Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
22.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

Конспект урока по предмету "Речь и альтернативная коммуникация"

ГБОУ СО "Нижнетагильская школа - интернат №2, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы"

 

Конспект урока по предмету "Речь и альтернативная коммуникация"

 

Татаурова Светлана Владимировна

учитель

 

Класс: 8 (ТМНР)
 Предмет: речь и альтернативная коммуникация.
Тема урока: «Пришла весна. Приметы ранней весны.»  
Цель урока: познакомить с  явлениями  ранней весны; повышение речевой активности обучающихся в различных видах деятельности.
Задачи урока:
1. Коррекционно-образовательные: расширять представления детей о характерных признаках ранней весны; учить связно и последовательно составлять рассказ по наглядной модели-схеме.
2. Коррекционно-развивающие: развивать устную связную речь, слуховое внимание;
обогащать чувственный опыт; развивать мелкую моторику, выразительность движений.
3. Коррекционно-воспитательные: воспитывать инициативность, самостоятельность, эмоциональный отклик на увиденное, услышанное.
Тип урока: обобщения и систематизации знаний.
Планируемые результаты:
В процессе урока обучающиеся узнают признаки  предметов и явлений окружающей действительности;  обогатят словарный запас словами разной степени общности разных категорий.
Обучающиеся научатся понимать значение слова и соотносить его с конкретным предметом, затем действием; выражать простыми предложениями свои мысли, желания; называть те предметы и явления, которые находятся в поле их зрения; будут участвовать в диалоге, составляя при этом простые фразы.
В процессе урока обучающиеся повторят приметы ранней весны, научатся аккуратно раскрашивать сюжетную картинку по теме, научатся составлять предложения по картинке, отвечать на вопросы,  разовьют общую и мелкую моторику, изготовят поделку.
                                                                 Ход урока
Этап урока.
Содержание  этапа.
Действия обучающихся (индивидуальная работа)
Организационный  момент
 
 Речь с движением
- Раз, два, три, четыре, пять
Будем мы весну встречать.                  
Весна – красна, иди скорей!              
 
Землю солнцем обогрей!
 
 
 
 
Обучающиеся шагают на месте
 
Обучающиеся хлопают в ладоши
Сообщение темы и цели урока
 
- Как называется наш урок?
- Какое время года сейчас?
- Какой месяц весны идёт?
- Какая сегодня погода?
 
- Сегодня на уроке мы повторим приметы ранней весны.
- Будем учиться составлять рассказ о весне, раскрасим весеннюю картинку.
 
- Наш урок называется речь, развитие речи.
- Сейчас наступила весна.
 
 - Месяц весны март.
 
- Сегодня солнечная, тёплая  погода.
 
Изучение  темы урока
 
1. Работа по сюжетной картине  «Весна»
 
 
- Какое время года изображено?
- Почему?
 
- Что происходит весной, когда пригревает солнышко?
- Раскрасим солнце, проталины, ручей
- А ещё, что происходит, когда пригревает солнышко?
– Раскрасим сосульки, деревья
 
Неговорящие обучающиеся показывают приметы весны по цветной иллюстрации.
Говорящие обучающиеся отвечают устно.
- Изображено время года весна.
- На земле проталины, деревья с почками, солнце светит, сосульки, ручей.
- Когда пригревает солнышко,  тает снег, бегут ручьи.
- Работа с раскраской.
 
 
- Появляются сосульки на ветках деревьев, на крышах домов.
Физминутка
«Сосулька»
Кап-кап-кап, - капель звенит,
(Ритмично хлопают в ладоши)
Словно с нами говорит.
(Ритмично хлопают ладоням по ногам)
Плачут от тепла сосульки,
И на крышах талый снег.
(Собирают «слёзы» в ладошку)
А у всех людей весною
Это вызывает смех
(Поворачиваются вокруг себя).
 
Повторяют движения за педагогом.
Изучение  темы урока
1. Работа по сюжетной картине  «Весна» (продолжение)
- На нашей картине ещё прохладно.
- Но солнышко будет греть и что станет с деревьями?
Учитель на приготовленных веточках показывает почки.
- Какие почки
– Раскрасим почки
- А какие звуки у весны?
Учитель предлагает детям послушать на записи звуки весны.
- Что вы услышали?
 
