет резкого запаха, не вызывает аллергию. С помощью пищевых красителей можно приготовить цветное тесто. Для приятного аромата я добавляю в тесто немного какао или кофе. В доступных источниках можно найти множество различных рецептов приготовления теста для лепки, а также методик и способов лепки, образцов изделий из солёного теста, примеров их декорирования. Моим воспитанникам сразу полюбились занятия лепкой из солёного теста. Им нравится мять тесто, раскатывать его, сплющивать, растягивать, лепить. «Я чувствую себя волшебником, когда круглый кусок теста превращаю в какое-нибудь животное или человечка», – говорит Настя В. На момент проведения первых занятий по лепке из солёного теста мною был накоплен достаточный опыт обучения детей лепке из пластилина и глины, изучена разнообразная научно-методическая литература, пособия практического характера, педагогический опыт российских коллег. «Я люблю лепить маленькие цветочки, а лепестки я делаю из семян яблок», – делится Денис П.. После апробации нескольких занятий по согласованию с руководством ДОУ было принято решение об организации дополнительной общеразвивающей программы «Лепка из солёного теста» сроком на 1 учебный год. Общий объём часов – 72. Недельная нагрузка – 2 часа, продолжительность занятий – 30 минут. Количественный состав группы обучения – 10 человек. Перед каждым занятием поставлены определённые цели и задачи. Формами текущего и итогового контроля являются наблюдения, тесты, выставки-конкурсы, индивидуальные и открытые занятия. В данную программу были вовлечены дети трёх возрастных групп: 4-5, 5-6, 6-7 лет. Последовательная программа обучения начинается с инструктажа по технике безопасности, приготовления теста, технологии лепки и росписи. Последующие занятия посвящены непосредственно лепке: предметной, декоративной, рельефной, экспериментальной, сюжетной, по замыслу, а также разным способам декорирования изделий – цветными красками, различными художественными и природными материалами (бусины, бисер, семена, косточки, листья, мелкие плоды, макаронные изделия и т.п.). Разнообразие курсу придают вариации заданий: изготовление мелких деталей и составление композиций из них, лепка на пластине, работа по шаблону, образцу, наблюдению, представлению, ассоциации, индивидуальная или коллективная лепка, свободное творчество. Каждое занятие имеет определённую тему, иногда основанную на литературном сюжете, и обязательно нацеливает на определённый результат – получение готовых изделий, которые дети с гордостью показывают своим родителям и близким, а также становятся экспонатами выставок детского творчества. Из примеров названий наших занятий: «Листья танцуют и превращаются в деревья», «Кто под дождиком промок?», «Пернатые, мохнатые, колючие…», «Весёлые человечки», «Ходит Дрёма возле дома», «Зимовье зверей», «Новогодние чудеса», «Краденое солнце», «На арене цирка». Включен и национальный компонент, когда основанием занятия выступает чувашский фольклор, народное декоративно-прикладное искусство и другие этнографические направления. В программе запланировано также посещение Художественного музея г. Чебоксары для ознакомления с экспозицией скульптурных произведений. В 2017 году мною в старшей группе ДОУ были показаны открытые тематические занятия НОД по художественному творчеству. Тема «Кто в лесу живёт?» знакомит детей с приёмами лепки животных в движении по замыслу и сочетает в себе образовательные, развивающие, речевые, воспитательные и технические задачи. Сюжет был построен на путешествии в лес. Посредством стихотворений, загадок, занимательных вопросов по теме ребята знакомились с дикими животными, новыми словами, уточняли особенности внешнего вида разных животных, а потом садились за рабочие столы и лепили тех зверей, которые их особенно впечатлили: волка, лису, белку, зайца и других. В ходе занятия были проведены физкультминутка и пальчиковая гимнастика. Тема «Мой город» носит ярко выраженный патриотический характер и обучает предметной лепке. Занятие начинается с беседы о Родине и проникновенного чтения стихотворений о Чувашии и городе Чебоксары и постепенно переходит к разговору о городских постройках разного назначения: жилых домах, детских