Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

15.05.2024 г.
Ежегодно 15 мая во всём мире отмечается Международный день семьи. В семье начинается жизнь...
14.05.2024 г.
Всероссийская социальная акция, посвящённая правилам безопасности в летнее время года «Лето...
13.05.2024 г.
Всероссийская патриотическая акция, посвящённая Дню России «Поздравь Россию с Днём рождения!»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс авторской фотографии «Летние мгновения…»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс литературных и музыкальных произведений «Строчки о лете...»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс детского рисунка «Разноцветное лето!»
12.05.2024 г.
Всероссийский творческий конкурс «У матушки Природы четыре времени года: Лето»

КРАТКОСРОЧНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ   ПРОГРАММА по театральному творчеству

МБОУ  дом детского творчества  ст. Тацинская  Ростовская область 

 

КРАТКОСРОЧНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  
ПРОГРАММА по театральному творчеству

 

Исаева Дарья Анатольевна 

педагог дополнительного образования 

 
 
Паспорт  образовательной программы
Наименование ОП
«РИТМ»
 
Сведения об авторе
Ф.И.О.  Исаева Дарья Анатольевна
Место работы: МБОУ ДО ДДТ     
 пер. Пионерский, д. 23
Адрес: ст. Тацинская
Телефон:8(86397) 2-13-42
Должность: педагог дополнительного образования
Участие в конкурсах авторских образовательных программ
 
Направленность ОП
художественная
Возраст обучающихся
7 – 15 лет
Срок реализации ОП
1 месяц
 
Нормативно - правовая база
 
Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 гг., утв. постано-влением Правительства РФ от 15.04.2014 № 295
«Конвенция о правах ребенка» ратифициро вана Постановлением Верховного Совета СССР от 13.06.1990 года №1559-1
Приказ  Министерства  просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополни-тельным общеобразовательным програм-мам»
Письмо Минобразования и науки РФ от 18 ноября 2015 года №09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополни-тельных общеразвивающих программ»
Распоряжение Правительства РФ от 24 апреля 2015 года № 729-р «Концепция развития дополнительного образования детей»
Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 года №996-р «Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года»
Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 года №1493 «О государствен-ной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016 -2020 годы»
Приказ Минобразования РО от 21.03.2016  №115 «Об утверждении региональных            рекомендаций к регламентации деятельности образовательных организаций Ростовской области, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобра-зовательным программам»
Постановление Главного государственного санитарного врача  РФ  от 4 июля 2014 г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14» санитарно-эпидемиологические требова-ния к устройству, содержанию и организа-ции режима работы образовательных органи-заций дополнительного образования детей»
Год разработки и редактирование ОП
2019 год - создание  краткосрочной дополнительной общеразвивающей программы «РИТМ»
 
  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
    Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «РИТМ» - художественная.
Театральное творчество является одним из средств развития творческих способностей обучающихся. 
Психологические черты, которые выступают в детском возрасте - независимость суждений, смелость мысли, упорство, необходимы и зрелой личности. Расположенность к творчеству в ее индивидуальном своеобразии свойственна каждому ребенку. Каждый ребенок обладает только ему присущими особенностями познавательной деятельности, эмоциональной жизни, воли, характера, поведения, каждый требует индивидуального подхода, основанного на психологических закономерностях формирования именно данной личности, обучения и развития именно этого ребенка.
 
Актуальность программы обусловлена тем, что направлена на развитие мотивации к познанию  творчества, приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям, интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка.
     Программа имеет общекультурный уровень освоения. Она развивается в ходе взаимодействия ребенка с окружающим миром, под влиянием обучения и воспитания.
       Театральная среда раскрывает широчайшие возможности для творческой деятельности ребят.
 
Педагогическая целесообразность
        Педагогическая целесообразность программы заключается в развитии у детей коммуникабельности, логичности и стройности мышления, самостоятельности, мотивации личности к познанию и творчеству. Игра и творчество – естественные спутники жизни любого ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой, т.к. театральное творчество всегда связано с решением определенных задач, 6 выполнением определенных обязанностей, преодолением разного рода трудностей и препятствий.
       Образовательный процесс  включает в себя различные методы обучения:
  • репродуктивный (воспроизводящий);
  • наглядный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
  • эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагается способы ее решения).
      Успешное развитие общеобразовательного процесса возможно при реализации следующих принципов:
  • непрерывность и преемственность;
  • принцип системности;
  • принцип «проживания» изучаемого материала;
  • принцип гуманизации воспитательного пространства.
 Цель программы – формирование целостной личности на основе художественно-культурных ценностей; развитие творческого потенциала и эмоционального мира ребенка через приобщение к искусству театра.
 
