Конспект занятия Мой родной Хабаровский край
В процессе воспитательно-образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста особое внимание нами уделяется экологическому образованию, которое является потенциалом всестороннего развития детей. Системная работа по ознакомлению с окружающим миром позволяет сформировать у детей естественно-научные представления, а также способствует развитию у них высших психических функций: произвольного внимания и памяти, мыслительных операций (анализа, сравнения, обобщения и пр.). Наблюдая за объектами родной природы, дети рассматривают и изучают их строение, находят у них сходство и различие, учатся выделять существенные признаки животных и растений и объединять их в группы, устанавливать взаимосвязи между приспособлением растений и животных к условиям и среде обитания.
В подготовительной к школе группе образовательный процесс направлен на углубление и обогащение представлений детей за счёт получения новых знаний, конкретизации усвоенных в предыдущих возрастных группах сведений об окружающем мире. К семи годам у детей возрастает познавательный интерес к окружающему миру, развиваются целенаправленность и результативность интеллектуальных операций, желание проникнуть в суть окружающих явлений. Это позволяет нам углубить знания детей и сформировать у них целостное представление о животном и растительном мире Хабаровского края, а также воспитать любовь к природе родного края и бережное отношение к ней.
Использование в образовательном процессе развивающих игр В.В. Воскобовича помогает мне, как педагогу, стимулировать у дошкольников познавательную мотивацию, непроизвольно (с помощью сказочного персонажа Ворона Метра) развивать у них зрительное внимание, оперативную память, пространственное и творческое воображение, творческие способности, а также совершенствовать тонкую моторику пальцев рук, являющуюся основой для подготовки руки к письму. Выполняя игровое задание со сказочным персонажем, ребёнок становится субъектом познавательной деятельности, а это главное в работе педагога!
С детьми 6-7 лет нами была проведена в период с сентября по декабрь 2017 г. большая предварительная работа, включающая:
- Познавательные беседы:
- об открытии и освоении реки Амур и всего Дальнего Востока;
- о хвойных растениях, произрастающих на Дальнем Востоке;
- о животном и растительном мире Хабаровского края.
2. Рассматривание:
- атласа Хабаровского края;
- иллюстрированных альбомов «Животный мир Хабаровского края», «Хвойные растения Хабаровского края»;
- иллюстрированных книг, энциклопедий о природе Хабаровского края.
3. Наблюдения за хвойными растениями на участке детского сада.
4. Знакомство с моделями, обозначающими существенные признаки четырёх классов животных (птиц, зверей, рыб и насекомых).
5. Выполнение игровых заданий совместно с персонажем Вороном Метром, используемых в технологии В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры».
6. Проведение опытно-экспериментальной работы по изучению свойств бумаги, воды и льда.
Тема занятия «Наш родной Хабаровский край» была выбрана нами неслучайно. Во-первых, на следующий год жители края будут отмечать его 80-летие, и дети могут проявить свою сопричастность к этому событию. Во-вторых, данная тема входит в календарно-тематическое планирование образовательного процесса с детьми подготовительной к школе группы, поэтому дети могут углубить свои знания об особенностях природы родного края. Обогащение личного опыта детей о хвойных растениях, расширение непосредственных контактов с растениями, укрепление познавательного интереса, воспитание чувства любви к природе Хабаровского края и желание о ней заботиться также нашло отражение в содержании занятия.
Представленная методическая разработка занятия включает разнообразный иллюстративный материала, а также фотоматериалы, отражающие результаты деятельности детей. Считаю, что представленный материал может быть интересен педагогам, непосредственно работающим с детьми старшего дошкольного возраста, и использована ими в работе при ознакомлении детей с природой Хабаровского края.
Цель занятия: обобщить представления детей об особенностях животного и растительного мира родного края.
Задачи:
1. Познакомить детей с топонимикой названия реки Амур. Углубить их представления о хвойных растениях родного края.
2. Закрепить в процессе игровой деятельности умения:
- самостоятельно делиться и работать в команде;
- кодировать информацию и выделять в модели характерные признаки четырёх классов животных (насекомых, рыб, зверей, птиц);
- называть рыб, обитающих в Амуре;
- сравнивать и выделять существенные признаки хвойных деревьев.
3. Развивать познавательный интерес, творческие способности, оперативную память и объяснительную речь детей в процессе решения проблемных ситуаций.