садах и школах, магазинах и аптеках, театрах и музеях, дорогах и мостах. Дети рассматривают фотоиллюстрации городских пейзажей и уточняют составные части зданий и их отличительные особенности. Кто строит дома? Правильно, строители! Я предлагаю воспитанникам стать строителями и придумать дом, который украсит город Чебоксары. Лепка производится на листах картона. Сначала ребята карандашом рисуют на них контур будущего здания, а затем выкладывают его детали из цветного солёного теста: стены, крышу, окна и двери. В итоге получаются яркие дома разной величины и формы. Объединение готовых работ образует нарядный городской проспект. Мои коллеги – педагоги дошкольного образования, нашли эти занятия очень полезными, отметили положительный настрой детей, разнообразный тренаж мелкой моторики рук детей. По наблюдению педагога-психолога, многие дети показывают очевидный прогресс в своём развитии: стали более активными, более коммуникабельными, более уверенными в себе. По общему мнению, наш педагогический опыт необходимо передавать и другим воспитателям. Нет ничего удивительного, что эффективность занятий лепкой заметили и родители: - О занятиях лепкой из солёного теста я узнала от родителей нашей группы. Когда увидела поделки своего сына, была очень удивлена и обрадована. - Считаю занятия лепкой очень полезными для моей дочери. Она стала усидчивой, много фантазирует, обращает внимание на иллюстрации в книгах – ей хочется слепить то, что нарисовано. - Я заметила, что наш мальчик стал лучше и больше говорить, он рассказывает о том, как он лепил, что хотел изобразить, даёт оценку и лепным работам своих друзей. Положительное влияние занятий подтверждают и мои наблюдения как педагога. Прежде всего, работа с удобным и приятным материалом – тестом, разноцветным декором, благотворно влияют на эмоционально-психологическое состояние детей: уходят все обиды и огорчения, настроение приходит в равновесие, а игрушка, сделанная своими руками, доставляет удовольствие и гордость собой. Лепка из теста и работа с мелкими элементами декора массируют и упражняют детские пальчики, они становятся более ловкими, цепкими, сильными. Тренировка мелкой моторики рук и литературная основа занятий активно воздействуют на речевое и познавательное развитие детей: произношение звуков становится более чётким, увеличивается словарный запас, расширяется кругозор. Творческий характер занятий активизирует воображение детей, развивает их художественный вкус, а также интерес к разным видам искусства. Занятия в группе и создание коллективных изделий объединяют детей, они становятся более дружными, стремятся помогать друг другу, обмениваться собственными находками и открытиями в технологии лепки и декора изделий. Несмотря на то, что дополнительные занятия по лепке из солёного теста являются существенной нагрузкой для воспитателя: на их подготовку и проведение затрачивается и время, и силы, и материальные ресурсы – эта работа доставляет огромное удовлетворение и радость. Вдохновенные глаза детей, поддержка родителей, коллег и руководства ДОУ настраивают меня на дальнейшее продолжение и творческое развитие это деятельности. Литература: 1. Антипова, М. Забавные фигурки из солёного теста / М. А. Антипова. – Ростов н/Д: Владис; М.: РИПОЛ классик, 2012. – 192 с. 2. Грибовская, А. А. Лепка в детском саду : конспекты занятий для детей 2-7 лет / А. А. Грибовская. – М.: Сфера, 2010. – 80 с. 3. Комарова, Т. С. Детское художественное творчество / Т. С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 136 с. 4. Лыкова, И. А. Лепим, фантазируем, играем : книга для занятий с детьми дошкольного возраста / И. А. Лыкова. – М., 2004. 5. Силаева, К. Солёное тесто / К. Силаева, И. Михайлова. – М.: Эксмо, 2004. 6. Фирсова, А. Чудеса из солёного теста / А. Фирсова. – М.: АЙРИС-ПРЕСС, 2008. 7. Халезова, Н. Б. Декоративная пластика и декоративная лепка в детском саду / Н. Б. Халезова. – М.: Сфера, 2005. – 112 с. 8. Швайко, Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду / Г. С. Швайко. – М., 2003. – 236 с. 9. Юшкевич, Н. Перспективный план ознакомления детей дошкольного возраста с изобразительным искусством / Н. Юшкевич // Дошкольная педагогика. – 2008. – № 7 – с. 50.