Конспект урока истории на тему "Культурная жизнь народов Европы в XIX столетии"
Тема: «Культурная жизнь народов Европы в XIX столетии».
Цель:
- определить общекультурный контекст эпохи;
- сформировать понятие об основных достижениях науки и техники и общественном мнении этого периода;
- познакомить учащихся с основными направлениями и выдающимися достижениями науки, литературы и искусства;
- рассмотреть взаимосвязи между различными видами искусства;
- продолжить развивать умение и навыки анализа, синтеза, обобщения, построения схем, работы в группе;
- развивать кругозор, общие знания образованного человека;
- воспитывать интерес к научному познанию, литературе, живописи, музыке, доброжелательную атмосферу соревнования.
Тип урока: урок комплексного применения новых знаний, умений и навыков.
Оборудование: учебник, тетради с домашней таблицей, мультимедийная доска.
Ожидаемые результаты: после урока учащиеся смогут: называть основные достижения в различных областях науки, художественной культуры, фамилии выдающихся ученых, писателей, художников, музыкантов; выделять и обобщать учебную информацию; давать собственную оценку культурной жизни в XIX веке.
Ход урока
I.Организационный момент урока
II. Актуализация опорных знаний
Учащиеся работают в парах.
Метод «гроздья»
Обратившись к таблице, которую учащиеся составили дома, определить, в какой области науки больше всего было сделано открытий и составить «гроздь», в центре которой должна быть эта область (медицина, транспорт, средства связи, физика и т.др.) и фамилия ученого.
Работа в группах
Класс делится на две команды, и учащиеся выполняют тесты. Затем меняются тестами и проверяют.
Тест по теме: «Западноевропейская культура XIX века»
1. Расставьте эти изобретения в хронологическом порядке а) изобретение паровоза б) изобретение токарного станка; в) изобретение парохода г) изобретение радио.
2. Первый пароход совершал регулярные рейсы по реке: а) Миссисипи; б) Миссури; в) Гудзон; г) Волге.
3. Как называется вращающаяся печь для выплавки стали: а) конверт; б) конвертер; в) мартен; г) домна.
4. Телефон изобрел: а) Александр Белл; б) Александр Попов; в) Сэмуэль Морзе; г) Чарльз Гудийр.
5. В какой стране стал миллионером Альфред Нобель, на доходы от состояния которого основана Нобелевская премия: а) Швеция; б) Швейцария; в) США; г) Россия.
6. «Народный автомобиль» в США создал: а) Орвид Райт; б) Генри Форд; в) Готлиб Даймлер; г) Карл Бенц.
7. Расставьте эти изобретения в хронологическом порядке: а) изобретение кинематографа; б) изобретение фотографии; в) изобретение динамита; в) изобретение бездымного пороха.
8. Между какими городами была проложена первая железная
дорога в истории человечества: а) Ливерпулем и Манчестером;
б) Вашингтоном и Нью-Йорком; в) Стоктоном и Дарлингтоном;
г) Петербургом и Москвой.
9. Первый пароход назывался по фамилии женщины: «Клермон». Ее звали: а) Катарина; б) Елизавета; в) Мария; г) Виктория...
10. Первый электровоз тянул поезд на промышленной выставке в: а) Париже; б) Берлине; в) Лондоне; г) Нью-Йорке.
11. Какой французский инженер начал постройку Суэцкого канала: а) Эйфель; б) Шарль; в) Лессепс; г) Жаккар.
12. Науку о планеризме создал: а) Н. Можайский; б) О. Райт; в) де Розье; г) О. Лилиенталь.
Ответы: 1-б;в;а;г; 2-в;3-б;4-а;5-г;6-б;7-б;г;в;а;8-в;9-а;10-б;11-в;12-г.
ВИКТОРИНА ПО ТЕМЕ «ЕВРОПЕЙСКАЯ НАУКА НА РУБЕЖЕ XIX-XX вв.»
1. Кто из физиков создал теорию электромагнитного поля? (Англичанин Джеймс Клерк Максвелл.)
2. Каждый из нас хоть раз в жизни проходил медицинское обследование рентгеновскими лучами. Кто открыл эти лучи? (Немецкий физик-экспериментатор Вильгельм Конрад Рентген.)
3. Назовите фамилию женщины, ставшей первым в истории лауреатом Нобелевской премии, а вскоре удостоенной этой высшей награды научного мира вторично. За что ей были присуждены обе премии? (Мария Складовская-Кюри, физик, вместе со своим мужем Пьером Кюри и их соратником Анри Беккерелем получила Нобелевские премии в 1903 г. — за открытие явления радиоактивности ив 1911 г.— за исследования в области химии.)
