Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
22.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе (6-7 лет) "Свет в доме"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  

"Детский сад №55" г. Глазов  Удмуртская Республика

 

Конспект занятия по познавательному развитию

в подготовительной группе (6-7 лет)

"Свет в доме"

 

Демина Оксана Анатольевна

воспитатель

 

 

Цель: знакомство детей с разными осветительными приборами, с историей возникновения искусственных источников света.
Задачи:
  • формировать умение устанавливать причинно-следственные связи;
  • развивать познавательный интерес к окружающему миру;
  • развивать память,  логическое мышление, речь, воображение;
  • расширять словарный запас;
  • воспитывать у детей интерес к истории.
Материалы и оборудование: картинки с изображением разных осветительных приборов (костёр, лучина, свеча, керосиновая лампа), свечи, ёмкость с водой, тонкая деревянная щепка, керосиновая лампа.
Ход НОД
Этапы НОД
Деятельность воспитателя
Деятельность детей
Примечания
1. Организационная часть
Ребята, проходите в группу, присаживайтесь поудобнее.
- Вы готовы?
- Мы ничего не забыли сделать?
- Может быть, мы забыли включить свет?
 
Ответы детей
Дети заходят в группу, в группе выключен свет.
 
Включается свет
2.
Основная часть
- А для чего нам нужен свет?
 
 
- Что нужно для того, чтобы лампочка загорелась?
- А как электричество попадает к нам в дом?
- Люди придумали электрическую лампочку не очень давно, чуть больше ста лет назад. А до этого жилища людей освещались совсем по-другому. Может быть, кто-нибудь знает как?
 
- Хотите узнать, каким образом происходило освещение жилищ в старину?
- А чтобы познакомиться с осветительными приборами разных времён, я вам сегодня хочу предложить попутешествовать во времени. Мы с вами отправимся в прошлое. Хотите?
 
- Чтобы попасть в прошлое, нужно закрыть глаза и произнести волшебные слова:
1,2,3,4,5 ,
Можем все мы помечтать,
Мечтаем оказаться в прошлом!
Затем повернуться вокруг себя и открыть глаза
- Ребята, мы с вами оказались в пещере первобытного человека. Посмотрите, здесь горит костёр. Для чего пещерному человеку нужен костёр?
Костёр использовали для освещения пещер. Так же костёр служил источником тепла и использовался для приготовления пищи. А ещё с помощью костра люди защищались от хищников. За костром нужно было постоянно следить, чтобы он не потух, потому что не было спичек, чтобы снова его разжечь.
- А каким же образом они добывали огонь?
- Но нам пора уходить, пока нас не обнаружили
- И мы снова отправляемся в путешествие, говорим волшебные слова:
1,2,3,4,5 ,
Можем все мы помечтать,
Мечтаем оказаться в прошлом!
- Посмотрите, мы с вами очутились в деревянной избушке. С помощью чего освещается эта комнатка?
- Избы освещались лучиной. Давайте вместе произнесём это слово «Лучина»
Лучина – это тонкая длинная щепка сухого дерева. Лучину закрепляли в СВЕТЕЦ, специальное металлическое приспособление, которое вбивалось в какую-нибудь подставку. Под лучину ставили сосуд с водой. Как вы думаете, для чего это делалось?
Вода нужна была для безопасности, потому что угольки т лучины могли упасть на деревянный пол и мог случиться пожар. А ещё вода, как зеркало, отражает свет, и в комнате казалось светлее.
- Как вы думаете, много ли света давала лучина?
- Лучина давала очень мало света, она очень быстро сгорала и её нужно было очень часто менять
- Для чего же люди, жившие в то время, использовали свет от лучины?
 