4. Воспитывать чувство красоты и любви к природе родного края, стремление её беречь и охранять.
Оборудование к занятию:
- деревянная игрушка Ворон Метр (см. рис. 1),
- карта Хабаровского края (см. рис. 4),
- мультимедийный диапроектор с экраном,
- слайды с иллюстрациями природного ландшафта реки Амур,
- иллюстрация территории края с изображением представителей коренных народностей Дальнего Востока (см. рис. 5),
- иллюстрация хвойного леса (см. рис. 8),
- изображения хвойных растений (см. рис. 9-11),
- карточки с изображением зверей и птиц, обитающих на территории Хабаровского края,
- аудиозапись с фонограммой «звуки леса»,
- резиновый мяч среднего размера,
- модели признаков, относящихся к рыбам, птицам, насекомым и зверям (см. приложение 1).
Раздаточный материал: развивающие игры В.В. Воскобовича на каждого ребёнка - «Прозрачный квадрат» (см. рис. 2) и «Чудо-крестики» - 3 (см. рис. 3).
Рис. 2. Игра «Прозрачный квадрат». Рис. 3. «Чудо-крестики» - 3.
Содержание занятия:
- Вводная часть занятия:
Педагог собирает детей вокруг себя в центре группы на ковре и привлекает их внимание деревянной игрушкой птицы:
- Ребята! Посмотрите, сегодня к нам снова прилетел Ворон Метр и снова хочет попросить у вас помощи. Поможете ему? (согласие детей).
- Дело в том, что Ворону сегодня утром сорока рассказала, что скоро у нашего края юбилей, но он так ничего и не понял – что за край, какой такой у него юбилей? А вы случайно не знаете? (воспитатель выслушивает ответы детей)
- А хотите больше узнать и помочь Ворону во всём разобраться? (согласие детей).
- Тогда ребята, давайте сначала расскажем Ворону, что такое край. Как вы думаете? (Ответы детей: это место, где мы живём, где наш дом).
- Правильно, это место, где мы родились и живём.
- А как называется наш край? (Ответы детей: Хабаровский)
- А кто из вас объяснит Ворону, почему наш край так называется? (Ответы детей: В честь Ерофея Павловича Хабарова, потому что он первый составил чертёж реки Амур и рассказал о природе нашего края)
- Ребята! А сколько вам лет? (Ответы детей: шесть лет).
- А как вы думаете, есть ли возраст у края, в котором вы живёте? (Ответы детей). А кто знает, сколько ему лет? (Дети называют варианты)
- Ребята, вам 6 лет, а нашему Хабаровскому краю 79 лет. В далёком 1938 году весь Дальневосточный край был разделён на две территории: Хабаровский край и Приморский край. С тех пор прошло уже 79 лет. А как вы думаете, это много или мало?
Правильно, ребята, для человека это много лет, а для развития определённой территории – это небольшой возраст.
- А кто знает, что такое юбилей? (Ответы детей: это праздник, большое событие).
Обобщение педагога: - Правильно ребята! Юбилей – это большой праздник, который отмечают много людей. И сорока неслучайно Ворону про юбилей говорила. Через год у нашего края действительно будет юбилей. Поэтому на следующий год 20 октября мы вместе с другими жителями нашего края будем отмечать большой праздник - 80-летие Хабаровского края.
Воспитатель (обращаясь к Ворону): - Теперь, Ворон, тебе понятно о каком юбилее края тебе сорока говорила? (Ворон в руках педагога утвердительно кивает головой)
- Ребята, а как отмечают юбилей? (ответы детей: концертами, большими достижениями, подарками)
- А на юбилей, наверное, много гостей приедут? (дети соглашаются с педагогом)
- А как мы можем подготовиться к юбилею? (ответы детей: песню или стихотворение выучить и рассказать его на празднике, поделку сделать для гостей и пр.)
- А ещё, ребята, можно узнать о своём родном крае много нового и интересного и рассказать о его уникальной природе гостям, чтобы они тоже узнали, какая удивительная природа в нашем крае.
Воспитатель (обращаясь к Ворону): - Вот ты, например, Ворон знаешь, какая удивительная природа в нашем крае? (Ворон в руках педагога отрицательно кивает головой)
Воспитатель (обращаясь к детям): - Ребята! Расскажете Ворону о природе нашего края? (дети соглашаются) Тогда начнём с карты нашего Хабаровского края. Давайте пройдём к карте и рассмотрим её.
