Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

04.05.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Приключения воробышка Кеши) «Православные...
03.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
29.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
27.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...

Конспект урока"Тема страшного мира в лирике А.Блока"

Куприна Татьяна Васильевна,

учитель высшей квалификационной категории,

г. Фокино, Приморского края.

МКОУ «Гимназия №259», 

предмет: литература,

учебник: литература 11 класс, Сахаров В.И., Зимин С.А.
Класс:11, урок на 45 мин.

Тема «страшного мира» в лирике А. Блока

Образовательные цели урока:

     1) Формировать умение самостоятельно анализировать поэтический текст

    2) Готовить учащихся к итоговому аттестационному сочинению

Развивающие:

Развивать умения самостоятельно формулировать гипотезы, устанавливать

причинно¬следственные связи, кратко и четко формулировать свои мысли. Развивать

учебные навыки по поиску и систематизации информации, умения перерабатывать

полученную информацию.

Воспитательные:

Формировать культуру умственного труда и коммуникативные качества, позитивное

ценностное отношение к творчеству А. Блока.

Задачи:

     1) Организовать эмоциональное восприятие художественных текстов, увлечь учащихся стихами А.Блока;

     2) Организовать анализ художественных текстов;

     3) Исследовать лирический путь А.Блока (взаимодействие  стихов  различных поэтических циклов)

      4) Показать, как меняется настроение и тональность лирики А. Блока во второй книге стихов.

      5) Выяснить, почему и как меняется главная тема лирики А. Блока – тема Любви

Тип урока: проблемный урок

Вид урока: урок изучения нового.

Методы обучения: контекстный, проблемно-поисковый, частично ¬ поисковый, словесный, наглядный, объяснительно ¬ иллюстративный.

Средства обучения: художественный и публицистический текст, музыкальная иллюстрация

 Приемы и формы работы:

1.           целеполагание;

2.         предъявление эпиграфа;

3.         прослушивание музыкальной иллюстрации;

4.         чтение и анализ стихотворений;

5.         фронтальный опрос;

6.         беседа;

7.         микроисследования в группах.

Ход урока

На доске

Тема урока: «… мир в лирике А.Блока»;

1904-1916г.г

Эпиграф:

Но в страстной буре,

 в долгой скуке

 Я не утратил прежний свет…

 

1.Актуализация знаний (мотивационно-целевой компонент)

Эвристическая беседа и формулирование целей.

-Почему пропущено первое слово в записи темы урока?

(Возможно, мы должны это сами сделать после исследования стихов А. Блока)

-В чем  смысл слов "прежний свет" в эпиграфе?

(Мы знаем, какое значении для Блока играл образ  Прекрасной Дамы. Это был  некий

идеал для лирического героя (дальше Л.Г.)

-Что характерно для творчества Блока до 1904г. и с чем связан 1917г.?      

(до  1904г.  создавались  стихи  о  Прекрасной Даме,  а с

1917г., после Октябрьской революции,  произошел новый поворот в  творчестве поэта);

Слово учителя:

Лирика 1905–1908 гг. отразила существенные изменения блоковского мировосприятия. Общественный подъём решающим образом воздействовал и на Блока. Он отходит от мистицизма Вл. Соловьёва, от идеала мировой гармонии. В сознание поэта властно вторгаются события окружающей жизни, требующие своего осмысления. Он воспринимает их как  "стихию", вступающую в конфликт с Душой Мира, и погружается в сложный и противоречивый мир людских страстей, страданий, борьбы.

- Какие вопросы по теме необходимо обсудить?

(формулируют вопросы, осуществляя целеполагание; вспоминают о радостном ожидании чуда, идеале, тайне в стихах о Прекрасной Даме)

     - Каков мир Блока?

     - Каковы Л.Г. и лирическая героиня?

     - Как соотносятся мир и Л.Г.?

     - Как выражается в стихах отношение Л.Г. к миру?

     - Каково наше эмоциональное впечатление от стихов?

     - Действительно ли он "не утратил прежний свет"?)

 

Итак, «Стихи о Прекрасной Даме" постепенно отступает перед явлениями реальности. Появляются новые стихи, что же это за стихи и как называется этот мир нам и предстоит сегодня ответить.

2.Формирование новых понятий и способов деятельности (процессуально-содержательный компонент)

1.Прослушивание  отрывка из стихотворения Блока "Балаганчик" 1905г. в песенном исполнении Е.Камбуровой.

-Каково эмоциональное впечатление от названия и от прослушивания?

(совмещение  чего-то грубого и ласкового в слове "балаганчик";    Музыка звучит резко,  "изломанно", надрывает Душу; - Это страшный мир...словно стекло разбилось, рассыпавшись на тысячу осколков;

2.Работая в группах отметьте запоминающие образы, цветовую гамму, эпитеты в стихотворении и объясните чувства Л.Г.;

 - Сравните эти цвета с цветами образа Прекрасной Дамы.  