Задачи
обучающие:
  • формировать художественный вкус, способности видеть, чувствовать красоту и гармонию в жизни и искусстве, эстетически их оценивать;
  • развить умение работать в коллективе и взаимодействовать с партнером.
  • приобщать обучающихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе культуры родного края на значимом для них художественном материале;
развивающие:
  • развивать природные задатки, творческие способности и познавательную активность каждого ребенка через реализацию себя в театральной деятельности (сценарист, режиссер, актер);
воспитательные:
  • воспитывать коллектив единомышленников, использующих свою индивидуальность для достижения цели в художественном творчестве.
 
Отличительные  особенности данной программы являются  следующие
образовательно-воспитательные модели:
              - личностно-ориентированный подход к развитию ребенка;
              - педагогический прагматизм;                                                          
               - культурологический подход к образованию;
               - гуманистическое воспитание.
Особенностью данной программы является работа по сочинительству и сценическому воплощению литературно-музыкальной, драматической, документальной композиции и обрядово-календарных праздников.
 
Возраст
   Данная программа  разноуровневая,  вариативная, рассчитана на детей от 7 до 15 лет занимающихся в оздоровительном лагере при школе.   В детское объединение принимаются все желающие, не имеющие предварительной подготовки. Поэтому отбора никакого не проводится, в объединении действует открытая система, тот, кто желает познавать театральное искусство, становится членом коллектива.
       
Формы занятий: беседы, игровой тренинг, показательные выступления, конкурсы,  соревнования,  круглый стол, праздник, экскурсия и.др.
   
 
 
 
 Ожидаемые результаты
     Ожидаемые результаты соотнесены с задачами программы, дифференци-руются по годам обучения и делятся на: теоретические знания, практические умения и навыки, личностные качества, развитие которых предполагается в ходе реализации программы.
              
Особенностью  данной  программы
Репертуар и физическая  нагрузка спланированы с учетом специфики возраста, интересов и физического развития обучающихся.
Буквально за 1 месяц занятий обучающиеся познакомятся с историей театра, с основными этапами  работы чтеца над художественным произведением. Научатся работать над исправлением дикционных недостатков, укреплять путем тренировки мышцы дыхания, производить логический анализ произведения.
 В этом и состоит отличительная особенность программы в летний период.
 
Формы и режим занятий
Основная форма занятий групповая, но и не исключаются индивидуальные часы.
1 группа (11 – 15 лет)  – 5 раз в неделю по 2 учебных часа
2 группа (7 – 10 лет) – 5 раз в неделю по 2 учебных часа
 
Лагерь:
7 – 10 лет  – 4 раза в неделю по 2 учебных часа
  1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п
Тема
Количество часов
лагерь
1 группа
2 группа
1
Вводное занятие
2
2
2
2
История театра
2
2
2
3
Мастерство актера
4
4
4
4
Сценическая речь
4
4
4
5
Ритмопластика
2
4
4
6
Постановочная работа
2
4
4
7
Работа над спектаклем
4
4
4
8
Театральная игра
4
6
6
9
Итоговые занятия
2
2
2
 
ИТОГО:
24
34
34
 
         Ожидаемые результаты образовательного процесса соотнесены  с задачами программы, дифференцируются по годам обучения и делятся на: теоретические знания, практические умения и навыки, личностные качества, развитие которых предполагается в ходе реализации программы.
            Обучающиеся познакомятся с историей театра, с основными этапами  работы чтеца над художественным произведением. Научатся работать над исправлением дикционных недостатков, укреплять путем тренировки мышцы дыхания, производить логический анализ произведения.
  Эффективность образовательного процесса оценивается по сформиро-ванности духовно-нравственных качеств личности, высокому уровню мотивации обучающихся к художественному театральному творчеству.
А также по уровню развития творческих способностей, по активности участия в концертах, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, по стилю работы и профессиональному самоопределению обучающихся и отслеживается в системе разнообразных форм аттестаций: показ спектакля, самооценка, коллективное обсуждение спектакля, открытое занятие, тест, рефлексия и др.
 