4. На что Мария Складовская-Кюри потратила обе Нобелевские премии? (На организацию клиники, где больных раком лечили радиоактивными лучами.)
5. Кто из величайших ученых и по какому поводу написал следующие строки: «Ньютон, прости меня! В свое время ты нашел тот единственный путь, который был пределом возможного для человека величайшего ума и творческой мысли...»? (Выдающийся физик Альберт Эйнштейн, создавший теорию относительности, опровергнувшую многие выводы Ньютона.)
6. Назовите основоположника микробиологии и иммунологии, разработавшего метод вакцинации против инфекционных заболеваний. (Луи Пастер.)
7. Немецкий зоолог и эволюционист, один из авторов учения о генах. (Август Вейсман.)
8. Датский ученый, создатель теории атома, в основе которой лежат планетарная модель атома и квантовые представления. В юности этот будущий великий физик был членом сборной команды Дании по футболу. (Нильс Бор.)
9. Основоположник учения о наследственности. (Грегор Мендель.)
III. Мотивация учебной деятельности
Учитель: В культуре нового времени XIX век занимает особое место. В этот период происходит ряд значимых изменений. Буржуазная цивилизация достигает своей зрелости, и впоследствии вступает в кризисную стадию, что сопровождается соответствующими изменениями в художественной культуре и в духовной жизни общества. В XIX веке существенно повысился уровень благосостояния и качества жизни в городах. Появились телефон, телеграф, кинематограф, фотография, новые транспортные средства как паровоз, автомобиль, трамвай и метро. Складывается новая система ценностей. Главной ценностью становится технический прогресс, который смог обеспечить человечеству благосостояние. Технический прогресс воспринимается как определяющая черта цивилизации.
«Лишь только один XIX век принес открытий и изобретений больше, чем предшествующие столетия вместе взятые, а именно 8527. (Сорокин П.Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992 г.)
Учитель: Ребята, в ходе урока вы должны дать ответ на проблемный вопрос: «Что первично: образование (идея, сознание) или техника (материя)»?
IV. Изучение нового материала.
Учитель: В XIX веке продолжается расцвет литературы, живописи, музыки. Они являются ведущими видами искусства.
План
1. Общая характеристика направлений литературы XIX в.
2. Общая характеристика направлений живописи XIX в.
3. XIX век- время развития оперного искусства
Учитель: 19 век - поворотный этап в развитии мировой культуры. В искусстве идет напряженный поиск иных художественных форм, методов, приемов, способных с предельной выразительностью запечатлеть картину нового мира. Наступила пора разочарования в кумирах 18 столетия. Следствием краха просветительских иллюзий стало возникновение романтизма.
1. Общая характеристика направлений литературы XIX в.
РОМАНТИЗМ – художественное направление в культуре кон. 18 – 1 пол. 19 вв. Возник в результате разочарования в идеалах просвещения.
Основные черты:
*Утверждал неповторимость человеческой личности
*Интерес к прошлому, его идеализация
*Пытались проникнуть во внутренний мир человека
*Романтики описывали мир прекрасной мечты.
Пример: Джорж Гордон Байрон – романтик номер один. Образы, созданные им обречены на страдание, тираноборство , им свойственна мировая скорбь и пессимизм. Это: «Паломничество Чайльд Гарольда», «Строки, адресованные преподобному Дж. Т. Бичеру в ответ на его совет автору чаще посещать общество», «О морском разбойнике», «Душа моя мрачна», «Хочу я быть ребенком вольным…». (учащиеся читают стихотворения Д. Байрона).
Учитель: Наиболее страшным злом романтики считали душевную глухоту, самодовольства обывательского существования. Немецкий лирик Генрих Гейне писал:
О, пусть я кровью изойду,
Но дайте мне простор скорей.
Мне страшно задыхаться здесь,
В проклятом мире торгашей. (учащиеся читают стихотворения Г.Гейне).
Учитель: Изменения в обществе создают условия для возникновения нового творческого направления - критического реализма.
2) КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ – возникает в 30е гг. 19 в.
Основные черты:
*Показывают мир, пытаясь вскрыть причины уродливых явлений жизни;
*Отказ от романтизма и попытка взглянуть на мир трезвым взглядом
*Человек рассматривается как порождение общества.
*Искусство должно критиковать и указывать на пороки общества и человека.
Пример: Оноре де Бальзак «Гобсек»
Учитель: Во второй половине 19 века в художественных произведениях сильнее звучат обличительные мотивы, под огонь критики попадает вся общественная система. Сторонники такой критики называли себя натуралистами.
- НАТУРАЛИЗМ – появляется во 2 пол. 19 в.
