Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: Тема: «Знакомство со звуком д [д`], буквой Д, д.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №6 общеразвивающей направленности» города Можги
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе
на тему: Тема: «Знакомство со звуком д [д`], буквой Д, д.
воспитатель первой квалификационной категории
Енаторова Оксана Валентиновна
Программное содержание:
Цель: Создание условий для ознакомления дошкольников со звуком д [д`], буквой Д, д.
Программное содержание:
Образовательные задачи:
-
Познакомить детей со звуком д[д`], буквой Д, д.
-
Продолжать учить определять место звука в слове.
-
Упражнять в составлении предложений из 2-4 слов.
-
Совершенствовать навыки печатания букв Д, д.
-
Совершенствовать навыки звуко - буквенного анализа слова.
Развивающие задачи:
-
Продолжать развивать фонематический слух и восприятие.
-
Развивать артикуляционную и мелкую моторику, зрительное и слуховое внимание, память.
-
Продолжать развивать связную речь.
-
Развивать навыки чтения односложных, двусложных слов.
Воспитывающие:
-
Воспитывать интерес к профессии детектива и приобщать детей к семейным ценностям.
-
Воспитывать самостоятельность, навыки самоконтроля и взаимоконтроля;
-
Воспитывать доброжелательные отношения между детьми, умение действовать в группе сообща.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Предварительная работа: рассматривание орудия труда детектива (лупа), дидактическая игра «Профессии», беседа «Профессия детектив», беседа «Наши мамы», подготовка видеопоздравления детей к Дню Матери, заучивание физкультминутки «Детективы», просмотр фильма «Бременские музыканты». Словарная работа со словом «Архив».
Методические приемы: словесные, наглядные, проблемно-поисковые, игровые, практические.
Оборудование: предметные картинки со звуком [д] (дом, дым, ведро, гнездо, звезда); демонстрационные разрезные буквы азбуки; буква Д, д; фишки (для определения позиции звука в словах); карманные фонарики на каждого ребенка; лупа муляж с одной стороны синего, а с другой зелёного цвета на каждого ребенка; наборы кубиков для каждого ребенка; сумочка на каждого ребенка; шифр, который поделен на 4 части; мелодия «Розовая пантера»; телевизор; Видеопоздравление «День мамы»; воздушный шарик; блокнот.
Ход занятия:
-
Организационный момент. Дети заходят в группу и встают в круг.
Психологический настрой на совместную деятельность:
Воспитатель: - Давайте улыбнемся, подарим нашим гостям свою улыбку и хорошее настроение.
Воспитатель: - Дети, у вас дома есть семейный архив, в котором у вас хранятся семейные ценности? Вот я нашла в своем семейном архиве блокнот с записями моей мамы, когда она была маленькая. Здесь она отмечала самые важные праздники. Воспитатель начинает листать блокнот, где вместе с детьми узнают знакомые праздники (Новый год, День защитника Отечества, 8 Марта, 9 Мая, День Знаний и День Матери).
Воспитатель: - День матери отмечается в последнее воскресенье ноября. Значит, он пройдет совсем скоро. Мы приготовили мамам сюрприз, чтобы им было удобно посмотреть поздравление, сделали специальный шифр. Сейчас я его покажу. Ой, здесь только часть шифра (Воспитатель показывает часть шифра). Что делать? Как быть?
Воспитатель: - А где же другие части шифра? Что будем делать? (ответы детей) Далее выслушав ответы детей, воспитатель спрашивает:
Воспитатель: - Кто занимается розыском разных пропаж? (полиция, детективы). Детектив — специалист по расследованию преступлений. Он помогает найти пропавшие вещи.
Воспитатель: - Вы готовы стать детективами? (Ответы детей).
Какой предмет помогает детективу вести расследование? (Лупа) Да, лупа. Это прибор для лучшего рассматривания небольших объектов.
Воспитатель: - «Скажем дружно: раз, два, три повернись - в детектива превратись!» (под мелодию «Розовая пантера»).
Воспитатель предлагает детям взять лупы и положить в свою сумочку. Одному из детей поручается собирать части шифра.
II. Основная часть.
1) Упражнение «Определи первый звук в словах»
Появляется воздушный шарик, к которому прикреплена часть шифра и конверт с картинками: дом, дым, дуб, дятел, домино.
Воспитатель: - Какой звук вы слышите первым в этих словах? (Звук [д])
Воспитатель: - Давайте с вами познакомимся с новым звуком д [д`], буквой Д, д. (Воспитатель предлагает присесть на стулья.)
2)Артикуляционное упражнение «Покрась зубки язычком», «Часы», «Качели».
Воспитатель: - А, чтобы нам легче было вести расследование и наши язычки проснулись и правильно двигались, давайте сделаем гимнастику.(Воспитатель предлагает взять зеркала и выполнить эти упражнения).
3) Артикуляция звука[д]
Воспитатель: - Когда мы произносим звук [д]:
- губы свободны;
- зубы сближены, но не сомкнуты;
- язычок стучит кончиком за верхними зубками;
Воспитатель предлагает произнести вместе звук громко, тихо, по одному.
4) Характеристика звука д [д`]
Воспитатель: - Мы можем пропеть этот звук? Тянется песенка? Почему? Значит, какой он? (согласный). Звук [д] звонкий или глухой? (звонкий, воспитатель прикрепляет заначек- колокольчик). Как мы можем узнать? (потрогать горлышко, есть ли звон колокольчика).
