Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

22.05.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина-игра, посвящённая летнему отдыху детей (из цикла «...
21.05.2024 г.
Всероссийская патриотическая акция, посвящённая Дню России «Вся Родина моя в окне!»
21.05.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина по правилам безопасности в летнее время года (из цикла «...
21.05.2024 г.
Всероссийский конкурс «Здравствуй, Лето долгожданное!»
20.05.2024 г.
Всероссийский конкурс патриотического рисунка «Краски моей России!»
20.05.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ «Летнее настроение!»
19.05.2024 г.
Всероссийский патриотический конкурс чтецов «Читаем мы о Родине, России!»

Квест-игра для педагогов ДОУ «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством творческой деятельности в работе с педагогами»

Муниципальное  автономное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад № 83 г. Томска

 

 

Разработка педсовета в ДОУ в рамках работы по декоративно-прикладному творчеству.

 

Квест-игра для педагогов ДОУ «Развитие творческих способностей детей  дошкольного возраста посредством творческой деятельности в работе с педагогами»

 

 Маскаева Ольга Станиславовна - 

старший воспитатель МАДОУ №83 г. Томска,

1 квалификационная категория

 

 

Пояснительная записка:

Приоритетная образовательная область: художественно-эстетическое развитие

Образовательные области в интеграции: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие

Цель:

Развитие умений педагогов в использовании нетрадиционных техник в работе с

детьми по формированию творческих способностей.

Сюжет:

Идея игры в следующем: педагогам предлагается заработать ключи от закрытого

сундука, в котором находится «клад», который поможет педагогам в работе с

детьми. За каждое правильно выполненное задание команде дается по одному

ключу. На каждой станции команды находятся 5-6 минут.

Участники:

Две команды педагогов.

Оборудование:

Ключи – 18 штук

Для станций:

1. листы бумаги в половину альбомного листа, упаковки цветных карандашей по

количеству участников

2. 2  листа  формата А3, пуговицы разного цвета и величины (много).

3 – презентация для педагогов со  слайдом  Семена Файбисовича

4 – шаблоны памяток для родителей – листы для заполнения.

5 – листы формата А4, зубочистки по количеству участников.

6 - сундучок, предметы по выбору педагога – руководителя станции.

 

Содержательная часть

Станция 1

Выбрать капитана команды.

Придумать название команды, которое соответствует теме педсовета.

Придумать эмблему команды. Изобразить.

Станция 2

Составим коллаж на тему символ 2021 Нового года

Техника «Коллаж»

Инструкция:

Предлагаю каждой команде выполнить коллаж. Используйте для этого свое воображение.

Для работы вам потребуются краски гуашь, восковые мелки, клей ПВА, акварель, гель с блестками, вырезки из различных иллюстрированных журналов и газет, ножницы. Все это вы найдете на столах. Приступайте к работе.

Время работы 6 минут.

Техника коллажа является одним из арт-терапевтических методов, который состоит в наклеивании на основу (ватман) материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре. Предлагается создать образ с помощью вырезанных из журналов картинок, надписей, фотографий, и др.

Коллаж одновременно выполняет как диагностическую, так и терапевтическую функцию. В нем передаются переживания, стремления, желания, сознательные и бессознательные установки человека. То, что для человека является важным и значимым, обязательно найдет свое отражение в работе. Коллаж выполняется в группах (4-8 человек). Творческая реализация участвующих в группе позволяет решать социально-психологические задачи, дает опыт позитивного сотрудничества, учит слушать и понимать друг друга, конструктивно разрешать конфликтные ситуации. Создание коллажа всегда вызывает большой интерес. При этом важен не только процесс, но и его описание и оригинальные комментарии.

 

Станция 3

«Творческая»

Как вы считаете, с помощью чего можно создавать картины?

(ответы участников).

А можно ли рисовать картины пуговицами? Я предлагаю вам попробовать. Вам

надо сделать одну общую картину в течении 3-х минут из пуговиц.

 

Станция 4

«Искусствоведческая»

Что такое искусство? (размышления педагогов) – за правильный ответ ключ

 

-- Это понятие является для каждого своим, и каждый его понимает по-своему.

-- Это способ самовыражения, способ выплескивать свои чувства и эмоции.

-- Кто-то пишет музыку, кто-то пишет картины, а кто-то вышивает крестиком.

Каждый выбирает свой путь.

-- Понятие искусство очень растяжимое, это способ отражения того, что видит

человек, что он воспринимает.

-- Искусство – это радость.

Искусство - это величайшие творения выдающихся художников, композиторов, поэтов.

Картины современных художников у нас нередко вызывают возглас: «Что это за

мазня! И я так могу!» Не все люди могут увидеть идею художника.

Порой творчество ребенка – это на первый взгляд хаотичные линии (это мы так

видим взрослые), но ребенок вложил свою идею, а не технику. И он видит в своем

рисунке, например прекрасный город или сказочный цветок. В этот момент ему

важно показать, насколько ценна, первостепенная идея в его рисунке.

 Гениальность Малевича не в том, что он нарисовал не очень ровный

квадрат, а в том, что около его картины, по источникам с некоторых интернет

сайтов, особенно впечатлительные зрители поначалу падали в обморок.

