Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...

Конспект урока истории на тему "Культурная жизнь народов Европы в XIX столетии"

Тема: «Культурная жизнь народов Европы  в XIX столетии».

Цель:

- определить общекультурный контекст эпохи;

- сформировать понятие об основных достижениях науки и техники и общественном мнении этого периода;

- познакомить учащихся с основными направлениями и выдающимися достижениями науки, литературы и искусства;

- рассмотреть взаимосвязи между различными видами искусства;

- продолжить развивать умение и навыки анализа, синтеза, обобщения, построения схем, работы в группе;

- развивать кругозор, общие знания образованного человека;

- воспитывать интерес к научному познанию, литературе, живописи, музыке, доброжелательную атмосферу соревнования.

Тип урока: урок комплексного применения новых знаний, умений и навыков.

Оборудование: учебник, тетради с домашней таблицей, мультимедийная доска.

Ожидаемые результаты: после урока учащиеся смогут: называть основные достижения в различных областях науки, художественной культуры, фамилии выдающихся ученых, писателей, художников, музыкантов; выделять и обобщать учебную информацию; давать собственную оценку культурной жизни в XIX веке.

Ход урока

I.Организационный момент урока

II. Актуализация опорных знаний
Учащиеся работают в парах.

Метод «гроздья»

Обратившись к таблице, которую учащиеся составили дома, определить, в какой области науки больше всего было сделано открытий и составить «гроздь», в центре которой должна быть эта область (медицина, транспорт, средства связи, физика и т.др.) и фамилия ученого.

Работа в группах

Класс делится на две команды,  и учащиеся  выполняют тесты.  Затем меняются тестами и проверяют.

Тест по теме: «Западноевропейская культура XIX века»

1. Расставьте эти изобретения в хронологическом порядке а) изобретение паровоза б) изобретение токарного стан­ка; в) изобретение парохода г) изобретение радио.

2. Первый пароход совершал регулярные рейсы по реке: а) Мис­сисипи; б) Миссури; в) Гудзон; г) Волге.

3. Как называется вращающаяся печь для выплавки стали: а) кон­верт; б) конвертер; в) мартен; г) домна.

4. Телефон изобрел: а) Александр Белл; б) Александр Попов; в) Сэмуэль Морзе; г) Чарльз Гудийр.

5. В какой стране стал миллионером Альфред Нобель, на доходы от состояния которого основана Нобелевская премия: а) Швеция; б) Швейцария; в) США; г) Россия.

6. «Народный автомобиль» в США создал: а) Орвид Райт; б) Ген­ри Форд; в) Готлиб Даймлер; г) Карл Бенц.

7.  Расставьте эти изобретения в хронологическом порядке: а) изобретение кинематографа; б) изобретение фотографии; в) изобретение динамита; в) изобретение бездымного пороха.

8. Между какими городами была проложена первая железная
дорога в истории человечества: а) Ливерпулем и Манчестером;

б)      Вашингтоном и Нью-Йорком; в) Стоктоном и Дарлингтоном;
г) Петербургом и Москвой.

9. Первый пароход назывался по фамилии женщины: «Клермон». Ее звали: а) Катарина; б) Елизавета; в) Мария; г) Виктория...

10. Первый электровоз тянул поезд на промышленной выставке в: а) Париже; б) Берлине; в) Лондоне; г) Нью-Йорке.

11. Какой французский инженер начал постройку Суэцкого кана­ла: а) Эйфель; б) Шарль; в) Лессепс; г) Жаккар.

12. Науку о планеризме создал: а) Н. Можайский; б) О. Райт;  в) де Розье; г) О. Лилиенталь.

Ответы: 1-б;в;а;г; 2-в;3-б;4-а;5-г;6-б;7-б;г;в;а;8-в;9-а;10-б;11-в;12-г.

   ВИКТОРИНА ПО ТЕМЕ «ЕВРОПЕЙСКАЯ НАУКА НА РУБЕЖЕ XIX-XX вв.»

1. Кто из физиков создал теорию электромагнитного поля? (Англичанин Джеймс Клерк Максвелл.)

2. Каждый из нас хоть раз в жизни проходил медицинское обсле­дование рентгеновскими лучами. Кто открыл эти лучи? (Немецкий физик-экспериментатор Вильгельм Конрад Рентген.)

3. Назовите фамилию женщины, ставшей первым в истории ла­уреатом Нобелевской премии, а вскоре удостоенной этой высшей награды научного мира вторично. За что ей были присуждены обе премии? (Мария Складовская-Кюри, физик, вместе со своим мужем Пьером Кюри и их соратником Анри Беккерелем получила Нобелевские премии в 1903 г. — за открытие явления радиоактивности ив 1911 г.— за исследования в области химии.)

