Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям 1944 года «Этот сложный путь к Победе...»
26.03.2024 г.
Всероссийская викторина по истории Холокоста «Не забыть нам во всех поколениях...»
26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям Великой Отечественной войны «Четыре года шла война...
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс творческих работ из пуговиц «Пуговицы-кнопочки из маминой коробочки!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс фотоэкскурсий «Родного края облик многоликий!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Всемирному дню здоровья «Солнце, воздух и вода - наши...
26.03.2024 г.
III Всероссийский конкурс ремесленного творчества «Душа и руки создают шедевры!»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Мой дом – моя крепость»

МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида» п. Каджером

 

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе

«Мой дом – моя крепость»

 

                                                                                                                                                                                                                                              воспитатель 1 квалификационной категории

Викулина Н.А.

 

Цель: развитие способности понимать ценность пространственно-предметной среды дома в жизни человека.

Образовательные задачи

-Познакомить детей с историей жилища;

-систематизировать знания детей о домах и их видах.

Развивающие задачи

Развивать речь, творческое воображение детей.

Воспитательные задачи

Воспитывать бережное отношение к своему дому.

Оборудование: презентация, альбомные листы, карандаши.

План:

  1. Беседа о доме.
  2. Проблемная ситуация.
  3. Рассказ воспитателя о разных видах жилищ человека.

 4.   Физкультминутка.                                                                                                           

      5.   Проблемная ситуация.

  1. Игра «Для того, чтобы...»
  2. «Чудо – домики»
  3. Рисование дома.

Ход проведения:

1. Беседа о доме. (слайд 1)

  • Дети, отгадайте, о чём это загадка: «Как называется то место, из которого человек уходит, но всегда возвращается?». (Дом) (слайд 2)
  • Что означает для вас это слово? Что бы вы рассказали о своём доме?

(Ответы детей)

  • Сколько этажей в вашем доме?

(Ответы детей)

  • А сколько комнат в вашей квартире?

(Ответы детей)

  • Мы с вами живём в поселке Каджером и  дома у всех разные.
  • Посмотрите на фото домов, которые есть в нашем посёлке.                                                 (Слайды с 3 по 16 ).
  • Чем они отличаются друг от друга?

(Ответы детей)

-Правильно. Одни дома построены из бетона, другие из кирпича, у них разное количество этажей, наши дома разного цвета.

(Ответы детей)

  • Дети, я хочу рассказать вам о деревенском доме.

(Слайд 17, 18)

Деревенские дома отличаются от городских своей архитектурой. В очень далекие времена дом прежде всего должен был спасать хозяина от жары и холода, дождя и ветра, диких зверей и драчливых соседей. У дома было деревянное крыльцо со ступеньками.

И строить можно было только из того материала, который был под рукой. Было дерево — из дерева. Чаще всего дома строили из елей. Стройку начинали летом, на Троицу, и примечали: «Без Троицы дом не строится».

 Обогревались дома русской печкой, она давала тепло зимой, на ней готовили еду.  По вечерам старики, забравшись на печь погреться, рассказывали детям сказки.

(Слайд19 )

  • Посмотрите на слайде внутреннее убранство избы. (слайд 20)
  • А кто из вас был в деревенском доме?

(Ответы детей)

  • Деревенские дома бывают деревянными и глиняными.

(слайд 21 )

  • Камень, глина, кирпич, дерево полезны для здоровья человека, так как они считаются экологически чистым материалом. Вот какие разные деревенские и городские дома.
  1. Проблемная ситуация. (Слайд 22)    
  • Ребята, а всегда ли были дома, как вы думаете?                                                                     1

(Ответы детей)

  • Каким же был дом древнего человека?

(Ответы детей)

  1. Рассказ воспитателя о разных видах жилищ человека.

 Домом древнего человека служила пещера.

(Слайд 23)

Люди искали сухие пещеры, в которые не задувал ветер. На ночь вход в пещеру закладывали камнями или загораживали ветками. Как вы думаете, для чего?

(Ответы детей)

  • Это делалось для того, чтобы защитить себя от диких животных. На землю они клали подстилку из сухих листьев и потом на них стелили шкуры животных. Стены пещер древние люди украшали рисунками. (слайд 24)

(Слайд 25) -Во время охоты люди жили в палатках. Палатка древнего человека - это палки,

скрепленные вверху и покрытые шкурами животных. У индейцев до сих пор есть такие палатки, их называют типи. Это древнее жилище человека, сохранившееся до наших дней

(слайд 26)

  • Деревянные стойки вбивались в землю по кругу, а вверху связывались кожаным ремнём. Снаружи всё покрывали сшитыми шкурами, чаще из бизона. Они были прочными, и через них не протекала вода.
  • А вы знаете, как называется это жилище?

(Ответы детей)

  • Это тоже жилище индейцев - вигвам. Чем оно отличается от типи?