- Основная часть занятия:
1. Беседа с детьми у карты Хабаровского края (см. рис. 1):
Воспитатель:
- Посмотрите, ребята, какую большую территорию занимает наш край (показ воспитателя на карте). Её площадь 788 600 км2. Наш край омывается Охотским и Японским морями (показ на карте).
- Ребята, а каким цветом она изображена? (ответ детей: тёмно-зелёным). А как вы думаете, почему? (ответ детей: леса занимают большую часть территории).
- А как вы думаете, что это за голубые змейки изображены по всей территории края? (воспитатель показывает их детям на карте), (ответы детей: это изображения рек)
Рис. 1. Хабаровский край.
Воспитатель: - Правильно, ребята, это изображение рек. По территории края протекает более 120 тысяч больших и малых рек. Давайте найдём на карте самую большую реку Хабаровского края и покажем её Ворону Метру!
Дети рассматривают реки на карте и находят реку Амур. Воспитатель предлагает им самим прочитать название реки.
Воспитатель: Правильно ребята, это река Амур. Широкой лентой голубой наш край Амур пересекает… Это самая большая река в Хабаровском крае. Её длина 4444 км. Ещё Амур – одна из красивейших рек нашей России. Хотите отправиться в виртуальное путешествие по нашей реке и полюбоваться её красотой, посмотреть, какою чудною природой она окружена? (согласие детей)
Тогда давайте с вами выберем средство для «путешествия» по реке.
2. Выбор воспитателем с детьми «средства путешествия»:
- Ребята! А на чём можно отправиться в путешествие по нашей реке? (Ответы детей: на лодке, на катере).
- Ребята, а как же нам сейчас отправиться в путешествие? У нас же нет в детском саду ни лодки, ни катера. Ребята, что можно сделать? Предлагайте!
Воспитатель выслушивает предложения детей и анализирует их вместе с детьми:
- построить на полу лодку из крупного деревянного конструктора (вариант хороший, но детей много и всем места не хватит);
- нарисовать лодку (возможный вариант, но тогда надо ждать, когда краска на рисунках высохнет, а у нас нет столько времени);
- заказать катер (тоже хороший вариант, но это очень дорого и дети не смогут оплатить);
- смастерить корабль из бумаги (хороший вариант, но бумага может в воде размокнуть, дети тогда утонут);
- построить каждому ребёнку для себя волшебную лодку из элементов игры «Прозрачный квадрат», ведь это Нетающие льдинки озера Айс, а лёд плавает и можно на нём, как на лодке путешествовать (данный вариант самый хороший, он быстрый и доступный для детей).
Воспитатель: - Ребята! А может быть, лучше построим из Нетающих льдинок подводную лодку. Как вы думаете? (Дети анализируют данный вариант и уточняют, что лёд в воде не тонет и, кроме этого, если путешествовать под водой, нельзя будет полюбоваться красотой природы). Дети приходят к выводу, что данный вариант им не подходит.
Вместе с детьми принимается решение – построить каждому ребёнку для путешествия «волшебную лодку» из Нетающих льдинок озера Айс (игра В.В. Воскобовича «Прозрачный квадрат»).
Воспитатель (обращаясь к детям): - Ребята, берите наборы игры «Прозрачного квадрата», садитесь за столы и приступайте каждый к постройке своей «волшебной лодки».
3. Самостоятельное конструирование рельефного изображения лодки:
Дети выкладывают изображение лодки, а воспитатель при затруднении оказывает им индивидуальную помощь.
Воспитатель: - Ребята, у всех получились «волшебные лодки»? Проверьте друг у друга, сможем ли мы на них путешествовать? (дети анализируют постройки друг друга). Посмотрите, какие у всех разные лодки получились!
- Теперь садитесь удобнее! Можно нам с вами отправляться в виртуальное путешествие по реке Амур
4. Демонстрация с помощью диапроектора иллюстраций пейзажа Амур:
Воспитатель проецирует на экран слайды с изображением реки и обращается к детям:
- Ребята! Полюбуйтесь, как величав и красив Амур! Амур всегда очаровывал путешественников. Все, кто путешествовал по реке, поражались красотой её природы. Они любовались скалами, утёсами и хвойными лесами, растущими вдоль берегов!
