Конспект педагогического мероприятия по математике в подготовительной группе «Открытие новой планеты»
Детский сад № 4 «Лукоморье» - филиал АН ДОО «Алмазик»
Конспект педагогического мероприятия по математике в подготовительной группе «Открытие новой планеты»
Зинченко Лариса Николаевна
воспитатель
Цель: Закрепление у детей математических представлений посредством игры - путешествия.
Задачи:
Образовательные:
- Продолжать формировать счёт в пределах 10 в прямом и обратном порядке закрепить состав числа 10.
- Воспроизводить предлагаемые педагогом графические образцы
- Продолжать формировать представления об измерении объёма жидкости с помощью условной мерки.
- Закреплять в речевых высказываниях детей употребление прилагательных и существительных: «предыдущее», «последующее», «соседи» названного числа;
Развивающие:
- Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
- Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
- Содействовать развитию пространственного воображения.
Воспитательные:
- Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
- Воспитывать чувство коллективизма.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
Методы и приёмы:
Практические: проблемная ситуация, опытно-экспериментальная деятельность.
Наглядные: рассматривание, наблюдение, демонстрация способов действия.
Словесные: вопросы, беседа, объяснение.
Игровые: дидактические игры, логические задачи.
Практические: измерение меркой, моделирование конструкций.
Предварительная работа:
• Отгадывание загадок, решение логических задач, решение простых арифметических задач, состав числа в пределах 10 из двух меньших чисел, рассматривание энциклопедии «Один день в космосе», беседа о космосе.
Оборудование:модель ракеты,2 канистры с водой, стаканы, ложки, песок, вода, влажные салфетки,тарелки для опытов с песком, «билеты» с числовым рядом на каждого ребенка, шлемы, счетные палочки, «метеоритные ловушки» с геометрическими фигурами, плакат с созвездием числа 10, звезды с цифрами, ноутбук.
Ход НОД
Воспитатель: Сегодня рано утром по радио сообщили, что с помощью новейшей техники учёные вычислили местонахождение новой планеты нашей Солнечной системы.
-Ребята, кто-нибудь из вас мечтает попасть в космос? (ответы детей)
Воспитатель:Предлагаю отправиться в путешествие, стать первооткрывателями и исследовать эту планету. Вы согласны? (Да)
Воспитатель:Если в космос вы хотите,
Значит скоро полетите.
Самым, самым будет наш
Веселый, дружный экипаж!
- А на каком транспорте мы можем отправимся в космическое путешествие? (Ответы детей). (На ракете)
- А у нас с вами есть ракета? (Нет) Что же делать? Где мы ее можем взять?(Ответы детей)
-Давайте, мы сейчас построим сами космическую ракету.
Воспитатель:Корабль придумала я межпланетный.
Чертила чертёж в обстановке секретной.
Чтоб конкуренты секрет не узнали,
На разных листах начертила детали.
- Рассмотрев чертеж и детали, высможете построить космический корабль. (Дети строят ракету из картонных модулей)
Воспитатель: Корабль готов! Молодцы, ребята!
- Ребята, а как вы думаете, что нужно, чтобы двигатель ракеты заработал?
Дети: Нужно заправить ракету топливом.
Воспитатель: Правильно. На нашей заправочной станции 2 емкости с топливом. В одной емкости топливо для заправки машин, а в другой для заправки ракет. В емкости, в которой больше жидкости- топливо для ракеты. Ребята, как узнать, в какой из этих емкостей больше топлива?
Дети: Нужно их измерить.
Воспитатель: Посмотрите: у нас есть условные мерки, какими из них мы можем измерить объём топлива? (рассматривание условных мерок: линейка, ложка, стакан). Можно ли измерить объем топлива этими же мерками? Почему нельзя? А чем можно измерить объем жидкости? (дети отвечают)
Воспитатель: Правильно, ребята, жидкость можно измерить стаканом или ложкой.
- А чем нам будет удобнее измерить объем топлива? (дети отвечают)
Воспитатель:Правильно. Мы с вами будем измерять топливо стаканами. Вначале определим, сколько стаканов топлива в первой емкости. (показывает, как надо мерить жидкость, наливая её в стакан). Нужно наливать в стакан до определенной метки, чтобы не пролить. Для подсчета количества мерок мы будем использовать счётные палочки, сколько раз отмерим, столько палочек отложим.
