Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений «Подсказки для детей»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №22 «Журавленок» г. Новочебоксарск
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений «Подсказки для детей»
Методическая разработка
Авторский коллектив:
Зимина Венера Вячеславовна,
воспитатель, 1 квалификационная категория
Толстова Любовь Фёдоровна,
воспитатель, 1 квалификационная категория
Тема занятия: «Подсказки для детей»
Возрастная группа детей: средняя группа (дети 4– 5 лет)
Цель: развитие логики, мышления и математических навыков у детей средней группы.
Виды деятельности и формы работы:
- познавательно-исследовательская: использование моделей и схем
- игровая: упражнения, игровые ситуации, дидактические игры
- двигательная: физкультминутка
- коммуникативная: беседа, объяснение, пояснение
Задачи:
Образовательные:
Формировать умение различать и называть геометрические фигуры по форме (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), по цвету (красный, синий, желтый), по величине (большой, маленький, толстый, тонкий).
Формировать представления о порядковом счете, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?»
Развивающие:
Развивать внимание, мышление, память, воображение, речь.
Воспитательные:
Воспитывать отзывчивость, умение слушать взрослого и сверстников, самостоятельность.
Материал:
- демонстрационный: карточка с изображением вагончиков из блоков Дьенеша, карточка с изображением «Мишки»
- раздаточный: набор блоковДьенеша, карточки с контурным изображением геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник,прямоугольник), карточка с изображением «Мишки», «Зайки».
Оборудование: мольберт, указка, магниты.
Длительность: 20 минут.
Методы и приемы: организационный момент, игровая ситуация «Письмо от детей», дидактическая игра «Цвет и форма», дидактическая игра «Построй вагончики», игровое упражнение «Сосчитай-ка», физкультминутка «В математику играем», дидактическая игра «Мишка-Зайка», рефлексия.
Структура НОД:
Вводная часть.
- Организационный момент.
- Игровая ситуация «Письмо от детей»
Основная часть.
- Дидактическая игра «Цвет и форма»
- Игровое упражнение «Сосчитай-ка»
- Физкультминутка «В математику играем»
- Дидактическая игра «Мишка-Зайка»
Заключительная часть. Рефлексия
Ход непосредственной образовательной деятельности
Вводная часть.
1.Организационный момент
Воспитатель: Не зевайте, в круг скорее все вставайте!
Я хлопну в ладоши, а вы про себя посчитайте,
И скажите, сколько раз я хлопнула в ладоши?
(Дети выполняют здание по словесной инструкции педагога)
2.Игровая ситуация «Письмо от детей»
(педагог обращает внимание детей на конверт с письмомПриложение 1)
Воспитатель: Ребята, сегодня принесли письмо от детей другого детского сада. Хотите узнать, что они написали?
Ответы детей
Воспитатель: Давайте прочитаем.
«Дорогие дети группы «Почемучки»!
У нас появилась новая игра. Но мы не знаем, как в неё играть. Подскажите, в какие игры можно с ними играть?
Дети средней группы детского сада «Полянка»
Воспитатель: Ребята, к письму положили фотографию игры. Узнаете ее?
Ответы детей.
Воспитатель: Это блоки Дьенеша. А в нашей группе есть такая игра?
(обращаю внимание детей на коробку с блоками Дьенеша)
Воспитатель:Ребята, давайтепридумываем варианты игр с блоками Дьенеша для детей другого сада и отправим письмо. Вы согласны?
Ответы детей.
Основная часть
1.Дидактическая игра «Цвет и форма»
Воспитатель:Ребята, посмотрите,блоки по величине и размеруодинаковые?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, найдите красные фигуры.
(дети выполняют задание)
Воспитатель: Ребята, покажитежёлтые фигуры.
(дети выполняют задание)
Воспитатель: Ребята, покажите синие фигуры.
(дети выполняют задание)
Воспитатель: Какого цвета твои фигуры?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, возьмите по одному кругу (треугольнику, квадрату, прямоугольнику) и положите на стол.
