тел. 8-800-100-26-84  +7(3532)27-46-21        НАПИСАТЬ НАМ
ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЕЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Уважаемые коллеги и участники!
Приглашаем Вас подписаться на рассылку новых интересных мероприятий, проводимых Центром "ИДЕЯ" 
ПОДПИСАТЬСЯ

Новости

06.06.2018 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина-игра, посвящённая летнему отдыху детей (Из цикла...
31.05.2018 г.
II Всероссийский конкурс детских работ из фантиков для воспитанников ДОУ «Волшебство сладкоежки!»
24.05.2018 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый творчеству А.С. Пушкина «Пока в России Пушкин длится, метелям не...
21.05.2018 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню России «Припадаю, Россия, к твоей красоте...»​
10.05.2018 г.
Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
07.05.2018 г.
Всероссийский фестиваль, посвящённый Дню Победы «И мы в рядах Бессмертного полка...»
28.04.2018 г.
IV Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»

Конспект занятия "Новогодняя ёлочка"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по физическому развитию № 78

г. Комсомольск-на-Амуре

Конспект познавательного занятия

по теме: «Новогодняя ёлочка»

Подготовительная к школе группа (6-7 лет)

4 год обучения по основной общеобразовательной программе

 дошкольного образования «Детство» / Т.И. Бабаева и др.

Подготовила:

Потькалова Марина Владимировна,

воспитатель МДОУ детский сад № 78

В процессе воспитательно-образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста особое внимание нами уделяется экологическому образованию, которое является потенциалом всестороннего развития детей. Системная работа по ознакомлению с окружающим миром позволяет сформировать у детей естественно-научные представления, а также способствует развитию  у них высших психических функций: произвольного внимания и памяти, мыслительных операций (анализа, сравнения, обобщения и пр.). В подготовительной к школе группе образовательный процесс направлен на углубление и обогащение представлений детей за счёт получения новых знаний, конкретизации усвоенных в предыдущих возрастных группах сведений об окружающем мире. К семи годам у детей возрастает познавательный интерес к окружающему миру, развиваются целенаправленность и  результативность интеллектуальных операций, желание проникнуть в суть окружающих явлений.

С детьми 6-7 лет нами проводится большая совместная работа, включающая:

  • беседы о произрастающих на Дальнем Востоке хвойных растениях,
  • наблюдения за хвойными растениями на участке детского сада,
  • рассматривание альбомов и картинок с иллюстрациями хвойных деревьев и пр.

Обогащение личного опыта детей о хвойных растениях, расширение экологически ценных контактов с растениями, укрепление познавательного интереса и любви к природе Хабаровского края нашло отражение в содержании нашего комплексного занятия.

Тема занятия «Новогодняя ёлочка» выбрана нами неслучайно.  Традиция украшения дома различной зеленью ещё более древняя, чем христианство, и не принадлежащая к какой-то определенной религии. Праздник Нового Года и Рождества неотделим от аромата и свежей зелени настоящей ёлки. Но история ёлочки как символа Новогоднего праздника знакома детям и поэтому вызывает у них непосредственный интерес.

Считаю, что представленный материал может быть интересен педагогам, непосредственно работающим с детьми старшего дошкольного возраста, и может быть использован ими в работе при ознакомлении детей с природой Хабаровского края.

Тема: «Новогодняя ёлочка»

Цель: углубить представления детей о ели, как хвойном растении Хабаровского края и символе Новогоднего праздника.

Программные задачи:

  1. Обогатить знания детей о хвойных растениях, произрастающих на территории Хабаровского края.
  2.  Познакомить с историей возникновения традиции украшать ель на Новогодний праздник.
  3. Развивать у детей зрительное восприятие, самостоятельность и творчество в процессе создания ёлочки своими руками.
  4. Воспитывать у детей бережное отношение к хвойным растениям.

Предварительная работа:

  • беседы о хвойных растениях, произрастающих на Дальнем Востоке;
  • рассматривание альбома «Хвойные растения Хабаровского края»;
  • наблюдения за хвойными растениями на участке детского сада;
  • выполнение игровых заданий совместно с персонажем Вороном Метром, используемых в технологии В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры».

Материалы к занятию:

Демонстрационный: посылка от ёлочки с письмом и шишками.

Раздаточный: материалы для создания ёлочки (бумажные полоски, кофейные зёрна, вата, ленты, пуговицы и пр.).

Ход занятия:

  1. Вводная часть занятия:

Педагог собирает детей вокруг себя в центре группы на ковре и привлекает их внимание деревянной игрушкой птицы:

- Ребята! Посмотрите, сегодня к нам снова прилетел Ворон Метр (см. рис. 1) и принёс вам посылку, которую ему для вас передала сорока. А на посылке только надпись «детям от лесной жительницы» и загадка. Интересно, от какой лесной жительницы может быть вам посылка? Как вы думаете, ребята? (воспитатель выслушивает ответы детей).

Но чтобы точно узнать от какой лесной жительницы посылка, надо нам загадку на посылке отгадать. Поможете мне её отгадать? Тогда слушайте внимательно!

Описание: http://dob.1september.ru/2005/03/14.gif     Рис. 1. Ворон Метр.

Воспитатель загадывает детям загадку «Что за дерево такое: летом и зимой в рубашке одной»? (Дети отвечают: ель).

