КОНСПЕКТ УЧЕБНО – ТРЕНИРОВОЧНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ЛЁГКОЙ АТЛЕТИКЕ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ: УЧЕБНО – ТРЕНИРОВОЧНЫЙ – 3 ГОД ОБУЧЕНИЯВОЗРАСТ ОБУЧАЮЩИХСЯ: 13 – 14 ЛЕТ (приложение к материалам аттестации)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КОММУНАРСКАЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА»
КОНСПЕКТ УЧЕБНО – ТРЕНИРОВОЧНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ЛЁГКОЙ АТЛЕТИКЕ
ЭТАП ОБУЧЕНИЯ: УЧЕБНО – ТРЕНИРОВОЧНЫЙ – 3 ГОД ОБУЧЕНИЯВОЗРАСТ ОБУЧАЮЩИХСЯ: 13 – 14 ЛЕТ
(приложение к материалам аттестации)
Тренер – преподаватель: Пашкевич О.Н.
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1.Введение.
Барьерный бег — это один из самых красивых и параллельно сложных технических видов легкой атлетики, предъявляющих высокие требования к физической и технической подготовке спортсмена. Сочетание скорости спринтера, прыгучести, гибкости, высокой координации движений даст возможность спортсмену достичь высоких результатов в этой дисциплине.
Подготовка барьериста – единый многолетний процесс, при котором совершенствуются двигательные навыки выполнения соревновательного упражнения, развиваются функциональные возможности, физические качества и воспитываются волевые и специфические качества. Барьерный бег требует определенной подготовленности опорно-двигательного аппарата спортсмена, достаточной силы, быстроты, подвижности в суставах с учетом специфики бега на различные дистанции. Это является одним из предварительных условий обучения технике вида. К упражнениям, развивающим группы мышц, которые непосредственно участвуют в барьерном беге, следует отнести упражнения, способствующие развитию мышц передней и задней поверхности бедра, голени, стопы, туловища. Особо необходимо выделить упражнения, увеличивающие степень подвижности в тазобедренных суставах. Недостаток подвижности в суставах приводит к появлению многих ошибок в технике. Развитие силы мышц, окружающих тазобедренный сустав, от которых зависит величина амплитуды движений и мощность усилий при преодолении барьеров, также составляет часть специальной подготовки барьериста. Средства такой подготовки — подводящие упражнения, которые можно выполнять на месте и в движении, с барьерами и без них.
1.2.Общая информация
Наименование организации: МБОУ ДО «Коммунарская ДЮСШ»
Тренер-преподаватель: Пашкевич Ольга Николаевна
Состав учебной группы: учебно- тренировочная группа 3 года обучения , 12 человек, 2-3 взрослый разряд, 7 девушек, 5 юношей, средний возраст занимающихся - 14 лет.
Дата проведения: «18» апреля 2018 г.
Время проведения: 16.30 – 18.45
Общее время учебно – тренировочного занятия: 135 минут
Место проведения: ФОК «Олимп», г.Коммунар
Тема занятия: Совершенствование техники барьерного бега на этапе специальной подготовки второго подготовительного периода
Цель тренировочного занятия: Совершенствование основных элементов техники барьерного спринта.
Задачи тренировочного занятия:
- Совершенствование техники атакующего движения маховой ноги.
- Совершенствование техники схода с барьера.
- Совершенствование техники движений толчковой ноги.
- Развитие скоростной выносливости для поддержания ритмичного спринта на дистанции 60-110 м с/б
- Воспитывать самостоятельность и организованность при выполнении заданных упражнений
Форма занятия: учебно-тренировочное занятие
Форма организации учебной деятельности: индивидуально-групповая
Место в дополнительной образовательной программе: Тема «Обучение и совершенствование техники»
Методическое обеспечение тренировочного занятия: Учебно-методический комплекс дополнительной предпрофессиональной программы по легкой атлетике МБОУ ДО «Коммунарская ДЮСШ» 2018 года, учебные кинограммы.
Методы обучения: словесный, наглядный (зрительно-слуховой), практический (подводящего упражнения, целостного упражнения), психорегулирующий.
Методические приемы исправления ошибок: повторное выполнение упражнения в облегченных условиях, выполнение подводящих упражнений, повторный показ, имитация выполнения действий, идеомоторное представление двигательного действия в целом и отдельных его элементов.
Приемы регулирования нагрузки: направленность содержания нагрузки, количество повторений, интервал отдыха между упражнениями и повторами, темп выполнения упражнения.
Инвентарь: барьеры легкоатлетические, гимнастический мат, фишки, секундомер, гимнастическая стенка, мат для прыжков в высоту
Ожидаемый результат: успешное применение элементов техники барьерного бега при выполнении целостного упражнения.
Диагностика результатов тренировочного занятия: визуальная оценка техники и скорости пробегания трех барьеров с высокого старта.
«отлично»- спортсмен в полном объеме применил все усовершенствованные элементы техники при выполнении целостного упражнения на высокой скорости
«хорошо» - спортсмен в полном объеме применил все усовершенствованные элементы техники при выполнении целостного упражнения на оптимальной для него скорости,
«удовлетворительно» - спортсмен частично применил усовершенствованные элементы техники при выполнении целостного упражнения
Форма оценки занимающихся: поощрение, порицание, самооценка
2.ПЛАН - КОНСПЕКТ
Часть занятия |
Частные задачи |
Содержание |
Дозировка |
Организационно-методические указания |
||
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ 30 минут
|
1. Повышение внимания учащихся 2. Обсуждение плана тренировки
|
Построение |
3 мин. |
Шеренга |
||
3. Подготовка кардио-респираторной системы к предстоящей нагрузке
|
3.1 Легкий разминочный бег по кругу
3.2 ОРУ у шведской стенки: - наклоны; - выпады; - махи
|
4-6 мин.
