Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Весёлый магазин»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад №55" г. Глазов Удмуртская Республика
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
«Весёлый магазин»
Касимова Надежда Васильевна
воспитатель
Цель: создание условий для естественного решения доступных познавательных задач посредством игровых приемов и элементов методики ТРИЗ.
Задачи.
Образовательные:
- вовлекать детей в общий разговор;
- учить вести диалог, составлять текст-описание;
- уточнять и закреплять правильное произношение звуков с, з в словах и фразах;
- формировать коммуникативные навыки (диалогическую речь через совместное обсуждение, правильное слово произношение, связную речь);
- продолжать учить образовывать ласкательные формы существительных;
- учить подбирать слова со звуками с, з;
Развивающие:
- продолжать развивать умение детей мыслить с помощью приёмов анализа, сравнения;
- развивать познавательную активность, внимание, память, творческие возможности с помощью схемы-плана для описания игрушек.
Воспитательные:
- воспитывать любознательность, дружелюбие, желание прийти на помощь, вызвать у детей позитивные эмоции.
Материал: игрушка Буратино, партаманет, золотые монеты, касса, цветные картинки с отделами в продуктовом магазине, мяч, карточки с изображением фруктов и овощей, игрушки: лиса, коза, заяц, змея, слон, схема-план для описания игрушек.
Предварительная работа: чтение сказки «Приключения Буратино», речевые игры на подбор ласкательных существительных, работа со схемой – планом для описания игрушек.
Методы и приёмы: наглядные и игровые методы в сочетании со словесными методами, работа со схемой-планом.
Ход занятия.
1. Мотивационный момент.
- Ребята, посмотрите, кто это сегодня пришёл к нам в гости? (Буратино)
(обращаю внимание детей на Буратино, он сидит грустный, а рядом с ним пустой кошелёк).
- Как вы думаете, от чего он такой грустный? Что могло с ним случиться? (у Буратино Лиса Алиса и Кот Базилио украли все золотые монеты, поэтому он грустный).
- Я предлагаю вам, ребятки, помочь Буратино вернуть монеты! Поможем ему? (да)
- Здорово! Поскорее занимайте свои места н стульчиках. Начнём!
(Дети рассаживаются на свои места.)
2. Беседа «Для чего нужны деньги».
- Какие бывают деньги? (Бумажные купюры, монеты).
- Где обычно хранят деньги? (В кошельке, в партаманете, в кармане, на банковской карте).
- Как вы думаете, для чего Буратино нужны монеты?
(Чтобы делать покупки).
- Наверное Буратино очень любит ходить по магазинам. А вы, ребятки, любите ходить со своими родителями по магазинам? (Да).
3. «Какие бывают магазины».
- Ребята, вместе вспомним какие бываю магазины.
- Если в магазине продают игрушки, то как будет называться этот магазин?
(магазин Игрушек), прошу отвечать ребёнка полным ответом.
- Если в магазине продают продукты? (Продуктовый магазин).
- Если в магазине продают одежду? (Магазин одежды).
- Если в магазине продают обувь? (Магазин обуви или обувной м-н).
- Если в магазине продают мебель? (Магазин мебели или мебельный магазин).
- Если в магазине продают бытовую технику? (Магазин Бытовой техники).
- Молодцы, вспомнили названия магазинов!
- А есть ли в нашей группе дети, чьи родители работают в магазине? И в каком? (У Перминовой Яны мама работает в мебельном магазине).
- Скажите пожалуйста, существует ли такой магазин, в котором можно встретить эти магазины все вместе? (Да)
- Как он называется? (Торговый центр, супермаркет, гипермаркет).
- В нашем городе Глазове есть такие большие магазины? (Торговый центр «Пассаж», гипермаркет «Магнит», «Пятерочка»).
- Итак, ребятки, молодцы! Вы справились с первым заданием, назвали много разных магазинов и заработали для Буратино 1ю монету!
4. Игра «Назови товар на звуки с, з».
- Прежде чем выполнить следующее задание – вспомним правила поведения в магазине. (В магазине нельзя шуметь, бегать, кушать, открывать неоплаченный товар, соблюдать очередь и т.д.)
- Кто работает в магазине? (Продавец).
- Как называют тех, кто покупает товар? (Покупатели).
- Где в магазине расплачиваются за покупки? (На кассе).
- А сейчас я предлагаю вам отправиться в торговый центр, в котором можно купить любой товар!
- Сначала нужно подумать и назвать любые товары, которые начинаются на звук с. (Отвечают все по очереди).
- А сейчас назовите пожалуйста товары, которые начинаются на звук з.
- Молодцы! Вы знаете очень много товаров, которые начинаются на звуки
с, з. За это вы получаете 2ю монету!
5. Чистоговорка на закрепление произношения звуков с, з в начале слова.
