Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...

Квест-игра по патриотическому воспитанию «Родина моя -Россия»

Муниципальное казённое дошкольное образовательное 

учреждение детский сад «Улыбка»

 

 

Квест-игра по патриотическому воспитанию

«Родина моя -Россия»

 

Марченко Инна Николаевна  

воспитатель высшей квалификационной категории

 

 

 
 
          Содержание :
1. Аннотация................................................................................................... 3
 2. Введение………………………………………………………………… 3-4
3. Основная часть ………………………………………………………….  5-9
4. Заключение ……………………………………………………………… 10
      5. Список использованных источников ………………………………… 11
  
  1.Аннотация
Патриотическое воспитание является актуальной проблемой воспитания подрастающего поколения.
     Ребёнок не рождается патриотом, он им становится. Патриотизм – это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью великой страны.
А.Н.Толстой говорил: «Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше... Это — сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней.»
Воспитание патриотизма это не простой и непрерывный процесс, многое зависит от окружения ребёнка, от того, что закладывается в сознание ребёнка с самого детства. Не каждый родитель считает необходимым рассказывать своему ребёнку о родной стране, своих предках, наивно думая, что маленький ребёнок ни чего в этом не понимает. Поэтому очень важна роль дошкольного образования в воспитании патриотизма у детей, так как именно в дошкольном возрасте формируются нравственные качества человека.
    Настоящая методическая разработка посвящена нравственно-патриотическому воспитанию детей  подготовительной группе дошкольного учреждения ,по формированию представлений дошкольников о своей стране России , о малой Родине- поселок Куйтун .Важно не просто познакомить ребят с символикой  и  историей , но в первую очередь сформировать гордость за свою страну и свою  с малую родину. Данная  разработка может быть применена в любом дошкольном образовательном учреждении .
      1.Введение
Нравственно – патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни и людям, развитие нравственно – патриотических чувств оставляют след на все дальнейшее поведение и образ мыслей человека. В дошкольном возрасте у детей стремительно развиваются общечеловеческие ценности: любовь к родителям и семье, близким людям, родному месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине. Любовь к Родине начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, что вызывает отклик в его душе. Впечатления об окружающей действительности играют огромную роль в становлении личности будущего гражданина страны. Важную роль в развитии у детей ценностного отношения к родному городу, в воспитании патриотизма, бережного отношения к культуре родного края, к его историческому наследию.
        Россия – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости. Россиянам в высшей степени были всегда свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежностью России. Величайшей национальной ценностью был патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.
       Дошкольный возраст—это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в данном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научиться любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки. Дошкольный возраст – это один из лучших периодов развития любви к родным местам, воспитание начал патриотизма. Проблема патриотического воспитания дошкольников обсуждается в настоящее время все чаще. Её актуальность очевидна, так как в современном обществе материальные ценности доминируют над духовными, утеряны общие цели, происходит резкое расслоение общества, наблюдаются враждебность, эгоизм; у детей искажены представления о доброте и милосердии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
        Для воспитания чувства патриотизма у дошкольников необходимо формировать их интерес к истории своей  страны, своей малой родине, привязанности к своей семье, к родному дому, к своему народу, ее истории, обычаям, традициям.
       Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Поэтому все, что усвоено в этот период,- знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера - оказывается особенно прочным и служит основой дальнейшего развития личности. Необходимо учитывать, что на каждой возрастной ступени ребенок приобретает важнейшие человеческие качества. Ребенок прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом гражданином России и только потом жителем планеты Земля. Идти надо от близкого к далекому. Мы должны постепенно подвести ребенка к пониманию того, что у каждого россиянина есть своя малая родина – местечко ,привязанность к которому он испытывает с детства, и вместе с тем – большая Родина – Россия, Российская Федерация.
       Она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее землю, историю, культуру, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще красивее, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным, а для этого надо многое знать и уметь, с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем и всей страны. И даже если в силу каких-то обстоятельств человек был вынужден уехать из России в другую страну, но и там продолжает заботиться о Родине — значит, он является ее сыном , значит, Россия для него Родина.
4.Основная часть
Квест-игра по патриотическому воспитанию
«Родина моя -Россия»
Тема:  Квест-игра «Родина моя -Россия»
Возрастная группа: подготовительная группа
Цель: Формирование у детей чувства патриотизма и любви к своей Родине.
Задачи:   Обучающие:
1. Обобщить и систематизировать знания детей о России, ее столице- Москве; о своей  малой Родине;
2.  Уточнить представления о  государственных символах Российской Федерации, о президенте нашей страны, о защитниках нашего Отечества ;
3. Использование нетрадиционных форм работы с детьми - квест-игру.
Развивающие:
1.Развивать внимание, умение слушать;
2.Развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде схемы, самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения.
3. Обогащать знания о малой родине — родном крае: о происхождении и смысле названия родного поселка, о его красивых уголках и достопримечательностях
 Воспитывающие:
1. Воспитать у детей любовь к Родине — родной стране, ее историческим вехам, культурным ценностям и традициям.
2.Воспитывать любовь к своей малой Родине поселку Куйтун
3.Воспитывать  у детей чувства гордости за успехи своего Отечества, за его могущество, природные богатства
Интеграция областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое», «Физическое»
Технические средства обучения: квест-игра будет проходить в музыкальном  зале,
мультимедиа, ноутбук, аудиозапись на флеш - карте, музыкальный центр, карта
– схема на слайдах, лепестки ромашки, конверты с заданиями, карта России, презентация с символами России, слайды «Малая Родина», столы, значки .
Методы, приёмы: Игровой, наглядный, словесный, дидактическая игра, использование художественной литературы, индивидуальная  и групповая работа, проблемный. Возможен дифференцированный подход с участием персонала детского сада в НОД 
Предварительная  работа:
1. Работа над долгосрочным проектом «Моя Родина- Россия»
2. Беседы о родной стране – России, малой Родине- поселке Куйтун.
3. Рассматривание энциклопедии «Моя Родина – Россия» (ее богатства);
4. Знакомство детей с государственными символами России – флаг, герб, гимн, их значение для страны.
4. Знакомство детей с глобусом, нахождение своей страны на глобусе, рассматривание на нем разных государств и знакомство с флагами других стран.
5. Беседы о таких качествах героев, защитников, как смелость, отвага, воля к победе, мужество, храбрость, преодоление страха, любовь к родным местам;
8. Рассматривание различных иллюстраций символов России – береза, ромашки, народно-прикладное искусство 9. Слушание песен о России, Родине, гимна России;
10. Разучивание стихов русских поэтов о Родине
         
