Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
22.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

Конспект психологического занятия с элементами тренинга для родителей и детей с ОВЗ «Вместе с мамой»

МАДОУ ДС № 6 "Василек" г. Янаул, Республика Башкортостан 

 

Конспект психологического занятия с элементами тренинга для родителей и детей

с ОВЗ «Вместе с мамой»

 

Юсупова Ляйсан Разифовна

педагог-психолог

 

Конкурс методических материалов
Заявленная номинация: «Организация развивающего досуга в образовательных организациях».
Конспект психологического занятия с элементами тренинга
для родителей и детей с ОВЗ «Вместе с мамой»
 
Актуальность занятия. В современном мире, взрослые, в силу своей занятости на работе, недостаточно уделяют внимание своим детям. В нашем детском саду есть группа компенсирующей направленности. Там обучаются дети с ОВЗ с диагнозами: тяжелые нарушения речи и дети с задержкой психического развития. Контингент семей очень разный: от гиперопеки до неблагополучных семей, где родители игнорируют проблемы детей. Некоторые родители так же, как и их дети, имеют проблемы с социализацией, коммуникацией, не общаются с другими родителями группы и отрицают психологические проблемы детей, считая, что имеются лишь незначительные нарушения звукопроизношения. А некоторые родители еще и стесняются неправильной, непонятной, речи своего ребенка. Детям с ОВЗ жизненно необходима поддержка со стороны мамы. Актуальность данной проблемы подтолкнула меня провести совместное занятие с детьми с ОВЗ и их мамами.
Цель: сплочение семьи, организация развивающего досуга в детском саду, уравновешение детско-родительских отношений, реальная оценка родителями возможности своих детей с тяжелыми нарушениями речи и с задержкой психического развития.
Контингент: дети с ограниченными возможностями здоровья старшей и подготовительной группы компенсирующей направленности (логопедической) «Улыбка» и их родители (5-6 лет).
Занятие построено таким образом, чтобы мамы могли со стороны оценить трудности и возможности своих детей, поучаствовать сами, поддержать детей и друг друга.
Материалы: рисунки детей деревьев, цветные карандаши, клей карандаш, ватман, вывески с названиями станций, крышки с подставками.  
Предварительная работа: в день тренинга дети рисуют рисунок дерева на листе А4 напополам цветными мелками.
Ход занятия: Все сидят за партами
Здравствуйте, дорогие дети, уважаемые родители. Сегодня я пригласила вас на тренинг по сплочению семьи, чтобы вы стали еще ближе к своим детям, больше понимали своих детей, посмотрели, что ваши дети на сегодняшний момент знают, умеют. И в конце учебного года сравним.
  1. Разминка «Знакомство». Встали в круг (мама, ребенок, мама, ребенок,…).
Цель: научить мам видеть в своих детях потенциальные возможности, хвалить детей, морально поддерживать.
Ход занятия: Мы не всегда можем похвалить наших детей, ругать легче. Сейчас вам надо рассказать о положительных качествах своего ребенка.  Мама, представьте нам себя и своего ребенка в следующей форме: «Я Ляйсан, мой ребенок добрый и ласковый, я мама замечательного ребенка, Салавата».
Рефлексия: молодцы, мамочки, легко или сложно было хвалить ребенка своего? А вам, ребята, приятно было слышать, как мама хвалит? Как часто мама хвалит вас?
Это удивительно, но лишь две мамочки смогли без подсказки похвалить своих малышей. Это говорит о многом.
  1. Разрезная картинка «Транспорт»
Цель: развитие речи, наглядно-образного мышления детей, представление о транспорте, видах транспорта.
Ход занятия: Сегодня мы с вами поедем в путешествие по станциям. Интересно, а на чем же мы поедем? Присаживайтесь за парты, дети соберут разрезную картинку и назовут, на чем же они поедут в наше путешествие. У каждой семьи свой транспорт. Назовите полным ответом: «мы поедем на автобусе,…»
