Квест-игра "Аура безопасности"
МБОУ ДО "ЦДОД" г. Череповец
Квест-игра "Аура безопасности"
Красникова Евгения Александровна
педагог-организатор
Цель:
- воспитание сознательного, дисциплинированного и безопасного поведения в условиях современной жизни.
Задачи:
- активизация знаний детей и подростков по самоспасению, оказанию помощи пострадавшим в различных чрезвычайных ситуациях и происшествиях;
- пропаганда идей охраны и сбережения окружающей среды;
- поддержка познавательной и творческой деятельности обучающихся;
- способствовать развитию умений анализировать, размышлять, работать в микроколлективе.
Характеристика участников:
В мероприятии принимают участие учащиеся 3 – 6 классов, количество - 20 человек.
Время проведения:
Продолжительность мероприятия 40 - 50 минут.
Оформление и реквизит:
- Мероприятие проводится в выставочном зале на базе городской выставки конкурса «Предупреждение! Спасение! Помощь!»
- При проведении мероприятия используется:
- мультимедийное оборудование;
- выставочные экспонаты.
Оборудование и реквизит:
- Использование выставочных экспонатов.
- Мультимедийная презентация.
- Флажки
- Маршрутные листы с заданиями (по количеству команд)
- 2 компаса
- 2 дудки (свистки)
- 2 набора: писчая бумага, авторучки.
- Карточки с буквами – 2 комплекта.
- Кроссворд (экспонат)
- Воздушные шарики с вложенными заданиями.
- Карта местности (зала) с указанием 5 точек.
- 2 набора карточек с названиями явлений природы.
- Магнитола, диск с музыкальной подборкой.
- Жетоны.
Условия и особенности реализации:
Программа проводится с обязательным просмотром экспозиции, где ребята знакомятся с выставочными экспонатами.
Для выполнения миссий квеста команде необходимо будет:
- проявить находчивость, чтобы выявить наименее затратные по времени и имеющимся ресурсам способы прохождения этапов миссии;
- потренировать собственную память и внимательность;
- проявить смекалку и сообразительность для того, чтобы решить загадки и кроссворды во время прохождения некоторых этапов.
Участники мероприятия делятся на команды, которые соревнуются между собой в скорости и качестве выполнения миссий (заданий), подготовленных организатором игры. Если участников немного, можно выполнять задания в одиночку (детей рекомендуется запускать группами, а команды, состоящие из детей младше 8-10 лет желательно сопровождать взрослым).
Игра может быть линейной: то есть все задания выдаются последовательно, цепочкой – разгадываешь одно место, а там подсказка, где искать следующее. Дошел до финала – получил в подарок медаль «Агент безопасности», победил соперников.
Игра может быть нелинейной, когда все задания выдаются одновременно на «маршрутном листе».
Мероприятие проводится с использованием мультимедийного оборудования (слайдовая презентация).
В заключении подводится итог, ведущий поздравляет команды, вручает призы победителям, сертификаты - участникам и предлагает заполнить игровые листочки с пожеланиями и отзывами. При успешном проведении спецзаданий дети заслуженно получают свою награду.
Методические рекомендации.
- перед проведением игры «Аура безопасности» ребята знакомятся с экспозицией «Предупреждении. Спасение. Помощь»;
- игра проводится на базе выставки детского творчества и предполагает использование экспонатов в качестве наглядных средств;
- главное - торжественно назначить всех агентами и объяснить важность операции, выдать список всех заданий, нужные принадлежности и бумагу с ручкой для описания отчета.
- в процессе игры ведущий наблюдает за игрой, корректирует, если есть необходимость,
( успешное взаимодействие в команде, формирование взаимовыручки, разделение обязанностей и взаимозаменяемость, выявление лидера)
- в конце мероприятия дается краткий итог игры с целью выявления наиболее трудных, интересных моментов, проводится рефлексия.
Торжественно
Ход мероприятия:
Добрый день, дорогие ребята, уважаемые взрослые! Я рада приветствовать всех в нашем гостеприимном Центре дополнительного образования детей на открытии городской выставки-конкурса детских рисунков и поделок.
Мы живем в прекрасном, но неспокойном мире. Землетрясения, наводнения, пожары, крупные аварии и другие катаклизмы природного и техногенного характера сотрясают нашу планету. Обеспечение безопасности человека, его защита от чрезвычайных ситуаций, охрана окружающей среды, здоровый образ жизни, - являются глобальными проблемами нашего времени.
Мы уже привыкли к техническим достижениям и охотно пользуемся их возможностями в быту, учебе, на работе и отдыхе. Изобретатели и конструкторы приложили огромные усилия, чтобы окружающие нас устройства, механизмы и сооружения стали удобными и безопасными. Появились надежные тормозные системы, предохранительные пробки, автоматически выключающиеся чайники, утюги, телевизоры, тысячи других устройств с повышенной аварийной защитой. Немало бед они предотвратили, сберегли миллионы жизней.
