Конспект занятия по исследовательской деятельности со стеклом «В гостях у профессора Всезнамуса»
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад «Тополек»
комбинированного вида
Конспект занятия по исследовательской деятельности со стеклом «В гостях у профессора Всезнамуса»
Воспитатель первой квалификационной категории
Первутинская Елена Анатольевна
Цель: развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со свойствами стекла.
Задачи: - содействовать развитию познавательных процессов через экспериментально – исследовательскую деятельность;
- развивать речь детей, пополнять словарный запас;
- опытным путём определить качества стекла: водонепроницаемое, звонкое, хрупкое, прозрачное;
- закрепить правила безопасности обращения со стеклянными предметами на основе полученных знаний.
Материал: конверт, предметы из стекла, новогодние шары, акриловые краски кисти, салфетки, сок, ложки.
Предварительная работа: беседа о профессиях лаборанта и художника, раскрашивание на новогоднюю тематику, игры «Побуду я художником» «Калейдоскоп», « Профессии».
Ход занятия:
Воспитатель: Я сегодня получила письмо от профессора Всезнамуса. Вам интересно, что там? Давайте прочтем, потому что мне очень интересно.
Письмо от профессора (читает воспитатель)
- Здравствуйте, ребята! Я хочу снова пригласить вас в лабораторию. Сегодня в лаборатории вы найдете много стеклянных вещей. Они красивые, необычные и загадочные. К тому же они хрупкие, звонкие, прозрачные, водонепроницаемые. Вы уже догадались, что я хочу узнать? Подумайте, как можно выяснить и доказать что стекло может быть хрупким, звонким, прозрачным и водонепроницаемым? Желаю вам успехов!
Воспитатель: Ребята, что же хотел узнать профессор? (предположения детей)
Воспитатель: Куда мы должны с вами отправиться, чтобы ответить на вопросы Всезнамуса, (в лабораторию)
Воспитатель: Правильно. А что такое лаборатория? (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы! Это помещение, где учёные проводят эксперименты, узнают что-то новое о свойствах каких-либо вещей.
Воспитатель: Но прежде, чем мы туда отправимся, давайте вспомним правила поведения в лаборатории! (дети повторяют правила, надевают спецодежду и отправляются в лабораторию)
Воспитатель: Вот мы и пришли в лабораторию. Посмотрите, здесь очень много стеклянных предметов. Нам профессор написал, что они хрупкие, звонкие, прозрачные, водонепроницаемые. А что это назвал профессор? (свойства стеклянных предметов)
Воспитатель: Давайте подумаем, как можно выяснить и доказать что стекло может быть хрупким, звонким, прозрачным и водонепроницаемым? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, а как можно определить прозрачное ли стекло? Как мы это можем сделать? (ответы, предположения детей, если не поступит правильного ответа, воспитатель предлагает попробовать провести опыт)
Воспитатель: Проведём с вами опыт.
Опыт 1: Возьмём два стакана, нальём в один стакан сок, а в другой стакан положим ложку. Что мы с вами видим?
Ответы детей, делают вывод.
Вывод: Стекло прозрачное, потому что через стекло видно каким цветом сок в стакане и ложку.
Воспитатель: А где мы еще можем увидеть, что стекло прозрачное?
Ответы детей (видим через окно, очки, ваза, банка, рамка для фото, витрина в магазине)
Воспитатель: Кто знает, что значит слово «водонепроницаемое»? (ответы детей) Повторим это слово все вместе.
Воспитатель: Давайте проверим это свойство стекла.
Опыт 2: налить в стакан сок, опустить стакан с соком в емкость с водой. Вопрос: смешался ли сок с водой? Почему?
Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать? (Ответы детей)
Вывод: стекло водонепроницаемое, потому что жидкость не проходит через стекло.
Воспитатель: Как же нам доказать, что стекло звонкое? (Ответы детей)
Опыт 3: в ряду несколько предметов из разного материала: стеклянного и пластмассового. Палочкой дети простукивают предметы по очереди.
Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать? (Ответы детей)
Вывод: когда мы стучим по стеклянному предмету, мы слышим звонкий звук, а когда мы стучим по пластмассовому предмету, звук глухой. Стеклянные предметы звонкие.
Воспитатель: Ребята, вы молодцы! Вы доказали профессору, что стекло звонкое, прозрачное и водонепроницаемое. А еще какое свойство стекла нам надо определить? (ответы детей)
Воспитатель: А что такое хрупкость? (предположения детей)
Воспитатель: Да, ребята, если стеклянную вещь уронить, то она разобьётся, потому что стекло хрупкое. Сейчас я вам покажу этот опыт.
Опыт 4: (проводит только воспитатель, дети стоят на расстоянии в целях безопасности) В стеклянной банке разбить бокал с тонким стеклом (или стеклянную елочную игрушку).
Вывод: стекло хрупкое, потому что при ударе ломается на осколки.
Воспитатель: Ребята, а почему я вам не разрешила проводить этот опыт? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, осколки острые, ими можно пораниться. Со стеклянными предметами нужно обращаться аккуратно, бережно, осторожно, потому что мы теперь знаем, что они могут разбиться и поранить нас.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо потрудились. А что-то новое узнали? (ответы детей , обобщение материала )
Воспитатель: Предлагаю вернуться из лаборатории и поиграть в игру . (дети снимают халаты и переходят на ковер)
Воспитатель: Игра называется «Какой предмет?» Я буду называть предмет, и из чего он сделан, а вы должны ответить мне одним словом - какой это предмет.
( дети встают в круг)
- Ложка из металла – металлическая
- Ложка из дерева – деревянная
- Ваза из стекла – стеклянная
- Ваза из глины – глиняная
- Кукла из пластмассы – пластмассовая
- Мяч из резины – резиновый
- Кораблик из бумаги – бумажный
- Стол из дерева – деревянный
- Тарелка из стекла – стеклянная
- Кастрюлька из металла – металлическая
- Новогодняя игрушка из стекла – стеклянная
Воспитатель: Замечательно, молодцы! А хотите узнать, как делают стеклянные новогодние игрушки? Давайте посмотрим.
(Просмотр видео, как создаются и расписываются новогодние игрушки)
Воспитатель: Приглашаю вас на выставку новогодней игрушки.
Дети рассматривают игрушки. Беседуют о том, какие рисунки на игрушках. Сравнивают с рисунком и без рисунка.
Воспитатель: Ребята, какие игрушки вам нравятся больше, с рисунком или без рисунка? (ответы детей) Я вам предлагаю расписать новогодние игрушки самим. У нас для этого есть шарики и краска. Берём каждый для себя шарик и его украшаем, кто как хочет. (звучит музыка П.И. Чайковского «Зима»)
После раскрашивания вешаем шарики высыхать.
Воспитатель: Ребята как вы думаете, мы с вами сегодня справились с заданием, которое нам дал профессор? Я тоже считаю, что вы справились.
При подготовке использована методическая литература:
1)С.Н. Николаева « Методика экологического воспитания в детском саду».
2) О.В.Дыбина « Неизведанное рядом»
4) И.А.Агапова, М.А. Давыдова «Комплексная подготовка детей к школе. Книга для детей и взрослых».М., 2003.