Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

03.05.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Приключения воробышка Кеши) «Православные...
02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
28.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе «Сказка мудростью богата»

ГБОУ СОШ № 10 г. о. Чапаевск, Самарской области

 

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе

по теме: «Сказка мудростью богата.»

 

Учитель:

Гаврилова Анастасия Владимировна

 

 

Предмет:Литературное чтение

Класс: 2

Раздел: «Сказка мудростью богата»

Тема: «Сказка мудростью богата»

Тип: урок «открытия нового знания»

Технологии:

-  технология развивающего обучения;

-  информационно – коммуникативная технология;

- технология здоровьесбережения;

- технология – проекта

Цель:

Планируемые результаты

Предметные:

- уметь различать жанрыустного народного творчества;

- характеризовать героев сказки;

- совершенствовать навык чтения;

- развивать речь, внимание;

- находить главную мысль в произведении;

- выразительно читать произведение;

- уметь передавать содержание произведения

Метапредметные УУД

Познавательные

- понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять;

- высказывать предложения, делать выводы;

Коммуникативные

- участвовать в коллективном обсуждении проблем;

- уметь слушать учителя, одноклассников;

- употреблять вежливые формы обращения;

- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре, группе;

- уметь с точностью выражать свои мысли, отвечать грамотно на поставленный вопрос;

Регулятивные:

- с помощью учителя выделять и формулировать познавательную цель, задачи, тему урока;

- самостоятельно организовывать своё рабочее место;

- осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления;

Личностные:

- придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей

Формы организации взаимодействия: индивидуальная, групповая, фронтальная, коллективная, парная.

Основные понятия, термины: сказка, жанр, быт, мудрость, богатство, сатира, добро,  калач, баранка.

Межпредметные связи: математика, русский язык, музыка, физическая культура.

Оборудование:экран, проектор, магнитная доска, ноутбук,

наглядные пособия (презентация), дидактический материал (карточки для работы), калач, баранка, аудиозапись, шляпы, схемы для чтения, декорация для инсценировани сказки, словари.

Использование УЛО: ПРОкласс

Форма контроля: учитель – ученик, ученик – ученик;

Ход урока:

Настрой на урок

1. Здравствуйте, ребята, уважаемые гости!

2. Самое удивительное явление в мире – это человеческая доброта. Подарите улыбки друг другу и нашим гостям. Чудесных открытий желаю я вам.

3. Прочитаем вместе. Эпиграф: «Вы талантливые дети!

Когда ни будь вы сами приятно поразитесь, какие вы…(умные), как много хорошего умеете, если будете постоянно … (работать) над собой, ставить новые …(цели)и стремиться к их достижению. (Ж.Ж.Руссо)

4. Девизом нашего урока будут слова «Тот, кто хочет много знать – должен сам всё постигать!»

Актуализация знаний

1. Работа над смыслом «Сказка мудростью богата»

Учитель:Ребята, чем занимаются на уроках литературного чтения? (ответы детей).

Учитель: Каждый урок литературного чтения – это новая встреча с героями, новыми писателями, новыми произведениями.

Учитель: Скажите, пожалуйста, над каким разделом вы работаете? («Сказка мудростью богата») – хоровое чтение

Учитель:Что такое сказка? (Сказка – это вид устного народного творчества, жанр фольклора, это вымышленная история со счастливым концом, где добро побеждает зло)

Учитель:кто сочиняет сказки? (Народ и автор)

Учитель: Назовите виды сказок по содержанию (волшебные, сказки о животных и бытовые)

Учитель: Что такое мудрость? (Мудрость – это глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт)

Учитель: Что такое богатство? (Богатство – это обилие материальных ценностей, денег, но важнее в жизни духовные ценности)

Вывод: Вот этими ценностями и богата сказка и этими богатствами она с нами делится.

Учитель: Я попрошу вас поработать в группе.

Учитель: На столе у вас лежат волшебные шляпы Муми – Тролля. В шляпе находится послание. Нужно прочитать послание и определить из какой сказки отрывок.(читают отрывок)

- Какой народ сочинил данную сказку?

Учитель: Вывод: В России живут люди более 200 национальностей. Живут дружно и стараются узнать о культуре другой нации как можно больше, уважают традиции друг друга. Мудрость, честность, доброта, преданность, скромность всегда ценились разными народами.

Новая тема урока

1. Учитель: Познакомимся с произведением, название которого вы сможете определить, расшифровав запись

(3 калача и одна баранка )

2. Что такое калач? (Калач – это пшеничный хлеб, по форме напоминающий замок с дужкой (дуга) - (толковый словарь)

3. Что такое баранка? (Баранка – это пшеничный твёрдый хлебец, в  виде кольца, меньше, чем калач) - (толковый словарь)

Учитель: говорит о разнообразии словарей

4. Учитель: предположите жанр произведения(сказка)

5. Учитель: Глазки дружно закрывайте

Сказку в душу пропускайте

6. Чтение сказки учителем (прослушивание аудиозаписи)

7.Учитель: О чём или о ком говорится в сказке? (ответы детей) (о быте, о жизни)

8. Учитель: ситуация, которая разыгралась здесь, происходила в реальной жизни. Слова жить и быть очень близки. Можно сказать, что сказка жизненная, бытовая.

