Конспект занятия по развитию речи «Головные уборы» подготовительная группа
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
городского округа Королев Московской области
«Гимназия №17»
Конспект занятия по развитию речи
«Головные уборы»
подготовительная группа
Нелюбова Валерия Владиславовна
воспитатель
Цель занятия: Формировать знания о головных уборах и учить образовывать относительные прилагательные.
Образовательные задачи:
- активизировать предметный и глагольный словарь по теме «Головные уборы»;
- дифференцировать головные уборы, одежду и обувь;
- упражнять в образовании относительных прилагательных;
- упражнять в употреблении существительных в винительном падеже без предлога;
- закреплять умение образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;
- упражнять в образовании предложений с союзом а;
- развивать внимание, восприятие.
Развивающие задачи:
- развивать мелкую моторику пальцев рук, речевое дыхание, артикуляционный аппарат;
- развивать умение делать умозаключения через составление предложений;
- развивать познавательные процессы: внимание, логическое мышление.
Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к занятиям;
- воспитывать интерес к различным видам головных уборов;
- воспитывать активность на занятиях.
Оборудование:
-
Листы картона с прорезанными силуэтами головных уборов;
-
Виды материала, наклеенные на картонные прямоугольники;
-
Картинки с изображениями головных уборов (косынка, платок, панама, кепка, шляпа, берет, шапка);
-
Зашумленное изображение головных уборов (на каждого ребенка);
-
Контурное изображение головных уборов, одкежды, обуви (на каждого ребенка).
Ход занятия
Организационный момент:
- Здравствуйте, ребята! Посмотрите внимательно, что нового появилось в кабинете? (Шапка, шляпа, панама). Как это можно назвать одним словом? Как вы думаете, где шьют головные уборы? (На фабрике)
I. Введение в тему
- Сегодня мы совершим путешествие на фабрику головных уборов. Закройте глаза. Раз, два, три, четыре, пять – мы на фабрике опять!
II.Изучение нового материала
-
Активизация и уточнение словаря
- Вот мы и очутились на фабрике по пошиву головных уборов. Какие головные уборы вы здесь видите? (Дети называют головные уборы по предметным картинкам).
- Косынка, платок, панама, кепка, шляпа, берет, шапка
- Как вы думаете, из чего шьют головные уборы? (Из материала)
- Подойдите все ко мне. Посмотрите на материал, из него можно шить головные уборы. Назовите его(дети трогают материал и называют с помощью воспитателя).
- Мех, шерсть, солома, ситец, шелк.
2. Образование относительных прилагательных.
Воспитатель подкладывает листы с прорезанными силуэтами головных уборов к различным видам материала и спрашивает:
- Если косынка сшита из шелка значит она какая? – Шелковая косынка
- Платок из ситца (какой?) – Ситцевый платок
- Шляпа из соломы (какая?) – Соломенная шляпа
- Шапка из меха (какая?) – Меховая шапка
- Кепка из шерсти (какая?) – Шерстяная кепка
3.Развитие зрительного восприятия. Употребление существительных в винительном падеже без предлога.
-На фабрике художник нарисовал головные уборы, но его маленький сын разрисовал эти картинки. Помогите художнику узнать, что было нарисовано. Детям раздаются картинки с зашумленным изображением головных уборов.
- Скажите, что вы видите?
- Я вижу косынку.
- Я вижу панаму.
- Я вижу кепку.
- Я вижу шляпу.
- Я вижу берет.
- Я вижу шапку.
4. Пальчиковая гимнастика
- Я буду читать стихотворение, а вы покажите, что умеют делать ваши пальчики.
Нитку вдеть – для пальца
Непосильный труд,
Но зато два пальца
Косыночку сошьют.
Три в тетради нашей
Пишут хоть куда.
Десять в поле пашут,
Строят города.
5. Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
- На фабрике конструктор придумывает модели головных уборов. Мы сейчас с вами тоже попробуем сконструировать красивый головной убор.(Детям раздаются конверты с деталями головных уборов).
Дети собирают мозаику с изображением головных уборов.
- Вам понравились головные уборы, которые вы сконструировали? (Да)
- Тогда назовите их ласково.
Дети говорят:
- Берет – беретик, шляпа – шляпка, шапка – шапочка, косынка – косыночка, платок – платочек, панама – панамка.
III. Физминутка
- Устали, давайте встанем и отдохнем.
Одолела вас дремота,
Шевельнуться неохота?
Ну-ка делайте со мною
Упражнение такое:
Вверх, вниз потянись,
Окончательно проснись.
Руки вытянуть пошире.
Раз, два, три, четыре.
Наклониться – три, четыре –
На месте поскакать.
На носок, потом на пятку.
Все мы делаем зарядку.
IV. Образование существительных множественного числа.
- На фабрике шьют много головных уборов.
Детям раздаются картинки с изображением головных уборов. Воспитатель говорит:
- У меня берет, а на фабрике береты.
Дети составляют предложения по образцу:
- У меня шляпа, а на фабрике шляпы.
- У меня шапка, а на фабрике шапки.
- У меня косынка, а на фабрике косынки.
- У меня платок, а на фабрике платки.
- У меня панама, а на фабрике панамы.
- У меня кепка, а на фабрике кепки.
V. Закрепление нового материала.
- Кто вспомнит, из какого материала шьют головные уборы?
- Повторите предложения, называя материал, из которого сшит ваш головной убор.
Воспитатель говорит:
- У меня ситцевый платок, а на фабрике ситцевые платки.
Дети составляют предложения:
- У меня соломенная шляпа, а на фабрике соломенные шляпы.
- У меня меховая шапка, а на фабрике меховые шапки.
- У меня шелковая косынка, а на фабрике шелковые косынки.
- У меня шерстяная кепка, а на фабрике шерстяные кепки.
VI. Подведение итогов
- Пора возвращаться в детский сад. Закройте глаза. Раз, два, три, четыре, пять – вот и в садике опять. Вы побывали на фабрике по пошиву головных уборов. Теперь вы сможете узнать головной убор? (Да)
В тетрадях нарисованы силуэтное изображение головного убора, одежды и обуви.
- Заштрихуйте головной убор. (Дети выполняют штриховку головного убора по диагонали)
- О чем мы сегодня говорили?
- Что нового вы узнали?
- Что вам понравилось?