Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
22.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

Конспект открытого занятия  по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: Тема: «Знакомство со звуком д [д`], буквой Д, д.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №6 общеразвивающей направленности» города Можги

 

 

 

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе

на тему: Тема: «Знакомство со звуком д [д`], буквой Д, д.

 

воспитатель первой квалификационной категории

Енаторова Оксана Валентиновна

 

 

Программное содержание:
Цель: Создание условий для ознакомления дошкольников со звуком д [д`], буквой Д, д.
Программное содержание:
Образовательные задачи:
  1. Познакомить детей со звуком д[д`], буквой Д, д.
  2. Продолжать учить определять место звука в слове.
  3. Упражнять в составлении предложений из 2-4 слов.
  4. Совершенствовать навыки печатания букв Д, д.
  5. Совершенствовать навыки звуко - буквенного анализа слова.
Развивающие задачи:
  1. Продолжать развивать фонематический слух и восприятие.
  2. Развивать артикуляционную и мелкую моторику, зрительное и слуховое внимание, память.
  3. Продолжать развивать связную речь.
  4. Развивать навыки чтения односложных, двусложных слов.
Воспитывающие:
  1. Воспитывать интерес к профессии детектива и приобщать детей к семейным ценностям.
  2. Воспитывать самостоятельность, навыки самоконтроля и взаимоконтроля;
  3. Воспитывать доброжелательные отношения между детьми, умение действовать в группе сообща.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
 
Предварительная работа: рассматривание орудия труда детектива (лупа), дидактическая игра «Профессии», беседа «Профессия детектив», беседа «Наши мамы», подготовка видеопоздравления детей к Дню Матери, заучивание физкультминутки «Детективы», просмотр фильма «Бременские музыканты». Словарная работа со словом «Архив».
Методические приемы: словесные, наглядные, проблемно-поисковые, игровые, практические.
Оборудование: предметные картинки со звуком [д] (дом, дым, ведро, гнездо, звезда); демонстрационные разрезные буквы азбуки; буква Д, д; фишки (для определения позиции звука в словах); карманные фонарики на каждого ребенка; лупа муляж с одной стороны синего, а с другой зелёного цвета на каждого ребенка; наборы кубиков для каждого ребенка; сумочка на каждого ребенка; шифр, который поделен на 4 части; мелодия «Розовая пантера»; телевизор; Видеопоздравление «День мамы»; воздушный шарик; блокнот.
 