 - Какими цветами они созданы?

-Какие образы ярче всего запоминаются?

- Каков главный эпитет,  характеризующий  этот  мир теперь?(страшная)

( теперь "алый" и "золотой" связаны с иными эмоциями  (красный = окровавленный, следовательно, мир или восприятие героя израненное).

   -Почему это происходит? Обратите внимание на эти строчки, как вы их понимаете?

Как тяжело ходить среди людей

И притворяться непогибшим,

И об игре трагической страстей

Повествовать еще не жившим.

(Идеальный мир не мог быть вечным хранителем поэта…

Переход из мира Прекрасной Дамы в реальный мир был для А. Блока мучительным…)

 3. Проверить верность этого впечатления с  помощью других стихотворений,

Ученики читают стихотворения «Фабрика», «Барка жизни встала…», «Девушка пела в церковном хоре…»

-Что общего между этими стихотворениями? Какое настроение владеет лирическим героем? В чём проявляется сопричастность поэта к тому, что он описывает?

4. Анализ стихотворения" Фабрика"

1. На что направлен взгляд поэта в этом стихотворении?

Если в "Стихах о Прекрасной Даме" взгляд поэта был устремлен ввысь, к церковному своду, к небу, то в этом стихотворении он смотрит вокруг себя ("В соседнем доме...") и даже как будто сверху вниз, вглядываясь в черты земной реальности ("Я слышу всё с моей вершины").

2. Найдите в тексте предметные детали. Какова цветовая гамма стихотворения?

Это определило изменение предметного ряда (болты, ворота, кули) и цветовой гаммы ("жолты", "чёрный кто-то").

3. Какие ассоциации вызывает эпитет "жолты"?

Эпитет "жолтый", обрамляющий стихотворение, привносит в создаваемую картину ассоциации болезненности, нездоровой лихорадочности (именно в таком значении этот цвет нередко встречался в произведениях русской классики, особенно значима символика "жёлтого" у Достоевского),

4. В чём своеобразие его написания?

Благодаря необычному написанию эпитет приобретает значение символа некой зловещей силы.

5. Какие образы в стихотворении связаны с миром зла?

С миром зла связан и другой символический образ – "недвижный кто-то, чёрный кто-то".

6. Можно ли дать логическое истолкование этим образам?

Этот символ не стоит трактовать буквально. Конечно, можно представить себе страшное здание фабрики, "проглатывающее" приходящих рабочих, но эта картина не исчерпает всего содержания образа. Скорее, это символ некоего мирового, мистического зла.

7. Как названы в стихотворении фабричные рабочие?

Называя жертв этого зла людьми, народом, нищими, Блок не использует слово рабочие.

8. Почему Блок не использует в тексте слово "рабочие"?

9. Можно ли назвать это стихотворение реалистическим?

Выводы:

Вообще, обращаясь в конце первого тома к социальной действительности, поэт не дает ее явлениям социальных, реалистических мотивировок. Стихотворение "Фабрика" можно рассматривать как символическое изображение столкновения страдающего, обманутого человека с силой зла, воцарившейся в мире. Цикл "Распутья" знаменует поворот Блока от идеального мира Прекрасной Дамы к миру земных стихий.

5. Групповые выступления ребят (подготовленное домашнее задание)

1.1 группа. «О доблестях, о подвигах, о славе…» Звучит аудизапись стихотворения.

- Сравнить стихотворение А. Блока и стихотворение А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье»

- найти совпадения лексического и композиционного плана;

- найти отличия;

- указать центральный образ-символ в том и другом стихотворении;

- что в них общего?

- как оба поэта ведут читателя к финалу?

- чьё стихотворение трагичнее?

-в чём смысл трагедии у Блока? Как эта трагедия подчёркивается с помощью изобразительных средств? («Синий плащ» Синий цвет означает у Блока звездное,

 Выводы

Высокая любовь покидает поэта, который сам виноват в этом. Но в сердце его она продолжает жить. У Пушкина Любовь, даже ушедшая, несёт жизнь и вдохновение, а у Блока – Любовь, уходя, уносит жизнь, радость и вдохновение.

Учитель -Какова же судьба Любви и Красоты в «      мире»?

2. 2 группа. Стихотворение «Незнакомка».

Слово учителя:

Стихотворение" Незнакомка"(1906) входит во вторую книгу стихов. Оно родилось из впечатлений поездки в дачный посёлок Озерки (под Петербургом). Многое в стихотворении перенесено поэтом из реальной жизни: ресторан, пыль переулков, шлагбаумы - всё убожество, скука, пошлость. Незнакомку Блок увидел на картинах Врубеля.