(Ответы детей)

  • У вигвама прямые стены и куполообразная крыша в отличие от типи. Сверху шкур снаружи вигвам обшивали корой берёзы, которую соединяли при помощи костяной иглы и тонких кожаных ремешков. А зимой внутри вигвама каркас из дерева и на него вешали чехол из пушистых звериных шкур.

(Слайд 27)

В нашей стране на Севере тоже сохранились древние дома. Может быть вы слышали о домах из снега?

(Ответы детей)

  • Такие дома называются иглу. Их и сейчас строят зимой охотники. Вход в ледяную хижину делают очень низким, чтобы в неё не задувал ветер. Иглу - жилище эскимосов. Строят его из глыб снега, которые вырезают большими ножами и укладывают по спирали. Постройке придают вид купола, благодаря чему она сохраняет тепло. Внутри подвешивают полог из оленьих шкур.

(Слайд 28)

Существует ещё один вид жилища - чум.

Чум - переносное жилище у народов Сибири. Каркас в виде конуса из жердей, покрытый зимой оленьими шкурами, и парусиной или берестой летом. Ещё вид - юрта. (Слайд 29)

Юрта - переносное жилище из войлока у народов Азии. Круглое в плане с куполообразной крышей. Стены составлены из решёток, крыша - из шестов, верхними концами соединённых в центральный обруч, обрамляющий свето- дымовое отверстие над очагом. Каркас юрты кроется войлоком.     

(Слайд 30)

Сакля - жилище кавказских горцев, которое часто строят прямо на скалах. Саклю делают из камня или глины. Крыша ее плоская. В каждой сакле прорезают одно или два маленьких окна и одну или две двери.

(Слайд 31)

В жаркйх сырых местах строят дома на сваях. Двух - или трехметровые сваи, на которые ставят дома, обеспечивают помещению прохладу и сухость даже в сезон дождей или во время шторма. Стены делают из плетеных бамбуковых матов. Окон обычно не делают, свет проникает сквозь щели в стенах или через дверь. Крышу настилают из пальмовых веток.

(Слайд 32)                                                                                                                                     

В средние века люди воевали друг с другом. И деревянные дома не могли защитить людей. Стали строить замки — крепости. Они строились из камней или кирпичей, у таких построек были толстые стены, которые не могли пробить снаряды противника. Вокруг замка делали стены из камня, окошки у такого жилища были маленькие.

  • Как вы думаете, почему сейчас не строят такие замки?

(Ответы детей)

  1. Физкультминутка (слайд 33)
  2. Проблемная ситуация (слайд 34)     
  • Ребята, представьте, что вы оказались на необитаемом острове, где всегда тепло и растут пальмы и различные цветы. Но бывают сильные дожди. Из чего бы вы построили себе дом?

(Ответы детей)

6. Игра «Для того, чтобы...» (слайд 35)

- Ребята, дома могут быть разной формы, сделаны из различных материалов.

  • Но скажите, что должно быть у каждого дома?

(Ответы детей)

  • Давайте с вами поиграем в игру «Для того, чтобы...». (Крыша дому нужна для того, чтобы...). (Окно, печь, дверь, крыльцо).
  • Молодцы, вы всё сказали правильно.

7.Чудо – домики. – Как называется профессия людей, которые строят дома? (ответы детей)

– Что нужно сделать, прежде чем строить дом? (ответы детей)

(Дом надо придумать и нарисовать).

- Человек, который придумывает новые дома ,называется архитектором. Бывают дома необычные.

(слайды с 36 по 39)

 

8. Рисование дома.                                                                   

  • Ребята, есть такое выражение «Мой дом - моя крепость». Как вы его понимаете? Да, для каждого человека дом - это его семья, место, где его любят и всегда ждут, заботятся о нём. дом нам нужен для того, чтобы жить в нём, чтобы найти в нём тепло, защиту, любовь. Родное жилище дает чувство уюта и тепла, защищает от непогоды и бед. Вот поэтому так и говорят «Мой дом - моя крепость».
  • Когда вы вырастете, у вас будет свой дом. Какой он будет? Давайте об этом помечтаем и нарисуем на бумаге.                                       

 (Слайд  40)

(дети садятся за столы, рисуют)

Какие прекрасные дома у вас получились! И как, наверно, в них будет хорошо жить. Пусть у каждого из вас будет тёплый, светлый, уютный дом. А вы берегите и любите свой дом. (слайд 41)

 

Используемая литература:

 

1. Скорая помощь для воспитателя: конспекты занятий и других мероприятий в ДОУ по образовательным областям.Н.В. Елжов. – Ростов- на-Дону: Феникс , 2013г.

 

2.   Сказки о предметах и их свойствах (Библиотека воспитателя).

3. Интернет- ресурсы

4. Детские журналы «Непоседа»

 

Смотреть презентацию