Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...

Конспект учебного занятия «Государственный герб России»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 86»  г.о. Тольятти      

                                 

Конспект учебного занятия

«Государственный герб России»

 

педагог дополнительного образования

Азизова Г.Р.

 

 

Содержательная цель: воспитание гражданина и патриота своей страны через развитие интереса к истории и культуре своей стра­ны, формирование представлений о государственных символах России.

 

Деятельностная цель: формирование умений реализации универсальных учебных действий:

    регулятивные:

  • постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
  • осознание качества и уровня усвоения;
  • способность к мобилизации сил и энергии;
  • контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

    познавательные:

  • обработка информации;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания;
  • выдвижение гипотез и их обоснование;
  • анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация;
  • установление причинно-следственных связей;
  • аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

личностные:

  • мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности;
  • нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания;
  • осознание ответственности за общее дело;
  • следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
  • самооценка;
  • адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности; 

     коммуникативные:

  • учет разных мнений;
  • использование критериев для обоснования своего суждения;
  • выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
  • формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации;
  • достижение договоренностей и согласование общего решения;
  • управление поведением партнера;
  • разрешение конфликтов;

 

Оборудование урока: демонстративный материал, компьютер, презентация, медиапроектор, листы активности.

 

Ход занятия

 

  1. Мотивация к учебной деятельности.  

Учитель: Ребята, посмотрите внимательно на карту России. Наша страна очень большая. В Москве ещё вечер, а на Дальнем Востоке, на берегу Тихого океана уже начинается новый день, восходит солнце. Россия – необъятная страна. Её площадь составляет 17 млн. кв.км. Расстояние с севера на юг – около 4 тыс. км. А если мы полетим на самолете с запада на восток, то будем в пути около 12 часов, пролетев над просторами России 10 тыс. км. Как и любое государство в мире Россия имеет свои государственные символы. Давайте с вами вспомним, какие же символы есть у нашей страны?

Ответы детей.

Учитель: Правильно! Каждый человек обязан знать символы своей страны, тот, кто хорошо знает символы государства, может не только представить, как жила и развивалась его родина, чем занимались люди в далеком прошлом, но даже, какие изменения в разное время происходили.

   

  1. Актуализация знаний

Класс делится на четыре группы. У каждой группы мозаика.                                                            

Учитель: Соберите мозаику.                                                                                                                        

Что у вас получилось?    

Ответы детей.

Учитель: Правильно!  Так кто же догадался, о каком символе мы с вами будем говорить сегодня?  И какие цели поставим перед собой.                                                                                                           

Ответы детей.

Учитель: О Гебе России!

У России величавой

На гербе орёл двуглавый,

Чтоб на запад и восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он России дух свободный.

Рассмотрите герб России. Какую форму он имеет? 

Ответы детей.

Учитель: Гербы создаются по четким правилам. Прежде всего, это – форма. Обычно гербы имеют форму щита. Герб России четырехугольный с заострением внизу.   А это герб Самары и Тольятти.  Запомните их.                                                                     

Какого цвета Российский герб?   И что обозначает этот цвет? 

Ответы детей.

Учитель: Красный цвет обозначает храбрость и мужество.                                                                  Что еще изображено на гербе?  

Ответы детей.

Учитель: Золотой двуглавый орел изображен на фоне щита красного цвета. Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе – держава. Над головами орла мы видим короны. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце. В древности золотой двуглавый орел и был символом солнца. В настоящее время дву­главый орел на гербе России означает единство и независи­мость нашей страны. На груди орла помещен красный щит с изображением всадника. Это Святой Георгий Победоносец, сидящий на белом коне. За его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить дракона. Ужасный черный змей – это символ зла. Он повержен героем, верный конь воина топчет дракона копытами.

Герб – это отличительный знак страны. Есть слова, которые имеют похожее значение – «эмблема», «символ». Где можно увидеть герб России?

Ответы детей.