Сообщение учащегося об истории создания стихотворения" Незнакомка".

(Стихотворение «Незнакомка» было написано 24 апреля 1906 года в Озерках под впечатлением от посещения привокзального ресторанчика. Это привокзальное здание сегодня не сохранилось. Блок давно приметил захолустный дачный поселок у Суздальских озер, находившийся вблизи Петербурга. К нему вела Приморская железная дорога,. Здесь находился маленький деревянный вокзал. Паровик шел до Озерков полчаса. В дачный поселок съезжалась петербургская публика среднего достатка. В Озерках был старый театр «Шантеклер», концертный зал и рестораны. Блок облюбовал один маленький привокзальный ресторанчик. Он обычно садился у большого венецианского окна, заказывал вино и фрукты и ,сидя за рюмкой, подолгу наблюдал за публикой. Из окна был виден шлагбаум, дачные крыши в окружении деревьев. Всё обыденное. Но из обыденного и пошлого возникает у Блока поэзия призрачного видения.)

Просмотр мелодекламации стихотворения "Незнакомка" в исполнении П. Морозова.

Беседа по вопросам:

1.Как построено стихотворение? Какова его композиция? Каковы особенности образов?

 (Стихотворение состоит из 2-х частей.)

2.Чем отличаются 1 и 2 части?

(Первая часть рисует картину будничной дачной жизни – самодовольной, пошлой. В ней нет места духовности. Здесь всё однообразно: «И каждый вечер…». Вторая часть – появление Незнакомки.

3. Каков мир до появления Незнакомки?  Какие средства помогают автору передать скуку и пошлость?

(Эпитеты :«воздух дик и глух», «весенний и тлетворный дух», «окрики пьяные», метафоры: диск луны, анафора: «И каждый вечер…».)

4. Каким мы видим лирического героя? Кто его "единственный друг"?

(Герой одинок, разочарован. Единственный друг – это его отражение в стакане вина, второе «я».)

5. Что меняется с её появлением? (Мир преображается)

6. Как меняется тональность повествования? (Исчезает сниженная лексика, появляются возвышенные интонации. В душе лирического героя возникает возвышенное любовное переживание).

7. Каково звуковое наполнение второй части? (Если в 1 части крики, женский визг, плач, то вторая часть беззвучна. В ней, в отличие от первой части, – тишина и спокойствие).

8. Как даётся описание Незнакомки? Она реальная женщина или мечта поэта?

( В образе Незнакомки сочетаются черты вполне земные (шелка, духи, девичий стан, шляпа с перьями страуса, «в кольцах узкая рука») и неземные, "приснившиеся" («берег очарованный» за тёмной вуалью, древние поверья). Нанизывается целый ряд слов-сигналов, связывающих Незнакомку с Прекрасной Дамой.)

9. Где происходят изменения: во внешнем мире или в душе лирического героя?

(Появление Незнакомки совершается в душе лирического героя. Таинственная Незнакомка чужда окружающей реальности, это воплощенная Поэзия, Женственность. И она тоже «всегда без спутников, одна». Одиночество героев выделяет их из толпы, притягивает друг к другу.

11. Есть ли гармония в ст. "Незнакомка" ?

Желанный «очарованный берег» рядом, но стоит протянуть руку – и он уплывет. Лирический герой ощущает свою посвященность в «глухие тайны», его сознание заполняет волшебный образ. Последняя строфа довершает переворот в душе лирического героя. Угаданная тайна, открывшая возможность другой, прекрасной жизни «на дальнем берегу», вдали от пошлости действительности, принимается как обретенное «сокровище». Вино становится и символом откровения, и ключом к тайнам прекрасного. Красота, истина и поэзия оказываются в неразделимом единстве. Незнакомка становится символом недосягаемой мечты.

12. Дайте самое точное, краткое определение состояния Л.Г. (изверившийся герой?)

Все :Уч-ся по группам разыскивают в тексте ст. «Незнакомка» смысловые части, их ключевые слова и характеризуют образы.  

а)мир - "дик","плач", "визг","бессмысленно кривится" "диск" луны (сравните у Есенина - "краюха хлеба"!)

 Делаем вывод о бездушевности этого мира.

б) Л.Г. одинок (" и каждый вечер друг единственный") и только опьянением "усмирен"

 в) главный, судя по названию стихотворения, образ - Незнакомки:

     " стан" - красота                      " и медленно пройдя меж

     " глухие тайны" - тайна                 пьяными"

     " и шляпа с ..." - траур                порочност   " мне чье-то солнце вручено"…     

 Вывод о противоречивой двойственности образа Незнакомки и состоянии безверия героя

Учитель

С приходом Незнакомки человек забывает о страшном мире, и ему открывается "берег очарованный". Однако страшный мир не исчезает. Раздвоенность сознания, двоемирие, в котором оказывается герой, делают стихотворение трагичным.

