Конспект развивающего развлечения. Экологический квест "Дарвинский заповедник - жемчужина Вологодского края"
Конспект развивающего развлечения
Экологический квест
«Дарвинский заповедник- жемчужина Вологодского края»
для детей и родителей старшей группы
Составила: воспитатель МБДОУ «Детский сад №19»
Чугунникова Е.В.
Череповец, 2018 г.
Цель: Формирование у дошкольников элементов экологического сознания. Развитие экологической культуры родителей. Укрепление детско-родительских отношений.
Задачи:
-развитие познавательного, доброжелательного и ответственного отношения к природе родного края, желание оказывать помощь природным объектам.
-воспитание экологической культуры поведения, получение элементарных знаний и навыков грамотного поведения в природе.
Зал оборудован так, что для двух команд созданы два разных маршрута.
Ход игры:
Ведущий: Здравствуйте дорогие участники и гости экологического квеста «Дарвинский заповедник – жемчужина родного края»! Я рада вас здесь видеть. Родная природа - наше богатство, сберечь это богатство для следующего поколения – наша задача и долг. Человек – это часть этой природы.
Михаил Пришвин сказал: «Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, горах живут разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять Родину». А чтобы охранять нашу природу, надо знать ее секреты, тайны, надо уметь жить с ней в дружбе и согласии. А вы любите природу? Живете с ней в дружбе и согласии? (Появляется Скопа)
Скопа: Это кто тут так расшумелся в моем заповеднике? Опять пришли мусорить?!
Ведущая: Дорогие участники квеста, представляю вам символ Дарвинского заповедника – Скопу, хищную птицу, питающююся только рыбой. Дорогая Скопа, мы не шумим, мы собрались здесь, чтобы узнать кто лучше знает природу родного края, бережет и заботится о ней и, конечно, чтобы проверить наши знания об экологии.
Скопа: А я-то думала, что это туристы, которые загрязняют мой лес. Вот тут были недавно одни, такого тут натворили. Хотите покажу, что после них в моих угодьях творится? Вот смотрите (показывает картинку загрязненного леса).
Ведущий: Да, непорядок.
Скопа: Хотите мне помочь очистить заповедник?
Ведущая: Конечно, хотим.
Скопа: Тогда вам нужно выполнить задания. После каждого выполненного задания лес или водоем будет приводиться в порядок, а вы получать кусочек пазла, какими они должены стать. Если задание не выполняется, заповедник остается загрязненным. И мне поможете, и знания свои покажете. Победит сильнейший!
Предлагаю вам разделитсья на две команды (в каждой дети и родители) и посоревноваться между собой. А оценивать вас будет сама Скопа - сторожил заповедника.
Ведущий: Перед испытаниями каждая команда должна придумать себе название и девиз.
1 конкурс «Узнай по описанию»
Ведущий читает описание птиц поочередно для каждой команды, члены команд должны по описанию угадать, о какой птице идет речь и выбрать ее из имеющихся на мольберте.
1. «Птица семейства утиных, нырковая утка средней величины с большой округлой головой, коротким клювом и контрастным чёрно-белым оперением. Гнездится в дуплах деревьев по берегам лесных водоёмов, в сезон размножения держится в тенистых бухтах, в кладке 5-13 яиц с зеленоватым оттенком. Питается преимущественно водными беспозвоночными».(Гоголь)
2. «Эта птица боевая, хищник, представитель семейства ястребиных, тело достигает в длину 90 см, вес – от 4 до 7 кг, размах крыльев – более 2 м. У птицы есть несколько хорошо узнаваемых черт: имеет хвостовые перья белоснежного цвета, очень большой желтый клюв, который выглядит непропорционально, лапы не имеют оперения, а крылья во время полёта имеют прямую форму».(Орлан-белохвост)
(За правильный ответ получают кусочек пазла с чистым лесом, за неправильный с загрязненным лесом)(Орлан-белохвост)
2 конкурс «Сказочные вопросы»
Каждая команда по очереди кидает кубик, какой цвет выпадает, такого цвета и конверт с вопросом.