- Сначала будем передавать лису со словами:
«Са-са-са – у сосны стоит лиса»
- А сейчас будем передавать козу со словами:
«Зу-зу-зу – мы увидели козу».
6. Физкультминутка.
7. «Продуктовый магазин».
- Как мы выяснили ранее существует очень много разных магазинов.
- В какой магазин мы ходим чаще всего? (В продуктовый магазин).
- Сейчас мы с вами отправимся в продуктовый магазин. (Выставляю папку-передвижку с картинками отделов продуктового магазина).
- Ребята, все продукты в продуктовом магазине разложены по отделам.
- Чтобы получить ещё одну монету – нужно вспомнить и назвать эти отделы.
- Давайте вместе посмотрим какие продукты в каком отделе можно найти.
(Молочный отдел, кондитерский отдел, отдел хлебо - булочных изделий, рыбный отдел, мясной отдел, бакалея, отдел напитков, отдел фруктов и овощей).
- Назовите пожалуйста продукты, которые начинаются на звуки с или з.
- Молодцы, вы назвали все отделы в продуктовом магазине и заработали 3ю монету!
8. Игра «Фрукты – овощи».
(Прошу подойти к столу, на котором находится «отдел фруктов и овощей», в котором все перемешано).
- В каком магазине мы оказались? (В продуктовом).
- Как вы догадались? (В продуктовом магазине есть отдел фруктов и овощей).
- Посмотрите, все фрукты и овощи перемешались. Чтобы заработать монету нужно навести порядок на прилавке, сложить овощи с овощами, а фрукты с фруктами. (Дети берут по одной картинке и раскладывают правильно).
- Какие фрукты продаются в магазине? (перечисляют).
- Какие овощи продают в магазине? (перечисляют).
- Молодцы! Вы легко справились еще с одним заданием – заработали 4ю монету!
9. Игра «Назови ласково».
- А сейчас встаньте в круг, поиграем в игру «Назови ласково». (прошу встать в круг и беру мяч).
- Я буду бросать мяч и называть товар, а вы будете ловить мяч, называть этот товар «ласково» и возвращать мне мяч.
(Слова – игрушки: кукла, машина, мяч, дом, заяц, медведь, ведро, волк и т.д.)
- Ребятки, как можно назвать одним словом все эти предметы? (Игрушки)
- В каком магазине продают все эти предметы товары? (В магазине игрушек)
- Молодцы, у вас получилось называть ласково игрушки и заработать еще монету, 5ю!
10. Игра «В магазине игрушек».
- И напоследок мы отправляемся в самый любимый магазин всех детей – в магазин игрушек. (На столике макет кассы магазина, на прилавке игрушки: заяц, змея, слон, собака).
- Рассмотрите игрушки, которые тут продаются. Я буду продавцом, а вы покупателями. Когда вы будете покупать игрушки, то вы должны мне её описать, но не называть. Я по вашему описанию должна сама догадаться, какую игрушку вы хотите приобрести. Помочь вам в описании поможет вот эта таблица. Давайте с вами вспомним, что обозначает каждая клеточка таблицы. (вывешиваю схему).
-
цвет игрушки
-
форма игрушки
-
размер игрушки
-
материал, из которого сделана игрушка.
-
из каких частей состоит игрушка.
-
как можно с ней играть.
- Также при покупке игрушек не забывайте о правилах вежливого обращения.
- Саша, пожалуйста, приглашаю тебя купить игрушку.
Саша: Здравствуйте, я хочу купить игрушку серого и чёрного цвета, среднего размера. Она сделана из пластмассы. У этой игрушки есть туловище, 4 лапы, мордочка, хвостик. С этой игрушкой можно играть в игру цирк , кормить, гулять.
- Это собака.
- Виолетта, а ты какую хочешь купить игрушку?
Виолетта: Игрушка, которую я хочу купить зелёного цвета, она длинная. Она сделана из пластмассы. У этой игрушки есть только туловище и голова. С этой игрушкой можно играть в зоопарк.
- Это змея.
- Платон, теперь ты выбери игрушку. Какая она, расскажи.
Платон: Это игрушка серого цвета. Она крупного размера и сделана из пластмассы. У игрушки есть большие уши, длинный хобот, толстые ноги. С ней можно играть в зоопарк.
- Это слон.
- Варюша, какая игрушка тебе понравилась? Опиши её.
Варя: Эта игрушка коричневого цвета. Она небольшого размера. Это мягкая игрушка. У неё длинные уши и маленький хвост. С ней можно играть в «Ферму».
- Это заяц.
- Вы все большие молодцы! Справились с последним заданием! Заработали 6ю монету.
- Можно смело порадовать Буратино! Сейчас он сможет делать любые покупки в магазине!
11. Рефлексия.
Оценивается работа детей, заслушиваются ответы детей, что им понравилось на занятии, что запомнилось.