тел. 8-800-100-26-84  +7(3532)27-46-21        НАПИСАТЬ НАМ
ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЕЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Уважаемые коллеги и участники!
Приглашаем Вас подписаться на рассылку новых интересных мероприятий, проводимых Центром "ИДЕЯ" 
ПОДПИСАТЬСЯ

Новости

21.02.2019 г.
Всероссийский конкурс творческих работ для воспитанников ДОУ «За волшебной дверью детства»
21.02.2019 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина-игра для воспитанников ДОУ, посвящённая Дню защитника...
19.02.2019 г.
II Всероссийский конкурс рефератов, исследовательских работ и проектов «Изучаем и исследуем»
18.02.2019 г.
Всероссийский конкурс рисунков и поделок «Пусть слава героям шумит не смолкая…»
18.02.2019 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню библиотек «Мудрых книг хранитель вечный…»
16.02.2019 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый 75-летию снятия блокады города Ленинграда «И жизнью смерть была...
14.02.2019 г.
Всероссийский конкурс моделирования и рисования пластилином «Мир чудес и превращений»

конспект урока "Рисуем музыку"

Методическая разработка открытого интегрированного урока (ИЗО + музыка) «Рисуем музыку» 7 класс. Номинация «Методические материалы» Шуктуева Ирина Матвеевна, учитель ИЗО, 1 категория, МКОУ СОШ №10, г. Кушва Свердловская область.

Пояснительная записка

Цели:

• образовательная – познакомить учащихся с жизнью и творчеством П.И. Чайковского, А. Вивальди, М. Чюрленисом, их вкладом в развитие мировой культуры;

• воспитательная – способствовать формированию у учащихся любви к прекрасному в природе и в человеке, чувства гордости за достижения своих выдающихся соотечественников;

• развивающая – совершенствовать информационную культуру личности, умение выступать с публичным сообщением. Область применения – интегрированный урок может быть проведён в рамках общеобразовательной программы или внеурочного мероприятия, приуроченного к предметной декаде эстетических или естественнонаучных дисциплин.

Возраст учащихся – 12 – 13 лет ( 7 класс).

Необходимое материально-техническое обеспечение – персональный компьютер с программным обеспечением Microsoft Office, мультимедийный проектор, экран и аудиоколонки для демонстрации электронной презентации и воспроизведения музыкальных фрагментов. Интегрированный урок (музыка + изо) Тема: «Рисуем музыку» «Времена года. Весна.» 7 класс Шуктуева И.М. учитель ИЗО

Задачи: Научить видеть прекрасное, формирование нравственно – эстетической отзывчивости на прекрасное, художественно – творческой активности, проявление фантазии, умение образно воспринимать музыку и откликаться на ее красоту. Музыкальный материал: Антонио Вивальди «Времена года», «Весна», Рабочий материал: краски «акварель», альбомные листы, портреты композиторов и художников, иллюстрации к уроку, презентация. Эпиграф к уроку: «Живопись – сестра музыки» Леонардо Да Винчи