 

Показ слайда картины Семена Файбисовича , 1992 год,

масло)

-- Перед вами картина современного художника нашей страны. Этот художник

всегда тщательно прописывает каждую деталь. Поэтому его картины похожи на

фотографии, а его живопись называется фотореализм. Разгадайте идею художника –

что он показал на картине?

Время обсуждения 30 секунд.

Высказывания команд

 

Станция 5

 «Художественная»

«Картина из дырок»

Как вы считаете, с помощью чего можно рисовать картины?

(ответы участников)

А как вы считаете, можно ли рисовать картины с помощью дырок?

(ответы участников)

Если вы справитесь с заданием, то заработаете ключ.

Создать картину с помощью дырок

 

Рефлексия.

В конце квест – игры команды  обсуждают квест:

 что делали, полезна ли была информация, сколько ключей заработали и т.д.

Участникам предлагается написать коротко отзыв на ключе.

(С помощью заработанных ключей открывают сундук и добывают клад –

 памятки по развитию творческихспособностей дошкольников. (раздаются участникам)

Памятка для  воспитателей

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

Все дети – экспериментаторы, они исследуют, придумывают, пробуют. В этом и проявляется их творческое начало. Взрослому важно сохранить его, совершенствовать и предоставить пространство для свободного самовыражения. Игры, поделки, рисование, чтение, музыка – это лучшие способы развития творческих способностей у детей дошкольного возраста. Заниматься можно дома в семье или группе детского сада. 

Игры для развития творческих способностей  

Игра – основной вид деятельности ребёнка. Для малыша это не только развлечение, но и способ познания мира. В процессе он сочиняет, переживает различные чувства, тренирует навыки. Для развития воображения и фантазии рекомендуем поиграть в следующие игры: 

  • «Рассматривание облаков». Такую игру, наверное, знает каждый. Нужно угадывать, на что похожи проплывающие по небу облака.
  • «Любимая буква». Понадобятся карточки с буквами, их раздают детям (можно вытаскивать из мешочка). Игрокам задаются вопросы: «твой любимый фрукт?», «что ты хочешь в подарок?», «как зовут твоего друга?» и т.д. Отвечать нужно словами, которые начинаются на доставшуюся букву. Например, если это буква «А», то ответы могут быть такими: «апельсин», «альбом», «Аня».
  • «Сочинение историй». Игра начинается словами: «однажды в лесу...». Первый игрок продолжает фразу, например, «однажды в лесу человек посадил необычное дерево». Второй участник придумывает следующее предложение и так по очереди. Цель – сочинить увлекательную историю. Игра будет интересна и дошкольникам, и учащимся. В школах это хороший способ занять детей на перемене.

Есть также игрушки, развивающие способности к творчеству, например, конструктор. Сооружение разных построек улучшает пространственное мышление, логику, позволяет экспериментировать с формами. Особенно полезен конструктор из натурального дерева. Деревянные элементы обогащают тактильные ощущения, ребёнок может почувствовать их реальный вес и плотность.

Создание поделок 

Создание поделок своими руками – настоящий творческий процесс. Особенно рекомендуем поработать с «живым», природным материалом. Шишки, коряги, жёлуди, листья, арбузные семечки, ягоды – если к этому добавить пластилин, то можно придумать и сделать много интересного (животных, сказочных персонажей, красивые домики). И необязательно по схеме, пусть дети творят, исходя из собственного видения. 

  • Аппликация – это создание картин, поделок с помощью цветной бумаги и клея. Для малышей (2-3 года) выберите что-то простое (корзину с цветами, ёжик с грибом), с детьми постарше создайте более сложную поделку, например, объёмную ёлочную игрушку в виде снеговика. Схемы можно скачать в интернете. Через аппликацию ребёнок узнаёт новое об окружающем мире, учит цвета и формы. Происходит развитие не только творческих, но и познавательных способностей. Тренируются пальчики, что благоприятно влияет на речь.
  • Тестопластика – работа с солёным тестом. Из него лепят заготовку (форму будущего изделия), сушат в духовке или на открытом воздухе, раскрашивают красками. Так можно делать животных, фрукты, цветы, объёмные картины. Получается создавать очень красивые вещи, особенно с младшими школьниками, когда уже выработаны хорошие навыки лепки. Дети получают удовлетворение от работы, гордятся готовым изделием. Это формирует позитивное отношение к труду, развивает уверенность в себе.