Учебно-тематический план работы
(пришкольный лагерь)
п/п
Наименование темы предмета
Количество часов
всего
теория
практика
1
Вводное занятие
2
1
1
1.1
Игры на знакомство. Диагностика обучающихся.
2
1
1
2
История театра
2
1
1
2.1
Театр как род искусства. Истоки  театра. Просмотр электронной презентации             «Да здравствует, Его Величество  Театр!».
2
1
1
3
Мастерство актера
4
1
3
3.1
Знакомство с законами построения этюда. Разбор этюдов.
2
1
1
3.2
Объяснение упражнений психофизического тренинга Комплекс упражнений психофизического тренинга.
2
0
2
4
Сценическая речь
4
2
2
4.1
Введение в предмет сценическая речь.
Знакомство с составляющими речевого аппарата с использованием иллюстраций.
2
2
0
4.2
Разминка. Гигиенический массаж.
Упражнения по методике Стрельниковой.
2
0
2
5
Ритмопластика
2
1
1
5.1
Введение в предмет  ритмопластика. Разогревающие упражнения на разные группы мышц.
2
1
1
6
Постановочная работа
2
1
1
6.1
Разбор драматургического материала: положительные и отрицательные герои.
2
1
1
7
Работа над спектаклем
4
1
3
7.1
Разбор выбранного драматургического материала: композиция (экспозиция, завязка, кульминация, развязка).
2
1
1
7.2
Читка выбранного материала по ролям.
Разводка по мизансценам первого эпизода.
2
0
2
8
Театральная игра
4
0
4
8.1
Игры на развитие памяти
2
0
2
8.2
Игры на развитие произвольного внимания
2
0
2
9
Итоговые занятия
2
1
1
 
Итого:
72
18
54
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Учебно-тематический план работы (1 группа)                               
п/п
Наименование темы
Количество часов
всего
теория
практика
1
Вводное занятие
2
1
1
1.1
Игры на знакомство.  Диагностика обучающихся.
2
1
1
2
История театра
2
1
1
2.1
Театр как род искусства. Истоки  театра. Просмотр электронной презентации  «Да здравствует, Его Величество,  Театр!».
2
1
1
3
Мастерство актера
4
1
3
3.1
Знакомство с законами построения этюда. Разбор этюдов.
2
1
1
3.2
Объяснение упражнений психофизического тренинга Комплекс упражнений психофизического тренинга.
2
0
2
4
Сценическая речь
4
2
2
4.1
Введение в предмет сценическая речь.
Знакомство с составляющими речевого аппарата с использованием иллюстраций.
2
2
0
4.2
Разминка. Гигиенический массаж.
Упражнения по методике Стрельниковой.
2
0
2
5
Ритмопластика
4
1
3
5.1
Введение в предмет  ритмопластика. Разогревающие упражнения на разные группы мышц.
2
1
1
5.2
Упражнения на коррекцию осанки.
2
0
2
6
Постановочная работа
4
1
3
6.1
Разбор драматургического материала: положительные и отрицательные герои.
2
1
1
6.2
Разбор выбранного драматургического материала: тема, идея.
2
0
2
7
Работа над спектаклем
4
1
3
7.1
Разбор выбранного драматургического материала: композиция (экспозиция, завязка, кульминация, развязка).
2
1
1
7.2
Читка выбранного материала по ролям.
Разводка по мизансценам первого эпизода.
2
0
2
8
Театральная игра
6
0
6
8.1
Игры на развитие памяти
2
0
2
8.2
Игры на развитие произвольного внимания
2
0
2
8.3
Игры  на наблюдательность.
 
 
 
9
Итоговые занятия
2
1
1
 
Итого:
72
18
5
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Учебно-тематический план работы (2 группа)                           
 
п/п
1
Наименование темы
Вводное занятие
Количество часов
всего
теория
практика
2
1
1
1.1
Игры на знакомство. Диагностика обучающихся.
2
1
1
2
История театра
2
1
1
2.1
Театр как род искусства. Просмотр электронной презентации   «Да здравствует, Его Величество  Театр!».
2
1
1
3
Мастерство актера
4
1
3
3.1
Знакомство с законами построения этюда. Разбор этюдов.
2
1
1
3.2
Объяснение упражнений психофизического тренинга. Комплекс упражнений психофизического тренинга.
2
0
2
4
Сценическая речь
4
2
2
4.1
Знакомство с составляющими речевого аппарата с использованием иллюстраций.
2
2
0
4.2
Разминка. Гигиенический массаж.
Упражнения по методике Стрельниковой.
2
0
2
5
Ритмопластика
4
1
3
5.1
Введение в предмет  ритмопластика. Разогревающие упражнения на разные группы мышц.
2
1
1
5.2
Упражнения на коррекцию осанки.
2
0
2
6
Постановочная работа
4
1
3
6.1
Разбор драматургического материала: положительные и отрицательные герои.
2
1
1
6.2
Разбор выбранного драматургического материала: тема, идея.
2
0
2
7
Работа над спектаклем
4
1
3
7.1
Разбор выбранного драматургического материала: композиция (экспозиция, завязка, кульминация, развязка).
2
1
1
7.2
Читка выбранного материала по ролям.
Разводка по мизансценам первого эпизода.
2
0
2
8
Театральная игра
6
0
6
8.1
Игры на развитие памяти
2
0
2
8.2
Игры на развитие произвольного внимания
2
0
2
8.3
Игры  на наблюдательность.
 
