Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

15.05.2024 г.
Ежегодно 15 мая во всём мире отмечается Международный день семьи. В семье начинается жизнь...
14.05.2024 г.
Всероссийская социальная акция, посвящённая правилам безопасности в летнее время года «Лето...
13.05.2024 г.
Всероссийская патриотическая акция, посвящённая Дню России «Поздравь Россию с Днём рождения!»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс авторской фотографии «Летние мгновения…»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс литературных и музыкальных произведений «Строчки о лете...»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс детского рисунка «Разноцветное лето!»
12.05.2024 г.
Всероссийский творческий конкурс «У матушки Природы четыре времени года: Лето»

Конспект урока по русскому языку. Тема:«Единственное и множественное число имен существительных» 2 класс

 МБОУ «Сосновская СОШ» Удмуртской республики Шарканского района

 

Конспект урока по русскому языку .

Тема :«Единственное и множественное число имен существительных»

2 класс

 

ФИО педагога: Демко Светлана Венедиктовна

Предмет: русский язык                            

Класс: 2                               

УМК: В.П. Канакина « Русский язык»

 

Тема урока: Единственное и множественное число имён существительных.

Тип урока:  Изучение нового материала.                                             

 

Оборудование: Компьютер, проектор, интерактивная доска,  учебник, мяч, карточки с заданиями.

 

Дата проведения: 3 марта  2016года.

 

Цель урока:    Формирование умений определять число имён существительных.

 

 Задачи:

- дать понятие об изменении имён существительных по числам.

-  научить определять число имён существительных.

- использовать специальную терминологию при определении признаков части речи.

- развивать коммуникативные способности.

 

 

Планируемые результаты:

Предметные:

 

 -  дать понятие об изменении имён существительных по числам.

- учить определять число имён существительных.

Метапредметные:

 

Познавательные: 

- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

 

Регулятивные:

- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;   проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану;  планировать свою работу в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение, делать выводы  и обобщения.

 

Коммуникативные:

-высказывать свою точку зрения, слушать  и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения, умение оформлять свои мысли в устной форме.

 

Личностные:  способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

 

Этапы урока.

Методы и приёмы.

Планируемый результат

Универсальные учебные действия, предметные учебные действия

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Организация начала урока.

 

Фронтальная.

 

Словесный метод.

Регулятивные УУД

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные

 

 

 

 

Коммуникативные

 

 

Нацеливание на успешную работу; выполнять задания в соответствии с поставленной целью.

 

 

Настрой на

получение новых знаний;

 

 

 

Умение слушать и слышать друг друга; высказывать свои мысли.

 

Учитель приветствует учащихся. Создаёт атмосферу уверенности. Спокойствия. Настраивает на работу.

 

- Я рада всех вас видеть. Давайте улыбнёмся друг другу, пожелаем успеха в работе.

 

 

 

Показывает детям конверт. Говорит, что конверт откроем только в конце урока и посмотрим что там есть. (в  конверте карточка,  в которой записана  пословица: ученье свет, а не ученье тьма.

 

Учащиеся приветствуют учителя. Настраиваются на работу.

 

 

2. Словарно –орфографическая работа. 

 

Письменное выполнение задания.

Самопроверка

 

 

Регулятивные УУД

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД

 

 

 

Принимать учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий.

 

Уметь ориентироваться в своей системе знаний. Осуществлять анализ объектов.

Оценивать результаты своей работы.

Выявлять сходство и различие объектов.

 

 

 

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи. Слушать и понимать речь других.

 

 

 

Учитель проводит словарный диктант.

Критерии оценивания.

На отметку 5:

- написать без ошибок.

- назвать  и подчеркнуть все имеющиеся орфограммы.

На 4:

1-2 ошибки в диктанте.

- не найдено  1-2 орфограммы.

На 3:

- 3-4 ошибки в диктанте.

- не найдено 1-2 орфограммы

На 2:

- 5-6 ошибок в диктанте.

- не найдено 3-4 орфограммы

 

 

Диктант:

 

 Лыжи, Москва, площадь, Волга, ворона, девочка, часы,  кот Барсик, дуб, коньки.

 

Какой частью речи являются эти слова?

 

- Проверка словарного диктанта.

 

- Объяснение написания имён существительных.

 

 

 

 

Дети пишут диктант, один ученик у доски.

 

 

 

 

 

Оценивать свои возможности грамотного написания слов.

Самооценивание. 

 

3.  Постановка учебной проблемы.

 

 

 

 

 

Словесный метод: ответы на вопросы, фронтальная работа.

 

 

 

Метод устного контроля

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Поиск решения, открытие нового знания.

 

 

 

 

Словесный:

 устное выполнение задания.

 

Познавательные УУД

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные УУД

 

 

 

 

Коммуникативные УУД

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные

УУД

 

 

 

 

 

 

Регулятивные УУД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД

 

Объединять в группы по признаку.

Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать выводы.

 

Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя.

 

Слушать и понимать речь других.

 

 

 

 

 

Аргументировать свою позицию, проявлять активность в решении познавательных задач.