9. Учитель: Определите вид сказки по содержанию (бытовая)

Первичное закрепление

предлагает составить план работы над сказкой

познакомиться со сказкой

выяснить особенности бытовой сказки

- учиться грамотноанализировать сказку

- учиться выразительно и правильно читать сказку

2. Учитель: Приступим к осуществлению наших целей (задач)

- познакомились со сказкой (да)

- определили вид сказки (да)

  •   А можем ли мы сейчас проверить, как вы хорошо и внимательно слушали сказку. Предлагаю,  поработаем в парах и системе ПРОкласс

тест

1. Определи жанр прослушанного произведения

А) Загадка

Б) Сказка

В) Стихотворение

2. Определи вид сказки по содержанию

А) Волшебная

Б) Бытовая

В) О животных

3. Сколько было калачей?

А) 3

  1.  

В) Не было калачей.

4. Как называется сказка?

А) Три калача и одна баранка

Б) Один калач и три баранки

В) Калач и баранка

  •  

Ча – ча – ча (3 хлопка по бёдрам)

         Печка очень горяча (2 прыжка)

         Чи – чи – чи (3 хлопка над головой)

         Печёт печка калачи (присели 2 раза)

         Чу – чу – чу

Я калачика хочу (ем калач)

 

Работа над текстом

1. Учитель: Ребята, давайте с вами вспомним правила чтения (Очень важно читать чётко, красиво, так, чтобы тебя все понимали)

2. Речевая разминка: Сказка от начала начинается, до конца читается, в середине не перебивается

- прочитай медленно (знак - черепаха)

- жужжащим чтением (знак - пчела)

- чтение за диктором (знак - телевизор)

Самостоятельное чтение произведения

3. Работа над сказкой

- Кто герой сказки?

- Почему же мужик огорчился, что сразу не сообразил и не съел одну баранку? (он был глупый и не понял, что он был сыт уже после съеденных калачей)

- Какой же мудростью богата эта сказка? (высмеивает глупость)

- Чему она учит? (не попадать в нелепые ситуации)

4. Чтение сказки детьми

Вопросы:

- Как вы думаете, кто сочинил эту сказку: молодой или старый человек? (пожилой, мудрый человек, который имеет опыт)

- Почему эта сказка дошла до наших дней? (они нас учат быть честными, порядочными, не завидовать, не попадать в смешные ситуации)

Учитель: Это сатирическая сказка. Что такое сатира? Это юмор. В основе таких сказок лежат смешные и поучительные истории

Учитель:В этом году исполняется 85 лет со дня рождения нашего земляка Владимира Бондаренко. Библиотека, которая находится на улице Куйбышева названа в честь него. Мне хотелось вам порекомендовать прочитать его сказки и прочитать сказку о глупости …

Включение нового знания в систему знаний

1. Разыграем сказку как в театре (костюмированное)

Сколько героев?

Распределение ролей (автор, мужик, глашатые, продавцы)

(играет музыка «Ярмарка)

Глашатые: Собирайся народ!

В гости ярмарка идёт!     

Не сиди на печи,

Покупай калачи да бараночки.

Итог урока

1. Учитель: я знаю вы знаете очень хорошее стихотворение про сказку, можете со мной поделиться, а я поделюсь с ребятами своего класса)

2. В мире много сказок (кто-то выучит и расскажет)

Грустных и смешных

И прожить на свете

Нам нельзя без них

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло

Пусть добро навеки

Побеждает зло

  • а ум торжествует над глупостью

3. Мини – проект

Учитель: Я верю, что сказки заронили в душу зёрнышки любви, доброты, которые будут прорастать и приносить хорошие плоды, напишем на зёрнышках (которые лежат у вас на столе) напишем одно доброе слово, соединим их в колосок. Мы этими зёрнышками засадим наше общее поле, чтобы все люди могли пользоваться нашими плодами.(добро, мир, хлеб, спасибо, красота, …)

4. Учитель: предлагает детям продолжить фразу: «Сегодня на уроке мы…(читали, знакомились с новым произведением, сотрудничали, отвечали на вопросы, встретились с новым героем…)

Я тоже хочу продолжить «Сегодня на уроке я была довольна вашими ответами, гордилась вами, что вы большие молодцы, благодаря вам цель нашего урока была достигнута»

1. Учитель:Покажите правую ладошку и положите на неё, то самоехорошее, что у вас есть (или что унесёте с собой с урока), а на левую то, что вы ещё не имеете. Соедините руки в парах и скажите друг другу спасибо.

2. Благодарственное письмо

3. Спасибо за урок.