Однако среди нас есть еще забывчивые, невнимательные, безответственные, недисциплинированные, а иногда просто неграмотные в собственной безопасности, люди. Риск травматизма, отравления или гибели на предприятиях, транспорте и других объектах еще высок. Природа технического процесса такова, что всегда есть и будут опасные события и явления, и мы должны быть к ним готовы, ведь каждый из нас может оказаться в зоне аварии, катастрофы, чрезвычайной ситуации техногенного характера. Поэтому как ради себя, так и ради других следует знать рекомендации и методы защиты от опасностей. Ваш пример поможет другим, так как еще древние римляне говорили: «Спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи».
Поэтому проводимая нами выставка-конкурс детских рисунков и поделок названа девизом спасательной службы России «Предупреждение – спасение – помощь!»
Посмотрите, какие замечательные, интересные, оригинальные рисунки, плакаты и поделки представили ребята из образовательных учреждений города. Творческие работы ребят призывают к ведению здорового образа жизни, защите окружающей среды, правильному обращению с электрическими приборами, различными механизмами, предметами быта, огнем, показывают опасности природного и техногенного характера, а также красоту флоры, фауны, взаимодействие с человеком.
Я приглашаю посмотреть экспозицию.
(просмотр экспозиции)
Ведущий:
С первых минут появления на свет и до дней последних человек постоянно пребывает в «зоне риска». Какие только напасти ни подкарауливают его на жизненном пути. Чтобы противостоять опасности и страху, необходимо знать 4 заповеди безопасного существования:
1. Надо уметь предвидеть и распознавать опасности и, по возможности, избегать их;
2. Надо знать об окружающих нас опасностях и собственных возможностях;
3. Надо действовать грамотно;
4. Надо желать совершенствовать свои физические и психические возможности, чтобы противостоять опасностям.
Пословица гласит: Не тот пропал, кто в беду попал, а тот, кто духом упал».
Присутствие духа значительно увеличивает шансы на спасение в любой ситуации.
Я предлагаю проверить ваше присутствие духа и знания в новой познавательной квест-игре «Аура безопасности». Вы ненадолго становитесь агентами безопасности. Ваша задача – решить правильно предложенные задания, ведь каждое следующее вытекает из предыдущего.
На экране вы видите задания.
Задание |
Пояснение |
Понадобиться |
Для отчета |
|
1. |
Команда определяют стороны света |
Найти нужную, указанную в задании, сторону света. Здесь вы увидите воздушный шарик со следующим заданием. |
Компас |
|
2. |
Найти среди экспонатов рисунки с причинами лесных пожаров |
На одном из рисунков закреплен вопрос, на который команде нужно ответить и зафиксировать в графе «Для отчета» Поиск рисунка на выставке |
Внимание, ручка |
Записать ответ и сравнить его правильность с ответом на мультимедийном экране |
3. |
Собрать кодовое слово из букв |
На карте отмечены 5 мест, где спрятаны буквы. Они прикреплены к экспонатам. Аккуратно снимите буквы и соберите их в слово. |
Внимание!!! Слово из букв нужно собрать в 4 зале на месте своей команды |
|
4. |
Ловкий собиратель |
Найти на выставке плакаты с призывом к охране окружающей среды. Записать названия. |
Ручка |
|
5. |
Сигнальные гудки |
Подать сигнал SOS |
Дудки |
|
6. |
Кроссворд. |
Решить кроссворд и записать кодовое слово |
Ручки |
|
7. |
Наблюдение окружения |
Обследовать местность (зал) и найти рисунки с грозными явлениями природы. Что это? |
Из данных карточек выбрать правильные |
Принести на стол карточки |
8. |
Сложить заготовку для костра |
Найти сухие палочки и сложить конструкцию костра. Записать места, где нельзя разводить костер. |
Сухие ветки и палки Ручка |
|
9. |
Вой сирен |
Что означает завывание сирен? Что нужно сделать, услышав подобный вой! Запишите. |
Звучание сирен. Ручка |
|
10. |
Найди предмет по описанию |
Найти описание спрятанного предмета на территории катастрофы техногенного характера! В нём подсказка |
Описание предмета |
Принести найденный на место своей команды |
Такие же задание каждая команда получит на листочках. С началом звучания музыки вы приступите к их выполнению.
(ведущий поясняет задания, дети задают вопросы)
Команды получают листки с заданиями. На столах располагают флажок и необходимые принадлежности. Звучит музыка, начинается игра! Ведущий постоянно наблюдает за происходящим!
Ведущий:
Уважаемые АГЕНТЫ безопасности!!!
Будьте внимательны и бдительны! Удачи!
Вперед!!!
(команды выполняют задания, по завершении сдают маршрутные листы
членам жюри или ведущему)
Ведущий:
Я поздравляю команды с удачным завершением нашей игры.
Давайте все вместе поздравим победителей. И поблагодарим все команды, участвующие в игре. Ведь вы сегодня думали, размышляли, старались прийти к единому верному ответу, показали хороший уровень знаний и , конечно, восполнили некоторые пробелы.
Поздравления, аплодисменты командам.
Проведение рефлексии. Заполнение книги отзывов.
Используемая литература:
Пономарев В.Т., Энциклопедия безопасности – Д.: Сталкер, 1997.
Основы безопасности жизнедеятельности: 6 класс, Учебник для общеобразовательного учреждения, М.П. Фролов,Н.И. Литвинов, А.Т. Смирнов, под редакцией Ю.Л. Воробьева – М.: «Издательство Астрель», 2002 – 2008;
Материалы сети Интернет.