- Что-то, ребята, я немного устала от наших путешествий. Давайте немного отдохнём и поиграем.
Физкультминутка:
Ток бежит по проводам (бег на месте),
Свет несёт в квартиру к нам (руки «Фонарики»),
Чтоб работали приборы («Моторчик»),
Холодильник (поднять руки вверх, потянуться),
мониторы (показываем руками монитор), кофемолка (вращательные движения руками),
пылесос (наклоны),
Ток энергию принёс (взяться за руки)
 - Вот мы и отдохнули, пора отправляться дальше. Говорим волшебные слова:
1,2,3,4,5 ,
Можем все мы помечтать,
Мечтаем оказаться в прошлом!
- Теперь мы с вами оказались в замке. Посмотрите, с помощью чего он освещается?
- Он освещается с помощью большого количества свечей.
- Давайте мы с вами проведём небольшой эксперимент
 
- Посмотрите, ребята, много ли света даёт свеча?
- А теперь поднесите руки к пламени свечи, только не близко. Что вы чувствуете?
- Действительно, свеча, когда горит, даёт тепло. А горит сразу много свечей, то в помещении становится очень жарко.
- А теперь давайте подуем на свечу. Что произошло?
- Если ветер может погасить свечу, можно ли использовать её для освещения улиц?
- Надёжный ли этот способ освещения?
 
- А нам пора  отправляться дальше. Говорим волшебные слова: 
1,2,3,4,5 ,
Можем все мы помечтать,
Мечтаем оказаться в прошлом!
 
- Мы с вами попали в другое время. Посмотрите, с помощью чего освещается комната?
- Этот осветительный прибор называется керосиновая лампа. Почему она называется керосиновая?
- Керосиновой она называется, потому что в этой лампе используется жидкость, которая называется керосин. Это вещество, которое очень хорошо горит. В сосуд наливается керосин, в него опускается фитиль. Фитиль – это шнур. Чем шире фитиль, тем больше пламя. А чтобы пламя не гасло от дуновения ветра, сверху надевается стеклянный абажур.
- Как вы думаете, могли ли использовать керосиновые лампы для освещения улиц?
- Как вы думаете, с изобретением керосиновой лампы, люди перестали использовать свечи?
(Реже стали использовать)
 
- А нам пора возвращаться обратно в наш детский сад. Говорим волшебные слова:
1,2,3,4,5,
Можем все мы помечтать,
Мечтаем оказаться в детском саду
Вот мы с вами и вернулись обратно в свой детский сад, где нам не нужно разводить костры и зажигать лучины и свечи, чтобы стало светло. Нам достаточно включить электрическую лампочку.
- Нам с вами на память о нашем путешествии остались фотографии. И теперь их нужно повесить в правильной последовательности, начиная с самой первой.
- Присаживайтесь, ребята, на свои места. Скажите мне, пожалуйста, почему же люди перестали использовать для освещения костры, лучины, свечи и керосиновые лампы?
 
 
Ответы детей (читать, писать, играть)
Ответы детей (электричество)
По проводам
 
 
 
 
 
 
 
Ответы детей
 
Ответы детей
 
 
 
 
 
 
 
Ответы детей
 
 
 
 
 
Дети повторяют слова
 
 
 
Ответы детей
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ответы детей
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ответы детей
 
 
 
Дети повторяют слово
 
 
 
 
 
 
 
 
Ответы детей
 
 
 
 
 
 
 
 
Ответы детей
 
 
 
 
 
Ответы детей
 
 
 
 
 
 
 
 
Дети говорят слова и выполняют движения
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ответы детей
 
 
 
Дети встают вокруг стола
 
Ответы детей
 
Ответы детей (тепло)
 
 
 
 
 
Дети дуют, пламя гаснет
 
 
Ответы детей
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ответы детей
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ответы детей (да, могли)
 
 
 
Ответы детей
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Дети выполняют задание
 
 
 
Ответы детей
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
На мольберте вывешивается иллюстрация с изображением костра в пещере
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
На мольберте иллюстрация с изображением лучины
 
Показать деревянную щепку
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Повторить 2 раза
 
 
 
 
 
 
 
 
 
На мольберте фото свечей в подсвечниках
 
На дно ёмкости, к которой стоят свечи, налить воду. Следить за тем, чтобы дети не наклонялись близко к пламени и не подносили близко руки
 
 
 
 
 
 
 
На мольберте иллюстрация с изображением освещения комнаты с помощью керосиновой лампы
 
Показ керосиновой лампы
 
 
 
Показать разные виды фитилей
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Повесить фото на стене
3. заключительная часть
- Ребята, вам понравилось путешествовать во времени?
- Что нового вы узнали во время нашего путешествия?
- Мне тоже очень понравилось с вами путешествовать. И, если вы захотите, мы с вами ещё куда-нибудь отправимся. Может быть, это будет прошлое, а, может, и будущее. Спасибо вам большое.
Ответы детей