тел. 8-800-100-26-84  +7(3532)27-46-21        НАПИСАТЬ НАМ
ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЕЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Уважаемые коллеги и участники!
Приглашаем Вас подписаться на рассылку новых интересных мероприятий, проводимых Центром "ИДЕЯ" 
ПОДПИСАТЬСЯ

Новости

18.12.2018 г.
Всероссийский конкурс детских рисунков и поделок, посвящённый празднованию Нового года «Волшебная...
07.12.2018 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая изучению алфавита (Из цикла викторин «...
07.12.2018 г.
II Всероссийская историческая викторина «Великие правители России»​
07.12.2018 г.
IV Всероссийская историческая викторина «Великие полководцы - великие умы!»
07.12.2018 г.
II Всероссийский конкурс, посвящённый Дню героев Отечества «Герои России моей!»
05.12.2018 г.
Всероссийский экологический конкурс «Мы кормушку смастерили и столовую открыли!»
05.12.2018 г.
II Всероссийский конкурс, посвящённый празднованию Нового года для воспитанников детских садов «...

конспект урока "Рисуем музыку"

Методическая разработка открытого интегрированного урока (ИЗО + музыка) «Рисуем музыку» 7 класс. Номинация «Методические материалы» Шуктуева Ирина Матвеевна, учитель ИЗО, 1 категория, МКОУ СОШ №10, г. Кушва Свердловская область.

Пояснительная записка

Цели:

• образовательная – познакомить учащихся с жизнью и творчеством П.И. Чайковского, А. Вивальди, М. Чюрленисом, их вкладом в развитие мировой культуры;

• воспитательная – способствовать формированию у учащихся любви к прекрасному в природе и в человеке, чувства гордости за достижения своих выдающихся соотечественников;

• развивающая – совершенствовать информационную культуру личности, умение выступать с публичным сообщением. Область применения – интегрированный урок может быть проведён в рамках общеобразовательной программы или внеурочного мероприятия, приуроченного к предметной декаде эстетических или естественнонаучных дисциплин.

Возраст учащихся – 12 – 13 лет ( 7 класс).

Необходимое материально-техническое обеспечение – персональный компьютер с программным обеспечением Microsoft Office, мультимедийный проектор, экран и аудиоколонки для демонстрации электронной презентации и воспроизведения музыкальных фрагментов. Интегрированный урок (музыка + изо) Тема: «Рисуем музыку» «Времена года. Весна.» 7 класс Шуктуева И.М. учитель ИЗО

Задачи: Научить видеть прекрасное, формирование нравственно – эстетической отзывчивости на прекрасное, художественно – творческой активности, проявление фантазии, умение образно воспринимать музыку и откликаться на ее красоту. Музыкальный материал: Антонио Вивальди «Времена года», «Весна», Рабочий материал: краски «акварель», альбомные листы, портреты композиторов и художников, иллюстрации к уроку, презентация. Эпиграф к уроку: «Живопись – сестра музыки» Леонардо Да Винчи

