Конспект урока по русскому языку. Тема:«Единственное и множественное число имен существительных» 2 класс
МБОУ «Сосновская СОШ» Удмуртской республики Шарканского района
Конспект урока по русскому языку .
Тема :«Единственное и множественное число имен существительных»
2 класс
ФИО педагога: Демко Светлана Венедиктовна
Предмет: русский язык
Класс: 2
УМК: В.П. Канакина « Русский язык»
Тема урока: Единственное и множественное число имён существительных.
Тип урока: Изучение нового материала.
Оборудование: Компьютер, проектор, интерактивная доска, учебник, мяч, карточки с заданиями.
Дата проведения: 3 марта 2016года.
Цель урока: Формирование умений определять число имён существительных.
Задачи:
- дать понятие об изменении имён существительных по числам.
- научить определять число имён существительных.
- использовать специальную терминологию при определении признаков части речи.
- развивать коммуникативные способности.
Планируемые результаты:
Предметные:
- дать понятие об изменении имён существительных по числам.
- учить определять число имён существительных.
Метапредметные:
Познавательные:
- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные:
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; планировать свою работу в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение, делать выводы и обобщения.
Коммуникативные:
-высказывать свою точку зрения, слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения, умение оформлять свои мысли в устной форме.
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Этапы урока. Методы и приёмы. |
Планируемый результат |
Универсальные учебные действия, предметные учебные действия |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
||||||||||||||||||||||||
1.Организация начала урока.
Фронтальная.
Словесный метод. |
Регулятивные УУД
Познавательные
Коммуникативные
|
Нацеливание на успешную работу; выполнять задания в соответствии с поставленной целью.
Настрой на получение новых знаний;
Умение слушать и слышать друг друга; высказывать свои мысли.
|
Учитель приветствует учащихся. Создаёт атмосферу уверенности. Спокойствия. Настраивает на работу.
- Я рада всех вас видеть. Давайте улыбнёмся друг другу, пожелаем успеха в работе.
Показывает детям конверт. Говорит, что конверт откроем только в конце урока и посмотрим что там есть. (в конверте карточка, в которой записана пословица: ученье свет, а не ученье тьма.
|
Учащиеся приветствуют учителя. Настраиваются на работу. |
||||||||||||||||||||||||
2. Словарно –орфографическая работа.
Письменное выполнение задания. Самопроверка |
Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
|
Принимать учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий.
Уметь ориентироваться в своей системе знаний. Осуществлять анализ объектов. Оценивать результаты своей работы. Выявлять сходство и различие объектов.
Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи. Слушать и понимать речь других.
|
Учитель проводит словарный диктант. Критерии оценивания. На отметку 5: - написать без ошибок. - назвать и подчеркнуть все имеющиеся орфограммы. На 4: 1-2 ошибки в диктанте. - не найдено 1-2 орфограммы. На 3: - 3-4 ошибки в диктанте. - не найдено 1-2 орфограммы На 2: - 5-6 ошибок в диктанте. - не найдено 3-4 орфограммы
Диктант:
Лыжи, Москва, площадь, Волга, ворона, девочка, часы, кот Барсик, дуб, коньки.
Какой частью речи являются эти слова?
- Проверка словарного диктанта.
- Объяснение написания имён существительных.
|
Дети пишут диктант, один ученик у доски.
Оценивать свои возможности грамотного написания слов. Самооценивание. |
||||||||||||||||||||||||
3. Постановка учебной проблемы.
Словесный метод: ответы на вопросы, фронтальная работа.
Метод устного контроля
4.Поиск решения, открытие нового знания.
Словесный: устное выполнение задания. |
Познавательные УУД
Регулятивные УУД
Коммуникативные УУД
Коммуникативные УУД
Познавательные УУД
Регулятивные УУД
Коммуникативные УУД |
Объединять в группы по признаку. Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать выводы.
Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Слушать и понимать речь других.
Аргументировать свою позицию, проявлять активность в решении познавательных задач.
Объединять в группы по признаку.
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать выводы.
Уметь вносить необходимые коррективы.
Уметь определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя.
Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.