Ход урока. ИЗО: Сегодня у нас необычный урок – урок искусства, который объединит два вида искусства – живопись и музыку. Давайте попробуем вместе окунуться в этот прекрасный мир, попробуем выразить свое впечатление от прекрасной музыки на листе бумаги. Тема урока сегодня – Времена года. Весна. МУЗ,Красота природы, смена времен года, а каждое из них - осень, зима, весна и лето - неповторимое, особенное, всегда были источником вдохновения для поэтов, музыкантов, художников! ИЗО Есть живописцы, которые все свое творчество посвятили изображению природы.- Как называется картина, на которой изображена природа? (пейзаж) - А художники, которые изображают природу? (пейзажисты) Это замечательные выдающиеся мастера пейзажа Иван Шишкин, Исаак Левитан, Василий Поленов. А. Саврасов и многие другие. Сегодня на уроке мы будем говорить природе в разное время года. МУЗ. Среди ярких музыкальных картин, связанных с темой природы – цикл концертов Антонио Вивальди и Петра Чайковского “Времена года”. Антонио Вивальди – выдающийся итальянский композитор, несравненный скрипач-виртуоз, блестящий дирижер, живший на рубеже XVII–XVIII столетий. Итак, цикл концертов “Времена года”. Написаны они для струнного ансамбля с солирующей скрипкой. Концертов всего четыре. Почему? У П. И. Чайковского есть известный фортепианный цикл, состоящий из 12 картин. А почему? А сейчас давайте попробуем отгадать, какие времена года представлены в этих композициях? Звучит музыка Чайковского «Лето», «Осень» «Зима» (слушание). С каким временем года ассоциируется эта музыка? Почему? А теперь у нас остался последний фрагмент, это время года – весна! Звучит музыка и стихи. Каким же должно быть эмоциональное состояние человека, так воспринимающего природу? Радость, ощущение счастья, ликование, торжество, восторг. Через целую гамму чувств раскрывается красота весенней поры, обновления жизни. Светлый, прозрачный характер звучания; быстрый темп, динамические контрасты, соответствующие изменчивости весенней природы. Яркие изобразительные моменты – пение птиц, журчание ручья, звон капели. Пульсирующий ритм, волнообразное движение мелодии. ПОКАЗ СЛАЙДОВ ПОД МУЗЫКУ Вивальди и Чайковского. МУЗ: - Ребята, какие чувства вызвала в вас эта музыка, какое воздействие может оказать эта музыка на человека? Ответьте, пожалуйста, на вопрос: «Что общего между этим музыкальным произведением и картиной, какую вы видите?» (ответы детей). Можем ли мы увидеть музыку? (ответы), можем ли мы услышать живопись (ответы)? Изо - Давайте попробуем красками передать настроение музыки, движение главной мелодии, попробуем сейчас соединить в сознании, с помощью прослушивания фрагмента музыкального произведения звук и чувства, звук и воображение, звук и цвет. Итак, сейчас будет звучать музыкальное произведение, а вы попробуйте, используя свое воображение, выразить свои представления, чувства на бумаге живописью (играет мелодия, дети рисуют). (звучит «Весна», Вивальди, Чайковского «Времена года») ИЗО: - Существуют также общие законы и правила построения музыкальных и изобразительных произведений: Симметрия Центр композиции Ритм Тональность Колорит Общие законы позволяют объединить звук и цвет, музыку и живопись. Ребята, а можно ли нарисовать музыку? (ответы). МУЗ: - Попытки осуществить этот замысел впервые были предприняты русским композитором Александром Николаевичем Скрябиным и литовским композитором и художником Чюрлёнисом (но каждым – по своему). Произошло это почти в одно время – в конце 19 – в начале 20 века. Композитор А.Н. Скрябин написал симфонию «Прометей», исполнение которой сопровождалось вспышками света различной окрашенности. При этом музыкальное произведение воспринималось уже двумя органами чувств – и слухом, и зрением. Композитор и художник М. Чюрленис стал основоположником музыкальной живописи. Свои впечатления от сонат, фуг, прелюдий он выразил с помощью красок и создал созвучный им мир зримых образов. Плоскость картин позволяет как- бы остановить музыку во времени для ее обозрения. МУЗ: Ребята, обратите внимание, что картина называется «фуга». Что такое фуга? ИЗО: (практическая работа) Рефлексия. Итог урока Выставка работ. Оценки за урок. Домашнее задание. Итог урока, обобщение. Каждый человек в душе – художник. Красота жизни, дотронувшись до человеческой души, рождает в ней мелодию, или картину. Используя музыкальные краски, композиторы создают музыкальные картины и образы времен года очень по-разному, а художники - свои картины природы, но они очень близки порой по настроению друг к другу. Живопись можно услышать, а музыку увидеть. МКОУ СОШ№ 10 г. Кушва