Ход занятия:
  1. Организационный момент. Дети заходят в группу и встают в круг.
Психологический настрой на совместную деятельность:
Воспитатель: - Давайте улыбнемся, подарим нашим гостям свою улыбку и хорошее настроение.
Воспитатель: - Дети, у вас дома есть семейный архив, в котором у вас хранятся семейные ценности? Вот я нашла в своем семейном архиве блокнот с записями моей мамы, когда она была маленькая. Здесь она отмечала самые важные праздники. Воспитатель начинает листать блокнот, где вместе с детьми узнают знакомые праздники (Новый год, День защитника Отечества, 8 Марта, 9 Мая, День Знаний и День Матери).
Воспитатель: -  День матери отмечается в последнее воскресенье ноября. Значит, он пройдет совсем скоро.  Мы приготовили мамам сюрприз, чтобы им было удобно посмотреть поздравление, сделали специальный шифр. Сейчас я его покажу. Ой, здесь только часть шифра (Воспитатель показывает часть шифра). Что делать? Как быть?
Воспитатель: - А где же другие части шифра? Что будем делать? (ответы детей) Далее выслушав ответы детей, воспитатель спрашивает:
Воспитатель: - Кто занимается розыском разных пропаж? (полиция, детективы). Детектив — специалист по расследованию преступлений. Он помогает найти пропавшие вещи.
Воспитатель: - Вы готовы стать детективами? (Ответы детей).
Какой предмет помогает детективу вести расследование? (Лупа) Да, лупа. Это прибор для лучшего рассматривания небольших объектов.
Воспитатель: - «Скажем дружно: раз, два, три повернись - в детектива превратись!» (под мелодию «Розовая пантера»).
Воспитатель предлагает детям взять лупы и положить в свою сумочку. Одному из детей поручается собирать части шифра.
II. Основная часть.
1) Упражнение «Определи первый звук в словах»
Появляется воздушный шарик, к которому прикреплена часть шифра и конверт с картинками: дом, дым, дуб, дятел, домино.
Воспитатель: - Какой звук вы слышите первым в этих словах? (Звук [д])
Воспитатель: - Давайте с вами познакомимся с новым звуком д [д`], буквой Д, д.       (Воспитатель предлагает присесть на стулья.)
2)Артикуляционное упражнение «Покрась зубки язычком», «Часы», «Качели».
Воспитатель: - А, чтобы нам легче было вести расследование и наши язычки проснулись и правильно двигались, давайте сделаем гимнастику.(Воспитатель предлагает взять зеркала и выполнить эти упражнения).
3) Артикуляция звука[д]
Воспитатель: - Когда мы произносим звук [д]:
- губы свободны;
- зубы сближены, но не сомкнуты;
- язычок стучит кончиком за верхними зубками;
Воспитатель предлагает произнести вместе звук громко, тихо, по одному.
4) Характеристика звука д [д`]
Воспитатель: - Мы можем пропеть этот звук? Тянется песенка? Почему? Значит, какой он? (согласный). Звук [д] звонкий или глухой? (звонкий, воспитатель прикрепляет заначек- колокольчик). Как мы можем узнать? (потрогать горлышко, есть ли звон колокольчика).
Звук [д] - может быть твердым и мягким. Каким цветом обозначаем согласные твёрдые звуки? (синий значок). (Дети дают характеристику звука [д] – согласный твёрдый, обозначаем, синим цветом).
Воспитатель: - Давайте произнесем его мягкую пару [д`] (зеленый значок). (Дети дают характеристику звука [д`] – согласный мягкий, обозначаем зелёным цветом).
5) Игра «Хлопни только на звук [д]»
Воспитатель: - Я буду называть звуки, а вы, услышав звук [д] должны хлопнуть в ладоши: у-п-д-к-о-а-д-к-д -о-ы-д.
6) Игра «Твёрдый - мягкий»
Воспитатель: - Если услышите звук [д] твердый, то поворачиваете карточку - лупу к себе синей стороной.  А если услышите звук [дь], мягкий – тогда поворачивайте лупу зеленой стороной. Возьмите в руки сигнальные карточки - лупы.
Воспитатель: - Слушайте внимательно: д, д, дь, д, дь, дь, д.
Воспитатель: - А теперь: да, дя, до, ду, ди, да, де, ду, ды.
Воспитатель: - Еще труднее: дом, дело, дача, душ, дети, дупло, диван, день, дым.
7) Игра «Составь предложение»
Воспитатель: - Дети нам как настоящим детективам предстоит рассмотреть зашифрованные картинки. Для этого возьмите фонарик и включите его. Теперь нужно взять лупу и наставить к светящемуся фонарику. У вас должна высветиться картинка, а кто умеет читать можно прочитать слово, напечатанное ниже, обозначающее эту картинку.
Воспитатель: - Вам нужно составить предложение с этой картинкой. (Ответы детей). (Выслушав все ответы, воспитатель предлагает оценить придуманные предложения детьми. Чье предложение вам понравилось?)
Физкультминутка. «Детективы», под мелодию «Розовая пантера». (Проводит ребенок).
- Зорко, зорко наблюдаем (имитация наблюдения в бинокль),
Шустро, шустро приседаем (выполняется несколько приседаний),
Быстро, быстро убегаем (бег на месте).
Ай -да детективы-ребятки (гладят себя по голове),
Не играйте с нами в прятки.
Выполнив физкультминутку, дети находят еще одну часть шифра. И забирают эту часть с собой.
Воспитатель предлагает детям пройти за столы.
8) Игра «Где спрятался звук?»
Воспитатель: - Давайте мы с вами найдем место звука [д] в словах.
На доске карточка паровозика с тремя вагончиками. Точно такая же карточка у каждого ребенка. (Каждый ребёнок располагает фишку в том вагончике, где находится звук [д]: дверь, ведро, звезда, радуга, дупло, душ, дача, доска, домино, мода). Один ребенок делает у доски. Проверяют работу вместе.
9) Знакомство с буквой.
Воспитатель: - Мы с вами познакомились со звуком д[д`], а теперь посмотрите на букву «Д», которая обозначает этот звук.  (Показывает букву «Д»)
Воспитатель: -  На что похожа буква «Д»? (Ответы детей.)
Воспитатель: - Давайте пропишем букву «Д» в воздухе.
- «Палочка и палочка, а под ними лавочка».
10) Пальчиковая гимнастика «Дом и ворота».
(Воспитатель произносит вместе с детьми стихотворные строки, выполняя при этом действия руками):
- На поляне дом стоит - Пальцы обеих рук соприкасаюсь, локти разведены, — «крыша».
- Ну, а к дому путь закрыт. - Обе руки повернуты ладонями к груди, средние пальцы соприкасаются, большие пальцы — вверх — ворота».
- Мы ворота открываем, - Ладони разворачиваются параллельно друг другу.
- В этот домик приглашаем.
11) Графическое задание «Штриховка буквы».
Воспитатель: - Нужно заштриховать букву «Д» (штрихуют слева на право прямыми линиями).
Воспитатель напоминает, как правильно держать карандаш и посадку спины за столом. Смотрит выполнение работы детьми.
12) Упражнение «Составь слово из кубиков»
Воспитатель: - Давайте составим слова: дом, дети, дым с помощью букв - кубиков. (Один ребенок выполняет задание у доски).
Воспитатель вместе с детьми проводит звуковой анализ слов: (Сколько слогов; составление схем слов из кружочков синего, зеленого и красного цвета, анализ слов: называть первый и последний звук в словах; назвать и подсчитать гласные и согласные звуки, буквы в словах).       Дети находят последнюю часть шифра у доски.
III. Итог занятия.
Воспитатель: - Мы нашли части от шифра поздравления. Давайте попробуем собрать их. (Дети собирают части шифра между собой.)
Воспитатель: - Мы собрали шифр и теперь возвращаемся обратно в группу «Скажем дружно: раз, два, три повернись - в детский сад опять вернись!»
Воспитатель: - С каким новым звуком вы познакомились сегодня? Этот звук гласный или согласный? Звонкий или глухой? Каким может быть звук д[д`]. Произнесите его твердо и мягко. Какую новую букву вы узнали?
Воспитатель: - А кем вы были сегодня на занятии? Детективами. В названии профессии детектив есть звук [д]? Где он находится? 
IV. Рефлексия.
Если вам понравилась работа, и вы легко справлялись с заданиями, то поверните лупу зеленой стороной.
Если вам было трудно выполнять задания, поверните лупу синей стороной.
Просмотр поздравления для всех мам.