Аргументировать свою позицию, проявлять активность в решении познавательных задач |
На доске вывешиваются слова: лес, сугроб, дерево, шапка.
Прочитайте слова и скажите, что в них общего?
- Что такое имя существительное?
( На доске записаны предложения)
Вставьте данные имена существительные в следующие предложения: Мы вошли в зимний … . Кругом большие пушистые … . На высоких … лежат снеговые … .
- Ребята, все ли у вас получилось? Какие возникли затруднения?
- Мы не можем использовать существительные сугроб, дерево, шапка в предложениях, т.к. они обозначают один предмет, а в предложении речь идёт о множестве предметов.
- Как нужно поступить? - Нам нужно изменить существительные так, чтобы они обозначали много предметов: сугробы, деревья, шапки.
( На доске появляются карточки со словами сугробы, деревья, шапки)
Мы вошли в зимний лес. Кругом большие пушистые сугробы. На высоких деревьях лежат снеговые шапки.
- Какое новое знание об имени существительном вы обнаружили?
- Мы узнали, что имена существительные могут обозначать один и много предметов.
Имя существительное может употребляться в единственном и во множественном числе.
-Как вы думаете, какой будет тема сегодняшнего урока?
- Какую цель поставим на урок? - Сформулируйте правило:
(Имена существительные могут употребляться в единственном и во множественном числе).
Учитель просит сравнить правило детей с правилом учебника на стр. 61
Введение терминов один- «единственное число» и много – « множественное число»
( Учитель записывает на доске сокращённый вариант записи- ед.ч и мн.ч.)
- Запишите последнее предложение.
- Укажите грамматическую основу предложения. Какой часть речи выражено подлежащее?
- Какими ещё членами предложения могут быть имена существительные? ( второстепенными)
|
Отвечают на поставленные вопросы.
- Это имена сущ-е. ( нарицательные, неодушевлённые)
Умеют доказать, что данные слова –имена существ-е. Определяют число имён
Имена существительные могут употребляться в единственном и во множественном числе.
.
Ответы детей.
Формулируют тему урока.
Предлагают цель урока.
Дети формулируют правило.
Читают правило. Сравнивают своё правило с правилом учебника.
называют грамматическую основу предложения.
(второстепенными)
|
||||||||||||||||||||||||
5.Физкультминутка.
Выполнение упражнений. Коллективный метод. |
Регулятивные УУД |
Коррекция эмоционального физического состояния. Снять утомляемость детей. |
Учитель показывает физические упражнения.
|
Слушают и выполняют движения. |
||||||||||||||||||||||||
6. Закрепление изученного материала.
Самостоятельное выполнение задания.
Практический метод: выполнение упражнения с комментированием.
7. Работа в группах.
Письменное выполнение задания.
8. Рефлексия.
Словесный метод. Игровой метод.
Беседа. |
Познавательные УУД
Предметные УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Регулятивные УУД
Личностные УУД
Регулятивные УУД
Коммуникативные УУД |
Перерабатывать полученную информацию,
- Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи.
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Развитие доброжелательности, готовность к сотрудничеству.
- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Осуществлять пошаговый и итоговый контроль;
Уметь оценивать правильность выполнения действий.
Уметь правильно оформлять свои мысли. |
Работа по учебнику. Упражнение 105 стр. 61.
Показываю слайды с картинками, дети записывают слова, в столбик: Берёза, мяч, книга, медведь, лиса.
Задание: записать рядом эти слова во множественном числе.
( Учитель открывает слайд и дети сравнивают свои столбики со столбиками учителя)
самооценивание
Вывод: имена сущ-е изменяются по числам. При изменении числа имени сущ-го меняется его форма.
- На карточках таблица. У вас на парте карточки. Прочитайте буквы.
- Зачеркните гласные буквы, обозначающие твёрдость предшествующих согласных.
- Зачеркните гласные буквы, обозначающие мягкость предшествующих согласных.
- Зачеркните буквы, обозначающие парные звонкие и глухие согласные звуки.
- Какая буква у вас осталась?
-Какие звуки обозначает буква эр?
Задание: Запишите в столбик 3 сущ-х в форме в единственного числа , которые начинаются с буквы Р. - во втором столбике эти же сущ-е преобразуйте в форму множ-го числа.