 

 

 

 

 

Объединять в группы по признаку.

 

 

 

 

 

 

Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать выводы.

 

Уметь вносить необходимые коррективы.

 

Уметь определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя.

 

 

 

 

Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.

 

 

 

 

 

Аргументировать свою позицию, проявлять активность в решении познавательных задач

 

На доске вывешиваются слова: лес, сугроб, дерево, шапка.

 

 

 

 

Прочитайте слова и скажите,

что в них общего?

 

 

  

 

- Что такое имя существительное?

 

 

( На доске записаны предложения)

 

Вставьте  данные имена

существительные в следующие предложения:

Мы вошли в зимний …  .  Кругом большие пушистые …  .  На высоких …  лежат снеговые  …  .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Ребята, все ли у вас получилось? Какие возникли затруднения?

 

- Мы  не можем использовать существительные сугроб, дерево, шапка в предложениях, т.к. они обозначают один предмет, а в предложении речь идёт о множестве предметов.

 

- Как нужно поступить?

- Нам нужно изменить существительные так, чтобы они обозначали много предметов: сугробы, деревья, шапки.

 

( На доске появляются карточки со словами сугробы, деревья, шапки)

 

Мы вошли в зимний лес. Кругом большие пушистые сугробы. На высоких деревьях лежат снеговые шапки.

 

- Какое новое знание об имени существительном вы обнаружили?

 

- Мы узнали, что имена существительные могут обозначать один и много предметов.

 

 Имя существительное может употребляться  в единственном и во множественном числе.

 

 

 

 

-Как вы думаете, какой будет тема сегодняшнего урока?

 

- Какую цель поставим на урок?

 - Сформулируйте правило:

 

 

 

(Имена существительные могут употребляться в единственном и во множественном числе).

 

 

Учитель просит сравнить правило детей с правилом учебника на  стр. 61

 

 

 

 

Введение терминов  один- «единственное число» и  много –

« множественное число»

 

( Учитель записывает на доске сокращённый вариант записи- ед.ч и мн.ч.)

 

Запишите последнее предложение.

  

 -   Укажите  грамматическую основу предложения.

   Какой часть речи выражено подлежащее?

 

  - Какими ещё членами предложения могут быть имена существительные?

( второстепенными)

 

 

Отвечают на поставленные вопросы.

 

 

 

 

- Это имена сущ-е.

( нарицательные, неодушевлённые)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умеют доказать, что данные слова –имена существ-е. Определяют число имён

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Имена существительные могут употребляться в единственном и во множественном числе.

 

 

 

 .

 

 

 

 

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулируют тему урока.

 

 

Предлагают цель урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети формулируют правило.

 

Читают правило. Сравнивают своё правило с правилом учебника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

называют грамматическую основу предложения.

 

 

 

 

 

 

 

(второстепенными)

 

5.Физкультминутка.

 

Выполнение упражнений.

Коллективный метод.

Регулятивные УУД

Коррекция эмоционального физического состояния. Снять утомляемость детей.

Учитель показывает физические упражнения.

 

 

 

 

 

 

 

Слушают и выполняют движения.

 

6. Закрепление изученного материала.

 

 

 

 

Самостоятельное

выполнение задания.

 

 

 

 

 

Практический метод: выполнение упражнения с комментированием.

 

 

 

 

 

 

7. Работа в группах.  

 

 

 

 

Письменное выполнение задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Рефлексия.  

 

     Словесный метод.

 Игровой метод.     

 

Беседа.

 

 

Познавательные УУД

 

 

Предметные УУД

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные

УУД

 

 

 

 

Регулятивные УУД

 

 

 

 

 

 

Регулятивные УУД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные УУД

 

 

 

 

 

 

Регулятивные УУД

 

 

Коммуникативные УУД

 

 

Перерабатывать полученную информацию,

 

- Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

 

 

 

 

Оформлять  свои мысли в устной и письменной речи.

 

 

Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

 

 

Развитие доброжелательности, готовность к сотрудничеству.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

 

 

Осуществлять пошаговый и итоговый контроль;

 

Уметь оценивать правильность выполнения действий.

 

 

 

 

 

 

 

 

Уметь правильно оформлять свои мысли.

 

 Работа по учебнику. Упражнение 105 стр. 61.

 

 

 

Показываю слайды с картинками, дети записывают слова, в столбик:

Берёза, мяч, книга, медведь, лиса.

 

Задание: записать рядом эти слова во множественном числе.

 

 

 

(  Учитель открывает слайд   и дети сравнивают свои столбики со столбиками учителя)

 

самооценивание

 

 

Вывод: имена сущ-е изменяются по числам. При изменении числа имени сущ-го меняется его форма.

 

 

 

 

- На  карточках таблица. У вас на парте карточки. Прочитайте буквы.

 

 

   А

  Б

   К

  У

   Ф

   И

   Р

 Д

   О

  Ё

  Г

Ю

   Ы

  Т

   В

  С

   П

 Ё

   Ш

 Э

   Ж

  Е

   Я

 З

 

- Зачеркните гласные буквы, обозначающие твёрдость предшествующих согласных.

