Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
22.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

Конспект занятия по внеурочной деятельности для учащихся начальной школы Тема: «Родник – начало всех начал»

МБОУ "СОШ №2 п.г.т. Актюбинский" Азнакаевского района Республики Татарстан

 

Конспект занятия по внеурочной деятельности для учащихся начальной  школы

Тема: «Родник – начало всех начал»

 

Салахутдинова Зульфия Тагировна

учитель начальных классов

 

 

Цель: расширить  представления учащихся о роли родников в жизни человека.  
Задачи:
Развивать познавательные способности учащихся.
Воспитывать бережное отношение к природе, к историческому прошлому  и настоящему родного края.
Воспитывать потребность в охране окружающей среды.
 
Ход занятия
Вступительная часть
Учитель: Ребята, прослушайте  строки из стихотворения  известного русского писателя Ивана Бунина:
В глуши лесной, в глуши зеленой,
Всегда тенистой и сырой,
В крутом овраге под горой
Бьет из камней родник студеный.
Наверное, каждому из вас  приходилось видеть это маленькое чудо: выбивающийся из земли или трещины в скале родник. Вспомните, как приятно в жаркий день утолить жажду пригоршней хрустально чистой и необыкновенно вкусной родниковой воды. Откуда же она взялась?
Основная часть
  1. Возникновение родников (эксперты «Учёные»)
Учитель: В сегодняшнем разговоре о родниках мне  будут помогать наши эксперты: (учёные, краеведы, экологи,  медики). Слово экспертам «Учёным».  Что такое родник с вашей точки зрения?
(Рассказ «учёных»  по схеме «Рождение родника»). Родник  - это источник подземных вод, который выходит из - под земли наружу. Родники могут быть горячими, теплыми, кипящими и прохладными. Иногда подземная  вода сочится сплошной скатертью из песчаных слоев, иногда она выходит на поверхность в виде сформировавшегося ручейка или жилы. Выходы подземных вод на поверхность земли носят название родников, или источников, а от них берут в дальнейшем своё начало ручьи и реки.
  1. Родник – начало всех начал (эксперты «Филологи»)
Учитель: Слово экспертам «Филологам»
«Филологи»: Обратимся к словарю В.Даля: Родник — ключ, бьющая из земли водяная жила, кpиница, животок, водничек, место pождения ключа. Ключ же — это источник, отпиpающий недpа земли.  Родник – это не просто душа  водного мира, это  начало жизни на Земле, это  источник всего живого. Второе  название родника - ключик . Как вы думаете, почему?  Как без ключа мы не попадем  в наш домик, так без ключевой воды не будет жизни у ручья, реки, моря… Поэтому к такому водному ключу – источнику жизни - стремились люди древности, чтобы обосноваться и создать свой дом, деревню.  Похоже на сказку, но это быль, наша история.  Именно у родников, у истоков рек селились наши предки. Вот и первые жители нашего посёлка Актюбинский  избрали для поселения такую богатую родниками местность.
3. Родник – как  исцеляющая сила природы (эксперты «Медики»)
 Учитель:  Слово экспертам  «Медикам».
 «Медики»: Послушайте музыку звенящего ручейка, а потом расскажете о своих впечатлениях. Слушание музыки Вангелиса «Ручей».
-Что вы представили, о чём вы думали, вспоминали? (Рассказы детей)
- Ребята, вы заметили, сколько счастливых ноток вы услышали в ответах своих одноклассников. Вода является непременной составной частью всех живых организмов. Родниковая вода считается самой чистой, целебной водой, в ней содержатся вещества, необходимые человеку, такие как железо, марганец, медь, фтор и другие. При нарушении, т. е. загрязнении водоисточников вода представляет большую опасность, в ней появляются и размножаются бактерии, которые служат возбудителями опасных болезней. А чтобы вода была чистой, берегите природу, не загрязняйте водоёмы! Пейте чистую родниковую воду! Мы любим родники за свежесть хрустальной водицы, за прохладу, которую они дают в жаркий летний день, за красоту и вечность. Серебряные струи источников исцеляют больных, на святые источники люди приходят, чтобы очистить души  и сердца. В тени у родника  отдохнет и ягодник, и грибник, и сборщик трав, сделает привал турист, завернет сюда и случайный прохожий. Всем дарит родник радость! Поэтому с полной уверенностью утверждаем:  родники – это   исцеляющая сила природы.