  1. Станция «Цветная» (на полу крышки с подставками 6 шт)
Цель: развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики рук, работа в паре (мама и малыш), ориентировка в собственном теле, развитие крупной моторики.
Материал: собственноручно изготовленное оборудование – на картонной подставке ткань приклеила, на ней горлышко от бутылок пластиковых пришито. Отдельно лежат крышки соответствующих цветов.
Ход занятия: Возьмитесь за руки, у вас на семью свободные только 2 руки. Надо закрутить крышки на соответствующую подставку. Садимся на пол в круг, в середине лежат крышки и у каждой семьи своя подставка. Ребенок берет соответствующие цвету своей подставки крышки и закручивает, а мама держит. Как закрутили все крышки, поднимаем обе руки вверх.
         Рефлексия: в чем сложности возникли при выполнении? Что помогло    семьям?
  1. Станция «Лесная»
Цель: через рассказы детей о нарисованных деревьях, открыть завесу своего подсознания и рассказать о себе, своих интересах и желаниях, тревогах и страхах, развитие мелкой моторики рук. За счет обрывания пальчиками лишней бумаги на рисунках по контуру, снятие тревоги, физического и эмоционального напряжения.
Материал: рисунки детей, пеналы с карандашами цветными, клей-карандаши, ватман.
Ход занятия: Родители, образуйте большой круг, а дети, забирают свои рисунки. Покажите родителям. Ребята, расскажите про свое дерево: какое это дерево, что оно любит, что его окружает? Кто поделится с нами?
Дети рассказывают
Замечательно! Мамочки, надо дерево своего ребенка по контуру оборвать руками (без ножниц). Мы с мамочками нарисуем солнце. Я круг, а мамы – нарисуют лучики к солнцу.
Затем, намажьте клеем с маминой помощью и, дети, подойдите к ватману и приклейте свое дерево. Мамы и дети, дорисуйте рисунок, травку, облака и т.п. Все вместе рисуем.
Цель: совместное творчество способствует сплочению коллектива, сближению семьи, анализу работы детей родителями.
Рефлексия: Родители, когда дети рассказывали о своем дереве, это они рассказывали о самих себе. У вас есть повод для раздумий. И как они приклеили свое дерево, тоже понятно, как они позиционируют в группе. Чем выше рисунок и ближе к центру, тем ему комфортнее. Если в угол приклеил ребенок свое дерево, значит, неуверенно чувствует себя.
Заключение: а теперь предлагаю каждой семье вспомнить, на каком транспорте они сюда добрались и вернуться в группу, т.е., встать в круг.
Куда мы сегодня ездили? В путешествие по станциям. На каком транспорте каждая семья ездила? Как мы узнали транспорт? (разрезная картинка) Что вам понравилось сегодня на занятии? Что было сложным? Спасибо за занятие!
 
 
 
Литература.
  1.  Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике. Издательство: Феникс, 2006, с. 349.
  2. Ньюмен Сара. Игры и занятия с особым ребенком. Пер. с англ. Н.Л. Холмогоровой.– М.: Теревинф, 2004.– 240 с.– (Особый ребенок).
  3. Особенные дети. Михаил Ингерлейб. М.: Эксмо, 2010., с. 288.
  4. Педагогика, которая лечит: опыт работы с особыми детьми. Сост. Дименштейн М.С. – М.: Теревинф, 2008. – 240 с.
  5. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники. Истратова О.Н. Издательство: Феникс, 2010, с. 349.
  6. Развиваем пространственные представления у детей (ч.1) с особенностями психофизического развития. В 2 ч. Боровская И.К. , Ковалец И.В. Издательство: Владос, 2004, с. 35.
  7. Речедвигательный тренинг. Коррекционно-развивающие занятия для детей дошкольного возраста. Трясорукова Т.П. Издательство: Феникс, 2010, с. 93.
  8. Романчук О.И. Дорога любви. Путеводитель для родителей детей с особыми потребностями и тех, кто идет рядом. М.: Генезис, 2010. — 168 с.