Учитель: Государственный герб устанавливают на границе. Его помещают на специальных пограничных столбах и в местах, предназначенных для проезда на территорию нашей страны. А кто знает историю нашего герба, что такое герб, геральдика, почему внутри нашего герба находится еще один герб?

Ответы детей.

Учитель: Ну что же еще очень много надо узнать нового и много придется сегодня работать, поэтому сначала делаем физминутку для глаз.

Физминутка для глаз.

  1. Проблемное объяснение нового знания.

Учитель: Давайте посмотрим на картинки и попробуем догадаться, как же появились первые гербы (работа в группах, обсуждение и выдвижение гипотезы). Кстати, наука, которая изучает историю возникновения и символику гербов называется геральдикой.

Ответы детей.

Учитель: Предшественниками гербов были эмблемы, которые помещали на своих доспехах рыцари ещё в XI–XIII веках. Первоначально содержание символов рыцари выбирали произвольно, но когда эмблемы стали постоянными и начали передаваться по наследству, то для употребления символических изображений установились особые правила, а сами изображения стали называться гербами, что в переводе с немецкого означает «наследство».

Если вернуться в ещё более ранние времена, то раньше  Россия состояла из нескольких независимых княжеств, поэтому о едином государственном гербе не могло быть и речи.

Двуглавый орел в России впервые появился на государственной печати Великого князя Ивана III в 1497 году. Печать была двусторонняя: на лицевой стороне изображался всадник, поражающий копьем змея - символ великокняжеской власти, а на оборотной стороне - двуглавый орел.

Появился орел после заключения брака Иоана III с Софьей, которая была внучкой последнего византийского императора Константина. Двуглавый орёл был их родовым гербом.

В те времена, когда Иоанн III стал во главе Московского княжества, русские княжества враждовали между собой. Иоанн III захотел объединить все русские земли под началом Москвы в одно сильное государство. Целых пятьдесят лет собирал он российские княжества. И мирным путем, и военными действиями, и, наконец, добился своего. Стал он называть себя не Великим князем Московским, а Государем Всея Руси.

Еще до появления этой печати гербом Московского княжества считалась икона – эмблема Воина Небесного, св. Георгия Победоносца. Сравните с современным гербом.

Ответы детей.

Учитель: В давние времена бабушки и дедушки рассказывали внукам историю о Егории, царевне и змее, очень похожую на сказку…

«В некотором царстве, в некотором государстве случилось великое несчастье – напал на него лютый змей-дракон. Поселился он в темной пещере на берегу моря. Огнем он жег землю, разрушал дома. Взмолились жители того царства-государства. Змей же потребовал, чтобы каждый день кормили его досыта свежим мясом. Но чудовище было очень прожорливым и вскоре не осталось ни у кого ни овец, ни коров, ни коз – все съел змей. Тогда велел змей приводить к нему каждый день человека на съедение. Бросили жребий, и выпало идти царской дочери. Привели её на берег морской и оставили там. Проезжал мимо Егорий Храбрый на добром коне, не мог он оставить царевну в беде, сразился со змеем и победил его».

Cын Иоанна  III Василий III продолжил отцовские традиции. Он продолжил присоединять земли. А на гербе у орла появились высунутые язычки. Как вы думаете, почему?

Ответы детей.

Учитель: Орел будто сердится и хочет показать, что уже может за себя постоять. Ведь государство стало крепче и больше.

Иван IV унаследовал большое и сильное государство. Но он был жесток, властен и хотел захватить еще больше земель. За свои жестокие действия его прозвали Грозным. Он завоевал столько земель, что Россия стала самой большой страной. Иоанн IV стал зваться царем. Все это отразилось и на гербе. Объясните, что именно.

Ответы детей.

Учитель: Две короны Иоанн Грозный заменил на одну большую царскую корону. Он увенчал ее крестом, показывая, что выше него только Бог, а на земле правит только он - Царь. А еще решил на грудь орла поместить знак Московских князей: герой, побеждающий дракона. Как будто всадник  -  это сам Иоанн Грозный, а дракон - это все его враги.