-Какова судьба Любви в « этом мире»?

Истинная Красота и Любовь существуют объективно даже в «страшном мире», но но они не всегда могут преобразовать этот мир.

 Блок страдает, когда унижают Любовь, но он и сам уже является частью  этого страшного, пошлого, бездуховного мира.

 3.3 группы. Стихотворение «В ресторане». Чтение подготовленным учеником.

Сравните стихотворения А. Блока «В ресторане» и «Незнакомка»

-Каким является фон, на котором происходит действие? ( Один и тот же)

- Как меняются Он и Она в стихотворении «В ресторане»?

Среди людей, окружающих лирического героя этого стихотворения, нет любви: грубо звучат строки «...монисто бренчало, цыганка плясала и визжала заре о любви». Но девушку, смутившую героя «взором надменным» и словами «И этот влюблен», становится жаль. Мы понимаем, что такое ее поведение только показное: разговаривает она «намеренно резко», заметно «дрожанье руки», и уходит она «движеньем испуганной птицы». Желание любить и быть любимой спрятано где-то в глубине ее души:

Но из глуби зеркал ты мне взоры бросала

И, бросая, кричала: «Лови!..»

- Какова символика красок в этом стихотворении?

- В какой части стихотворения «В ресторане» действие как будто переносится в мир «Незнакомки»?

- Зачем этот приём использует Блок?

- Как последняя строфа заставляет нас почувствовать, что поэт не может спасти Любовь от унижения и пошлости?

- Какие препятствия приходится преодолевать героям этой драмы?

Выводы

В лирике А. Блока запечатлена мечта поэта о возвышающей любви, которая утверждает в мире Красоту и гармонию. Но противоречия «страшного мира» были сильнее Любви и мечты.

И всё же поэт не может замкнуться в своём «я». Его привлекает идея пути к людям, идея «вочеловечивания». Блок ищет новые ценности взамен утраченных, но не отказывается от жизни и поиска идеала.

Все 

- Что  происходит  между миром и героем в стихотворении "Ночь, улица..." 1912г.

 - Какова ключевая фраза?   

 - Как главное чувство (мысль) подтверждается композицией  стихотворения?

– Какова основная мысль стихотворения? (Это мысль о роковом круговороте жизни, о ее безысходности.)

– Какие поэтические приемы использует автор для выражения основной мысли? (Этому способствует кольцевая композиция произведения, точные и емкие эпитеты («бессмысленный и тусклый свет», «ледяная рябь  канала»)  и  необычная  гипербола  («Умрешь  –  начнешь  опять сначала»)

  "Исхода нет"

3. Обобщение знаний и умений (контрольно-тренировочный компонент)

     - Что главное поняли мы про мир Блока в стихах 1904-1916гг?

     - Какое слово мы можем дописать в тему урока?

 "Страшный мир"  - так Блок назвал один из своих циклов этого времени

Тему «страшного мира» продолжают два небольших цикла – «Возмездие» и «Ямбы». Возмездие, по Блоку, это осуждение человеком самого себя, суд собственной совести. Расплата – душевная опустошенность, усталость от жизни.

В цикле «Ямбы» возмездие уже грозит не отдельному человеку, а всему «страшному миру».

Таким образом поэт утверждает торжество человеческого:

О, я хочу безумно жить:

Все сущее – увековечить,

Безличное – вочеловечить,

Несбывшееся – воплотить!

О стихах данной тематики сам Блок говорил: «Очень неприятные стихи... Лучше бы было этим словам остаться несказанными. Но я должен был их сказать. Трудное надо преодолеть. А за ним будет ясный день».

А какой для вас 21 век?

Как жить, чтобы 21 век не был страшным?

4. Домашнее задание  необходимо попытаться ответить на вопрос, не решенный на данном уроке: действительно ли поэт "не утратил прежний свет"? - после

чтения стихотворений: Девушка пела…; На железной дороге;

Ресурсы:

1.         Алянский С. Встречи с Александром Блоком. М. «Детская литература». 1972.

2.         Александр Блок: Новые материалы и исследования: В 5 т. — М., 1980—1993.

3.         Бекетова М. А. Воспоминания об Александре Блоке. — М., 1991.

4.         Владимир Соловьёв – поэт, философ, духовный учитель А.Блока

5.         Либединская Л. Жизнь и стихи. М. «Детская литература». 1970

6.         Русская литература. XX век: Справочные материалы / Сост. Л. А. Смирнова. — М., 1995.

7.         Орлов Вл. Гамаюн: Жизнь Александра Блока: В 2-х кн. — М., 1997.

8.        Интернет-ресурсы