Основные черты:
*Обличение общественной системы в целом
*Показывают уродливые стороны жизни, жизнь «людей дна». *Выставляют на обозрение неприглядную изнанку жизни
*Особое внимание к мелочам, деталям, окружающим героя.
*Пытаются выявить законы развития общества.
Пример: Эмиль Золя « Человеческая комедия»
2. Общая характеристика направлений живописи XIX в.
Презентация: «Западноевропейское искусство конца XIX – начала XX века. Импрессионизм»
3. XIX век- время развития оперного искусства
Учитель: В 19 веке обновляются и музыкальные формы. В этом веке творили такие музыканты как: великий немец Бетховен, австрийский композитор Франц Шуберт, поляк Фредерик Шопен. Дальнейшее развитие музыкальные романтические традиции получили в творчестве Джузеппе Верди. Джузеппе Верди за 60 лет творческой деятельности создал 26 опер. Реформировал и вывел из кризиса итальянскую оперу. Дал теоретическое обоснование оперной драматургии.
«Риголетта» - в основе драма В.Гюго «Король забавляется», драматическое действие составляет социальный конфликт благородного шута и развратного короля.
«Травиата» - в основе роман Дюма «Дама с камелиями». Общество не принимает любви куртизанки и светского человека, Виолетта противопоставлена обществу.
«Аида» - написана по случаю открытия Суэцкого канала. Действие переносится в Египет в обстановку сфинксов и пирамид, опера насыщена маршами, грандиозными хоровыми сценами. В основе конфликта противостояние рабыни Аиды, чистого и светлого образа, суровым и деспотичным жрецам.
Начиная с 40 – гг. 19 в. романтизм уступает место реализму и отходит на второй план, однако традиции романтизма остаются действенными на протяжении всего 19 века, обретают новые импульсы в 20 веке.
Что характерно для романтического типа сознания?
А) в музыке
- богатство и разнообразие мелодий
- тонкость и глубина чувств
- яркость музыкального образа
Б) в литературе
- символика образов
- яркость, красочность языка
- живописность
- олицетворение природы
- богатство чувств и оттенков
В) в изобразительном искусстве
- сложность композиций
- резкие контрасты и цветовые решения
Учитель: А сейчас, ребята, мы с вами попытаемся вести дискуссию по проблемному вопросу: «Что первично: образование (идея) или техника (материя)? Ваши аргументы должны быть как конкретными, так и общими.
Примерные ответы учащихся: надо сказать, что эта проблема – основной вопрос философии, который разделил еще в глубокой древности человечества на две части: Материалистов (сторонников того, что первична материя) и идеалистов (сторонников того, что первична идея).
Материализм (так называемая "линия Демокрита") — направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичной является материя.
К материалистическому направлению принадлежали такие философы, как Демокрит; философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); Эпикур; Бэкон; Локк; Спиноза; Дидро и иные французские материалисты; Герцен; Чернышевский; Маркс; Энгельс; Ленин.
Достоинство материализма — опора на науку,. в особенности на точные и естественные (физику, математику, химию и т. д.), логическая доказуемость многих положений материалистов.
Идеализм ("линия Платона") — направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).
Спор между материалистами и идеалистами продолжается уже более 2 000 лет. Но однозначного ответа так и нет. Каждый решает его для себя самостоятельно.
Учитель: Ребята в 19 веке известным идеалистом был Гегель, а материалистом – Фейербах. А Кант основал науку гносеологию, которая решает и не может решить вторую часть основного вопроса философии: «познаваем ли мир?». Кант решил, что нет (он был агностиком и утверждал: «Дело в себе, и познать это никто не может».
V. Закрепление
Метод «Почему лишний?»
А.Романтизм |
Б. Футуризм |
В. Натурализм |
Г. Реализм |
А. Байрон |
Б. О.Бальзак |
В. Э.Золя |
Г. В.Гюго |
А. Ф.Гойя |
Б. Т.Жерико |
В. Ж.Милле |
Г. Шуберт |
А. «Риголетта» |
Б. Дон Карлос |
В. Кармен |
Г. Аида |
А. Э.Мане |
Б. К.Моне |
В. Винсент Ван Гог |
Г. К.Писсарро |
(правильные ответы выделены)
VI. Рефлексия
«Для меня сегодняшний урок…» Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.
Урок |
Я на уроке |
Итог |
1. интересно |
1. работал |
1. понял материал |
2. скучно |
2. отдыхал |
2. узнал больше, чем знал |
VII. Подведение итогов.
VIII. Домашнее задание
1. Продолжить составление таблицы «Литература, живопись, музыка 19 века»
2.Подготовить отрывки прозаических произведений для комментируемого чтения.
3. Составить синквейны на тему: «Литература, живопись, музыка».