После смерти Иоанна Грозного герб снова изменился. Посмотрите, что изменилось?

Ответы детей.

Учитель: Орел распустил крылья, как будто проснулся после тяжелого времени. Вместо одной короны появились три, что означало Святую Троицу. Обычно на иконах Георгий Победоносец всегда скакал слева направо навстречу врагам монголо-татарам. На гербе направление изменилось в связи с появлением врага с другой (западной) стороны, со стороны Польши и Рима. Посмотрите на следующие изменения и попробуйте догадаться, что случилось с Россией.

Ответы детей.

Учитель: Россия Петра I стала огромной и крепкой державой. Петр гордо назвал нашу страну Российской Империя, а сам стал Императором. В герб Петр I внес свои изменения. Короны стали императорские, их соединила синяя лента. На груди орла появилась цепь с ордена Андрея Первозванного. Этот орден был учинен Петром за высшие заслуги. Орел стал изображаться черным, а не золотым по примеру европейских государств.

Павел I был еще и магистром Мальтийского ордена и в изображение двуглавого орла добавил мальтийский крест.

Александр I отменил это. Но изменил герб по-другому. Александр I победил в войне Наполеона. В то же время, он был поклонником всего французского и завидовал славе Наполеона. Он изменил герб так, что он стал похож на герб Наполеона.

Николай I (1825-1855) не захотел, чтобы наш герб был похож на французский. Он вернул старый и поместил на герб маленькие гербы самых важных Российских земель.

За основу современного герба взят герб Петра I. Но двуглавый орел золотого цвета, а не черного, и помещён он на красном геральдическом щите. Это сочетание цветов было утверждено президентом в 1993 году.

На протяжении истории нашего государства, каждый глава государства вносил свой вклад в развитие и формирование герба. При этом он старался, чтобы происходящие в этот момент исторические события и достижение, нашли отражения на гербе.

Таким образом, создание герба неразрывно связано с историей ее правителей и с историей становления России, как сильного и могущественного государства.

 

  1. Первичное закрепление и  повторение.

Учитель: Много нового мы с вами узнали сегодня. А теперь посмотрим, как вы все это запомнили. Но прежде немного отдохнем.

Физминутка.

1) Давайте вместе разгадаем кроссворд.

1. Государственный символ, который можно увидеть на де­нежных знаках.

2. Изображение на гербе России. Герой, побеждающий чудо­вище.

3. Главное изображение на гербе России.

4. Что означало изображение золотого орла в древности?

5. Оружие, предмет, изображенный на гербе России. Это ору­жие дало название монетке.

6. Часть герба, на которой располагаются все изображения.

2) Сложите из фрагментов гербы:

(1 ряд – герб города Тольятти, 2 ряд – герб Самары, 3 ряд  - герб России)

 

  1. Итог урока.                   

Учитель: Какие молодцы, ребята! Ну а наш урок заканчивается.

- Что мы нового узнали сегодня?

- Интересно было на уроке?

- Какие трудности возникли на уроке?

- А что значит любить Родину?

Ответы детей.

Учитель: Молодцы, ребята! Любовь к Родине — чувство очень личное, глу­бокое, тихое, как сказал поэт. Не стоит его выставлять напоказ. То, как мы относимся к своим близким, родителям, друзьям, к своей родной земле, нашей большой стране, лучше всего про­является в наших делах и поступках, а не в громких и красивых словах.

Я думаю, что все вы вырастите достойными гражданами России. Будете любить её и охранять природу родной земли. И если потребуется, сможете защитить нашу страну. Я также надеюсь, что вы будете уважать государственные символы нашей Родины.

Берегите Россию –

Нет России другой.

Берегите её тишину и покой,

Это небо и солнце,

Это хлеб на столе

И родное оконце

В позабытом селе…

Берегите Россию –

Без неё нам не жить.

Берегите её,

Чтобы вечно ей быть!