Конспект по речевому развитию в старшей группе «Знакомство Буратино с посёлком Лев Толстой»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Радуга» Лев Толстовского муниципального района
Конспект по речевому развитию в старшей группе.Тема: «Знакомство Буратино с посёлком Лев Толстой»
Подготовила воспитатель Максимова Наталья Николаевна
Интеграция образовательных областей: «речевое развитие», «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие».
Форма деятельности: совместная деятельность детей и взрослых.
Виды деятельности: коммуникативная, познавательная, игровая, двигательная.
Цель: Развитие речевой активности детей. Приобщение дошкольников к истории и культуре родного поселка, местным достопримечательностям.
Программные задачи:
Образовательные:
Продолжать знакомить детей со своей малой родиной, родным поселком. Закрепить знания детей об истории возникновения посёлка Лев Толстой и его достопримечательностях. Пополнять и активизировать словарный запас.
Развивающие:
Развивать связную речь, умение отвечать на вопросы полным предложением. Развивать умение слушать своих товарищей.
Воспитательные:
Воспитывать любовь и уважение к своей малой родине, желание сделать родной посёлок ещё красивее. Вызвать у детей чувство восхищения красотой родного посёлка. Воспитывать культуру речи.
Словарная работа: музей, достопримечательности, мемориал, картинная галерея.
Форма проведения: образовательная деятельность
Материалы и оборудование: Игрушки - Буратино и Мальвина, золотой ключик, сундучок со значками, телевизор, ноутбук, мячик.
Предварительная работа: беседы о посёлке с рассматриванием иллюстраций; чтение произведений Л. Н. Толстого; целевые прогулки по посёлку, беседы о людях, в честь которых названы улицы посёлка, работа в книжном уголке.
Ход образовательной деятельности
Воспитатель: Ребята, давайте возьмемся за руки.
Кукарекает петух, значит солнце встало.
«С добрым утром, милый друг!», в окнах написало.
Настал новый день. Давайте встретим его с улыбкой. Я улыбнусь вам, а вы мне и друг другу.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в одном краю-
Всех я вас приветствую! (дети выполняют движения)
(слышится громкий плачь, в группу входит Буратино)
Воспитатель: Здравствуй, Буратино! Что случилось? Почему ты такой расстроенный?
Буратино: Здравствуйте. Ребята, я собрался идти к вам в гости и хотел взять с собой мой золотой ключик, а Мальвина забрала у меня его, спрятала и сказала, что если я собираюсь в гости к ребятам, которые живут в посёлке Лев Толстой, то я должен много знать об этом посёлке. Ведь он очень известный. А я действительно ничего не знаю кроме названия вашего посёлка.
Воспитатель: Не переживай, Буратино, ребята тебе помогут. Присаживайся и внимательно слушай.
- Ребята, сегодня мы будем говорить с вами о малой Родине. Скажите мне, пожалуйста, что такое Родина? (Ответы детей)
Воспитатель: Верно, ребята, Родина – это страна, в которой мы живём.
- Ребята, скажите, как называется наша страна? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, молодцы, мы с вами живём в России. А что такое малая Родина? (Ответы детей)
Воспитатель: Совершенно верно, Малая Родина – это место, где мы родились и живём, это всё, что нас окружает. Вот послушай Буратино, какое стихотворение о малой Родине знают ребята.
Ребёнок читает стихотворение В. Степанова «Что мы Родиной зовём?»
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем.
И березки у дороги, по которой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом.
И душистый, золотистый хлеб за праздничным столом.
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем…
Воспитатель: А как можно ласково сказать о Родине?
(Родная сторонушка, любимый край, любимая сторона, родной посёлок, любимый посёлок и т. д.)
- Хорошо, ребята, очень ласково сказали о Родине.
Воспитатель: А как называется наша малая Родина? (Ответы детей).
- Ребята, подскажите Буратино, как зовут людей, которые живут в нашем посёлке? (Ответы детей)
- А в честь кого назван наш посёлок? (ответы детей)
Правильно, наш посёлок назван в честь великого русского писателя Л.Н. Толстого (показ портрета писателя на слайде). Мы с вами знакомились с произведениями этого писателя. Давайте вспомним, какие же рассказы Л.Н. Толстого мы с вами читали. («Котёнок», «Косточка», «Лев и собачка», «Три медведя» и т.д.) – показ иллюстраций из произведений на слайдах.