4. Названия родников (эксперы «Краеведы»)
Учитель: Родники всеми  любимы  и уважаемы,  поэтому у них такие поэтичные названия. Вспомните, как называются родники вашей местности. (Ответы детей).Какие красивые названия даны нашим родникам! Слово экспертам «Краеведам».
«Краеведы»: Родники - символы жизни человека. О  них слагают легенды и притчи,стихи и загадки. Мы хотим  познакомить вас с историей одного родника. За околицей деревни Каменка стоит памятник погибшим в годы Великой Отечественной войны. Построил этот памятник ветеран войны Михаил Чекус на свои кровно заработанные деньги в дань памяти своих односельчан. Место для памятника было выбрано неслучайно: сюда за родниковой водой приходят все жители округи, и глядя на памятник,  вспоминают героев Великой Отечественной войны. Этот  родник   назвали «Ядкарь», что в переводе с татарского языка означает «Память».
А вот ещё одна замечательная  легенда родника «У трёх берёз». Говорят, что один джигит, будучи на сенокосе, оставил в прохладной тени трёх берёз кувшин с молоком. И вот здешние леса полным – полны сине - фиолетовой медуницы. Сорвёшь цветок – и стебелёк сочится соком, белым как молоко,  и сладким, как мёд. Народная мудрость гласит: «Родник – не просто источник питьевой воды, это – живая нить, которая связывает нас не только с прошлым, но и с будущим».
5. Об охране родников (Эксперты «Экологи»)
Учитель: Слово экспертам «Экологам».
«Экологи»: Знаете ли вы, сколько в нашем районе родников?(130). Азнакаевский район можно назвать родниковым краем. Многочисленные источники бьют из недр нашей земли на радость людям, насыщая влагой почву, давая силы представителям животного мира, обитающим на территории района. А как же мы – люди относимся к родникам? Действительно, иногда мы видим, как предприятия спускают в ручьи и реки неочищенные стоки, некоторые граждане моют машины около водоемов, оставляют мусор возле родников, нисколько ни заботясь о чистоте и охране природы. Что мы можем сделать, чтобы  сохранить родники, сберечь их чистыми и живыми? Судьба родников в наших руках! Мы должны их оберегать, чтобы они могли звенеть, журчать, приносить людям радость и звонко петь.
Заключительная часть
Учитель: Каждый человек, кем бы он ни был и чем бы ни занимался, должен помнить: не причиняй  вреда окружающей природе,  более того, содержи в надлежащем порядке и чистоте. Ведь мы в ответе за состояние родников перед будущими поколениями.  Сохранить родники – значит сберечь не только саму Землю, но и душу человеческую. А вам, ребята, я предлагаю провести в нашей школе фотовыставку на тему: «Родник – начало всех начал». Возможно, кто-то из вас захочет исследовать родники нашего района и рассказать  об этом своим одноклассникам.
Заповедный исток есть у каждой реки.
          Это чудо природы и сказка живая.
Пусть в лесах и долинах звенят родники.
          Добрым людям объятья земля раскрывая.
 
 
Список литературы:
 
  1. Газеев Н.Х. Родники Земли Татарстана. Казань: «Заман», 2008г.
  2. Миронов А.В. Природа и экология Республики Татарстан. Набережные Челны, 2007.
  3. Азнакай.  Казань: Издательство “Эксклюзив”, 2001.
4.  Актюба.  ООО Издательство “Альмедиа” , 2006.
5.  Карташова Л.Б. Места заповедные. Казань. Идель-Пресс, 2007.