5 мин. |
Темп медленный, ЧСС до 130 уд/мин Упражнения выполняются самостоятельно, используется метод сопровождающей подсказки |
|||
4. Подготовка мышечно-связочного аппарата к тренировке |
4.1 Специальные упражнения, направленные на подготовку мышц и связок, участвующих в барьерном беге
4.2 Специальные беговые упражнения: - семенящий бег - перекаты - бег спиной вперед - прыжки в шаге через три - бег с ускорением
|
Каждое упражнение 10-12раз
2х25м. 2х25м. 2х25м. 2х25м. 2х25м. |
Темп выполнения спокойный, амплитуда выполнения движений максимальная
Соблюдение ритмовых установок. Используется метод сопровождающей подсказки |
|||
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 75 минут.
|
1.Совершенствование техники атакующего движения маховой ноги, схода с барьера и техники движения толчковой ноги в ходьбе.
|
1.1 Ходьба через барьеры (количество барьеров 3) |
8-10 раз |
В ходьбе между барьерами держаться высоко, взгляд направлен вперед Постановка маховой ноги за барьер на прямую ногу, на переднюю часть стопы. Плечи параллельны барьеру. Толчковая нога согнута в колене, ее движение направлено вперед. Стопа толчковой ноги развернута в сторону
|
||
2.Совершенствование техники атакующего движения маховой ноги в беге.
|
2.1 Пробегание барьеров маховой ногой сбоку (количество барьеров 3) |
3-4 раза |
Высокое положение туловища в беге для «атаки» барьера Быстро «атаковать» барьер маховой ногой и контролировать ее быстрое опускание за барьер Маховая нога опускается как можно быстрее после преодоления барьера
|
|||
3.Совершенствование техники движения толчковой ноги и схода с барьера в беге.
|
3.1 Пробегание барьеров со стороны толчковой ноги (количество барьеров 3) |
3-4 раза |
Толчковая нога согнута до контакта с поверхностью, затем совершает быстрый и активный мах вперед. Постановка толчковой ноги осуществляется сверху, перед собой. Плечи при приземлении не должны отклоняться назад
|
|||
4. Оценивание успешности применения усовершенствованных элементов техники барьерного бега. |
Пробегание трех барьеров с высокого старта |
4-5 раз |
Производится визуальная оценка техники выполнения целостного упражнения. |
|||
5. Развитие скоростной выносливости для поддержания ритма на дистанции 60-110 м с/б
|
Пробегание отрезков 100-120-150м |
2 серии |
Скорость 80-85% ЧСС 180уд/мин Интервал отдых 3 мин., между сериями 8-10мин. |
|||
6.Укрепление мышц ног, спины, брюшного пресса. 7. Воспитание самостоятельности и организованности при выполнении заданных упражнений |
-Удержание прямой ноги в статике, сидя в барьерном шаге; -ходьба выпадами по прямой лицом и спиной вперед; - спина, пресс в парах - подъем таза из положения лежа на спине, опираясь на согнутую ногу |
3-4х20сек.
2-3 х 10-12 шагов;
2-3х15-20 2-3х18-20 |
Использовать метод сопровождающей подсказки |
|||
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ 30 минут |
1. Повышение эмоционального уровня в конце тренировки |
Игра «Ручной мяч» |
25мин |
Игра проводится по основным правилам ручного мяча с некоторыми изменениями в соответствии со спецификой легкой атлетики |
||
2.Подведение итогов учебно-тренировочного занятия 3.Восстановление сердечного ритма до состояния покоя |
Построение
Контроль ЧСС |
5 мин. |
Свободная форма общения Выделить спортсменов, которые показали наилучший результат при выполнении целостного упражнения. Отметить спортсменов, которые частично улучшили свои показатели в барьерном беге. |
|||
3.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Официальное руководство IAAF для тренеров «Бегай! Прыгай! Метай!», 2009-281с.
2. Бернштейн Н.А. «О ловкости и ее развитии»: М.,ФиС, 1991-209с.
3. Зациорский В.М. «Физические качества спортсмена»: М, 1966 – 89с.
4. Гуревич И.А. «Круговая тренировка при развитии физических качеств»: Минск, 1985-256с.
5. Локтев С.А. «Легкая атлетика в детском и подростковом возрасте» Практическое пособие для тренера: М., 2007-404с.
6. Ломан В. «Бег, прыжки, метания» – 1988-156с.
7. Малыхина Л.Б. Методики анализа учебных занятий в системе дополнительного образования детей // Открытый урок. Методики, сценарии, примеры. – М. «Тио», 2010. - № 11.
8. Озолин Э.С. «Спринтерский бег»: М., 2010-176с.
9. Попов В.Б. «Юный легкоатлет» – пособие для тренеров: М., ФиС., 2006
10. Седых Л.А. «Первые шаги к успеху» – Пособие для начинающих тренеров по спринту и барьерному бегу: СПб, 2011-83с.
11. Томпсон П.Дж. «Введение в теорию тренировки», официальное руководство IAAF, 2009-228с.
12. Интернет источники: http://www.rusathletics.com/
http://rustudent.com /
В подготовке конспекта использованы материалы УМК дополнительной предпрофессиональной программы по легкой атлетике МБОУ ДО «Коммунарская ДЮСШ»2018г., кинограммы, фотографии из личного архива