Воспитатель: Ребята, а кто из вас помнит, как назывался наш посёлок раньше? (ответы детей)
- Правильно, раньше наш посёлок назывался станция Астапово. А давайте расскажем Буратино, почему наш посёлок переименовали в посёлок Лев Толстой? (рассказы детей)
Буратино: Молодцы, ребята, как вы хорошо знаете историю своего посёлка.
Воспитатель: Наш посёлок очень красивый. В нём много улиц, красивых зданий. Есть в нашем посёлке места, куда любят приходить не только жители нашего посёлка, но и гости из других городов и стран.
Ребята, давайте пригласим, Буратино в путешествие по нашему родному посёлку.
Динамическая пауза (под музыку)
По посёлку мы гуляем, (Шагаем)
За природой наблюдаем. (Повороты головы вправо и влево)
Вверх на солнце посмотрели (смотрим вверх)
И нас лучики согрели. (Руки вверх, шевелим пальцами)
Птички в домике сидят. (Присели)
Птички по небу летят. (Махи руками)
Воспитатель: Я предлагаю рассмотреть достопримечательности нашего посёлка.
Буратино: А что такое достопримечательности?
Воспитатель: А ребята тебе сейчас объяснят, что это такое (ответы детей)
Буратино: Какое тяжёлое слово – достопримечательности. Ребята давайте повторим его ещё раз, а то я не запомню (словарная работа)
Воспитатель: Какая самая главная достопримечательность нашего посёлка? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, ребята, это Дом Музей Л.Н. Толстого (показ слайда)
Буратино: Ребята, а что такое музей? (ответы детей)
- А вот это сквер им. Л.Н. Толстого. Он находится рядом с музеем, (показ слайда). Мы с вами там тоже были. В этом сквере установлен бюст Л.Н. Толстого (показ слайда).
Воспитатель: А зачем в этот сквер приходят жители и гости нашего посёлка? (ответы детей)
Воспитатель: Да, ребята, жители и гости нашего посёлка приходят сюда, чтобы почтить память великого писателя. В этом сквере всегда чисто и уютно, работники музея следят за порядком – убирают, высаживают на клумбы цветы, здесь стоят красивые скамеечки. И жители посёлка приходят сюда отдохнуть.
Буратино: Да, очень красиво. А что ещё интересного есть в вашем посёлке?
(дети рассказывают Буратино о достопримечательностях по показу слайдов -
краеведческий музей, картинная галерея им. Н.А. Сысоева, площадь фонтанов, мемориал воинской славы, вокзал) – проводится словарная работа.
Воспитатель: Мы с вами рассмотрели достопримечательности посёлка Лев Толстой. Ребята, а расскажите Буратино, какие улицы есть в нашем посёлке? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, нам с вами еще очень важно знать свой домашний адрес. А кто мне ответит, для чего? (Ответы детей)
(Воспитатель предлагает ребятам встать в круг и поиграть в игру с мячом «Я знаю свой домашний адрес». Мяч передается по кругу, когда музыка останавливается, ребенок, у которого в руках оказывается мяч, называет свой домашний адрес)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Буратино, ребята достаточно рассказали тебе о нашем поселке?
Буратино: Да, спасибо вам большое. Мне так понравился ваш посёлок. Можно я ещё к вам приду в гости? (ответы детей)
Звучит музыка. В группу входит Мальвина с золотым ключиком и красивым сундучком
Мальвина: Здравствуйте, ребята? Буратино, надеюсь, ты был прилежным учеником?
Буратино: Да, я внимательно слушал ребят и теперь так много знаю о знаменитом посёлке Лев Толстой.
Мальвина: Ну, тогда держи свой Золотой ключик и вот этот сундучок. В нём сюрприз для тебя и ребят.
Буратино открывает своим ключиком сундучок
Сундучок, сундучок, позолоченный бочок,
Расписная крышка, медная задвижка!
Чудо детям сотвори-
И сюрприз им подари!
В сундучке лежат значки с изображением достопримечательностей посёлка Лев Толстой
Воспитатель: Ребята, а как мы должны относиться к своей Родине? (ответы детей)
- Правильно, мы должны беречь и прославлять свою Родину.