Звук [д] - может быть твердым и мягким. Каким цветом обозначаем согласные твёрдые звуки? (синий значок). (Дети дают характеристику звука [д] – согласный твёрдый, обозначаем, синим цветом).
Воспитатель: - Давайте произнесем его мягкую пару [д`] (зеленый значок). (Дети дают характеристику звука [д`] – согласный мягкий, обозначаем зелёным цветом).
5) Игра «Хлопни только на звук [д]»
Воспитатель: - Я буду называть звуки, а вы, услышав звук [д] должны хлопнуть в ладоши: у-п-д-к-о-а-д-к-д -о-ы-д.
6) Игра «Твёрдый - мягкий»
Воспитатель: - Если услышите звук [д] твердый, то поворачиваете карточку - лупу к себе синей стороной. А если услышите звук [дь], мягкий – тогда поворачивайте лупу зеленой стороной. Возьмите в руки сигнальные карточки - лупы.
Воспитатель: - Слушайте внимательно: д, д, дь, д, дь, дь, д.
Воспитатель: - А теперь: да, дя, до, ду, ди, да, де, ду, ды.
Воспитатель: - Еще труднее: дом, дело, дача, душ, дети, дупло, диван, день, дым.
7) Игра «Составь предложение»
Воспитатель: - Дети нам как настоящим детективам предстоит рассмотреть зашифрованные картинки. Для этого возьмите фонарик и включите его. Теперь нужно взять лупу и наставить к светящемуся фонарику. У вас должна высветиться картинка, а кто умеет читать можно прочитать слово, напечатанное ниже, обозначающее эту картинку.
Воспитатель: - Вам нужно составить предложение с этой картинкой. (Ответы детей). (Выслушав все ответы, воспитатель предлагает оценить придуманные предложения детьми. Чье предложение вам понравилось?)
Физкультминутка. «Детективы», под мелодию «Розовая пантера». (Проводит ребенок).
- Зорко, зорко наблюдаем (имитация наблюдения в бинокль),
Шустро, шустро приседаем (выполняется несколько приседаний),
Быстро, быстро убегаем (бег на месте).
Ай -да детективы-ребятки (гладят себя по голове),
Не играйте с нами в прятки.
Выполнив физкультминутку, дети находят еще одну часть шифра. И забирают эту часть с собой.
Воспитатель предлагает детям пройти за столы.
8) Игра «Где спрятался звук?»
Воспитатель: - Давайте мы с вами найдем место звука [д] в словах.
На доске карточка паровозика с тремя вагончиками. Точно такая же карточка у каждого ребенка. (Каждый ребёнок располагает фишку в том вагончике, где находится звук [д]: дверь, ведро, звезда, радуга, дупло, душ, дача, доска, домино, мода). Один ребенок делает у доски. Проверяют работу вместе.
9) Знакомство с буквой.
Воспитатель: - Мы с вами познакомились со звуком д[д`], а теперь посмотрите на букву «Д», которая обозначает этот звук. (Показывает букву «Д»)
Воспитатель: - На что похожа буква «Д»? (Ответы детей.)
Воспитатель: - Давайте пропишем букву «Д» в воздухе.
- «Палочка и палочка, а под ними лавочка».
10) Пальчиковая гимнастика «Дом и ворота».
(Воспитатель произносит вместе с детьми стихотворные строки, выполняя при этом действия руками):
- На поляне дом стоит - Пальцы обеих рук соприкасаюсь, локти разведены, — «крыша».
- Ну, а к дому путь закрыт. - Обе руки повернуты ладонями к груди, средние пальцы соприкасаются, большие пальцы — вверх — ворота».
- Мы ворота открываем, - Ладони разворачиваются параллельно друг другу.
- В этот домик приглашаем.
11) Графическое задание «Штриховка буквы».
Воспитатель: - Нужно заштриховать букву «Д» (штрихуют слева на право прямыми линиями).
Воспитатель напоминает, как правильно держать карандаш и посадку спины за столом. Смотрит выполнение работы детьми.
12) Упражнение «Составь слово из кубиков»
Воспитатель: - Давайте составим слова: дом, дети, дым с помощью букв - кубиков. (Один ребенок выполняет задание у доски).
Воспитатель вместе с детьми проводит звуковой анализ слов: (Сколько слогов; составление схем слов из кружочков синего, зеленого и красного цвета, анализ слов: называть первый и последний звук в словах; назвать и подсчитать гласные и согласные звуки, буквы в словах). Дети находят последнюю часть шифра у доски.
III. Итог занятия.
Воспитатель: - Мы нашли части от шифра поздравления. Давайте попробуем собрать их. (Дети собирают части шифра между собой.)
Воспитатель: - Мы собрали шифр и теперь возвращаемся обратно в группу «Скажем дружно: раз, два, три повернись - в детский сад опять вернись!»
Воспитатель: - С каким новым звуком вы познакомились сегодня? Этот звук гласный или согласный? Звонкий или глухой? Каким может быть звук д[д`]. Произнесите его твердо и мягко. Какую новую букву вы узнали?
Воспитатель: - А кем вы были сегодня на занятии? Детективами. В названии профессии детектив есть звук [д]? Где он находится?
IV. Рефлексия.
Если вам понравилась работа, и вы легко справлялись с заданиями, то поверните лупу зеленой стороной.
Если вам было трудно выполнять задания, поверните лупу синей стороной.
Просмотр поздравления для всех мам.