 
 
9
Итоговое занятие
2
1
1
 
Итого:
72
18
54
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
По окончанию курса обучения обучающиеся будут
знать:
  • истоки театра;
  • работу театральных цехов;
  • понятия «диапазон»,  «регистр»;
  • основные этапы работы чтеца над художественным произведением;
уметь:
  • пользоваться театральными терминами;
  • работать над исправлением дикционных недостатков;
  • укреплять путем тренировки мышцы дыхания;
  • производить логический анализ произведения;
  •  составлять сюжетный рассказ;
  • исполнять  концертные номера (басня, стихотворение, миниатюра);
          владеть
  • элементами внутренней техники;
  • элементами пластики.
  1. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
 
              Занятия проводятся в специально оборудованном помещении - актовом зале, обеспечивающем свободу перемещения во время выполнения упражнений. Упражнения, если надо по замыслу выполняются под музыку и в ритме музыки. Это развивает в детях чувство ритма и темпа ритма.
               Физические нагрузки помогают в формировании устойчивого иммунитета. Активная подвижность театральных игр составляет необходимый противовес школьной статистики. Интеллектуальные, эмоциональные и физические нагрузки на молодой организм приведены в равновесие, а это помогает гармонизировать все процессы роста.
              Тренинг по технике речи (особенно по дыханию и голосу) лучше делать стоя, хотя можно и сидя. Однако в любом случае нужно тщательно следить за тем, чтобы спина и плечи были расправлены (не сутулиться!), а голова держится прямо, подбородок не должен прижиматься к груди, не задираться вверх. При выполнении упражнения, стоя вес тела должен равномерно распределяться на обе ноги. Плечи не должны подниматься при вдохе и опускаться при выдохе.
          Перед выполнением упражнений в любом тренинге необходимо освободиться от всякой скованности. Все тело должно быть спокойным, свободным.
          Одежда для занятий может быть любой, главное - удобной и свободной. Дети должны комфортно себя чувствовать, выполняя любые упражнения, даже лежа на полу или стоя вверх ногами. Обувь должна быть очень мягкой: чешки, балетные тапочки, просто носки. Во избежание травм девочкам необходимо убрать волосы, снять с себя все украшения.
 
ДИАГНОСТИЧЕКИЙ МАТЕРИАЛ
                                                   Вопросы к устному опросу.

1.    Что такое этюд?
Этюд – это упражнение, в котором есть содержание жизни, отрезок жизненного процесса.
2.    Какие качества необходимы актеру,  чтобы быть на сцене выразительным?
Воля, активность, внимание, память, ловкость, ритмичность, координация, подвижность.
3.    Перечислите этюды, которые помогают в совершенствовании актерского мастерства.
Этюд на любую домашнюю работу; этюд на три заданных слова; этюд «Люди, звери, птицы»; этюд «Молча вдвоем»; этюд из школьной жизни; этюд с музыкальным моментом; этюд по репродукции картины; этюд на тему «Люблю и ненавижу»; этюд по интересному факту; этюд на общественную тему; этюд по басне (сказке); этюд на свободную тему.
  1. . ЛИТЕРАТУРА
  1. Барышникова Т. Азбука хореографии - М. Ролф, 1999г.
  2. Введенская Л.А., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону. Издательство Феникс, 1998 г.
  3. Иванцова Л., Коржакова О. Секреты ширмы, г. Ростов-на-Дону, 1998г.
  4. Когтев Г.В. Грим и сценический образ - М. «Советская Россия», 1981г.
  5. Кох И. Сценическое движение М., 1978 г.
  6. Кузьмин А.И. У истоков русского театра М. Просвещение, 1984 г.
  7. Науменко Г.М.  Фольклорный праздник, М., 2000 г.
  8. Сац Н. Дети приходят в театр. М., 1961 г.