Ход урока. ИЗО: Сегодня у нас необычный урок – урок искусства, который объединит два вида искусства – живопись и музыку. Давайте попробуем вместе окунуться в этот прекрасный мир, попробуем выразить свое впечатление от прекрасной музыки на листе бумаги. Тема урока сегодня – Времена года. Весна. МУЗ,Красота природы, смена времен года, а каждое из них - осень, зима, весна и лето - неповторимое, особенное, всегда были источником вдохновения для поэтов, музыкантов, художников! ИЗО Есть живописцы, которые все свое творчество посвятили изображению природы.- Как называется картина, на которой изображена природа? (пейзаж) - А художники, которые изображают природу? (пейзажисты) Это замечательные выдающиеся мастера пейзажа Иван Шишкин, Исаак Левитан, Василий Поленов. А. Саврасов и многие другие. Сегодня на уроке мы будем говорить природе в разное время года. МУЗ. Среди ярких музыкальных картин, связанных с темой природы – цикл концертов Антонио Вивальди и Петра Чайковского “Времена года”. Антонио Вивальди – выдающийся итальянский композитор, несравненный скрипач-виртуоз, блестящий дирижер, живший на рубеже XVII–XVIII столетий. Итак, цикл концертов “Времена года”. Написаны они для струнного ансамбля с солирующей скрипкой. Концертов всего четыре. Почему? У П. И. Чайковского есть известный фортепианный цикл, состоящий из 12 картин. А почему? А сейчас давайте попробуем отгадать, какие времена года представлены в этих композициях? Звучит музыка Чайковского «Лето», «Осень» «Зима» (слушание). С каким временем года ассоциируется эта музыка? Почему? А теперь у нас остался последний фрагмент, это время года – весна! Звучит музыка и стихи. Каким же должно быть эмоциональное состояние человека, так воспринимающего природу? Радость, ощущение счастья, ликование, торжество, восторг. Через целую гамму чувств раскрывается красота весенней поры, обновления жизни. Светлый, прозрачный характер звучания; быстрый темп, динамические контрасты, соответствующие изменчивости весенней природы. Яркие изобразительные моменты – пение птиц, журчание ручья, звон капели. Пульсирующий ритм, волнообразное движение мелодии. ПОКАЗ СЛАЙДОВ ПОД МУЗЫКУ Вивальди и Чайковского. МУЗ: - Ребята, какие чувства вызвала в вас эта музыка, какое воздействие может оказать эта музыка на человека? Ответьте, пожалуйста, на вопрос: «Что общего между этим музыкальным произведением и картиной, какую вы видите?» (ответы детей). Можем ли мы увидеть музыку? (ответы), можем ли мы услышать живопись (ответы)? Изо - Давайте попробуем красками передать настроение музыки, движение главной мелодии, попробуем сейчас соединить в сознании, с помощью прослушивания фрагмента музыкального произведения звук и чувства, звук и воображение, звук и цвет. Итак, сейчас будет звучать музыкальное произведение, а вы попробуйте, используя свое воображение, выразить свои представления, чувства на бумаге живописью (играет мелодия, дети рисуют). (звучит «Весна», Вивальди, Чайковского «Времена года») ИЗО: - Существуют также общие законы и правила построения музыкальных и изобразительных произведений: Симметрия Центр композиции Ритм Тональность Колорит Общие законы позволяют объединить звук и цвет, музыку и живопись. Ребята, а можно ли нарисовать музыку? (ответы). МУЗ: - Попытки осуществить этот замысел впервые были предприняты русским композитором Александром Николаевичем Скрябиным и литовским композитором и художником Чюрлёнисом (но каждым – по своему). Произошло это почти в одно время – в конце 19 – в начале 20 века. Композитор А.Н. Скрябин написал симфонию «Прометей», исполнение которой сопровождалось вспышками света различной окрашенности. При этом музыкальное произведение воспринималось уже двумя органами чувств – и слухом, и зрением. Композитор и художник М. Чюрленис стал основоположником музыкальной живописи. Свои впечатления от сонат, фуг, прелюдий он выразил с помощью красок и создал созвучный им мир зримых образов. Плоскость картин позволяет как- бы остановить музыку во времени для ее обозрения. МУЗ: Ребята, обратите внимание, что картина называется «фуга». Что такое фуга? ИЗО: (практическая работа) Рефлексия. Итог урока Выставка работ. Оценки за урок. Домашнее задание. Итог урока, обобщение. Каждый человек в душе – художник. Красота жизни, дотронувшись до человеческой души, рождает в ней мелодию, или картину. Используя музыкальные краски, композиторы создают музыкальные картины и образы времен года очень по-разному, а художники - свои картины природы, но они очень близки порой по настроению друг к другу. Живопись можно услышать, а музыку увидеть. МКОУ СОШ№ 10 г. Кушва