(Проводятся измерения воспитателем с привлечением детей)
Воспитатель:Сколько стаканов топлива уместилось в первой ёмкости? (4)
- Как узнать, сколько топлива во второй емкости?
Дети: Нужно измерить. (Проводится измерение жидкости второй ёмкости) Воспитатель: Артем будет измерять, Маша считать мерки и откладывать палочки.
Воспитатель: Чем мы измеряли топливо? (стаканом)
-Сколько стаканов уместилось во вторую ёмкость? (3).
-В какой ёмкости больше топлива? (в первой)
-А не измеряя можно сказать, где топлива больше? Почему? (ответы детей)
- Значит в какой ёмкости топливо для ракеты? (в первой)
Воспитатель: Молодцы! Ракету заправили. Но для того, чтобы полететь, нам нужно определить для каждого своё место. Я вам раздам билеты, где написан числовой ряд, в котором пропущено число. Определив пропущенное число, вы узнаете номер своего места. (дети находят свои места)
Воспитатель:Можно отправляться в путь. Мы будем с вами настоящими космонавтами. Надеваем шлемы.
-А сейчас мы с вами, дети
Улетаем на ракете!
Начинаем обратный отчет
10,9,8,7,6,5,4,3,2,1,0 -Пуск!(звук взлёта ракеты)
- Ракетоноситель несёт нас в звездное небо.Все приборы работают нормально. Вот мы и в космосе! Внимание! Справа вижу планету – цель нашего путешествия. (Звучит космическая музыка.)
- Внимание! Наш межпланетный корабль попал в метеоритный поток.
Обратите внимание: метеориты разные по форме. Чтобы метеориты не причинили вреда межпланетному кораблю, инженеры- конструкторы придумали специальные люки-ловушки, в которые попадают метеориты, для этого нужно их расположить в определенном порядке: от самого маленького до самого большого.Подойдите к ловушкам и распределите правильно все метеориты. (Звучит космическая музыка.)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы справились с заданием.
- Но что я вижу? Рассыпалось созвездие числа 10. Что же делать? (предложения детей)
- Давайте попробуем собрать упавшие звезды с числами. Их нужно собрать парами, то есть по две звезды так, чтобы в сумме два числа давали число 10 и прикрепить образованные пары звезд в созвездии. (Звучит космическая музыка.)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы справились и с этим заданием.
- А теперь давайте пройдём в лабораторию, чтобы исследовать грунт новой планеты. (Дети встают вокруг столов)
Воспитатель: возьмите лупы и давайте рассмотрим и охарактеризуем космический грунт.
- Из чего он состоит? (из зернышек - песчинок)
- А какие они песчинки? (маленькие, круглые, блестящие, коричневые)
- Возьмите песчинки и покрутите пальчиками, пощупайте какие они? (твердые)
Вывод: Песчинки песка твердые.
Воспитатель: Наберите песок в ложку, и высыпите песок на тарелочку.
- Легко сыпется песок? (Да)
- А почему он легко сыпется? (он сухой и сыпучий)
Вывод: песок легко сыпется.
Воспитатель: Наберите в ложку песок и опустите её в стакан с водой и размешайте. (Дают смеси отстояться.)
- Изменилась прозрачность воды? (вода стала мутная).
- Изменился цвет воды? (нет, вода отстоялась).
- Исчезли песчинки? (нет, опустились на дно, песок не растворился).
Вывод: Песок в воде не растворяется, тяжелые песчинки опускаются на дно сосуда.
Воспитатель: Вот мы иразгадали все свойства космического грунта. Давайте перечислим их. (дети перечисляют)
Раздаются позывные с Земли.
Воспитатель: Слышите? Это сигналы с Земли. Нам пора возвращаться домой. Внимание! Всем занять свои места в ракете. Приготовится к запуску межпланетного корабля! Начинается отчёт времени… (Вместе с воспитателем дети считают от 1до 10, затем в обратном порядке. Звучит аудиозапись космической музыки.)
Воспитатель: Ребята, где мы были? Чем занимались? Что было самым интересным? Что вы узнали нового? С каким настроением вы возвращаетесь? – Внимание! Мы приземляемся. Вот мы и дома. В родном детском садике.
Воспитатель:Мы справились со всеми заданиями. Мы молодцы! Я хочу вас наградить за вашу работу и выдать удостоверение космонавта.