(дети выполняют задание)
Воспитатель: Ребята, вот и первая игра.
(воспитатель размещает иллюстрацию с игрой на мольбертПриложение 2)
2. Дидактическая игра «Построй вагончики»
Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам пройти за столы. Перед вами поезд с контурным изображением вагончиков. Выложите на контур вагончиков блоки Дьенеша. (Приложение 3)
(дети выполняют самостоятельно задание, воспитатель - на мольберте)
Воспитатель:Из блоков, какой формы вы выкладывали вагончики?
(Имя ребёнка) из какой формы ты выкладывал вагончики?
Ответы детей.
Воспитатель: Вот и вторая игра.
(воспитатель размещает иллюстрацию с игрой на мольберт)
3. Игровое упражнение «Сосчитай-ка»
Воспитатель: Я предлагаю сосчитать, сколько вагончиков у поезда?
(дети считают)
Воспитатель:Сосчитайте, сколько вагончиков у поезда?
Ответы детей.
Воспитатель: Какого цвета первый вагончик поезда?
Ответы детей.
Воспитатель: Какого цвета второй вагончик поезда?
Ответы детей.
Воспитатель: Какого цвета третий вагончик поезда?
Ответы детей.
Воспитатель: Который по счету вагончик квадратной формы?
Ответы детей.
Воспитатель: Который по счету вагончик треугольной формы?
Ответы детей.
Воспитатель: Который по счету вагончик круглой формы?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы. Вот и третья игра по блокам Дьенеша.
(воспитатель размещает иллюстрацию с игрой намольберт)
4. Физкультминутка «В математику играем»
Воспитатель: Сейчас немного отдохнем. Подойдите ко мне.
(дети встают и берут блоки треугольной, круглой, квадратной формы)
Воспитатель:
В математику играю,
Вас в фигуры превращаю.
Раз, два, три,
Квадрат (круг, треугольник) в дом беги.
(дети находят соответствующую фигуру в обруче, встают по два ребенка в обруче)
5. Дидактическая игра «Мишка-Зайка»
Воспитатель: Ребята, есть еще одна интересная игра с блоками Дьенеша. (Приложение 4)
Воспитатель:Сядем за столы. Перед вами лежат карточки с изображением Мишки-Зайки из геометрических фигур.Выложите блоки наизображение животных. Обратите внимание на цвет, форму и размер фигур.
(дети выполняют задание, воспитатель - на мольберте)
Воспитатель: Из блоков какой формы у Зайчика уши, голова, туловище?
Ответы детей
Воспитатель: Ещё одна игра с блоками Дьенеша.
(воспитатель размещает иллюстрацию с игрой на мольберт)
Заключительная часть. Рефлексия.
Игровая ситуация «Письмо для детей»
Воспитатель:Вотмы подготовиливарианты игр с блоками Дьенеша для детей детского сада «Полянка». Какие игры мы разместили на мольберт?
Ответы детей.
Воспитатель: «Цвет и форма», «Построй вагончики», «Сосчитай-ка», «Мишка-Зайка». Ребята, какая игра вам больше всего понравилась?
Воспитатель:Давайтеположим лист с вариантами игр с блоками Дьенеша в конверт. Вечером я отправлю письмо детям средней группы детского сада «Полянка».
(лист с вариантами игр вкладываем в конверт)
Воспитатель:Ребята, вы большие молодцы! Попрощаемся с гостями. До свидания.
Список использованных источников и литературы
- Веракса Н.Е. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / М.А.Васильева, Н.Е.Веракса, Т.С. Комарова. – М.: Мозаика – Синтез, 2015. – 368 с.
- Драгунова О.В. Программа воспитания ребенка-дошкольника / О.В. Драгунова. - Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1995. – 231 с.
- Захарова Н.И. Играем с логическими блоками Дьенеша / Н.И. Захарова. – СПб.: Детство-Пресс, 2017.
- Колесникова Е.В. Математические ступеньки. Программа развития математических представлений у дошкольников / Е.В. Колесникова. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 112 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. rg. ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.Html (дата обращения 13.09.2021).