- «Назовите сказку, в которой один из главных героев пострадал из-за несоблюдения правил употребления воды в природе» /«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»/
- «Назовите сказку, в которой описывается уничтожение уникального растения по прихоти девушки». / «Аленький цветочек» /
- «Назовите сказку, в которой описывается запрещенный сбор первоцвета для букета в несоответствующее время года»
/ «Двенадцать месяцев »/
- «Назовите сказку, в которой рыба наделена способностью,
неприсущей ей на самом деле» / «По щучьему велению» /
3 конкурс «Театральная пауза»
Каждая команда поочередно выбирает сюжетные картинки, на которых изображены различные животные или птицы, нужно изобразить (показать) их другой команде без слов, а те должны догадаться о ком идет речь:
-медведь
-лиса
-заяц
-волк
-бобр
-белка
-лягушка
-дятел
- сова
4 конкурс «Загадки - складки» /для детей/
Ведущий поочередно задает загадки детям из каждой команды.
1. Летом много их бывает, а зимой все вымирают. Летают, зудят над ухом, любят есть их птицы, они зовутся………… /комары/
2. И в лесу мы и в болоте, нас везде всегда найдете: на поляне, на опушке, мы зеленые ………. /лягушки/
3. Огромная кошка мелькнет за стволами, глаза золотые и ушки с кистями. Но это не кошка, смотри, берегись; идет на охоту коварная……….. /рысь/
4. Кто найдет мой длинный ход, сразу скажет – это ………. /крот/
5. Кто на воде строит дом, сооружает плотины………… /бобр/
6. Птица-символ верности и изящества/лебедь/
5 конкурс «С какого дерева листок»
Команды получают карточки, на которых изображены листья. За одну минуту надо найти с какого дерева листок и назвать это дерево.
Пока команды выполняют задание, проводится игра со зрителями:
Где бывают реки без воды, города, без домов? (на карте)
Отчего утка плавает? (от берега)
Сосновый лес по-другому можно назвать… (сосняк, сосновый бор)
Дубовый лес… (дубрава)
Про каких животных можно сказать, что они «вылезают из кожи вон»(змея)
Почему после дождя воздух чище? (дождевые капли уносят с собой пыль и микроорганизмы, которые носились в воздухе)
7 конкурс «Музыкальный»
Кто кого перепоет. Каждой команде нужно спеть по строчке из песен, в которых упоминаются деревья, цветы, травы.
8 конкурс «Природоохранные знаки»
Командам предлагается собрать пазлы и за 3 минуты нарисовать как можно больше природоохранных знаков, чтобы другие гости леса знали как вести себя в заповеднике.
В это время проводятся игры со зрителями:
Загадывание загадок:
-Не вода, не хлеб, но без него никто не проживет? (воздух)
-Пришел на день, а ушел через год? (Новый год)
-Его зимой и летом мы видели одетым. А осенью с бедняжки сорвали все рубашки. (дерево)
-В дверь, в окно стучать не будет, а взойдет и всех разбудит. (солнце)
-Живут сестра и брат: одну всякий видит, да не слышит. Другого всякий слышит, да не видит. (гром и молния)
-Под водой живет народ, ходит задом наперед. (раки)
Команды презентуют свои природоохранные знаки и получившуюся картину заповедника.
Скопа: Помогли вы мне, молодцы: заповедник в порядок привели и правила нарисовали для его гостей. Ну, а теперь я объявлю команду-победителя и награжу команды).
Ведущий: Вот и подошел к концу наш квест. Большое спасибо всем за участие! Подводя итоги нашей сегодняшней встречи, хочется сказать о том, что человек - разумная часть природы, его связь с ней неразрывна и естественна. Природа - дом всего человечества, естественный источник красоты и первый помощник в воспитании ребенка. Заповедники помогают сберечь ее, исследовать, использовать во благо не только себе, но и окружающему миру.
В Дарвинском заповеднике гнездятся 15 видов птиц, занесенных в Красную книгу РФ, 32 вида растений из Красной книги Вологодской области и 5 видов из Красной книги России. Этот перечень редкостей можно продолжать, ведь Дарвинский заповедник – настоящая жемчужина северо-запада России.
Земля наш родной и единственный дом,
Так пусть Мир и Счастье поселятся в нем!
Планету Земля сохранить мы должны,
Иначе просто не будет Земли!