Конспект занятия по изобразительному творчеству «Создание эскиза современной кожаной сумки с использованием татарского национального орнамента»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Центр дополнительного образования детей "Заречье" Кировского района города Казани
Конспект занятия по изобразительному творчеству
«Создание эскиза современной кожаной сумки с использованием татарского национального орнамента»
Заляева Резеда Рашидовна
педагог дополнительного образования
Возраст детей и год обучения: 7-13 лет, второй год обучения
Цель занятия:
-
Образовательная:
- изучение татарского национального орнамента (виды, колорит, орнаментальный строй), рассматривание традиционных изделий (обуви, головных уборов), декорированных татарским национальным орнаментом
- знакомство с современными актуальными направлениями дизайна в национальной стилистике
- создание самостоятельного творческого продукта в национальной стилистике
2. Развивающая:
- развитие декоративных умений (построение орнаментальной композиции в сложной форме)
- развитие чувства формы, цвета
- развитие креативности, инициативности
3. Воспитательная:
- формирование интереса к изучению татарской национальной культуры
- формирование национального самосознания, воспитание патриотизма
- формирование умения договариваться, навыков сотрудничества
Прогнозируемые результаты
Предметные умения:
-
Учить создавать творческий продукт (эскиз изделия) в национальной стилистике
-
Учить создавать орнаментальную композицию из отдельных элементов с учетом симметрии
-
Учить подбирать гармоничные сочетания элементов по форме и цвету
-
Закреплять умение вырезания сложных элементов узора самостоятельно и по шаблону
Личностные:
-
развивать национальное самосознание, осознавать богатство татарской национальной культуры и искусства
-
мотивировать к профессиональному самоопределению
Регулятивные:
-
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
-
корректировать свои действия в соответствии с замыслом
-
работать с визуальной опорой;
Коммуникативные:
-
строить диалогические и монологические высказывания
-
понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственных
-
учиться сотрудничеству
Познавательные:
-
осуществлять поиск необходимой информации
-
моделировать алгоритм учебных операций
-
учиться самоанализу своей учебной деятельности и ее продукта и анализу деятельности (продукта) товарищей
.
Материал: силуэты форм сумочек, листы А4, заготовки бумаги различных цветов, ножницы, клей - карандаш
Оборудование и ИКТ:
-
иллюстративный материал (варианты ленточной орнаментальной композиции, варианты элементов татарского национального орнамента)
-
ПК, проектор, экран, фотокамера
-
компьютерная презентация «Татарский национальный орнамент: традиции и современность»
-
компьютерная программа ADOBE ILLUSTRATOR
-
слайд – шоу «современные татарские бренды КАЗАНСКИЙ СТИЛЬ»
-
сборник музыкальных произведений татарского композитора Радика Салимова
-
Вводная часть:
Добрый день, мои юные художники! Я очень рада видеть вас на нашем занятии!
Я вижу, что у вас сегодня прекрасное творческое настроение, и это очень здорово! Потому что наше занятие будет посвящено дизайну. Ребята, вы любите заниматься дизайном? Как вы думаете, какой интересный дизайнерский предмет мы будем создавать? Посмотрите на экран и подсказку… (на экране – фото татарского орнамента).
Мы с вами уже знакомились с татарским национальным орнаментом, поэтому давайте вспомним, что мы о нем знаем.
- из чего состоит татарский национальный орнамент?
-какой главный элемент татарского национального орнамента?
-где можно увидеть татарский национальный орнамент?
К сегодняшнему занятию я приготовила очень интересную и красивую презентацию: «Татарский орнамент: традиции и современность».
-
Основная часть
Знакомство с новым материалом - просмотр и обсуждение компьютерной презентации
… Ну что, ребята, попробуем? Скажите, пожалуйста, какие изделия современных казанских брендов вам понравились больше всего? …. Лично я в восторге от сумочек и рюкзачков кажаной мастерской «Булгари». И я предлагаю вам сегодня попробовать себя в роли дизайнера и создать свой эскиз кожаного рюкзака или сумки с таким актуальным сегодня татарским орнаментом. Согласны?
Коллективная работа в компьютерной программе
А поможет нам в компьютерная программа ADOB ILLUSTRATOR. Эта программа – самая настоящая палочка – выручалочка для дизайнеров! На первоначальном этапе дизайнер с помощью этой программы создает эскиз сумки, и только после этого мастер приступают к шитью.
-
Я предлагаю вам поработать над растительным орнаментом – по-моему, это самый красивый вид татарского орнамента. Давайте вспомним - какой самый главный элемент татарского орнамента? (Тюльпан). Еще можно выделить гвоздику, трилистник, и, конечно, завиток. Программа ADOB ILLUSTRATOR позволяет нам путем наложения различных элементов создать целый многоцветный узор. Итак, поехали!....
-
Выбираем элемент, накладываем его в избранную область, определяем следующий элемент для комбинирования, определяем цветовое сочетание, приступаем к выбору и наложения третьего элемента и т.д. весь процесс происходит в режиме диалога педагога и учащихся. Далее собранный узор вставляем на силуэт сумочки, рюкзачка. Подбираем цвет для сумки, корректируем размер, цвет элементов в случае необходимости.
3. Самостоятельная творческая работа учащихся.
- А теперь, юные дизайнеры, пора нам приступить к самой креативной и интересной части – созданию собственного дизайнерского эскиза. Вспомним правила безопасности на занятиях по дизайну из бумаги - вы их можете видеть на экране. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОСТИ
Работать мы будем под музыку молодого татарского композитора Радика Салимова. (в это время на экране – слайд-шоу показанных ранее изделий в национальном стиле)
Дети получают силуэты рюкзачков, сумок, листы цветной бумаги. На столах – репродукции с эскизами изделий в национальном стиле, варианты декора. Детям предлагается создать шаблоны элементов декора, продумать орнаментальную композицию, выполнить необходимые элементы в цветном варианте.
В случае затруднений учащимся предлагаются готовые шаблоны элементов декора. Необходимо акцентировать внимание на композиции – обсудить различные варианты декора - по центру, угловая композиция, декорирование отдельного элемента.
Готовые элементы приклеиваются, фломастерами создается имитация «тамбурного шва».
4. Заключительная часть.
(обсуждение творческих работ)
- Ребята, посмотрите, какие креативные работы у нас получились. Я думаю, что дизайнерам из мастерской « Булгари» эти работы тоже могут понравятся. Давайте подумаем, если бы у нас была самая настоящая мастерская, какое название мы бы ей дали?
Ребятам предлагается сделать коллективное фото с хэштегом – названием мастерской и выставить фото в инстаграмм Центра «Заречье».