Свободное и нетрадиционное рисование 

Рисование – творческое занятие. Но часто им занимаются по инструкции. Воспитатель даёт указания, какого цвета взять краску, какие линии нарисовать, где заштриховать. Это, безусловно, полезно: пошаговое выполнение действий улучшает внимательность, формирует художественные навыки. Но вот для развития творческих способностей лучше подходят нетрадиционные способы рисования. Вот несколько вариантов:

  • «Кляксография». Лист плотной бумаги складывается пополам. Затем разворачивается и на одной стороне ребёнок делает кляксы акварелью. Если бумагу снова сложить и прижать, получится двойной рисунок. В нём можно увидеть разные образы: животных, пейзажи, предметы. Когда краска подсохнет, предложите дорисовать картину.
  • «Ладошки». Ребёнок обводит ладошку. Затем он «превращает» её в какое-нибудь животное. Дайте краски, пусть пофантазирует и дорисует отпечаток. Например, можно сделать обезьянку: большой палец – голова, остальные 4 пальца – лапы.
  • «Волшебное животное». Дайте задание нарисовать необычного зверя. Например, кошку-автобус, птицу-цветок или рыбу-арбуз.
  • «Пластилинография». Это рисование пластилином. Сначала необходимо познакомить детей с основными приемами лепки: раскатывание, сплющивание, размазывание. С помощью таких манипуляций можно создавать красивые объёмные рисунки на плотной бумаге. Пластилинографию дополняют другими способами рисования. Например, в центре листа делают крупную бабочку из пластилина, а по бокам рисуют цветы гуашью.  

Можно заняться обычным свободным рисованием. Дайте ребёнку простор для игр и фантазии. Предоставьте больше материалов: краски, мелки, карандаши, фломастеры, бумагу разного размера и формы. Через свободное рисование возможно лучше узнать внутренний мир ребёнка, его переживания.

Полезны занятия с пальчиковыми красками. Педагоги рекомендуют их детям от 10-11 месяцев. Особенность такого рисования в том, что ребёнок получает богатые тактильные ощущения, буквально «чувствует» каждый цвет, развивает мелкую моторику. В процессе происходит массаж ладоней, прорабатывание рефлекторных точек, что благоприятно влияет на эмоциональное и физическое состояние крохи.

Чтение книг 

Читайте детям книжки. Это расширяет кругозор, словарный запас, развивает визуальное мышление. Ребёнок по-своему представляет героев и события, о которых слышит, может фантазировать. Если он ещё не научился говорить, рассматривайте вместе картинки, рассказывайте, что изображено на них, это формирует понимание мира.
Для чтения выбирайте добрые книжки, особенно полезны сказки. Они учат различать добро и зло, сопереживать, любить, прививают базовые ценности. Через сказку происходит нравственное воспитание детей. После прочтения полезно провести беседу. Узнайте у ребёнка (или группы), что больше всего понравилось, а что нет. Это позволит осмыслить прочитанное, сделать выводы. Можно нарисовать или слепить главных героев. При этом лучше, если ребёнок изобразит их, исходя из своих представлений, а не по иллюстрациям. Это полезнее для его фантазии.

Музыка и упражнения с музыкальными инструментами

Музыкально-творческие способности обогащают жизнь детей. Важно научить их воспринимать, анализировать музыку, чувствовать ритм. Для этого можно слушать детские песенки, танцевать под них. Дети с удовольствием двигаются с самого раннего возраста, испытывают яркие положительные эмоции. Танец важен для проявления спонтанности, без которого не бывает творчества.

Для более глубокого понимания музыки, развития слуха можно давать разные творческие задания. Например, пропеть своё имя или имя соседа (если занятия проводятся в группе). Также полезно воспроизведение прослушанных мотивов с помощью хлопков в ладоши или притопывания ногами. 

Рекомендуем музыкальные занятия с детскими инструментами. На металлофоне  или ксилофоне с цветными планками легко разучивать простые мелодии. Дети соотносят цвет клавиши с извлекаемым звуком и лучше запоминают последовательность ударов молоточком. Для развития творческих способностей проводят разные игры:

  • «Лягушка». Музыкальный инструмент становится импровизированной лестницей, а молоточки – лягушкой. Воспитатель даёт указания: лягушка прыгает на одном месте, затем вверх по лестнице, потом вниз, перепрыгивает через ступеньку и т.д. Дети с помощью молоточков изображают прыгающую лягушку, извлекая звуки.
  • «Что это?». Попросите ребёнка изобразить, как капает дождь, гремит гром, тикают часы и т.д. При этом предоставьте творческую свободу: не исправляйте, если звук вовсе не похож на то, что вы просили сделать.
  • «Делай как я». Ударьте по любой клавише инструмента, попросите ребёнка повторить. Затем постепенно усложняйте задачу, ударьте по 2-3 клавишам подряд. Такое упражнение развивает внимание. Оно важно для творчества: позволяет концентрироваться на предмете, находить оригинальные решения. Кстати, мы уже писали о том, как развивать внимательность, рекомендуем почитать.   

Через музыкальное воспитание происходит формирование гармоничной личности, развитие слуха и чувств. Недаром в некоторых странах музыка – один из основных предметов школьной программы. Например, в Японии – самой прогрессивной и развитой стране.

Теперь вы знаете, как развивать творческие способности. Методы и приёмы, предложенные в статье, помогут в этом. Но одно из важных условий – поддержание творческой атмосферы внутри семьи. Проявляйте интерес к необычным идеям ребёнка, уважайте его любопытство, не игнорируйте вопросы и идеи. И, главное, хвалите! То, что он нарисовал или слепил, обязательно поставьте на видное место. Ведь для него это лучший стимул совершенствовать свои навыки, творить и созидать.