- Расскажите, какая вода в весеннем ручейке.
 – Раскрасьте ручей.
 
 
 
 
 
 
- На деревьях набухнут почки.
 
 
- Почки маленькие, клейкие
 
 
 
 
- Обучающиеся слушают звукозапись «Звуки весны»
- Журчание ручья, капель, треск льда в лужах, щебет птиц…
- Вода в ручейке холодная, прозрачная
Речевая разминка
- Но что я слышу? Мне кажется, подул весенний ветер.
Упражнение «Ветер»
Мы подуем высоко: ш-ш-ш           Встать на носочки, поднять руки вверх
Мы подуем низко: ш-ш-ш             Присесть
Мы подуем далеко: ш-ш-ш            Вытянуть руки вперед
Мы подуем близко: ш-ш-ш            Поднести ладони ко рту
 
 
 
 
Обучающиеся повторяют звуки, движения
Изучение  темы урока  (продолжение)
 Составление рассказа по получившейся картине
- Послушайте, какой рассказ у нас получился о весне.
- Запомните, чтобы повторить его.
Наступила весна. Солнце ярко светит. Снег стал таять. Появились лужи, ручейки. На крышах висят сосульки. На деревьях набухают почки. Радостно весной!
Свой рассказ учитель сопровождает показом на картине..
- Кто из вас попробует повторить рассказ по картине?
 
 
 
 
 
 
 
 
Ответы детей (говорящих)
Неговорящие (показывают по картинке).
 
Закрепление
- О каком времени года мы составляли рассказ?        
- Сейчас проверим, все ли дети запомнили приметы весны.
 
 Игра «Подскажи словечко»
•        Ой, беда! Ой, беда!
Тает снег, кругом вода.
Не обуешь валенки,
На снегу… (проталинки)
- Что такое проталинки?
 
 
•        Рад весне братишка Саша
         И собака рада Жулька.
На припёке, с крыши нашей
Утром свесилась … (сосулька)
- Что такое сосульки?
- Мы составляли рассказ о весне.
 
 
 
 
 
 
- Оттаявшие от снега участки земли.
 
 
 
- Замёрзшая вода, которая свисает с крыш домов, с веток деревьев в виде морковки.
 
 
Динамическая пауза
 Стихотворение с движениями «Весна»
 
Улыбаются все люди
(Идут по кругу).
Весна, весна, весна!
Она везде, она повсюду
Красна, красна, красна!
(Поднимают руки над головой и ритмично хлопают в ладоши)
По лугу, лесу и полянке
(Ритмично шагают на месте.)
Идет, идет, идет!
На солнышке скорей погреться
(Взмахивают обеими руками к себе.)
Зовет, зовет, зовет!
И в ручейке лесном задорно
(Ритмично щелкают пальцами.)
Звенит, звенит, звенит!
По камушкам в реке широкой
(Потирают ладони.)
Журчит, журчит, журчит!
Разносит запахи повсюду
(Делают из пальцев «бутон».)
Цветов, цветов, цветов!
И все живое сразу слышит
(Прикладывают руку к уху.)
Весенний звон!
(Хлопают в ладоши.)
 
 
 
 
Обучающиеся повторяют движения за педагогом
Практическое задание
- На память об этом уроке мы с вами что-то сделаем.
- Что у вас лежит  на парте?
- Чего у него не хватает?
- Сделайте лучики из прищепок.
Учитель показывает.
- Какое солнышко у вас получилось?
 
 
- На парте лежит солнышко.
- У него нет лучиков.
 
 
- Солнышко получилось весеннее, весёлое.
 
Итог занятия
- О чём мы говорили на уроке?
- Перечислите основные приметы ранней весны?
- Чем вы еще занимались на уроке?
 
- Мы на уроке говорили о весне.
- Перечисляют.
- Мы раскрашивали картинку, выполняли упражнения, отгадывали загадки, сделали солнышко.
Выставление оценок
- Вы сегодня молодцы, хорошо поработали.
Выставление оценок с комментариями