                                                                    Ход НОД
I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ:( 2 минуты)
Дети входят в зал под песню О.Газманова «Россия» и встают, образуя круг.
Приветствие:
Воспитатель: Прежде чем мы начнем нашу игру предлагаю вам поприветствовать друг друга, но сделать это немного необычным способом, мы попробуем поздороваться так, как это делают народы разных стран:
В Индии в знак приветствия складывают руки вместе и прижимают их к груди.
В Китае в прежние времена люди, встречая друга, пожимали руки самим себе.
Японцы кланяются при встрече.
Жители крайнего севера, лапландцы трутся носами.
Ну а жители России как здороваются?(при встрече жмут друг другу руки или обнимаются.)
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (27 мин)
1.Воспитатель  (1 мин)
Для умной игры собралась детвора, Игру начинать нам настала пора!
А о чём наша игра, мы узнаем из загадки:
За околицей цветут
Белые ромашки,
Жаворонки поют
Над широкой пашней.
Теплый ветер принесет
Аромат смородины,
Так чего дороже нет? —
Нет дороже…(Родины) У нас игра в форме квеста. Знаете, что такое квест?
-  Квест - это такая игра, в которой участники находят и выполняют не одно задание, а целый ряд заданий для того, чтобы выполнить главную задачу.
 Правильно, ребята, наша игра называется «Родина моя - Россия». Скажите, ребята, какой полевой цветок растет на всей территории России? (ответы детей).
Воспитатель: - Вот и сегодня, ребята, я предлагаю собирать ромашку. Задача нашей игры (проблема) найти главное слово. А какое это слово вы узнаете, когда соберете  лепестки от ромашки. После правильного выполнения одного задания вы получите лепесток ромашки с буквой. Только когда вы пройдете все задания, и у вас будут все лепестки, вы сможете найти главное слово. А лепестки мы будем располагать на доске в порядке выполнения задания.
        А сейчас, давайте посмотрим карту-загадку  маршрута и определим, куда нам идти в первую очередь. (дети рассматривают маршрут на слайде)
На карте-маршруте под цифрой 1 обозначен музыкальный уголок в музыкальном зале , дети подходят и находят конверт – отдают воспитателю.

