Конспект занятия воспитательного часа по основам социализации и общения «Лес и мы» для младших школьников
Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 33 г. Братска»
Конспект занятия воспитательного часа по основам социализации и общения «Лес и мы»
воспитатель
Черникова М.А.
«Лес и мы»
(Основы социализации и общения)
Цели: закрепить навыки поведения в лесу;
коррекция воспитания, внимания на основе упражнений в узнавании, различении.
План
-
Организационный момент.
а) Упражнение на внимание «Что изменилось?».
Воспитатель показывает природный материал, собранный во время экскурсии: веточку сосны, лист березы, плод ели, гриб, желудь, ягоду земляники, лист дуба, гроздь рябины. Дети запоминают порядок расположения; затем они закрывают глаза, а воспитатель перекладывает предметы – дети должны восстановить прежний вариант.
Эффективное задание, т.к. здесь включаются в работу сразу несколько анализаторов: зрительный, слуховой, речевой (можно добавить тактильный).
б) Упражнение на узнавание и различение.
Воспитатель предлагает детям разобрать природный материал: плоды сосны, ели, боярышника, шиповника, рябины, дуба.
Потом воспитатель становится в центр круга, поднимает вверх веточку сосны и спрашивает: «У кого детки с этой ветки?». Дети, у которых есть сосновые шишки, поднимают руки с шишками.
Фиксируется скорость и точность.
Это также специальный коррекционный прием, упражняющий детей в воспроизведении материала (зрительная память).
-
Введение в тему.
а) Вводная беседа по картинке «Лес» (5мин):
– Придумайте название к этой картинке, потом мы сравним его с названием, которое дал художник.
Воспитатель закрывает имеющееся название.
б) Составить тему занятия из геометрических фигур (в каждой фигуре написана буква фразы («Лес и мы»).
Это задание является очень эффективным, т.к. мотивирует творчество детей. Они хотят придумать свое название. Для усложнения этого задания возможен следующий вариант инструкции: «Придумайте название, которое соотносилось бы со сказкой «Маша и медведь»».
3. Основной этап.
а) Объяснительная беседа (работа с картинками деревьев и загадками).
Воспитатель выставляет на доску картинки с изображением деревьев и просит выбрать ту, о которой пойдет речь в загадке.
-
В белом сарафане
-
Встала на поляне.
-
Летели синицы,
-
Сели на косицы.
-
(Береза)
-
Что же это за девица:
-
Не швея, не мастерица,
-
Ничего сама не шьет,
-
А в иголках круглый год?
-
(Ель)
-
Весной зелена,
-
Летом загорела.
-
Осенью надела
-
Красные кораллы.
-
(Рябина)
-
Что за дерево стоит –
-
Ветра нет, а лист дрожит?
-
(Осина)
-
С моего цветка берет
-
Пчелка самый вкусный мед.
-
А меня все ж обижают:
-
Шкурку тонкую сдирают.
-
(Липа)
-
У меня длинней иголки,
-
Чем у елки.
-
Очень прямо я расту
-
В высоту.
-
Если я не на опушке,
-
Ветви только на макушке.
-
(Сосна)
-
– Как можно назвать одним словом ель, сосну, березу, липу? (Деревья)
-
– Назовите место, где растут деревья.
-
б) Игра «Волшебный мешочек».
-
– Ребята, у меня есть волшебный мешочек, в котором лежат сюрпризы. Надо назвать правильно предмет, угадав его на ощупь. Но самое главное – рассказать, как надо собирать эти плоды и ягоды.
-
Под сосною у дорожки
-
Кто стоит среди травы?
-
Ножка есть, но нет сапожек,
-
Шляпка есть – нет головы.
-
(Гриб)
-
в) Чтение рассказа «Замечательный зонтик».
-
– Послушайте и заполните нашу корзинку грибами, которые собрал Колобок.
-
Воспитатель предлагает вспомнить, какие грибы собрал Колобок, а какие грибы он не стал срезать.
-
Съедобные грибы дети вписывают в клеточки на корзинке, а несъедобные – рядом с корзинкой.
-
-
Релаксация:
-
– А сейчас представьте себя в самом прекрасном месте на земле – в лесу. Перед вами огромный цветущий луг, на нем много растений, зеленая трава, и вы чувствуете, как ваши ноги ступают по росе, ваше тело окутывает утренняя прохлада. Дует нежный ветерок, и вам хочется подольше находиться среди этой красоты. Вдохните поглубже свежий воздух.
-
Может, вы что-то слышите, какие-то звуки? Может это шумят деревья или поют птицы, а может, вы слышите, как звучит тишина.
-
Останьтесь там, среди этого прекрасного леса, и почувствуйте как в вас входят новые силы, как вам хорошо. Вы можете закрыть глаза, чтобы лучше почувствовать красоту природы.
-
– А теперь, спустя некоторое время, откройте глаза, медленно оглядитесь вокруг и, сохраняя свежесть и бодрость хорошего настроения, посмотрите на меня.
-
– Мы с вами немного отдохнули, как будто побывали в летнем лесу.
-
Формирование умения расслабляться. Это очень сложно для наших детей, т.к. они не умеют воображать. Однако систематические упражнения развивают эту способность даже у умственно отсталых детей.
-
-
Закрепление.
-
Выбери правильно – что можно делать, а что – нельзя:
-
– Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.
-
– В лесу моно поиграть: листьями бросаться; из веток, лежащих на земле, домики построить, шалаш.
-
– Можно наломать свежих, молоденьких веток, оборвать листья, нарвать ландышей.
-
– Можно пошуметь, покричать, поаукать и, главное, никому не мешать!
-
– Если увижу грибы – вырву с корнем, чтобы никому не достались.
-
– Бутылки из-под воды, стаканы, пакеты брошу по лесу – всё равно они мне не нужны!
-
– Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, или раздавить, или ударить палкой.
-
– Звери всякие важны, звери всякие нужны. Каждый из них делает в природе свое полезное дело!
-
-
Итог.
-
Заключительное слово воспитателя, в котором дается аргументированная оценка отношения детей к выполненным заданиям:
-
– Особо хочу отметить настойчивость …. при решении загадок и быстроту …., который сумел отгадать (три) загадки.
-
– Очень мне понравилась собранность … , когда путешествовали в лесу.
-
– …. проявила инициативность и умение правильно ориентироваться в лесу при выборе ответов.
-
-
-
-
-
-
-
-
-