- Игра в мяч. Игра « Один – много» Называю слова и бросаю детям мяч. Я называю сущ-е в ед. ч. – дети – во множ-ом.
Дождь Малыши Чайник Груша Ворчун Машина Стриж…
Учитель открывает конверт. Дети читают пословицу. - Объясните смысл пословицы. - что сегодня нового, светлого мы узнали на уроке?
|
Выполняют упражнение
Выполняют задание.
Изменяют имена сущ-е по числам. Правильно произносят слова в ед.ч и мн. ч.
Сравнивают свои столбики со столбиками учителя.
Дети работают в группах. Читают задание. Планируют действия. По окончании представляют результаты. Доказывают правильность выполнения.
Дети читают свои слова
Ответы детей
Участвуют в процессе игры. Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке. |
||||||||||||||||||||||||
Словесный метод: беседа |
Познавательные УУД
Регулятивные УУД
Коммуникативные УУД |
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать выводы, использовать их при практике выполнения заданий.
- Умение слушать и строить речевое высказывание в соответствии с поставленными вопросами.
Оформление высказывания в соответствии требованиями речевого этикета.
|
Учитель предлагает уточнить название изучаемой темы.
- Какую цель мы ставили перед собой? - О каком признаке имени сущ-го вы узнали? - Добились ли мы поставленной цели? - Всё ли было понятно? - Какое задание вам было интересно выполнять?
- Понравился ли вам урок? - Довольны ли вы своей работой на уроке .
На слайде
Предлагаю вам закончить предложения: - На сегодняшнем уроке я узнал… - На этом уроке я похвалил бы себя за то… - После урока мне захотелось…
|
Подводят итог урока
Обобщают полученные на уроке сведения.
Заканчивают предложения в зависимости от своего состояния, впечатления от урока.
|
||||||||||||||||||||||||
11. Домашнее задание.
Объяснение |
Познавательные УУД |
Применять полученные знания. Осуществлять действия по реализации задания. |
Просит записать в дневник упражнение 106 стр. 62.
Для желающих поработать дополнительно предлагает ещё одно задание на карточке.
Слайд Записать имена сущ-е, которые имеют такие признаки: - сущ-ое, одуш-е, собств-ое, ед. ч. - сущ-ое, неодуш-ое, нариц-ое, ед.ч. - сущ-ое, одуш-ое, нариц-ое, мн. ч. - сущ-ое, неодуш-ое, нариц-ое, мн. ч. |
Учащиеся записывают домашнее задание в дневнике.
По желанию берут дополнительное домашнее задание. |
Восстанови текст сам.
В снежных (им.сущ.,мн.ч.,неодушев.) стоят пни. Но зимний (им.сущ.,ед.ч.,м.р, неодушев. ) живет. Стучат по стволу (им.сущ.,мн.ч.,одушев.). У куста трусливый (им.сущ.,ед.ч.,м.р, одушев.) грызёт кору. За елью скрылась хитрая (им.сущ.,ед.ч.,ж.р,одушев.).
Слова для справок:
Шапки лес дятлы заяц лисица
Восстанови текст сам.
В снежных (им.сущ.,мн.ч.,неодушев.) стоят пни. Но зимний (им.сущ.,ед.ч.,м.р, неодушев. ) живет. Стучат по стволу (им.сущ.,мн.ч.,одушев.). У куста трусливый (им.сущ.,ед.ч.,м.р, одушев.) грызёт кору. За елью скрылась хитрая (им.сущ.,ед.ч.,ж.р,одушев.).
Слова для справок:
Шапки лес дятлы заяц лисица
Восстанови текст сам.
В снежных (им.сущ.,мн.ч.,неодушев.) стоят пни. Но зимний (им.сущ.,ед.ч.,м.р, неодушев. ) живет. Стучат по стволу (им.сущ.,мн.ч.,одушев.). У куста трусливый (им.сущ.,ед.ч.,м.р, одушев.) грызёт кору. За елью скрылась хитрая (им.сущ.,ед.ч.,ж.р,одушев.).
Слова для справок:
Шапки, лес, дятлы, заяц, лисица.