4. На что Мария Складовская-Кюри потратила обе Нобелевские премии? (На организацию клиники, где больных раком лечили радио­активными лучами.)

5. Кто из величайших ученых и по какому поводу написал следу­ющие строки: «Ньютон, прости меня! В свое время ты нашел тот единственный путь, который был пределом возможного для чело­века величайшего ума и творческой мысли...»? (Выдающийся физик Альберт Эйнштейн, создавший теорию относительности, опроверг­нувшую многие выводы Ньютона.)

6. Назовите основоположника микробиологии и иммунологии, разработавшего метод вакцинации против инфекционных заболе­ваний. (Луи Пастер.)

7. Немецкий зоолог и эволюционист, один из авторов учения о генах. (Август Вейсман.)

8. Датский ученый, создатель теории атома, в основе которой лежат планетарная модель атома и квантовые представления. В юности этот будущий великий физик был членом сборной команды Дании по футболу. (Нильс Бор.)

9. Основоположник учения о наследственности. (Грегор Мендель.)

 

III. Мотивация учебной деятельности  

Учитель: В  культуре нового времени  XIX век занимает особое место. В этот период происходит ряд значимых изменений. Буржуазная цивилизация достигает своей зрелости, и впоследствии  вступает в кризисную стадию,  что сопровождается соответствующими изменениями в художественной культуре и в духовной жизни общества. В XIX веке существенно повысился  уровень благосостояния и качества жизни в городах. Появились  телефон, телеграф, кинематограф, фотография,  новые транспортные средства как паровоз, автомобиль, трамвай и метро. Складывается новая система ценностей. Главной ценностью становится технический прогресс, который смог обеспечить человечеству благосостояние. Технический прогресс воспринимается как определяющая черта цивилизации.

«Лишь только один XIX век принес открытий и изобретений больше, чем предшествующие столетия вместе взятые, а именно 8527. (Сорокин П.Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992 г.)

 

Учитель: Ребята, в ходе урока вы должны дать ответ на проблемный вопрос: «Что первично: образование (идея, сознание) или техника (материя)»?

                                  

 IV. Изучение нового материала.

Учитель: В XIX веке продолжается расцвет литературы, живописи, музыки.  Они  являются ведущими  видами искусства.

                                                     План

1. Общая характеристика  направлений литературы XIX в.

2. Общая характеристика направлений живописи XIX в.

3. XIX век- время развития оперного искусства

   

 

   Учитель: 19 век - поворотный этап в развитии мировой культуры. В искусстве идет напряженный поиск иных художественных форм, методов, приемов, способных с предельной выразительностью запечатлеть картину нового мира. Наступила пора разочарования в кумирах 18 столетия. Следствием краха просветительских иллюзий стало возникновение романтизма.

1. Общая характеристика  направлений литературы XIX в.

 РОМАНТИЗМ – художественное направление в культуре кон. 18 – 1 пол. 19 вв. Возник в результате разочарования в идеалах просвещения.

Основные черты:

*Утверждал неповторимость человеческой личности

*Интерес к прошлому, его идеализация

*Пытались проникнуть во внутренний мир человека

              *Романтики описывали мир прекрасной мечты.

Пример: Джорж Гордон Байронромантик номер один. Образы, созданные им обречены на страдание, тираноборство , им свойственна мировая скорбь и пессимизм. Это: «Паломничество  Чайльд Гарольда», «Строки, адресованные преподобному Дж. Т. Бичеру в ответ на его совет автору чаще посещать  общество», «О морском разбойнике», «Душа моя мрачна», «Хочу я быть ребенком вольным…». (учащиеся читают стихотворения Д. Байрона).

Учитель: Наиболее страшным злом романтики считали душевную глухоту, самодовольства обывательского существования. Немецкий лирик Генрих Гейне писал:

О, пусть я кровью изойду,

Но дайте мне простор скорей.

Мне страшно задыхаться здесь,

В проклятом мире торгашей. (учащиеся читают стихотворения Г.Гейне).

 

Учитель: Изменения в обществе создают условия для возникновения нового творческого направления - критического реализма.

2) КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ – возникает в 30е гг. 19 в.

Основные черты:

*Показывают мир, пытаясь вскрыть причины уродливых явлений жизни;

*Отказ от романтизма и попытка взглянуть на мир трезвым взглядом

*Человек рассматривается как порождение общества.

*Искусство должно критиковать и указывать на пороки общества и человека.

Пример: Оноре де Бальзак «Гобсек»

Учитель:  Во второй половине 19 века в художественных произведениях сильнее звучат обличительные мотивы, под огонь критики попадает вся общественная система. Сторонники такой критики называли себя натуралистами.

  1. НАТУРАЛИЗМ – появляется во 2 пол. 19 в.