Воспитатель: - Ребята, вот Ворон, наверняка не знает, почему реку
называют Амуром? И всегда ли река была Амуром? А кто-нибудь из вас знает? (Варианты ответов детей)
5. Рассказ педагога:
- Тогда посмотрите на эту иллюстрацию! (см. рис. 2) Воспитатель ставит перед детьми иллюстрацию с изображением проживающих на территории реки коренных народностей.
- Реку издавна населяли нанайцы, ульчи, орочи, удэгейцы, нивхи, негидальцы, эвены, эвенки и другие народности. И каждый народ давал реке своё название, поэтому раньше у Амура было более 50 имён. Так, нивхи называли реку Дамур, нанайцы – Даи Мангбу, ульчи – Мангу, негидальцы – Маму, эвенки – Амар.
Осваивая реку, русские люди ещё в XVII веке приняли от эвенков её название «Амур» и распространили его на все течение реки. В переводе на русский язык «Амур» обозначает «Большая река».
- Посмотрите, какая действительно большая река Амур! Она протекает по всей территории нашего края. И она всегда кормила населяющие её народы. Поэтому Амур для нас, его жителей, - дом родной, который и кормит и от жажды спасает.
Вопрос к детям:
- Ребята! А для кого ещё река Амур – родной дом? (Ответ детей: для рыбы) А кто ещё не сможет прожить без воды? (Ответы детей: рыбы, животные, растения).
Рис. 2. Коренные народы.
Конечно, прежде всего, рыбы не смогут жить без воды. А Амур наш так богат рыбой! Давайте с вами сойдём с «волшебных лодок» на берег реки и порыбачим (воспитатель встаёт с детьми из-за стола и выходит в центр группы)
6. Пластический этюд «Рыбалка»:
Воспитатель: - Ребята, давайте покажем Ворону, как ловят рыбу на удочку (воспитатель вместе с детьми имитирует движения рыбака: насаживает червяка, закидывает удочку, ловит на крючок, вытаскивает рыбу)
7. Игровое упражнение с мячом «Назови рыб Амура»:
- Ну как, каждый поймал свою рыбку? А кто-какую поймал, сейчас узнаем! Вставайте в круг, я вам буду поочерёдно бросать мяч, а вы будете бросать мяч мне, называя рыбу, какую вы поймали в Амуре. А Ворон будет слушать и считать количество рыб, обитающих в нашей реке!
Дети встают в круг. Педагог поочерёдно бросает им мяч, а они называют рыб: амур, лещ, калуга, горбуша, кета, сима, толстолобик, желтопёр, ауха, змеелов, сом Солдатова, касатка-скрипун и пр. При затруднении ребёнку помогают другие дети.
Воспитатель (обращаясь к Ворону): Ну что, Ворон, посчитал? Сбился, ребята, Ворон со счёта, а мы ему скажем, что учёные насчитывают в нашей реке 139 видов рыбы.
8. Анализ с детьми проблемных ситуаций:
- Ребята! А ворон у вас интересуется:
А) А может ли река Амур жить без человека? А человек без реки? Почему? А кто ещё как думает? А кто думает иначе? Ответы детей)
Обобщение педагога: Очень, очень давно на нашей Земле ещё не было людей. Были только динозавры, а реки тогда уже были. Поэтому река Амур жить без человека сможет, а человек без реки нет.
Б) - А представьте себе, что произойдёт, если исчезнет река. Что тогда будет? (Ответы детей: человек не сможет здесь жить, негде будет отдыхать, погибнет рыба, все животные и растения). Почему? (Ответы детей: человеку без воды не прожить, рыбы могут жить только в воде).
Обобщение педагога: Правильно, ребята, всё в природе взаимосвязано. Река даёт жизнь и растениям, и животным, и человеку.
В) А ворон спрашивает у вас – вы реке друзья или враги? А кто ещё как думает? А кто думает иначе? Почему? (дети дают аргументированные ответы)
Обобщение педагога: Правильно, ребята, мы должны быть для реки друзьями, потому что нам без реки не выжить. А раз так, мы должны бережно относиться к воде, не засорять берега реки.