- Правильно, ребята! Это ель. Значит посылка к вам пришла от ёлочки. Интересно, что в ней может быть?! А вы как думаете? А хотите узнать, угадали мы или нет что в посылке? Тогда давайте её откроем и увидим (дети открывают посылку вместе с воспитателем, замечают в ней письмо и шишки).

 Воспитатель вытаскивает письмо и распечатывает его.

- Ребята, для вас письмо! А вы хотите узнать, что ёлочка вам в письме написала? (дети кивают утвердительно). Тогда присаживайтесь, а я вам прочитаю письмо. Воспитатель зачитывает детям письмо: «Здравствуйте, ребята!  Я, ёлочка-красавица, живу в лесу вместе с другими деревьями, время от времени переговариваемся с ними, шутим, спорим, соревнуемся в умных вопросах. Нас, хвойных растений, больше всего в Хабаровском крае, поэтому наш лес ещё называют хвойным. А вы много знаете о нас, ёлочках?

Скоро Новый год и, очень боюсь этого праздника. Говорят, на Новый год в лесу люди вырубают молодые ёлочки и украшают ими свои дома. А высокими ёлочками ещё украшают дворцы и площади. А откуда появилась такая традиция, никто из деревьев не знает. А вы знаете?

А ведь мы, ёлочки, большую пользу приносим и очень долго растём.  Надеюсь, что вы, ребята, не будете нас рубить на праздник. А я вам на Новогодний праздник шишки подарю. Лесная жительница»

Воспитатель: Вот какое интересное письмо от ёлочки и шишек в посылке много. Ребята, а вы всё знаете о елях? А кто думает иначе? А хотите проверить?

Тогда давайте начнём с соревнования, а Ворон Метр будет всё слушать и запоминать, чтоб потом сорокам рассказать.

II. Основная часть занятия:

1. Соревнование по командам:

- Ребята! Я предлагаю вам самостоятельно разбиться на две команды и посоревноваться, кто даст больше правильных ответов на мои вопросы. За каждый правильный ответ вы будете получать из коробки маленькую шишку.  Если одна команда не сможет ответить на вопрос, то на него сможет ответить другая команда. В конце игры сравним, чья команда выиграла большее количество шишек. Готовы? (согласие детей)

Дети разбиваются на две команды. Воспитатель поочерёдно предлагает командам следующие вопросы:

  1. Назовите как можно больше слов – определений к слову ель. Какая она? (Ответы детей: пушистая, мохнатая, колючая, пахучая, зелёная, высокая и пр.)
  2. Назовите хвойные растения - родственников ели, произрастающих в Хабаровском крае (Ответы детей: ель, сосна, пихта, лиственница, кедр)
  3. Действительно, в нашей тайге рядом растут многие хвойные растения. А чем они все похожи? (Возможные ответы детей: у них вместо листочков хвоя, поэтому  их называют  хвойные  растения; у них треугольная форма строения дерева; у деревьев цвет хвои внешне очень схожий – зелёный; хвойные деревья выделяют смолу и хвойный аромат).

4. Скажите, а для чего нужна смола деревьям и человеку? (Ответы детей: смола защищает деревья от вредителей, помогает им залечивать раны коры, а человек использует смолу для изготовления лекарства, очищения воздуха, для создания в комнате хвойного аромата).

5. Ребята! А мы можем использовать только смолу хвойных деревьев? (Ответы детей: Кроме смолы, мы можем из древесины хвойных деревьев сделать бумагу и картон, химические препараты, изготавливают мебель, искусственный шёлк и музыкальные инструменты).

6. Ребята, а как ещё могут использоваться хвойные деревья человеком? (как украшение дома или территории).

7. Ребята, а сбрасывают ли ёлки и сосны свои иголки? (ответы детей). Конечно, ребята, и ели, и сосны сбрасывают свои иголки. Вы же бывали у нас в лесу и видели, сколько в хвойном лесу опавших иголок. А вот голых сосен и елей никто не видел. У сосны хвоя сохраняется в течение 2-3 лет, а у елей 5-7 лет. Старая хвоя опадает не вся сразу, а постепенно. На смену старой хвое весною вырастают молодые, ярко зелёные хвоинки.

8. Назовите известные вам сорта ели (Ответы детей: голубые, плакучие, европейские, белые, произрастающие в Сибири).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Как много вы знаете о елях. Давайте подсчитаем  количество шишек  у каждой команды и узнаем, какая команда больше всего их собрала, ответив правильно на вопросы (Подсчитывание шишек и подведение итогов работы в командах).

2. Актуализация знаний детей о хвойных растениях:

- Ребята! Очень часто путают ель с сосной или с пихтой. Вот перед вами изображения ели (см. рис. 2), сосны (см. рис. 3) и пихты (см. рис. 4).

Описание: G:\DCIM\101CANON\IMG_1722.JPG   Описание: G:\DCIM\101CANON\IMG_1720.JPG    Описание: C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои рисунки\MP Navigator EX\2014_12_24\Мун задание 9 мес 2014 г..jpg

Рис. 2. Ель.                   Рис. 3. Сосна              Рис. 4. Пихта.

Воспитатель поочерёдно выставляет перед детьми иллюстрации хвойных деревьев на мольберт.

- Ребята! Посмотрите на изображение этих деревьев и расскажите Ворону, как отличить их в лесу друг от друга. Дети сравнивают хвойные деревья по следующим критериям:

- длине и мягкости игл,

- форме кроны дерева,

- размеру и направлению роста шишек (см. таблицу 1).

Таблица 1

СМОТРЕТЬ РАБОТУ ПОЛНОСТЬЮ