Основные черты:

*Обличение общественной системы в целом

*Показывают уродливые стороны жизни, жизнь «людей дна». *Выставляют на обозрение неприглядную изнанку жизни

*Особое внимание к мелочам, деталям, окружающим героя.

*Пытаются выявить законы развития общества.

Пример: Эмиль Золя « Человеческая комедия»

2. Общая характеристика направлений живописи XIX в.

Презентация: «Западноевропейское искусство конца XIX – начала XX века. Импрессионизм»

                 3.  XIX век- время развития оперного искусства

   

   Учитель:  В 19 веке обновляются и музыкальные формы. В этом веке творили такие музыканты как: великий немец Бетховен, австрийский композитор Франц Шуберт, поляк Фредерик Шопен. Дальнейшее развитие музыкальные романтические традиции получили в творчестве Джузеппе Верди.  Джузеппе Верди за 60 лет творческой деятельности создал 26 опер. Реформировал и вывел из кризиса итальянскую оперу. Дал теоретическое обоснование оперной драматургии.

      «Риголетта» - в основе драма В.Гюго «Король забавляется», драматическое действие составляет социальный конфликт благородного шута и развратного короля.

    «Травиата» - в основе роман Дюма «Дама с камелиями». Общество не принимает любви куртизанки и светского человека, Виолетта противопоставлена обществу.

    «Аида» - написана по случаю открытия Суэцкого канала. Действие переносится в Египет в обстановку сфинксов и пирамид, опера насыщена маршами, грандиозными хоровыми сценами. В основе конфликта противостояние рабыни Аиды, чистого и светлого образа, суровым и деспотичным жрецам.

    Начиная с 40 – гг. 19 в. романтизм уступает место реализму и отходит на второй план, однако традиции романтизма остаются действенными на протяжении всего 19 века, обретают новые импульсы в 20 веке.

      Что характерно для романтического типа сознания?

А) в музыке               

- богатство и разнообразие мелодий

- тонкость и глубина чувств

- яркость музыкального образа

Б) в литературе

- символика образов

- яркость, красочность языка

- живописность

- олицетворение природы

- богатство чувств и оттенков

В) в изобразительном искусстве

- сложность композиций

- резкие контрасты и цветовые решения

Учитель: А сейчас, ребята, мы с вами попытаемся вести дискуссию по проблемному вопросу: «Что первично: образование (идея) или техника (материя)? Ваши аргументы должны быть как конкретными, так и общими.

Примерные ответы учащихся: надо сказать, что эта проблема – основной вопрос философии, который разделил еще в глубокой древности человечества на две части: Материалистов (сторонников того, что первична материя) и идеалистов (сторонников того, что первична идея).

Материализм (так называемая "линия Демокрита") — направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичной является материя.

К материалистическому направлению принадлежали такие философы, как Демокрит; философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); Эпикур; Бэкон; Локк; Спиноза; Дидро и иные французские материалисты; Герцен; Чернышевский; Маркс; Энгельс; Ленин.

Достоинство материализма — опора на науку,. в особенности на точные и естественные (физику, математику, химию и т. д.), логическая доказуемость многих положений материалистов.

Идеализм ("линия Платона") — направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).

Спор между материалистами и идеалистами продолжается уже более 2 000 лет. Но однозначного ответа так и нет. Каждый решает его для себя самостоятельно.

Учитель: Ребята в 19 веке известным идеалистом был Гегель, а материалистом – Фейербах. А Кант основал науку гносеологию, которая решает и не может решить вторую часть основного вопроса философии: «познаваем ли мир?». Кант решил, что нет (он был агностиком и утверждал: «Дело в себе, и познать это никто не может».

 

V. Закрепление

Метод «Почему лишний?»

 

А.Романтизм

Б. Футуризм

В. Натурализм

Г. Реализм

А. Байрон

Б. О.Бальзак

В. Э.Золя

Г. В.Гюго

А. Ф.Гойя

Б. Т.Жерико

В. Ж.Милле

Г. Шуберт

А. «Риголетта»

Б. Дон Карлос

В. Кармен

Г. Аида

А. Э.Мане

Б. К.Моне

В. Винсент Ван Гог

Г. К.Писсарро

 

(правильные ответы выделены)

 

 

 

 

VI. Рефлексия

«Для меня сегодняшний урок…» Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.

Урок

Я на уроке

Итог

1. интересно

1. работал

1. понял материал

2. скучно

2. отдыхал

2. узнал больше, чем знал

 

VII. Подведение итогов.

 

VIII. Домашнее задание

1. Продолжить составление таблицы «Литература, живопись, музыка 19 века»

2.Подготовить отрывки прозаических произведений для комментируемого чтения.

3. Составить синквейны на тему: «Литература, живопись, музыка».

СМОТРЕТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