9. Беседа с детьми о хвойных растениях:
Воспитатель: - Вдоль реки на сопках растут высокие деревья и красивые кустарники. Они служат пищей, укрытием, домом для животных. Скажите, каких деревьев больше в Хабаровском крае? (ответы детей: хвойных растений)
- Правильно, в наших лесах растут многие хвойные деревья, поэтому такой лес называется тайга.
Педагог выставляет на мольберт иллюстрацию хвойного леса (см. рис. 3).
- Ребята, а какие хвойные растения растут в нашем крае? (Ответы детей: ель, сосна, пихта, лиственница, кедр).
- А чем все они похожи? (Возможные ответы детей: у них вместо листочков хвоя, поэтому их называют хвойные растения;
у них треугольная форма строения дерева;
у деревьев цвет хвои внешне очень схожий – зелёный; хвойные деревья выделяют смолу и хвойный аромат).
- Скажите, а для чего смола нужна этим деревьям? (Ответы детей: смола защищает деревья от вредителей, помогает им залечивать раны коры).
- А человек использует их смолу? (Ответы: Человек использует смолу для изготовления лекарства, очищения воздуха, для создания в комнате хвойного аромата).
Рис. 3. Иллюстрация тайги.
- Ребята! А мы можем использовать только смолу хвойных деревьев? (Ответы детей: нет, из древесины деревьев делают бумагу и картон, химические препараты, изготавливают мебель, искусственный шёлк и музыкальные инструменты).
- Ребята, а как ещё могут использоваться эти деревья человеком? (как украшение дома или территории).
- Ребята, а сбрасывают ли ёлки и сосны свои иголки? (ответы детей). Конечно, ребята, и ели, и сосны сбрасывают свои иголки. Вы же бывали у нас в лесу и видели, сколько в хвойном лесу опавших иголок. А вот голых сосен и елей никто не видел. У сосны хвоя сохраняется в течение 2-3 лет, а у елей 5-7 лет. Старая хвоя опадает не вся сразу, а постепенно. На смену старой хвое весною вырастают молодые, ярко зелёные хвоинки.
- Ребята! Очень часто путают ель с сосной или с пихтой. Давайте расскажем Ворону, как отличить их в лесу. Вот перед вами изображения ели сосны и пихты. Воспитатель поочерёдно выставляет перед детьми иллюстрации хвойных деревьев на мольберт.
- Ребята! Посмотрите на изображение этих деревьев и скажите, чем же отличаются эти хвойные деревья друг от друга?
ХВОЙНЫЕ |
|
|
|
|
- иглы короткие и заострённые, - еловые хвоинки мягкие, - по одной присоединяются к веточке |
крона дерева равномерная, расширяющаяся к низу |
шишки растут вниз |
СОСНА |
- иглы длиннее еловых, - жёстче еловых, - по две хвоинки присоединяются к веточке дерева |
нет нижних веток, они отмирают, вверху у дерева формируется густая крона |
шишки растут вниз, но они крупнее еловых |
|
- иглы длинные, - мягкие и закруглённые, - к веточке по одной хвоинки присоединяются |
крона дерева равномерная, треугольная, расширяющаяся к низу |
шишки растут вверх |
10. Рассматривание еловых шишек:
- Ребята! Посмотрите, а у нас прямо под ногами шишки лежат. Возьмите каждый шишку. Давайте её рассмотрим.
- Какой формы шишка? (Ответ детей: овальной)
- Какая шишка по размеру – большая или маленькая? (Ответ детей: небольшая)
- Как вы думаете, от какого дерева эта шишка? (Ответ детей: от ели)
- Посмотрите на изображение шишек (см. рис. 4). Может быть это сосновая шишка?
- А кто из вас думает иначе? А почему вы думаете, что это еловая шишка? (дети аргументируют свой ответ)
Воспитатель: - Правильно, ребята, это всё еловые шишки.
- А чем они покрыты? (Ответ детей: чешуйками)
- А что находится под их чешуйками? (Ответ детей: семена)
Рис. 4. Шишки ели и сосны.
- А зачем семена ели? (ответы детей: с помощью семян ель может размножаться. Семена падают на землю, прорастают в ней и из них весной появляются новые ёлочки).
- А вы знаете, сколько лет нужно, чтобы вырастить из семени взрослую ель? (Ответы детей) Чтобы из семени выросла взрослая ель нужно больше пятидесяти лет! Вот так много!