1. ( 4 мин ) Первое задание: «Я спрошу, а ты ответь!»
Вопросы:
1. Как называется страна, в которой мы живём?
2. А как называется столица нашей Родины?
3. Как называются люди, живущие в России?
4. Как называется наш посёлок?
4. Кто является президентом России?
5. Как называется самое большое озеро в России?
6. Как называется главный город в России?
Воспитатель: - Молоды, ребята, вы справились с первым заданием. Получайте первый лепесток от ромашки. – (Обращение  к карте маршрута. Конверт находится в спортивном зале ) Дети находят конверт.
2. (6мин) Следующее задание «Назови государственные символы России». Давайте вспомним, что является государственным символом России?
Дети: Герб, флаг, гимн, (показ на слайдах)
Воспитатель: Свой флаг есть в каждой стране. Ребята, а все флаги разных стран одинаковые?
Дети: Флаги разных стран отличаются друг от друга, они могут быть похожи, но двух одинаковых мы никогда не найдем.
Воспитатель: Ребята, а кто может мне ответить, какой у России флаг?
Дети: трехцветный. Три полосы - белая, синяя, красная. (На экране слайд с российским флагом) Ребёнок читает стихотворение :
Флаг у нас прекрасный–
Белый, синий, красный!
Белый - мир и чистота,
Синий - верность, небеса,
Красный - мужество, отвага….
Вот цвета родного флага!

Воспитатель: Что обозначают эти цвета? (ответы детей)
Белый цвет означает мир, чистоту;
Синий цвет символ веры и верности;
Красный цвет символизирует силу, кровь, пролитую за Отечество, отвагу, правду.
Воспитатель: А что мы можем сказать про наш российский герб?  Что знаем про гимн?
Воспитатель-Гимн России -это торжественная песня или мелодия, которая исполняется на всех государственных праздниках и торжественных мероприятиях. Слушают Гимн всегда стоя, мужчины снимают головные уборы, и никогда при этом не разговаривают
 Ребенок читает стихотворение про герб:
У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный

Воспитатель: Ребята, а где мы можем увидеть символы России? (почетные грамоты, документы, деньги, печати), а где мы можем услышать гимн РФ, как его нужно слушать? (на торжественных мероприятиях, на государственных праздниках). 
Воспитатель: - Молодцы, вот вам ещё один лепесток. Давайте посмотрим на наш маршрут и определим, куда идти дальше. Дети определяют, что следующее задание находится у заведующей в кабинете ( находят там 2 конверта)

3. (3  мин) Воспитатель: - Здесь лежат 2 конверта, значит, 2 задания и мы можем заработать сразу 2 лепестка, но для этого нам нужно поделиться на две команды.  
Воспитатель предлагает поделиться на 2 группы по желанию детей.

Воспитатель: - Задание для 1 команды, убрать все государственные флаги и оставить только флаг России. (за столом)
Задание для 2 команды, аналогичное, только убрать нужно государственные гербы, оставив герб России .(за столом)
Дети выполняют. (проверяют, правильно ли выполнили задания, один представитель от каждой команды проверяет выполненную работу другой команды)

Воспитатель: - Молодцы, ребята, вы справились и с этим заданием. Получайте 3 и 4 лепесток от ромашки. Давайте посмотрим, где следующее задание. Дети сообщают, что конверт  у охранника . Дети находят конверт с заданием и отдают воспитателю.

 4. ( 5 мин) Следующее задание называется Защитники Отечества, а кто же такие защитники Отечества?
Дети: - Защитники Отечества — это солдаты, которые защищают свой народ, свою Родину, Отечество. Это армия. У каждого народа, в каждой стране есть армия. В России тоже есть армия. И она защищает границы своей Родины.
Видео-фильм о защитниках нашей Родины (2мин)

Воспитатель: А сейчас отгадайте загадки о наших защитниках
Полосатая рубашка,
Вьются ленты за фуражкой.
Он готов с волною спорить,
Ведь его стихия — море.
(Моряк)
Крепкий прочный парашют
За спиной его раскрылся,
И за несколько минут
Он на землю опустился.
(Десантник)
Я на «тракторе» служу,
Только так, я вам скажу:
«Ведь прежде чем пахать мне пашню,
Я разверну сначала башню».
(Танкист)
Он поднимает в небеса
Свою стальную птицу.
Зачем летит он в вышину?
Чтоб защитить свою страну!
(летчик)
Брат сказал: «Не торопись!
Лучше в школе ты учись!
Будешь ты отличником — Станешь …
Воспитатель: Молодцы, вы справились с этим заданием. Получайте  лепесток от ромашки. И давайте посмотрим, где искать последний  лепесток? Дети определяют, где спрятан последний конверт  (Матрёшка)

