Конспект занятия "А белый ли белый медведь, почему он не мерзнет зимой?"
Подготовительная группа.
Тема недели: «Зоопарк»
Тема совместной деятельности: «А белый ли белый медведь? И почему белый медведь не мерзнет» (познавательно -исследовательская деятельность)
Цель: создание социальной ситуации развития по познавательно исследовательской деятельности : «А белый ли белый медведь? И почему белый медведь не мерзнет»
Задачи:
- создать условия для поисково - исследовательской деятельности.
-создать условия для расширения представления детей о животном мире, показать его разнообразие;
-создать условия для выбора и взаимодействия детей.
Детская цель:
- исследовать, на самом ли деле медведь белый, и почему он не мерзнет.
Материалы: иллюстрации животных, глобус, черный силуэт медведя на белом листе бумаги, полиэтилен, перчатки, жир животный или масло, кисточка для смазки сковороды, тазик, холодная вода, лед, сухие салфетки. Мультимедиа с видеообращением, фото кожи белого медведя, шерстинок.
Ход образовательной деятельности:
Вводная часть.
Сегодня, на мой компьютер, пришло видеообращение от обезьянки Микки, где она спрашивает: «А белый ли белый медведь? И почему белый медведь не мерзнет».
Что мы можем ей ответить? И как это докажем? (проведем эксперимент и опыт)
Но прежде давайте вспомним, каких животных вы видели в зоопарке? (ответы детей)
На какие группы мы можем их разделить? (Хищных и травоядных; на животных юга и севера). Рассматривают картинки с животными олень, тюлень, морской котик, белый медведь.
Вопросы к беседе по картинам: Кто изображен на картинах? Где они живут? Что есть на севере нашей страны? (Ответы детей, осмотр глобуса, короткий рассказ воспитателя о местах обитания медведей.)
Основная часть.
(На мультимедиа – картинка белого медведя).
Рассказ воспитателя. -На севере, в Арктике, где только снег и лед, живут белые медведи. Их повадки похожи на повадки бурых медведей: они зимуют в берлоге изо льда и снега, любят купаться и ловить рыбу. У медведицы рождаются маленькие медвежата, которых она сначала кормит своим молоком, затем рыбой. Летом белые медведи кочуют по льдинам Северного Ледовитого океана
Белые медведи приспособлены к жизни в тяжелых северных условиях: у них густая, теплая шерсть, в том числе и на подошвах лап, - она их спасает от мороза; белая маскировочная окраска шерсти делает их незаметными в снегах; они умеют хорошо нырять и плавать, затаиваться, тихо подкрадываться к добыче.
Беседа. - Смогут ли белые медведи жить в лесу? (Ответы детей)
- А белый ли белый медведь?
-Давайте рассмотрим через мультимедийный проектор фото кожи медведя.
– Она черного цвета.
- Зачем? (Ответы детей)
(Накануне занятия следует провести опыт «Какая поверхность сильнее нагревается: белая или черная?»)
Чтоб лучше нагревалась. Но ведь она под белым мехом, а белый цвет отталкивает солнечные лучи.
Чтобы лучше понять, рассмотрим фото шерстинок белого медведя.
-Они прозрачные.
- Так почему шкура медведя белая?
Проведем эксперимент: как меняется цвет силуэта «чернокожего» медведя при накладывании на него несколько слоев прозрачной, бесцветной полиэтиленовой пленки. (желтой, зеленой, черной) (по желанию и выбору детей).
-В каком случае медведь стал белым? (ответы детей)
Медведь стал белым и незаметным на снегу, а прозрачные шерстинки пропускают солнечные лучи к темной коже медведя, и согревают его в лютые морозы. Как мы можем ответить на вопрос:
- А белый ли белый медведь?
Вывод и ответ детей: У белого медведя кожа черная т.к. черная поверхность быстрее нагревается, а шерсть прозрачная и хорошо пропускает солнечное тепло.
Физкультминутка
Мы на плечи руки ставим,
Начинаем их вращать.
Так осанку мы исправим.
Раз-два-три-четыре-пять! (Руки к плечам, вращение плечами вперёд и назад.)
Руки ставим перед грудью,
В стороны разводим.
Мы разминку делать будем
При любой погоде. (Руки перед грудью, рывки руками в стороны.)
Руку правую поднимем,
А другую вниз опустим.
Мы меняем их местами,
Плавно двигаем руками. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, плавным
движением одна рука опускается, а другая одновременно — поднимается.)
А теперь давайте вместе. Пошагаем все на месте. (Ходьба на месте.)
-Отдохнули, а сейчас продолжим наши исследования.
-А почему белый медведь не мерзнет и не покрывается льдом, ведь он вылезает из воды на такой сильный мороз?
Чтобы понять, как животные приспособились к таким условиям, мы проведем опыт: наливаем в тазик холодную воду, добавляем в воду лед, надеваем на одну руку перчатку, обильно смазываем ее жиром, поверх надеваем еще одну перчатку, опускаем в воду руку без перчатки, очень быстро становится невыносимо холодно, вытаскиваем руку из воды и вытираем ее салфеткой - опускаем в тазик руку в перчатках, руке совсем не холодно.
Вывод: Шерсть и кожный покров покрыты тонким слоем животного жира и поэтому они не намокают, не пропускает холод и не выпускает тепло.
Заключительная часть.
Ребята, по счастливой случайности к нам в детский сад пришли журналисты, и мы можем записать на диктофон рассказ о белом медведе. Они напечатают в журнале наш рассказ, и обезьянка Микки прочтет и узнает, на самом ли деле белый медведь - белый. И почему белый медведь не мерзнет (рассказ детей).
Итог детской деятельности.
Ребята, а вам понравилось наше занятие? О каких животных вы хотели бы еще узнать поподробнее? (ответы детей)
Я предлагаю вам поделиться своими впечатлениями с родителями и друзьями, подобрать картинки с изображением обитателей Северного полюса, принести их в группу, и всем вместе составить книгу о Северном полюсе.