- Посмотрите, как плотно прижаты чешуйки у еловых шишек? (Ответ детей: очень плотно)
- А как вы думаете, почему они так плотно прижаты друг к другу? (Ответ детей: это защита семян, чтобы они не могли выпасть из шишки на землю)
- А как вы думаете, от кого ель защищает семена и почему? (Ответ детей: от людей, потому что они могут полакомиться семенами ели)
- А кому ещё нужны семена шишек ели? (Ответ детей: птицам животным)
- А как животные и птицы добывают себе семена из еловых шишек? (Дети приводят свои примеры)
Воспитатель: Правильно, ребята. У еловой шишки чешуйки очень плотно прижаты к ней, что позволяет защищать семена. Белка, например, не может раздвинуть зубами чешуйки, чтобы съесть семя. Она раздвигает и отделяет чешуйки лапками. Мыши, чтобы добраться до семени, обгрызают чешуйки зубами. Но легче всего – птицам! Они своим сильным клювом раздвигают чешуйки и лакомятся вкусными семенами. Поэтому семена шишек – вкусное лакомство не только для человека, но и животных и птиц.
- Ребята! А вот Ворон знает такое хвойное дерево, которое похоже на сосну и ель, но зимою без иголок. Оно единственное хвойное дерево, которое ежегодно сбрасывает хвою. А вы знаете? (ответы детей: это лиственница).
11. Работа детей в командах по декодированию информации:
Воспитатель: - Кажется, что в лесу, кроме нас и деревьев, никого нет. Давайте прислушаемся, и лес откроет нам свои секреты. Воспитатель включает аудиозапись и вместе с детьми случает фонограмму «звуки леса».
- Ребята, чьи голоса вы слышите? (ответы детей: голоса разных животных и птиц). Ребята, а давайте этих животных найдём и покажем Ворону. Хотите?
Тогда делитесь самостоятельно на две команды «Звери» и «Птицы», выбирайте себе капитана. Готовы?
Для капитанов команд будет сложное задание: вы должны из всех карточек, лежащих на столе, выбрать только те, которые отражают характерные признаки вашей команды – «зверей» или «птиц». А ваши команды в это время ищут среди изображений, выложенных на ковре, только тех животных, кто обитает в лесах Хабаровского края. Команда «Звери» ищет зверей, а команда «Птицы» - птиц. Капитаны затем проверяют результат работы своей команды, а команда проверяет их. А Ворон может вам всем помогать. Работаем быстро и помогаем друг другу в команде. Задание понятно? Тогда приступаем!
Капитаны самостоятельно составляют модели характерных признаков зверей и птиц (см. рис. 5, 6)
Рис. 5. Модель признаков «птицы».
Рис. 6. Модель признаков «зверей».
Воспитатель в это время подбрасывает им от Ворона признаки насекомых и рыб. Дети их анализируют и убирают.
Педагог обращается к детям: - Капитаны, проверьте у своей команды, правильно ли вы нашли всех животных, а команды помогают своим капитанам! (В процессе взаимопроверки дети самостоятельно анализируют изображения, помогают друг другу исправить ошибку).
Педагог (обращаясь к Ворону): - Посмотри Ворон, какие животные обитают в нашем крае! Ребята, назовите Ворону этих зверей (Ответы детей: амурский тигр, бурый медведь, лиса, волк, куница, лось, пятнистый олень, кабан, бурундук и пр.).
- А капитан команды «Звери» назовёт их характерные признаки (Ребёнок уточняет признаки по модели)
- А кто знает, почему этих зверей называют дикими? (ответы детей)
- А кто из вас может рассказать о любом животном, обитающим в Хабаровском крае? (2-3 ребёнка рассказывают о животных по своему выбору).
Воспитатель: - А теперь команда «Птицы» назовите Ворону живущих в нашем крае птиц. (Ответы детей: воробей, сорока, ворона, ласточка, журавль, аист, кукушка и пр.).
12. Использование педагогом приёма преднамеренной ошибки:
- Ребята, а Ворон интересуется, а почему вы не взяли пеликана, фламинго и попугая (приём преднамеренной ошибки). Наверное, не заметили? Давайте их скорей возьмём. С попугаем, например, так весело играть! (Воспитатель собирает эти картинки) Но дети уточняют, что попугай, пеликан и фламинго не живут в Хабаровском крае. Они живут в тёплых странах, поэтому картинки с их изображением остались на ковре.