 

- Зачеркните гласные буквы, обозначающие мягкость предшествующих согласных.

 

- Зачеркните буквы, обозначающие парные звонкие и глухие  согласные  звуки.

 

 

- Какая буква у вас осталась?

 

-Какие звуки обозначает буква  эр?

 

 

 

Задание:   Запишите в

столбик  3 сущ-х  в форме  в единственного  числа , которые начинаются с буквы Р.

 - во втором столбике эти же сущ-е преобразуйте  в форму  множ-го  числа.

 

 

 

 

- Игра в мяч. Игра « Один – много»

Называю слова и бросаю детям мяч. Я называю сущ-е в ед. ч. – дети – во множ-ом.

 

 

 

 

Дождь

Малыши

Чайник

Груша

Ворчун

Машина

Стриж…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель открывает конверт. Дети читают пословицу.

- Объясните смысл пословицы.

- что сегодня нового, светлого мы узнали на уроке?

 

 

 

Выполняют упражнение

 

 

 

Выполняют задание.

 

 Изменяют имена сущ-е по числам. Правильно произносят слова в ед.ч и мн. ч.

 

 

 

 

 

 

Сравнивают свои столбики со столбиками учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети работают в группах.  Читают задание. Планируют действия. По окончании представляют результаты. Доказывают правильность выполнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети читают свои  слова

 

 

 

 

 

 

Ответы детей

 

Участвуют в процессе игры.

 Открыто  осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке.

 

 

Словесный метод: беседа

 

Познавательные УУД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные УУД

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД

 

 

Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать выводы, использовать их при практике выполнения заданий.

 

 

 

 

 

 

 - Умение слушать и строить речевое высказывание в соответствии с поставленными вопросами.

 

 

Оформление высказывания в соответствии требованиями речевого этикета.

 

 

 

 

 

Учитель предлагает уточнить название изучаемой темы.

 

 

  - Какую цель мы ставили перед собой?

- О каком признаке имени сущ-го вы узнали?

- Добились ли мы поставленной цели?

- Всё ли было понятно?

- Какое задание вам было интересно выполнять?

 

 

- Понравился ли вам урок?

 - Довольны ли вы своей работой на уроке .

 

 

На слайде

 

  Предлагаю вам закончить предложения:

- На сегодняшнем уроке я узнал…

- На этом уроке я похвалил бы себя за то…

- После урока мне захотелось…

 

 

 

 

Подводят итог урока

 

 

 

 

Обобщают полученные на уроке сведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заканчивают предложения в зависимости от своего состояния, впечатления от урока.

 

 

11. Домашнее задание.

 

Объяснение

Познавательные УУД

Применять полученные знания.

Осуществлять действия по реализации задания.

 Просит записать в дневник упражнение 106  стр. 62.

 

Для желающих поработать дополнительно предлагает ещё одно задание на карточке.

 

 

 

Слайд

Записать имена сущ-е, которые имеют такие признаки:

- сущ-ое, одуш-е, собств-ое, ед. ч.

- сущ-ое, неодуш-ое, нариц-ое, ед.ч.

- сущ-ое, одуш-ое, нариц-ое, мн. ч.

- сущ-ое, неодуш-ое, нариц-ое, мн. ч.

Учащиеся записывают домашнее задание  в дневнике.

 

 

По желанию берут дополнительное домашнее задание.

 

 

Восстанови текст сам.

 
В снежных (им.сущ.,мн.ч.,неодушев.) стоят пни. Но зимний (им.сущ.,ед.ч.,м.р, неодушев. ) живет. Стучат по стволу (им.сущ.,мн.ч.,одушев.). У куста трусливый (им.сущ.,ед.ч.,м.р, одушев.) грызёт кору. За елью скрылась хитрая (им.сущ.,ед.ч.,ж.р,одушев.). 

 

Слова для справок:
Шапки лес дятлы заяц лисица 
 

Восстанови текст сам.

 
В снежных (им.сущ.,мн.ч.,неодушев.) стоят пни. Но зимний (им.сущ.,ед.ч.,м.р, неодушев. ) живет. Стучат по стволу (им.сущ.,мн.ч.,одушев.). У куста трусливый (им.сущ.,ед.ч.,м.р, одушев.) грызёт кору. За елью скрылась хитрая (им.сущ.,ед.ч.,ж.р,одушев.). 

 

Слова для справок:
Шапки лес дятлы заяц лисица 
 

 

  Восстанови текст сам.

 
В снежных (им.сущ.,мн.ч.,неодушев.) стоят пни. Но зимний (им.сущ.,ед.ч.,м.р, неодушев. ) живет. Стучат по стволу (им.сущ.,мн.ч.,одушев.). У куста трусливый (им.сущ.,ед.ч.,м.р, одушев.) грызёт кору. За елью скрылась хитрая (им.сущ.,ед.ч.,ж.р,одушев.). 

 

Слова для справок:
Шапки, лес, дятлы, заяц, лисица.