5. ( 3 мин) Последнее задание «Малая родина» - Кто ответит, что называем мы малой  Родиной?
Дети: Малая Родина – уголок, где мы родились. - Место, где мы живем, где находится наш дом, где живут близкие и дорогие нам люди.
Воспитатель: Правильно. Это наш родной посёлок Куйтун?.
Воспитатель: Вам необходимо выбрать из картинок только достопримечательность нашего посёлка и назвать ее. (на слайдах картинки с достопримечательностями с разных городов, и только одна нашего посёлка , дети должны выбрать правильный ответ)На одном слайде фото группы. Ребята это фото детей нашей группы, это значит  ,что вы сами являетесь гражданами нашей страны ,и став взрослыми сможете прославить своими делами родную землю. Но вы можете сделать нашу страну крепкой и могучей, если будете любить своих друзей и близких, не будете ссориться, Давайте посмотрим, друг на друга, улыбнёмся и не будем забывать, что мы с вами – россияне, народ очень мудрый, терпеливый, добрый.
Давайте все дружно скажем: “Если дружба велика – будет Родина крепка!”

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ  (6 мин)
  (2 мин) Воспитатель:  Кто помнит, какая главная задача стояла перед нами? (найти главное слово) - Нашли мы слово? - Тогда я порошу вас собрать слово из букв.
Дети собирают слово.
Воспитатель:
 Какое у нас получилось слово?
Дети: Р-о-д-и-н-а
Воспитатель: - Правильно, Что такое Родина? Это главное слова для любого человека на нашей планете, родиной мы зовём нашу страну – это … (Россия), и нашу малую родину  это .. ?Куйтун) –Что ещё мы Родиной зовем?
Дети читают четверостишия:
1 ребёнок: Что мы Родиной зовем? Дом, где мы с тобой живем, И березки, вдоль которых Рядом с мамой мы идем
2 ребёнок: Что мы Родиной зовем? Поле с тонким колоском, Наши праздники и песни, Теплый вечер за окном.
3 ребёнок: Что мы Родиной зовём? Солнце в небе голубом, И душистый, золотистый, Хлеб за праздничным столом
4 ребёнок: Что мы Родиной зовем? Все, что в сердце бережем, И под небом синим – синим Флаг России над Кремлем.
( 2 мин)  Квест-игру завершает  флэш-моб с флажками  «Россия, вперед!»
( 2мин) Рефлексия: Ребята, вы все большие молодцы! Справились со всеми заданиями. На этом наша игра заканчивается и в подарок все получают значок с флагом России
 
4.Заключение
     Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства, – одна из главных задач педагога.
        Патриотизм – высокое и сложное человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что не определимо несколькими словами. Это и любовь к родным и близким людям, и к малой Родине, и гордость за свой народ. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у ребенка могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
        Воспитывать патриотические качества необходимо с раннего детства. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Яркие впечатления, полученные в детстве, остаются с человеком на всю жизнь. Суть патриотического воспитания дошкольников состоит в том, чтобы научить детей любить свою семью, родной дом, город, историю и культуру своей страны.
        Важно помочь ребёнку раскрыть значение малой Родины в своей жизни, и в то же время понять, что он может сделать для неё.
         Предлагаемый материал поможет сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций. И как итог данной работы заключается в подготовке ребенка к самостоятельной жизни, в необходимости научить его быть честным, справедливым и успешным во всех делах, необходимо помочь ему с детства полюбить свою Родину.
 
5. Список использованных источников
1.Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П., Постникова М.П. Система патриотического воспитания в ДОУ, планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий. М.: Учитель, 2007.
     2.Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в ДОУ:
          практическое пособие. 2007год. М.: АРКТИ,
     3.Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? Опыт работы
        по патриотическому  воспитанию в ДОУ. М.: Сфера, 2005.
     4.М.Д. Маханева «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников», 2009г.
     5.Е. Ривина «Российская символика.»  Москва. 2004г.
     6.Е. Соловьева «Дети планеты Земля». Линка-Пресс.2001г.
     7.Т. Шаляпина «Государственные символы России» Москва 2002