13. Решение проблемной ситуации: Ребята, а что будет, если в нашем лесу не станет птиц? (ответы детей: разведутся жуки, погибнут деревья, не будет корма для животных, никто не будет нас радовать своим пением). А если исчезнут насекомые, что тогда будет? (ответы детей)
14. Самостоятельное конструирование детьми рельефных изображений жука и бабочки (по выбору):
- Ребята! Пришло нам время возвращаться в детский сад, но лодки наши давно уже уплыли. И чтобы нам вернуться обратно в детский сад, я вам предлагаю смастерить себе любого насекомого, обитающего в Хабаровском крае, чтобы оно перенесло нас назад.
- Что будем конструировать? (дети предлагают жука или бабочку)
- Берите наборы игр «Чудо-крестик»-3 и присаживайтесь за стол.
Дети выкладывают изображения насекомых, а воспитатель при затруднении в выкладывании предлагает им воспользоваться схемой. Варианты рельефных изображений насекомых, выложенных детьми с помощью игры «Чудо-крестики»-3, представлены на рис. 7, 8.
Рис. 7. Изображение бабочки. Рис. 8. Изображение жука.
Воспитатель: Итак, насекомые готовы. Держимся за них и переносимся в наш детский сад. Раз, два, три – и мы на месте, в нашей группе!
- Вот видишь, Ворон, какой интересный наш родной край, какая уникальна здесь природа! Надеюсь, ты всё понял и запомнил (Ворон утвердительно качает головой).
Воспитатель (обращаясь к детям): - Ребята! Давайте попрощаемся с Вороном. Лети, Ворон, готовься к юбилею нашего края и рассказывай о нём другим людям. А мы будем тебя снова ждать в гости (Дети прощаются с Вороном и он улетает).
- Рефлексия:
Воспитатель: - Ребята, вы сегодня много рассказали Ворону о природе нашего края. А что нового вы сегодня узнали о своём родном крае? (ответы детей)
- А что было для вас сегодня самым интересным? (ответы детей)
- А что было для вас самым трудным? (ответы детей)
- А что бы вам хотелось повторить? (ответы детей)
- А что вы запомнили о нашем крае? (ответы детей)
- А кому вы расскажете о его уникальной природе? (ответы детей)
- Ребята! До юбилея края у нас ещё целый год и вы ещё многое узнаете о нём нового и интересного, и сможете поделиться этим со своими друзьями, рассказать по Интернету своим новым знакомым и пригласить гостей на его юбилей.
- Заключительная часть занятия:
Воспитатель благодарит детей за активную работу, отмечает участие каждого ребёнка и говорит, что занятие окончено.
В результате данного занятия педагог получит возможность углубить и обобщить представления детей об особенностях животного и растительного мира родного края. В свою очередь, дети с помощью педагога:
- научатся работать с картой;
- познакомятся с происхождением названия реки Амур;
- уточнят названия рыб-эндемиков Амура;
- проанализируют особенности хвойных растений родного края,
- осмыслят характерные признаки четырёх классов животных (насекомых, рыб, зверей, птиц)
В процессе решения проблемных ситуаций у них будет развиваться произвольное внимание познавательный интерес, творческие способности, оперативную память и объяснительную речь. У детей сформируется умение самостоятельно делиться на две команды, работать в команде совместно с другими детьми, помогать им для достижения более высокого общего результата. Занятие также позволит сформировать у детей чувства красоты и любви к природе родного края, желание её беречь и охранять.
Список использованной литературы:
- Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. – СПб.: ООО «Издательство Детство-Пресс», 2011. – 528 с.
- Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! – СПб.: ООО «Издательство Детство-Пресс», 2010. – Ч.1, с. 9; Ч.2., с. 21. – (Библиотека программы «Детство»).
- Люби и знай свой край: Атлас для школ Хабаровского края и Еврейской автономной области Российской Федерации. – М., Федер. служба геодезии и картографии России, 1993.
- Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004. – 159 с.
- Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 144 с.
- http://ru.wikipedia. org/wiki/Амур
- http://3forum.org.ua/viewtopic.php?id=1314
- http://bam.railways.ru/topomimika/